Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правописание специальных терминов






Слитно пишутся:

1. Образованные путем сложения основ с помощью соединительной гласной о или е: лечить водой – водолечение, лечить грязью – грязелечение, обращение крови – кровообращение.

Важно помнить, что в сложных словах с основой на твердый согласный пишется соединительная гласная о, а в словах с основой на мягкий согласный и шипящий ц – е. Например: жаропонижающие таблетки.

1. Образованные путем сложения основ без соединительных гласных о и е. Например: железодефицитный, цитопатологический.

2. Сложносокращенные слова (главврач, завотделением, медсестра).

Через дефис пишутся:

1. Образованные из двух или более основ, которые обозначают равноправные понятия (между ними можно поставить союз и). Например: черепно-мозговая травма, кишечно-желудочный тракт, научно-консультативный центр, сердечно-сосудистый аппарат.

2. Образованные путем сложения целых слов: гамма-терапия, гамма-излучение, гамма-молекула.

3. Обозначающие оттенки цветов: бледно-розовый, желто-лимонный, желто-зеленые выделения.

4. Обозначающие качество с дополнительным оттенком: уныло-кислый вид, горько-соленый вкус, фруктово-ягодный, водно-солевой раствор.

 

Задание 1. Объясните способ образования и правописание следующих сложных слов: железодефицитный, врач-офтальмолог, сосудодвигательный, сердечно-сосудистый, антисептика, научно-исследовательский.

Задание 2. Сделайте разбор следующих слов по составу

Инфекционный, хирургический, безвредный, аминокислоты, полноценный, безболезненный, стоматологический, злоупотребление, кровоостанавливающий, врач-эпидемиолог.

Задание 4. От данных слов образуйте новые слова

Например:

очистить – очищение

операция – операционный

Назначить, поступить, изучить, владеть, читать, молотить, гнать желчь, средство против пота, инфекция, инкубация, стратегия, прогресс, печень, почки, утвердить.

Дефиниция (определение) - краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином.

Например: Полилог - форма речи, в которой участвуют несколько говорящих. Полиглот - человек, владеющий многими языками.

Виды дефиниций:

А. Квалификационная - характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков, которые приводятся по принципу «от общих, родовых, к более узким, видовым».

Б. Ситуативная - характеризуется частичным воспроизведением полной дефиниции. Структура ситуативной дефиниции определяется контекстом.

Стандартное использование видов дефиниций:

А) Квалификационные:

1. первое упоминание термина в работе;

2. коррекция дефиниций, предложенных другими исследователями;

3. введение нового термина.
Б) Ситуативные:

1. упоминание уже приведенного в работе термина;

2. упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы.

Процесс формирования дефиниции.

1. Этап. Наблюдение над особенностями определяемого предмета, выделение характерных признаков.

2. Этап. Классифицирование выделенных признаков по родовидовой принадлежности.

3. Этап. Формулирование дефиниции по принципу «от родовых к видовым признакам». Название видового понятия - гипоним, например, диван, стол, шкаф. Название родового понятия - гипероним, например, мебель.

4. При объяснении значений терминов используется модель дефиниции: «Что есть что», «Что называется чем», «Что является чем».

Внимание! Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющие предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция.

Задание. Определите на основе содержания статьи актуальные направления современных исследований лингвистики текста.

ДЕФИНИЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА

В данной статье рассматривается один из жанров научной прозы - учебник, или «учебно-научный текст». Большинство исследователей определяет учебно-научный текст как специально организованный учебный печатный материал, имеющий определенную структуру и выполняющий дидактические функции. Тексты учебников направлены на постепенное раскрытие системы научных знаний, снабжены научным аппаратом в виде сносок, комментариев и т.д. Обычно присутствует также технический прием горизонтального членения текста на абзацы, тематические разделы.

Рассматривая весь текст определенного учебника как макротекст, необходимо обратить внимание на такие экстралингвистические факторы, как личность создателя текста, содержание текста, цель написания текста и предполагаемого адресата, т.е. на цепочку: автор-текст-адресат.

Автор учебника обычно является авторитетом в своей области знаний, коммуникативная цель которого в момент создания текста заключается в том, чтобы воздействовать на интеллектуальную деятельность адресата, его-то автор обязательно имеет в виду при создании текста. Ведь цель автора - довести уровень и объем знаний читателя до нужного объема, сформировать необходимый уровень предметной компетенции. Учет адресата сказывается в том, что автор реализует свое коммуникативное намерение для создания текста определенного типа. Адресат моделируется как человек, обладающий меньшим объемом знаний, чем адресант. Адресат же выступает в этом случае как лицо, заинтересованное в получении информации, и уровень коммуникативного контакта здесь достаточно высок.

В нашем случае адресатом является студент вуза, для которого казахский язык является родным, и он владеет предметной компетенцией в объеме школьной программы. Учет моделируемого адресата в данном «Пособии по научному стилю» находит отражение в том, что используется определенный учебный лингвистический материал, в усвоении которого студент-адресат выступает заинтересованным лицом. Изучение языка специальности на русском языке является дополнением для учебно-профессиональной компетенции.

Овладение предметной компетенцией происходит в процессе изучения текста учебника, поэтому он должен быть понят адресатом. Понимание невозможно без выяснения значения терминов - основных информативных единиц языка. И коммуникативная установка автора текста, его стратегия и тактика находят свое выражение в композиции и структуре учебно-научного текста, а умению дать им характеристику, производить их анализ - учит материал предлагаемого пособия.

Внимание! Дефиниция - это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; лингвистическое толкование значения

слова.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ДЕФИНИЦИЯ (дэ), дефиниции, ж. (латин. definitio) (книжн.). Определение, истолкование понятия.

 

 

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Дефиниция ж.
Краткое и точное определение, толкование какого-л. понятия.

 

 

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

ДЕФИНИЦИЯ франц. объяснение, толкование, истолкование, определение слова, понятия или предмета.

 

Задание. Подготовьте устный пересказ научного текста.

В научных текстах дефиниции не являются не изолированными предложениями или группой предложений. Они тесно связаны с окружающим их контекстом и оказьшаются составной частью микротекстов различного типа. Различаются два типа микротекстов: микротексты, содержащие только одну дефиницию, и микротексты, включающие в свой состав две и более дефиниций.

В микротекстах первого типа дефиниция может находиться в начале, середине или конце микротекста. В случае, когда дефиниция занимает начальное положение, дальнейшее развертывание текста идет по трем направлениям:

а) дается описание предмета, явления, процесса, определяемого данным термином; б) приводятся примеры данного предмета, явления, процесса; в) дается классификация данных предметов, явлений, процессов.

Если дефиниция находится в конце микротекста, то сначала автором разъясняется понятие; поскольку оно недостаточно известно адресату, затем формулируется вывод как результат объяснения, в который включаются определения соответствующих терминов.

При серединном положении дефиниции возможны два варианта развертывания текста. В первом случае сначала автор дает объяснение или описание предмета, явления, процесса, затем идет определение термина, далее автор продолжает объяснение темы. Во втором случае после введения термина и его дефиниции автором делается вывод, в котором дается уточнение структуры дефиниции.

После выявления дефиниций внимание обучаемых направляется на характер связей, существующих между предложениями, содержащими определение термина, и контекстом. Местоименные повторы и повторы одной и той же лексемы наиболее частотны. Что касается синонимических повторов, то они крайне редки, что правомерно объясняется тяготением языка науки к терминологической точности и однозначности.

Задание 1. Приведите примеры терминов, используемых в вашей специальности, дайте им развёрнутое определение, переведите их на казахский язык (Для выполнения задания используйте Политехнический словарь, а также русско-казахские терминологические словари)

Задание 2. Прочитайте текст.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.