Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура чистого самосознания в формуле cogito ergo sum.






 

Чистое мышление или Cogito

1) Подвергнуть сомнению всё чему нас учили

2) Подвергнуть сомнению органы чувств

3) Подвергнуть сомнению чувственный опят по отношению к себе

4) Подвергнуть сомнению свое сознание.

Сон у всех европейских философов инобытие. Мыслю значит существую. Сдвижка с мышления на существование. rescogitens я есть мыслящая вещь. Принцип тождества мышления и бытия.

Когито означает факт самосознания, простую чистую изначальную рефлексию.

Когито – чистая спонтанная интеллектуальная активность, которая никем и ничем не определяется кроме себя самой.

Cogito= чувственность(пока не мыслит)+воображение(не воображает) + мышление (мыслит)

Опыт с восковой пластиной. Вещи он постигает не с помощью чувств, а с помощью мышления. Воспринимать – впечатывать (имплитинг). Я есть мышление, которое единство чувственности+ воображения+ мышление

Субстанция – вещь которая в своём существовании не нуждается." Cogito" Декарта тесным образом связано с развитием прежде всего математики, естествознания. Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и несомненное. И во сне и наяву, говорит Декарт, два плюс три всегда равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины подвергались сомнению. " Cogito" Декарта - это мыслящая субстанция, которая открыта нам непосредственно, в то время как другая субстанция, а именно материальная, раскрывается нам опосредованно. Таким образом, мыслящая субстанция - это мышление, а материальная субстанция - это тело, она обладает акциденциями - формой, положением, движением на месте и т.д. Мыслящая субстанция не обладает протяженностью, она неделима, материальная же субстанция, или телесная, наоборот, обладает протяженностью, она делима на отдельные части.

6.Правила метода Декарта (содержание второй части «Рассуждения о методе…»).

 

Основные положения своего метода Декарт сформулировал в следующих четырёх правилах:

Вот как об этом пишет сам Рене Декарт:

Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Итак, основное требование и содержание методологии Декарта заключается в следующем:

Исходя из интуитивно-достоверных основоположений, двигаясь по ступеням дедукции, руководствуясь критерием ясности и отчетливости, мы постигаем Истину.

От Декарта в науку и в педагогику вошло требование: " Всегда надлежит идти от известного - к неизвестному, от простого - к сложному и от абстрактного - к конкретному. "

 

7. Правила морали (3 часть «Рассуждения о методе…»).

 

Чтобы прожить как можно счастливее Декарт составил некоторые правила морали.

1) Повиноваться законам и обычаям страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости Божией, я был воспитан с детства и руководствуясь во всем остальном мнениями, сообща выработанными разумными людьми, в кругу которых ему предстояло жить.

2) Вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял х за вполне правильные.(В этом я уподоблялся путникам заблудившимся в лесу, которые не должны были кружить или блуждать, а идти по направлению которое они выбрали)

3) Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли.

Требуются продолжительные упражнения, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом.

Утвердившись в этих правилах, Декарт поставил их рядом с истинами религии, которые всегда были первым предметом его веры.

8. Метафизика Декарта (4 часть «Рассуждения о методе…»).

 

Декарт считал метафизику исходным пунктом своей философии; к ней теснейшим образом примыкают физика и другие конкретные науки. В «Началах философии» он писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого—метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

Материя Декарта (в отличие от схоластов, противопоставлявших земное небесному) едина: «материя неба не разнится от материи Земли»; «во всем мире существует только одна материя; мы познаем ее единственно в силу ее протяженности». Постановка вопроса о материальном единстве мира является заслугой Декарта. Отождествление материи и протяженности ведет еще к одному важному заключению: протяжение никогда не может быть пустым, не может прерваться, поэтому Вселенная безгранична.

Отождествление материи и протяженности ведет еще к одному важному заключению: протяжение никогда не может быть пустым, не может прерваться, поэтому Вселенная безгранична.

Получить из ничего вещь явно невозможно – писал Декарт. Поскольку неприемлемо допускать, чтобы более совершенное было следствием менее совершенного, как и предполагать возникновение какой-либо вещи из ничего, то я не мог сам её создать. Таким образом, оставалось допустить, что эта идея была вложена в меня тем, чья природа совершеннее моей и кто соединяет в себе все совершенства, доступные моему воображению – одним словом, Богом. К этому, я добавил, что, поскольку я знаю некоторые совершенства, каких у меня самого нет, то я не являюсь единственным существом обладающим бытием.

В своей физике Декарт развивает концепцию механистического детерминизма, которая нашла выражение в создании космогонистической гипотезы. Эта гипотеза содержала в себе прежде всего эволюционистскую концепцию мира. Декарт писал, что материальные вещи легче познать, видя их постепенное возникновение, чем рассматривая их как совершенно готовые. В космогонистической гипотезе Декарта роль Бога состояла лишь в создании материи и придании ей первоначального толчка, в результате которого возникает хаотическое движение. Ликвидация этого хаотического движения и образование Солнечной системы происходят уже по законам механики - вихреобразных движений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.