Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая конкретность. Осуждение «окаянного» Святополка. Выступление против братоубийственных раздоров, отстаивание идеи единства «Русской великой страны».






Житие несёт важную политическую идею родового старшинства в системе княжеского наследования. Подчинено задаче укрепления феодального правопорядка, прославлению вассальной верности: Б и Г не могут нарушить верности старшему брату, заменившему им отца. Б отказывается от предложения дружинников силой захватить Киев. Г, предупреждённый сестрой Предславой о готовящемся убийстве, добровольно идёт на смерть.

«Сказание» не следует традиционной композиционной схеме жития, описывавшего всю жизнь подвижника: оно излагает лишь 1 эпизод из жизни героев – их злодейское уб-во. Б и Г изображ. идеальными христианскими героями-мучениками.

Прославление подвига – в манере агиографической лит-ры: обильные монологи-плачи, молитвословия (ср-во выражения благочестивых чувств героев) [плач Б по умершему отцу, в кот. риторич. вопр. и воскл., хар-ные для церк. орат. прозы + образность народн. плача = опред. лирич. тональность, выраж. сыновью скорбь], [слёзное обращение Г к своим убийцам, полное драматизма]. Размышления, молитвы, плачи героев – ср-во раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя.

Многие монологи произ-ся «на уме си помышляя», «глаголааше в сердце своем»; это – плод авторского воображения. Показываются благочестивые чувства, помыслы идеал героев. Включение цитат из Псалтыри, Паремийника.

Психологическое состояние героев проявляется и в авторском описании [покинутый дружиной Б: в его душе соед-ся 2 чувства: скорбь в связи с предст. гибелью + радость идеальн. мученика] [Г, с радостью встречающий корабль в устье Смядыни, увидев на нём убийц, молит о пощаде – жизнен. правда + послед. этикетная предсмертная молитва, подобающая святому].

Для окружения Б и Г ореолом святости – и широкое использ. религ. фантаст. в опис. посмерт. чудес [в заключ. части жития + в похвале (традиц. библ. сравн., молитвен. обращения)].

Есть и обобщённая характ-ка внешности героев, строится по принципу механич. соединен различ. положит нравственных качеств [хар-ка Б].

Идеальным князьям-мученикам противопост. отриц. персонаж – «окаянный» Святополк. Одержим завистью, гордостью, властолюбием, лютой ненавистью к братьям; причина – происхожд. С: мать была черницей, потом расстрижена и взята в жёны Ярополком, после уб-ва его Владимиром, стала жен посл.=> Святополк произош. от 2х отцов. Хар-ка Св. дана по принципу антитезы с хар-ками Б и Г. Он – носитель всех отриц. человеч. качеств. Св. «окаянный», «треклятый», «2й Каин», у него «прескверные уста», «злый глас». За своё преступление несёт заслуж. наказание: в панич. страхе бежит с поля боя, разбитый Ярославом; ему постоянно слышится топот коней Я; в пустыне «межю чехы и ляхы» испускает дух. И если убитые им Б и Г «в векы живут», являясь земли Русской «утверждением», то от могил Святополка исходит «смрад зълыи на показание чловеком».

Святополк противопоставляется не только «небесным человекам» Б и Г, но и идеальному земному правителю Я., отомстившему за гибель братьев. Подчёркивается благочестие Я: перед боем со С он произн. молитву. + Битва происх. на месте убийства Б (река Альта) – символич. значение. Победа Я якобы связана с прекращением крамолы на Руси (политическая злободневность «Сказания»).

Драматизм повествования, эмоциональность стиля изложения, полит злободневность «Сказания» делали его весьма популярным в древнерусской письменности (дошло до нас в 170 (150?) списках).

6. Проповедническая литература XI-XII веков. Митрополит Илларион, «Слово о законе и благодати».

Краткий пересказ:

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство «благодати» над «законом», что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди «новых» народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к «насытившимся сладостью книжной» и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму «войти» к рабыне Агари и родить от нее. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей еще не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон. Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и дает Моисею Закон, который автор называет «тень, а не истина». Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошел в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог «разомкнул утробу» Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребенка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака. Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына. Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит еще одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть «Слова» посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришел к христианству и привел к нему весь свой народ.

 

Утверждение на Руси христианства, естественно, должно было с ранних пор сопровождаться развитием проповеднической, поучительной литературы, пропагандировавшей основные драматические и нравственные положения новой веры. Проповедь, обращенная к широкому кругу слушателей и читателей, излагала элементарные основы христианской религии и пользовалась удобопонятным, простым языком. В ней отсутствовала образность выражения, стилистические украшения речи – одним словом все, что могло бы затруднить ее понимание. Другое дело – торжественная проповедь, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. Такая проповедь в древности была одновременно фактом и фактором литературного развития.

Наиболее замечательным представителем такого рода проповеди был Иларион. Сведения о его жизни и литературной деятельности крайне скудны.. Упоминания о нем мы находим в «Повести временных лет», где под 1051 г. сообщается о том, что Ярослав вместе с собором русских епископов поставил Илариона, бывшего прежде священником в киевском пригороде Берестове, в русские митрополиты. Ещё одно упоминание - в Киево-Печерском патерике, где сказано, что Илларион был пострижен в монахи Печерского монастыря. Поставление Иллариона в митрополиты было очень важным актом в истории русской государственной и церковной политики, так как оно явилось сознательным шагом к освобождению русской церкви от административного вмешательства церкви византийской, присылавшей на Русь своих митрополитов.

Ни в одном из дошедших до нас списков «Слова» имя Илариона не обозначено, но за принадлежность его Илариону, помимо ряда чисто исторических соображений, говорит и то обстоятельство, что в одной из рукописей вслед за «Словом» тем же почерком написано «Исповедание веры», о котором сказано, что оно принадлежит «мниху и прозвитеру» Илариону. Кроме того, в обоих сочинениях наблюдается сходство выражений, в частности там и тут великий князь именуется «каганом».

«Слово» датируется промежутком времени от 1037 и 1050 г.г.: в нем упоминается церковь Благовещания у Золотых ворот, построенная Ярославом в 1037 году, и говорится как о живой, о жене Ярослава княгине Ирине, умершей в 1050 г. Таким образом, «Слово» было составлено еще до возведения Иллариона в сан митрополита.

«Слово» слагается из трех частей, как это явствует из его полного заглавия: «О законе Моисеем данеем, и облагодати и истине, Иисус Христос бывши и како закон отиде, благодеть же и истина всю землю исполни, и вера и вся языкы простреся и до нашего языка рускаго и похвала кагану (царю) нашему Влодимеру, от него же крещении быхом, и молитва к богу от всеа земля нашеа». Основное положение, развиваемое в первой части «Слова», - превосходство Нового завета над Ветхим, христианства над иудейством. Взаимоотношение бога и людей в эпоху иудейства, по мысли Иллариона, устанавливалось «законом», началом несвободным, принудительным, формальным, в эпоху же христианства – «благодатью», означающей свободное общение человека с богом. Благодать для Иллариона – синоним истины, закон же - лишь тень, подобие истины. Закон – слуга и предтеча благодати, благодать же – слуга будущему веку, жизни нетленной. Прежде закон, потом – благодать, прежде подобие истины, потом – истина. Образ закона и благодати – Агарь и Сара, сначала первая – рабыня, затем вторая – свободная. Мысль о всемирной роли христианства иллюстрируется Илларионом целым рядом цитат из ветхозаветных книг и из Евангелия. Илларион обращается к православию Христа, как насадителя благодати.

«Вера благодатная распространилась по всей земле и дошла до нашего народа русского, и озеро закона иссохло, евангельский же источник наводнился, покрыл всю землю и пролился на нас…» Следует ряд цитат, после которых идет вторая часть «Слова» - похвала инициатору приобщения Руси к христианству – Владимиру, начинающаяся так: «Хвалить же похвальными гласы Римскаа страна Петра и Павла, има же вероваша в Иисуса Христа… все страны чтут….Похвалим же и мы …кагана нашеа земли Володимера.»

Прославив Владимира за его обращение к христианству, за распространение христианской веры в Русской земле и за его щедроты к бедным и сравнивая во всем этом русского князя с Константином Великим, Иларион переходит к прославлению Ярослава как продолжателя дела Владимира, после чего следует патетическое обращение к умершему Владимиру с призывом к нему встать и посмотреть на процветание Русской земли и русской церкви: «Встани, о честаа главо, от гроба твоего, встани, отряси сон! И си вся видев возрадуйся и возвеселися и похвали благаго бога, всем сим строителя».

В заключении Иларион обращается к Владимиру с просьбой помолиться о земле Русской, о людях и о сыне его Ярославе (в «Слове» Ярослава называют Георгий). Заканчивается «Слово» молитвой к богу от лица всей русской земли.

Написание «Слова», несомненно, вызвано было стремлением Илариона отстоять идею независимости от Византии Русской церкви, а также идею равноправия всех христианских народов, независимо от времени приобщения их к христианству. Илларион подчеркивает, что Владимир принял христианство по собственному почину и по непосредственному внушению свыше. И ниоткуда из «Слова» не видно, что Византия принимала какое-либо участие в принятии Владимиром христианства.

Иларион прославляет Владимира не только за его благочестие, но и за мужество и за государственные заслуги, за то, что он покоил окруженные страны.

Если «Похвала» Владимиру является идейным средоточием «Слова», то предшествующее ей рассуждение о законе, как о символе иудейской религии, и благодати, как выражении христианского вероучения, является логическим введением к «Похвале», раскрывающим смысл значение того нового религиозного начала, которое Владимир утвердил в Русской земле, а молитва от лица Русской земли – торжественным заключением всего «слова».

Так как это торжественная проповедь, то написано произведение не простым языком, а в ораторском стиле. Особенности ораторского стиля – символический параллелизм и сравнения, олицетворение отвлеченных понятий, метафоры, антитезы, повторения, риторические восклицания и вопросы.

Образцы символического параллелизма: сопоставление закона с тенью, светом луны, ночным холодом и библейскими персонажами Агарью и Измаилом, а благодать – с солнечным сиянием, с теплотой, с Сарой и Исааком.

Метафорические выражения «Ты правдою бе облечен, крепостию препоясан, истиною обут...».

Олицетворение: обращение благодати к богу с просьбой сойти на Синай и положить закон.

Антитеза: «прежде закон ти, потом благодеть, прежде стень ти, потом истина».

Повторени я: «ново учение, новы мехи, новы языки, и обое соблюдется», «Хрситос, победи, Христос, одоле, Христос, воцарися, Христос, прославися».

Риторические восклицания присутствуют в том же обращении к Владимиру. Риторический вопрос в начале «Слова»: «И что успе закон, что ли благодатиь?»

«Слово» в ряде случаев дает образчики ритмической организации речи: «нагыа одевая, жадныа и алчныа насыщая, болящим всяко утешение посыла, должныа искупаа, работыим свободу дая». «Слово» Иллариона написано библейским, книжным языком. Большое кол-во цитат в сочинении. В иных местах влияние церковных песнопений, тропарей, акафистов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.