Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткое теоретическое сведение. Рассуждение – это тип речи ғ в котором устанавливаются причинноследственные взаимосвязи событий и явлений






Рассуждение – это тип речи ғ в котором устанавливаются причинноследственные взаимосвязи событий и явлений. Цель- передача, демонстрация процессов мышления, убеждение в истинности отдельных положений, обоснование определенной точки зрения. Рассуждение требует логически стройной системы доказательства. Она строится по схеме:

1. Тезис (положение, которое надо доказать или раскрыть);

2. Аргументы (доказательства, доводы);

3. Выводы (общий итог);

Тезис должен быть четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из произведений, пословицы и поговорки, факты, события из личной жизни и жизни окружающих. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением.

Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно; таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как и др., устойчивые сочетания остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему и т.д. Ср.:

 

У Парижа наших дней нет определенного лица. Это собрание образцов зодчества нескольких столетий, причем лучшие из них исчезли. Столица растет лишь за счет зданий, но каких зданий! Если так пойдет и дальше, Париж будет обновляться каждые 50 лет. Поэтому историческое значение его зодчества с каждым днем падает.Все реже и реже встречаются памятники; жилые дома словно затопляют и поглащают их. Наши предки обитали в каменном Париже, наши потомки будут обитать в Париже гипсовом. (В.Гюго)

 

Для рассуждения, где раскрываются причинно-следственные связи между фактами и явлениями, событиями, характерно употребление риторических вопросов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 

Основной сферой использования рассуждения является наука, в которой актуален логический, рациональный тип мышления:

 

Один из основателей геополитики К.Хаусхоффер относил Японию к «островным государствам с континентальным типом мышления».Немецкий ученый полагал, что Япония представляет собой полную противоположность другого островного государства –Англии. Оснований для такого противопоставления было немало. Англия всегда отгораживалась от Европы, противопоставляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, Кореей, и обязана континенту практически всем – от письменности до орудий труда и производства. В духовной жизни эту связь проследить тоже нетрудно: древние сакральные тексты сборников «Кодзики» (записаны в 712 году) и «Нихон секи» - средоточие японской традиции – во многом заимствованы из китайского, корейского, а также индийского и малазийского духовного богатства. (Нартов Н.А.Геополитика)

 

В художественной литературе рассуждение чаще встречаются во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения:

 

У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился.

Если бы не сказали, я бы теперь и понятия не имел о своем возрасте, - тем более что я еще совсем не ощущаю его бремени, - и значит, был бы избавлен от мысли, что мне будто бы полагается лет через десять или двадцать умереть. А родись я и живи на необитаемом острове, я бы даже и о самом существовании смерти не подозревал. Вот бы было счастье! А может быть, великое несчастье! (И.Бунин)

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление.

Модель текста-рассуждения строится по схеме: тезис – доказательства- вывод. В рассуждениии-доказательстве необходимо установить истинность тезиса. Как правило, доказательство завершается повторением тезиса в выводе. Особенность доказательства в том, что в нем предполагается наличие двух разных точек зрения на одно явление, и справедливость одной из них необходимо доказать. Ср.:

Идея объединения пяти бывших советских республик – Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана – в Центрально-Азиатский союз является естественной во многим причинам.Во-первых, потому, что нас объединяет общая история, во-вторых, схожесть менталитетов и культур, в –третьих, географическая близость, в –четвертых, взаимосвязанные системы водного хозяйства и энергетики, в-пятых, общие вызовы безопасности. Все это должно способствовать активизации интеграции в данном регионе.

1. Рассуждение отличается от описания и повествования более сложной конструкцией предложений и наличием абстрактной лексики. Рассуждение – это ряд суждений, относящихся к одному какому-либо вопросу. Суждения следуют одно за другим, при этом из первого вытекает второе, в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило, другое – частный случай, то есть в основе рассуждения лежит умозаключение.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-либо мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной

Рассуждение – как тип речи широко встречается в научном стиле в трех видах: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. Композиционные особенности рассуждения:

1. экспозиция - подведение к вопросу;

2. вопрос - проблема

3. ответ на вопрос - тезис;

4. доказательство или объяснение тезиса;

5. выводы - резюме.

Основной частью текста-рассуждения становится доказательство истинности тезиса, объяснение его содержания. Аргументы должны быть убедительными и достаточными.

Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом. В тексте рассуждении широко употребляются союзы: однако, хотя, потому что, так как, несмотря на в сложных предложениях.

2. Виды рассуждений. Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) - вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста – рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция - вопрос - ответ- ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3.После тезиса в объяснении используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось..., дело в том..., что..., вот почему..., вот, например..., об этом свидетельствуют такие факты, как..., как выяснилось...

4.Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов " идеального" рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме.

Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение = вопрос (тезис) - суждение1 – суждение2 – суждение3...

«Врач – это одна из давно возникших и почитаемых профессий. Люди всегда чтили и дорожили теми, кто мог избавить их от боли и вылечить от болезней. В русских произведениях доктора всегда занимали особое место. Очень красочно они описываются в рассказах А.П.Чехова. В рассказе «Ионыч» писатель описывает нам человека, который потерял моральные ценности. Доктор Старцев появился в городе С. с потрясающими планами, с благими целями. Первое время он даже на миг не думал покидать больницу. Но окружающая обстановка полностью переменила его. Алчность и желание разбогатеть заставили его забыть о нравственности. Теперь у него не было никакого желания помогать людям. Деньги стали смыслом его существования. В рассказе «Попрыгунья» Чехов рассказывает нам о другом докторе. Многие возлагают на Дымова огромные надежды, они считают его талантливым человеком. Он не интересовался лишь одной наукой, больше всего его волновала жизнь самого человека. Пытаясь вылечить тяжело болеющего мальчика, главный герой сам заболевает и впоследствии умирает. Поражает нас его бескорыстное желание вылечить людей. Антон Павлович Чехов чем-то похож на своего героя, ведь он сам всю жизнь был врачом.»

В этом примере ход развития мысли в конечном итоге приводит к получению новых знаний - в данном случае это тезис о давно возникших и почитаемых профессий. Автор рассуждения использует абстрактную лексику (осознать, приумножить, ощущение, способ, выживание).

3. Языковые средства, характерные для рассуждения

Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

 

Вводные слова Ситуация, при которой употребляется данная конструкция
Во-первых, во-вторых, … наконец. При приведении нескольких аргументов
С одной стороны …, с другой стороны … При рассмотрении тезиса с разных позиций
Наоборот, напротив, однако При опровержении
На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника При указании на источник сообщения
Предположим, представим, допустим При ограничении своих взглядов от чужого мнения

При ограничении своих взглядов от чужого мнения

4. Предложение в речи может иметь не только синтаксическое, но смысловое деление Смысловое деление предложения зависит от тех коммуникативных задач, которые ставит перед собой автор высказывания.

Предложение с одним и тем же грамматическим составом в разных речевых ситуациях осмысливается по-разному. Предложение делится на две части - данное и новое. Данное – это отправная, исходная информация, которая уже известна из предыдущего контекста Новое – это основная, наиболее важная по смыслу часть предложения, его информативный центр я всегда выделяется логическим ударением. Деление предложения на данное и новое называется актуальным членением предложения. Рассмотрим примеры (граница данного и нового покачана чертой):

1) Земля / представляет собой сферическое тело.

2) Многие пластмассы / имеют большую прочность.

3) В этом районе горячие источники / неоднородны.

Данное и новое могут иметь разный состав: быть одиночными или комплексными, объединить несколько членов предложения. Компоненты комплексного нового бывают часто неоднородными по своей актуальной значимости. Слова и словосочетания, которые выражают более важную часть информации в новом, называются ключевыми словами и словосочетаниями. Например: Люди как биологический вид /могут существовать только в постоянном взаимодействии с природой. (Ключевое словосочетание входит в состав нового).

Данное и новое определяется при помощи вопроса, который может быть поставлен к предложению. Часть предложения, входящая в состав вопроса, является его данным, а часть, отвечающая на вопрос, - новым, например: Как могут существовать люди как биологический вид?

Актуальное членение выражается через порядок слов в предложении. В начале предложения дается данное, после - новое. При прямом порядке слов подлежащее со всеми распространяющими его словами образует данное, а сказуемое со всеми распространяющими его словами образует новое. Прямой порядок слов распространен во всех сферах речи, но прежде всего характерен для книжной - научной и официально-деловой речи.

При актуальном членений возможен и обратный порядок слов - от нового к данному. Такой порядок характерен для художественной, разговорной, поэтической речи. Например: Молния блистала / почти беспрерывно (прямой порядок). Почти беспрерывно / блистала молния (обратный порядок).

Существуют и предложения, которые не делятся на данное и новое, а состоят только из нового. Например: Выла полночь. Стояла жара. Зазвонил телефон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.