Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласованное и несогласованное определение.






 

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? сколько?

Определение всегда относится к существительному.

Определение, которое согласуется с существительным, назы­вается согласованным. Например:

Стояла свежая безлунная ночь ранней южной осени. (Фад.)

Какая ночь стояла? – Свежая, безлунная (им. п. ед. ч. ж. р.).

Ночь какой осени? – Ранней южной (род. п. ед. ч. ж. р.).

Согласованные определения стоят в том же падеже, роде и числе, в каком стоят определяемые существительные (ночь, осени).

Определение, которое не согласуется с существительным, называется несогласованным. Например:

Изба лесника состояла из одной комнаты.

Чья изба? – Лесника.

Определяемое слово изба стоит в именительном падеже. Определение лесника стоит вродительном падеже. Лесника – несогла­сованное определение.

 

Выражение определения

А. Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, числительными и местоимениями. Например:

Тёмные тучи закрыли небо. Какие тучи?
Над потемневшими полями гремели раскаты грома. Над какими полями?
Я с тремя товарищами поспешил домой. Со сколькими товарищами?
Не успели мы добежать до нашего дома, как полил проливной дождь. До чьего дома?

 

Б. Для выражения несогласованных определений употребляются следующие части речи:

1. Существительные в родительном падеже без пред­лога и в косвенных

падежах с предлогами.

Дверь в коридор была откры­та. Какая дверь?
Все собрались в комнате брата. В чьей комнате?
Я был на концерте песни. На каком концерте?
Нам понравилось выступление певицы. Чьё выступление?
Путешёственники ночевали в лесу в шалаше из веток. В каком шалаше?
Мы катались на лодке с парусом. На какой лодке?

 

 

2. Притяжательные местоимения третьего лица его, её и их.

Все собрались в его комнате В чьей комнате?
Нам понравилось её выступле­ние. Чьё выступление?

 

3.Прилагательные в сравнительной степени.

Среди нас не было человека веселее его. Какого человека?
Принеси мне книгу поинтереснее. Какую книгу?

 

4.Наречия.

Аптека находится в доме на­против. В каком доме?
Меня утомила езда верхом. Какая езда?

 

1. Неопределённая форма глагола.

Наша попытка подняться на гору увенчалась успехом. Какая попытка?
Он не выполнил своего обещании приехать к нам летом. Какого обещания?

 

 

6. Несогласованные определения часто выражаются соче­таниями прилагательных или числительных с существительными в родительном падеже.

Вошёл человек высокого роста.

Здесь занимаются студенты второго курса.

У него есть брат двенадцати лет.

 

 

Теоретическая часть.

 

Упражнение 34. Прочитаете предложения из романа Горького «Мать». Укажите согласованное и несогласованное определения.

 

1. В кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 2. Наташа глубоко вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке, с картинками. 3. Мать... наливала чан и вслушивалась в плавную речь девушки. 4. Ей привилось лицо Наташи, внимательно наблюдавшей за всеми. 5. События послед­них дней сильно утомили её. 6. Мать посмотрела на сына - он стоял у двери в комнату и улыбался. 7. Ей нравилось говорить с людьми, правилось слушать их рассказы о жизни.

 

Упражнение 35. Замените несогласованные определения согласованными.

 

1. Однажды в наш город приехали артисты из Москвы. 2. Шум с улицы мешал нам работать. 3. Здесь продаются билеты в театр. 5. Студент делал упражнения по грамматике. 6. На столе стояла ваза из стекла. 7. В углу стоял шкаф для книг. 8.На девушке было голубое платье из шелка. 9. Семья переехала в новую квартиру из двух комнат

Упражнение 36. Замените согласованные определения несогласован­ными.

 

I. Медсестра простерилизовала медицинские инструменты. 2. Все лето я провёл в отцовском доме. 3. В детстве я любил слушать бабушкины сказки. 4. В глубине леса мы нашли медвежью берлогу. 5. Студенческое собрание кончилось. 6. Во дворе слышались детски крики и смех. 7. С реки доносились пароходные гудки. 8. Туман скрыл горные вершины. 9. Туча приближалась, уже слышались громовые раскаты. 10. По крыше застучали дождевые капли. 11. Северная природа сурова и прекрасна.

Упражнение 37. Выпишите существительные вместе с определениями,

 

I. Желание плавать по реке быстрее её течения привело к изобретению весла и паруса. (М.Г.) 2. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху. (М.Г.) 3. Привычка странствовать по картам и видеть в своем вообра­жении разные места помогает увидеть их в действительности. (Пауст.) 4. Первое время своего приезда Николай был серьёзен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вме­шаться в дела хозяйства, для которых мать вызывала его. (Л.Т.)

 

Запомните:

Определение обозначает признак, качество, цвет предмета и отвечает

на вопросы:

Какой? Сильный человек.

Чей? Наш студент.

Каторый? Первый курс.

 

Определение обычно относится к существительному. Слово, к которому относится опрежеление, называется определяемым словом.

Определения могут быть согласованными и несогласованными.

Согласованным определением называется такое определение,

которое стоит в том же роде, числе и падеже, какое имеет определяемое слово. Согласованное определение выражается:

1. прилагательным (умный ребенок).

2. местоимением (мой брат)

3. причастием (запоздавший путник)

 

несогласованное определение выражается:

1. сушествительным (рассказ чей? брата)

2. местоимением (его квартира, чья квартира?)

3. неопределенной формой глагола (послал с поручением

разведать местность. С каким поручением? –разведать)

4. цельным словосочетанием (мальчик лет пятнадцати. Какой

мальчик? –лет пятнадцати.).

Задание №1.

Согласуйте определение с определяемым словом.

Крупн... веснушки, солнечн... день, ярк... волосы, соснов... лес, красив...

баритон, золотист... ресницы, сильн... математик,.

рыж.. лучики, огромн... дом, темн... шатены, двенадцат...век,

 

Задание №2.

Замените данные словосочетания синонимичными. Объясните, в чем

их различия.

Образец: безвольный человек –человек без воли.

Бесхитростный человек, бессердечный человек, бескорыстный

человек, бессильный человек, бесстрашный человек, бессовестный

человек, странный человек, добросердечный человек.

 

Задание №3.

Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, согласуя прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Определите тип речи и связь предложений в данном микротексте.

Матрешка –это деревянн... кукла. Изображает она русск... крестьянск... девушку. Внутрь матрешки складывают несколько

меньш... матрешек. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменн.. столе. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветн... шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленьк... матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусальн... золота.

Деревенск... мастер наградил матрешек русск.. красотой, соблинн... бровями и рдеющими, как угли румянцем. Син... их глаза он прикрыл длинн... ресницами.

 

Задание №4.

Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения только с теми существительными, к которым они подходят по смыслу.

Коричневый, карии (платье, глаза, костюм, краски). Толстый, полный (женщина, тетрадь, тополь, книга). Густой, дремучий (лес, чай, туман, волосы). Горячий, знойный (вода, лето, речь, любовь). Взрослый, совершеннолетний (юноша, девушка, человек). Смуглый, темный (небо, лицо).

 

Задание №5.

Подберите синонимы к прилагательным в следующих

словосочетаниях:

Ласковый взгляд, умный человек, способный аспирант, прилежный студент, смелый человек, отзывчивый человек, деликатный человек.

 

Задание №6

Подберите синонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:

Жесткий человек, замкнутый человек, бессердечный человек, беззаботный человек.

 

Задание №7.

Замените данные словосочетания синонимичными:

Девочка пяти лет, человек невысокого роста, человек дела, девушка с черными волосами, человек с добрым сердцем, человек большой силой воли.

 

Задание №8.

Из двух предложений составьте одно с несогласованными определениями:

Образец: В комнату вошел старик. У него была седая борода. – В комнату вошел старик с седой бородой.

1.Рядом со мной сидела девушка. У него большие голубые глаза,

длинные ресницы и красивые волосы. 2. На вечере выступил студент.

У него был сильный, красивый голос. 3. В нашем медпункте работает медсестра. У нее доброе сердце и умелые руки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.