Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщающие произведения 16 века: Степенная книга, Никоновская летопись, «Домострой» (глава «О мирском строении»).






Около половины 16 века на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам лит. предприятий, ставящих себе задачей, путём подведения итогов прошлого с точки зрения официальной идеологии, во-первых, окружить ореолом это прошлое, во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. Появляется летописные своды, ставящие себе цель осветить историю некогда политически самостоятельных, а ныне объединённых под Москвой, русских земель как органическое преддверие к истории единого Русского государства. Одним из самых важных летописных сводов является Никоновская летопись, связанная с именем патриарха Никона. Русское государство рассматривается как вотчина московских государей, единоличных распорядителей и владельцев русской земли. Сухие фактические известия здесь прерываются обширными статьями, написанными в приподнято-торжественном стиле.

«Степенная книга» (1563 г.) составлена по инициативе митрополита Макария монахом Афанасием, преемником Макария на митрополичьей кафедре. Как и другие обобщающие литератруные предприятия, возникшие на московской почве в 16 веке, «Степенная книга» отразила борьбу служилого дворянства с боярской оппозицией за упрочение централизованного русского государства. Располагался материал по степеням великокняжеских колен и излагался в риторически-торжественном стиле. Использовав преимущественно наличную летописную литературу и её протографы и позаимствовав из неё ряд фактов чисто исторического характера, а также литературу агиографическую и устные легенды, «Степенная книга» так стилистически разукрасила свой материал, что в результате получился сплошной, очень высокопарный панегирик во славу русских государей вплоть до Ивана Грозного. Выспренний стиль распространяется на всех князей, даже не канонизированных.

«Степенная книга» поставила себе задачу путём связного и систематического изложения истории русского государства до предела возвеличить и прославить историческое прошлое и настоящее Московской Руси.

В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы 16 века стоят и внелитературные предприятия такие, как «Домострой», насквозь проникнутый такой же официальной идеологией. «Домострой» ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, гос.-общественной, семейной. «Домострой» очерчивает положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым должна руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем. Для понимания идейной атмосферы, в которой возникали многие основоположные произведения русской литературы не только 16, но и частично 17 века, знакомство с «Домостроем» даёт особенно обильный материал. «Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни и хранительницей высших бытовых и политических ценностей, а также выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла к семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи. Написан «Домострой» в большой своей части живым русским языком, почти без примесей церковнославянизмов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.