Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы классификации научного знания Ф.Бэкона. Новые представления о первой философии и метафизике.






 

Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании.

В своём произведении «О достоинстве и приумножении наук» Ф. Бэкон дает классификацию наук. Принцип, положенный в эту классификацию, заключается в различении основных способностей человека:

1. память, которой соответствует такая научная дисциплина, как история.

2. воображение и связанные с ним фантазии, которым соответствует поэзия.

3. разум. С этой способностью человека Ф. Бэкон связывал такую научную дисциплину, как философия. При этом философию он также толковал предельно широко.

Историю, как научную дисциплину, Ф. Бэкон разделяет на две дисциплины:

1. естественную историю, задачей которой является описание явлений и природы (не познание, а просто описание)

2. гражданскую историю, цель которой заключается в описании явлений человеческого общества.

По поводу поэзии Ф. Бэкон ничего экстраординарного не написал.

Предметом философии, по мнению Ф. Бэкона, являются: бог природа человек.

16. «Искусство открытия» (эвристическая методология Ф.Бэкона)

 

Метод познания Ф. Бэкона называется эмпирическим методом познания, а именно опытно-индуктивным методом, т.е. основными средствами познания он считал опыт (эксперимент) и индукция. При этом он вначале подверг критике Аристотелевскую схоластическую методологию (его схоластическо-дедуктивный метод). Ф. Бэкон считал, что Аристотелевские силлогизмы и дедукция полезны лишь для изложения уже известного знания, но отнюдь не для открытия принципиально нового знания, ибо если в первых двух посылках силлогизма есть общие понятия, то в заключении, которое делается из этих двух посылок, нет ничего принципиально нового в сравнению с тем, что имеется в посылках. Элементарный пример: первая посылка: все люди смертны; вторая: Сократ – человек. Вывод: Сократ смертен. Заключение о том, что Сократ смертен, принципиально нового знания, по сравнению с тем, что все люди смертны, не дает. Поэтому, с точки зрения Ф. Бэкона, основными средствами достижения принципиально новых истин и являются эксперимент и индукция.

Под экспериментом Ф. Бэкон понимает активный, целенаправленный, планомерный опыт. Принципиальные отличия его эмпирического метода от Аристотелевской схоластическо-дедуктивно методологии заключаются в следующем.

Ф. Бэкон писал, что есть два пути познания. Один путь связан с тем, что сразу воспаряют от частных фактов и ощущений к предельно общим положениям, аксиомам (генеральным аксиомам). Далее из них выводятся средние аксиомы. Ф. Бэкон не отрицал значения в научном познании понятий. Но при этом он считал, что образование понятий должно носить постепенный и непрерывный характер.

Однако, с его точки зрения, более приемлем другой путь познания, при котором воспаряют от ощущений и частных фактов сначала к средним аксиомам, а потом на основе средних аксиом выводят предельно общие положения (генеральные аксиомы). Это и есть метод постепенного образования понятий и основных положений.

Ф. Бэкон проводил различие между своим истинно эмпирическим методом и методом грубых эмпириков. По его мнению, грубые эмпирики подобны муравьям, которые собирают всё, что им попадается, без разбора. Он также критиковал догматиков (схоластиков), которые пытаются выводить всё знание из себя, подобно тому, как паук выводит из самого себя паутину.

Свой эмпирический Ф. Бэкон уподоблял деятельности пчелы: пчела собирает дань на полях и в садах, потом перерабатывает эту дань в мёд с помощью своего умения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.