Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марафонский бег






Это было две с половиной тысячи лет назад. Могущественный флот персид...ого царя Дария высадился на грече...ую землю. Гре­ки вступили в неравный бой. От исхода сражения, разгоревшегося около селения Марафон, зависела судьба Греции. Отважные гре­че...ие воины разбили персов.

С вестью о победе в Афины был послан самый быстроногий воин. Гонец бежал не жалея сил. Юноша прибежал на город...ую площадь и громко крикнул: " Победа! " Но тут силы покинули его, он упал и умер.

На первых Олимпий...их играх в память о самоотверженном юноше было устроено состязание по бегу. Участники соревнований должны были пробежать такое расстояние, какое преодолел гре­че...ий воин. - сорок два километра сто девяносто пять метров.

С тех пор марафон...ий бег входит в программу Олимпий...их игр.

 

5. а)Составьте сценарий открытия спортивных состязаний

б)Составьте проекты по укреплению здоровья, введя в основной текст данные ниже ключевые слова

Направления, необходимых для укрепления здоровья:

- сохранение устойчивости нервной системы

- укрепление сердечно – сосудистой системы

- сохранение нормальной массы тела

- совершенствование механизма дыхания

совершенствование скелетной мускулатуры

 

Ключевые слова:

а) раздражение, чувство, сдержанность, переживание, радость, вера, настроение, улыбка, плач, сон;

б) давление крови, пульс, донор, физическая нагрузка, переутомле­ние, питание, одежда, режим труда;

в) аппетит, желудочный сок, печень, зубы, пища, режим питания,

витамины, диета, лишний вес;

т) тепло, повышение температуры, купание, природные факторы, влажность, жара, холод, согревание, отмораживание;

д) носовая полость, дыхательные пути, воздух, пыль, загрязнение,

насморки, курение, дыхание, г) рост, скелет человека, мышцы, утомление, отдых, ритм, масса тела, центр тяжести, устойчивость, позвоночник, конечности, ребра.

Грамматический материал

Деепричастие.

Деепричастие - это неизменяемая форма глагола, ко­торая обозначает –добавочное действие и отвечает на во­просы что делая? что сделав? (Он шёл, посвистывая топ­ко). Деепричастие относится к сказуемому и выполняет в предложении функцию обстоятельства.

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -а, -я (читая, дыша). Деепричастия совершенного вида обра­зуются от основы прошедшего времени при помощи суффиксов_ (на месте суффикса ), -ши: прочитав, спас­ши.

2. От некоторых глаголов деепричастия не образуются (петь, плясать, печь, вязать, шить).

3. Частица не с деепричастиями пишется раздельно (не дыша, не сказав ничего), за исключением слов, не употребляющихся без не (негодуя, ненавидя).

4. Основное действие, обозначенное сказуемым, и добавочное, передаваемое деепричастиями, совершаются одним субъектом.

5. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот, который на письме выделяется с двух сторон запятыми. Не выделяются деепричастия:

а) если они переходят в наречие (шёл согнувшись);

б) если они входят во фразеологический оборот (рабо­тать спустя рукава, сидеть сложа руки);

в) при тесной связи с глаголом-сказуемым.

Образование и правописание деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида образуются от глагольных основ при помощи суффиксов.

Деепричастия н е с о в е р ш е н н о г о в и д а образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов –а, -я. Например: дыш-у─ дыша, игра-ю─ играя.

При этом возможно чередование согласных, например: вижу-видя, сижу-сидя, терплю- терпя.

Деепричастия с о в е р ш е н н о г о в и д а образуются следующими способами:

1. От основы инфинитива прт помощи суффиксов –в- (-вши-). Например: сказа-ть ─ сказав(-вши), посея-ть─ посеяв(-вши), увиде-ть─ увидев(-вши), построи-ть─ построив(-вши).

Деепричастие с суффиксом –вши употребляется в устном народном творчестве и в литературе прошлых лет. Например: не давши слова, крепись, а давши слово─ держись. (Посл.) Увидевши слона, ну на него метаться. (Кр)

На письме в безударном положении перед суффиксами -в, (-вши) сохраняется та же гласная, что и в основе инфинитива.

  1. От основы настоящего (будущего простого) времени глаголов на –сти, -чь при помощи суффиксов –я, (-ши). Например:

Привести─ привед-у─ приведя

принести─ принес-у─ принеся

подойти─ подойд-у─ подойдя

испечь─ испек-у─ испекши

  1. От основы прошедшего времени глаголов, имеющих различные основы инфинитива и прошедшего времени, при помощи суффикса –ши. Например: подойти─ подоше-л─ подошедши; найти─ наше-л─ нашедши.

Упражнение 226. Образуйте от данных глаголов форму 1л.ед.числа настоящего времени и деепричастие. Укажите вид деепричастия, суффикс подчеркните.

Рассказывать, описывать, спешить, ненавидеть, любить, предвидеть, слушаться, смотреться.

Упражнение 227. Образуйте от данных глаголов деепричастия. Укажите вид деепричастия, суффиксы подчеркните. Отметьте гласную, общую для основы инфинитива и деепричастия.

Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься, обидеть, залаять.

Образование и правописание деепричастий несовершенного и совершенного вида.

 

Деепричастия несовершенного и совершенного вида образуются от глагольных основ при помощи суффиксов.

Деепричастия н е с о в е р ш е н н о г о в и д а образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов –а, -я. Например: дыш-у─ дыша, игра-ю─ играя.

При этом возможно чередование согласных, например: вижу-видя, сижу-сидя, терплю- терпя.

Деепричастия с о в е р ш е н н о г о в и д а образуются следующими способами:

4. От основы инфинитива прт помощи суффиксов –в- (-вши-). Например: сказа-ть ─ сказав(-вши), посея-ть─ посеяв(-вши), увиде-ть─ увидев(-вши), построи-ть─ построив(-вши).

Деепричастие с суффиксом –вши употребляется в устном народном творчестве и в литературе прошлых лет. Например: не давши слова, крепись, а давши слово─ держись. (Посл.) Увидевши слона, ну на него метаться. (Кр)

На письме в безударном положении перед суффиксами -в, (-вши) сохраняется та же гласная, что и в основе инфинитива.

  1. От основы настоящего (будущего простого) времени глаголов на –сти, -чь при помощи суффиксов –я, (-ши). Например:

Привести─ привед-у─ приведя

принести─ принес-у─ принеся

подойти─ подойд-у─ подойдя

испечь─ испек-у─ испекши

  1. От основы прошедшего времени глаголов, имеющих различные основы инфинитива и прошедшего времени, при помощи суффикса –ши. Например: подойти─ подоше-л─ подошедши; найти─ наше-л─ нашедши.

Упражнение 226. Образуйте от данных глаголов форму 1л.ед.числа настоящего времени и деепричастие. Укажите вид деепричастия, суффикс подчеркните.

Рассказывать, описывать, спешить, ненавидеть, любить, предвидеть, слушаться, смотреться.

Упражнение 227. Образуйте от данных глаголов деепричастия. Укажите вид деепричастия, суффиксы подчеркните. Отметьте гласную, общую для основы инфинитива и деепричастия.

Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься, обидеть, залаять.

 

Упражнение 17. Образуйте деепричастия:

Борются, работают, строят, сеют, поднимаются, ве­дут, держат, слышат, совершенствуют, соревнуются.

Упражнение 18. Образуйте деепричастия:

Возвратился, понял, приготовился, отыскал, наладил, устроил, увлёкся.

Упражнение 19. Спишите, заменив глаголы деепричастиями.

Солнце разгорелось на небе, как бы (свирепеть), па­рило и пекло неотступно. Сказки бабушка сказывает тихо, таинственно (наклоняться) к моему лицу, (загля­дывать) в глаза мне расширенными зрачками, точно (вливать) в сердце мне приподнимающую меня силу. Ядро зажужжало и пролетело над нами, не (сде­лать) никакого вреда. Здесь тучи смиренно идут подо мною, сквозь них, (низвергаться), шумят водопады.

Упражнение 20. Допишите предложения, выбрав один из вариантов.

Сбегая по откосам оврагов (звенели весенние песни ветров; ветры.звенели весенними голосами). Выступив из берегов (река затопила луга; луга оказались под во­дой). Сев за рояль (раздались звуки вальса; девушка за­играла вальс). Получив письмо (радость охватила меня; я очень обрадовался).

Упражнение 21. Замените придаточное деепричастным оборотом.

Шофёр, когда подъехал к перекрёстку, резко затормо­зил. Солнце, когда выкатилось из-за гор, осветило вер­хушки сосен. Когда я проснулся, услышал чьи-то шаги. Экзаменатор задавал дополнительные вопросы, так как желал убедиться в знаниях учащихся. После того, как собрали походное, снаряжение, туристы отправились в путь.

Упражнение 22. Спишите, раскрывая скобки.

Почти (не) уменьшая хода, машина круто разверну­лась. (Не) заезжая к себе, она отправилась к подруге. (Не) зажигая огня, я разделся и скользнул под одеяло. (Не) дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату; (Не) доумевая, кому он мог понадобиться глухой ночью, он вышел на террасу. Отец встал и, (не) раздумывая, пожал Тимуру руку. Когда они подходили к платформе, мимо станции, (не) останавливаясь, про­ходил военный эшелон. (А. Г.)

Упражнение 23. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните деепричастия.

В государств... ромаш...к у края, где ручей, задыха…сь, поёт, прол..жал бы всю ноч... до утра я, запроки­нув лицо в неб...свод. И весе...нему шуму посреди оч...рован...ых трав, всё лежал бы и думал я думу бе...пр...дельных п...лей и дубрав. (В. Заб.)

Упражнение 24. Сопоставьте написание частицы не с глаголами, краткими прилагательными и деепричастиями.

(Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. (Не) пригож ливом, (не) хорош умом, а идешь кругом. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. (Не) берись лапти плести, (не) надравши лыка. (Не) хвались избой, (не) затопив печь. (Не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь.

Деепричастный оборот.

К деепричастию могут относиться зависящие от него допол­нения или обстоятельства. Например: Кончив работу, он уехал. Люди беседовали, сидя вокруг стола.

Деепричастие кончив имеет при себе дополнение работу. Деепричастие кончив имеет при себе обстоятельство места вокруг стола.

Деепричастие с зависящими от него словами называется деепричастным оборотом. В приведённых примерах слово­сочетания кончив работу, сидя вокруг стола – деепричастные обо­роты. Деепричастный оборот выделяется запятыми. Например: Мать, закрыв окно, медленно опустилась на стул. (М. Г.)

Деепричастие, не имеющее зависимых слов, также обычно вы­деляется запятыми: Брат, проснувшись, быстро вскочил с постели.

Упражнение 29. Спишите отрывок из романа М.Горького «Мать». Подчеркните деепричастные обороты.

Листки, призывавшие рабочих праздновать Первое Мая, почти каждую ночь наклеивали на заборах, они появлялись даже на 3 дверях полицейского управления, их каждый день находили на фабрике. По утрам полиция, ругаясь, ходила по слободе, срывая и соскабливая лиловые бумажки с заборов, а в обед они снопа летали на улице, подкатываясь под ноги прохожих.

Из города прислали сыщиков; они, стоя на улицах, щупали глазами рабочих, весело и оживлённо проходивших с фабрики на обед и обратно. Всем нравилось видеть бессилие сыщиков, даже пожилые рабочие, усмехаясь, говорили друг другу:

– Что делают, а?

Всюду собирались кучки людей, горячо обсуждая волнующий призыв. Жизнь вскипала, она в эту весну для всех была интереснее, всем несла что-то новое.

Упражнение 30. Прочитайте предложения из произведений Горького. Поставьте вопросы к деепричастным оборотам.

1.Мать, стараясь не шуметь посудой, наливала чай и вслу­шивалась в плавную речь девушки. 2.Павел встал и начал xoдить по комнате, заложив руки за спину. 3.Узнав новость, он быстро вскочил, лицо его побледнело. 4.Чай пили долго, ста­раясь сократить ожидание. 5.Он шёл медленно, крепко опираясь на палку. 6.Павел, овладев собой, стал говорить проще, спокойнее. 7.Порою он останавливался, не находя слов. 8.Окончив ужни, вес расположились вокруг костра; перед ними, торопливо поедая дерево, горел огонь, сзади нависла тьма, окутав лес и небо. 9.Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. 10. Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово и слово – в дело. 11.Невозможно ничего вообразить, не опираясь на реальность, на факты.

Упражнение 31. Одно из двух предложении напишите с деепричастным оборотом, данным в скобках. Деепричастный оборот ставьте в начале предложения.

Образец: Паровоз гудел. Раздавался гудок паровоза (подъ­езжая к станции).– Подъезжая к станции, паровоз гудел.

1. Его охватило волнение. Он взволновался (услышав новость).

2. Работа продолжалась. Студенты продолжали работу (по­обедав и отдохнув полчаса).

3. Она захлопнула дверь. Дверь захлопнулась (выходя из дома).

4.Перчатки пропали. Я потерял перчатки (возвращаясь домой).

5. Мы решили собраться у него. Было принято решение со­браться у него (узнав о его приезде).

6. Он не мог ответить на письмо. У него не было возможно­сти ответить на письмо (не имея адреса).

 

Задание на дом: напишите рассказ на тему: Наука и современность

Ответьте на вопросы:

1.Что является характерной языковой особенностью научного стиля?

2.Что такое термин и что свойственно для термина?

3.На какие две группы распадается терминологическая лексика?

4.Какие термины занимают ведущее место?

5.Где встречаются узкоспециальные терминологические слова?

6.Где встречаются общенаучные термины?

 

2.Ваш научный руководитель порекомендовал вам сократить доклад. Сформулируйте эту мысль в виде нескольких предложений, при этом предположите, что научный руководитель- профессор, назовите её имя, отчество, и фамилию. Употребите в этом высказывании глаголы посоветовать и предложить, отметить, прочитать, заметить.

3.Воспроизведите диалог в лицах, дополнив его вопросами, которые мог бы задать студент преподавателю на консультации. Употребите в диалоге реплики со значениями утверждения, отрицания, сомнения.

4.Приведите высказывания ученых, писателей государственных деятелей о правильном сочетании умственного и физического труда.

5.Напишите сочинение на тему Как я представляю себе активный отдых?

Что важнее- труд или талант, и может ли одно существовать без другого в научном стиле поиске. Поспорьте. Используйте в дискуссии слова и выражения со значением согласия или несогласия, одобрения или неодобрения.

 

6.Проверьте себя, используя для этого толковые синонимические словари, различаете ли вы употребление данных ниже слов. Составьте предложения.

Священный и святой, обязанность и долг, хранить и беречь, флаг и знамя, курган, холмы возвышенность, первооснова и начало, свет и цвет, вечно и всегда, совершать и делать, жить и существовать, родня, родные, родина, отечество, отчизна.

7. Составьте и напишите рассказ на тему: Мой родной край.

8. Выступите в роли экскурсовода, сопровождая свой рассказ демонстрацией собранных материалов. Расскажите о самом знаменательном событии в истории вашей республики.

9. Напишите заметку об экскурсии в музей. Укажите какое впечатление произвела на вас экскурсия, какая экспозиция особенно понравилось, что нового вы узнали об истории вашей республики.

10. Вы получили письмо от друга, который учится в МГУ и живёт в общежитии. Подумайте, о чём он мог написать вам. Используйте опорную лексику: комендант общежития; подниматъся на лифте; спускаться на лифте; дежурный по этажу; график дежурств; самооослуживание; следитъ за поряд-ком; соблюдать чистоту, порядок, тиишну; жить дружно, весело, душа в душу; до учебного корпуса рукой подать учебный корпус в двух шагах.

11. Постройте диалог на тему: Любимый вид спорта ", используя реплики -вопросы.

— Каким видом спорта ты увлекаешься?

- Чем тебе нравится этот вид спорта?

- Какие качества формирует этот вид спорта?

— Достиг ли ты успехов в этом виде спорта?

 

- Кого из известных спортсменов ты знаешь?

- Из каких газет ты знаешь о спортивных новостях.'

 

- Какие спортивные передачи тебе особенно нравятся?

7. Прослушайте телевизионные " Новости спорта". Подготовьте информацию о спортивных мероприятиях, проходящих в вузе, в городе, районе или области. Подумайте, какие качества необхо­димы спортивному обозревателю.

 

8. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные

конструкции.

1. Хочешь иметь хорошее здоровье —....

2. Не хочешь болеть -....

3. Легко простываешь -....

4. Интересуешься спортивными новостями -....

5. Мечтаешь о спортивных достижениях -....

6. Хочешь стать обладателем спортивного кубка -....

7. Думаешь побывать на Олимпийских играх —....

8. Записался в спортивную секцию-....

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.