Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Св. Князь Константин Муромский. Мученическая кончина святого великого князя Игоря






 

Просветитель страны Муромской, св. благоверный князь Константин, был сыном князя черниговского, в удел которого входил и Муром. Эта стра­на была населена грубым и диким финским племенем, чрезвычайно закоренелым в язы­честве. Кудесники финские держали народ в своей власти и разжигали суеверия.

Великая христианская ревность напол­няла сердце князя Константина, и он сам просил отца поручить ему Муромскую об­ласть. Он задумал отдать свою жизнь делу просвещения ее жителей. Готовый на все, зная, что, может быть, придется запечат­леть свою деятельность смертью, св. Кон­стантин отправился в Муром. Ему сопут­ствовали его княгиня, два сына, Михаил и Феодор, дружина и несколько лиц духовен­ства.

 

 

Немного не доходя Мурома, князь послал вперед своего сына Михаила, убедить город­ских жителей, чтобы они спокойно приня­ли нового князя. Но, вместо ответа, муром­цы убили Михаила, выбросили тело его за город и приготовились к сопротивлению. Тогда князь обложил город. Муромцы сми­рились и приняли к себе св. Константина. Только что утвердившись в Муроме, князь стал просвещать язычников. Прежде всего он построил храмы, и первый из них в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь было погребено тело юного убиенного князя Михаила.

Спутники св. Константина объясняли му­ромцам заблуждения языческие, говорили о Боге и Его правде, о служении Ему, о хри­стианских обрядах. Часто и сам князь при­глашал к себе старейшин и убеждал их об­ратиться ко святой вере. Но на сорной почве трудно было вырасти насаждениям истины. Язычники были глухи к учению, а некоторые поклялись убить или выгнать из города про­поведника.

Однажды ожесточенная толпа с оружием подступила к княжескому двору. Усердно помолившись Владычице, князь с ее обра­зом в руке один вышел к возбужденной тол­пе. И тут совершилось чудо: во внезапном страхе бунтовщики пали на землю пред иконою Богоматери и стали просить у князя крещения. Св. Константин через несколько дней крестил Муромцев в Оке, как некогда в Днепре св. Владимир — киевлян.

Утверждая веру и гражданственность в глухом крае, св. князь в то же время оборо­нял пределы муромские от болгар и морд­вы. Наследовав Черниговское княжество, он предоставил Муром своему племяннику. Он скончался, горько оплакиваемый народом, в 1129 г. в Муроме и положен там в Благо­вещенском соборе, близ гробниц его сыно­вей — Михаила и Феодора.

С половины XIV века при гробе князя ста­ли совершаться чудеса. Пред Казанским по­ходом, молясь у гробницы, Иоанн Грозный дал обет, в случае дарования ему победы, воздвигнуть новый храм Благовещения. При постройке этого храма обретены мощи свя­того Константина и чад его нетленными и положены в особом месте стены.

Там, где убит был благоверный князь Ми­хаил, поставлен храм его имени.

Посреди тех междоусобий, которые ве­лись князьями из-за обладания киевским престолом, принял мученическую кончину св. великий князь Игорь (во св. крещении Гавриил). Он происходил из мятежного рода князя Олега Черниговского, на котором св. Мстиславу Великому столько раз пришлось выказать свое великодушие. Брат Игоря, Все­волод, восхитил киевский престол у потом­ков Мономаха и, умирая, передал его брату Игорю, которому киевляне и дали обет вер­ности. При этом, однако, они просили, что­бы Игорь сменил вельмож брата, которые угнетали народ; окруженный дурными со­ветниками, несмотря на добрые намерения умирить Киев, Игорь медлил исполнить обе­щание, и тогда киевляне, не любившие Оле­говичей и желавшие мономаховичей, пред­ложили тайно престол внуку Мономахову,

Изяславу Мстиславичу (брату св. Всеволода и Ростислава), который и пошел на Киев.

По дороге его встретили послы киевской области и говорили:

— Мы все за тебя; не хотим Олеговичей. Где увидим твои знамена, там и будем.

Между тем черниговские князья медлили помощью Игорю, торговались с ним, а когда собрались, было уже поздно. Киевские боя­ре под личиной верности Игорю ссылались потихоньку с Изяславом, и когда началась битва, Игорь увидел явную измену: в киев­ских полках развевались знамена Изяслава, и киевские бояре открыто передавались ему. Рать Игоря была разбита, Изяслав торже­ственно вступил в Киев и занял престол, а не­счастного Игоря, слабого ногами, схватили в болоте, где увяз его конь, держали несколько дней в подгородном монастыре на Выдубицах, потом заключили в темницу в Перея­славле. В своем бедствии он не имел и того утешения, чтобы кто-нибудь пожалел о нем, кроме верного его брата. Так он нес на себе расплату за грехи отца.

Вскоре, изнуренный печалью и болезня­ми, он изъявил желание отказаться от света.

— Давно и в самом счастье, — говорил он, — я хотел посвятить Богу душу мою. Ныне, в темнице и при дверях гроба, могу ли желать другого!

Изяслав ответил ему:

— Ты свободен; но выпускаю тебя только ради твоей болезни.

Его отнесли в келью; 8 дней лежал он, как мертвый, но после пострига совершенно вы­здоровел и принял схиму в киевской обите­ли св. Феодора.

Верный брат его Святослав желал ото­мстить за него, и Изяслав должен был высту­пить против него в поход, и прислал в Киев, прося помощи.

— Идем за тебя и с детьми, — кричали киевляне в ответ на речь посла Изяславова. Но в это время нашелся человек, который стал разжигать давнюю ненависть к Олего­вичам.

— Мы рады идти, — говорил он, — но вспомните, что враг князя и народа Игорь не в темнице сидит, а живет спокойно в мо­настыре св. Феодора. Умертвим его и тогда пойдем спокойно на черниговцев!

Народ безумный, как всегда безумна раз­жигаемая толпа, завопил:

— Да умрет Игорь!

Напрасно брат Изяслава Владимир уве­щевал народ.

Бунтовщики кричали:

— Нельзя разделаться добром с племенем Олеговым, — и толпами бежали к монастырю.

Когда Владимир подъехал к воротам оби­тели, они уже вели князя, которого схватили за литургией в храме. Напрасно тысяцкий и митрополит умоляли народ оставить Игоря.

— Куда ведут меня, брат любезнейший? — спросил Игорь.

Владимир закрыл его своею одеждой, привел в дом к своей матери, запер ворота, невзирая на ярость мятежников, которые толкали и били его. Наконец, разъяренная толпа вломилась в дом. Игоря безжалостно убили и волокли нагого по улицам до торго­вой площади. Потом тело Игоря перенесено было в церковь, облачено в соответствую­щую одежду и предано земле.

Совершая погребение, игумен Феодоров­ской обители воскликнул:

— Горе живущим ныне! Горе веку суетно­му и сердцам жестоким!

В это время загремел гром: народ ужас­нулся и стал плакать поздними слезами.

Св. князь Игорь убит 19 сентября 1147 г. В приделе св. Иоанна Богослова Великой церкви Киево-Печерской лавры находится Игоревская икона Богоматери, пред которою он молился перед смертью, принятою им, после терпеливых страданий за 14-дневное великое княжение, столь покорно и кротко.

Память его установлена праздновать 5 июня.

По летописи, св. Игорь был среднего ро­ста, сухощав, смугл, носил длинные волосы и узкую, небольшую бороду. В 1150 г. верный брат его перенес его мощи в Чернигов, где он были погребены в Преображенском собо­ре. Ныне они находятся неизвестно где. Есть весьма основательное предание, что во вре­мя нашествия Батые они с ракой опущены под пол собора и там стоят доныне. В конце прошлого века оборвалась часть карниза и проломила пол. Когда спустились в пролом, то увидали, что этот же кусок отшиб часть стоявшей глубоко под полом раки, о суще­ствовании которой ничего не знали, и через отверстие было видно нетленное тело в кня­жеской одежде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.