Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3.






Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Какие свойства предметов передаются с помощью качественных прилагательных? Почему зрительные образцы преобладают в этом тексте?

 

Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые молитвенные коврики, изречения, писанные на материи арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых падушек, шелестели шелковые занавески. На дверях висели красивые сюзане.

За большим низким столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели на груде одеял Кунанбай и Алшинбай.

 

- Объясните значения следующих слов и словосочетаний: причудливые узоры, молитвенные коврики, изречения, арабская вязь, груды подушек, сюзане.

- Опишите свою комнату, используя односоставные предложения номинативного характера.

ТЕМА: «Повествование как функционально-смысловой типы речи. Рассуждение как тип монологической речи»

Повествование – функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий.В экономических текстах повествование встречается редко, как правило, при составлении бионрафий известных личностей, историй торговых и промышленных компаний, в курсе истории экономических учений.

Цель повествования – рассказать собеседнику (слушателю) о каком-либо событии. Повествование строится по схеме:

1) начало события;

2) Развитие события;

3) Конец события.

Языковые особенности текста-повествования:

1. Глаголы прошедшего времени совершенного вида (несовершенного), реже глаголы настоящего времени;

2. Употребление обстоятельственных слов со значением места, времени, последовательности;

3. Глаголы со значением последовательности обычно относятся к одному лицу;

4. Употребление составных именных и составных глагольных сказуемых.

Отличительные черты повествования: событийность и последовательность действий.

 

 

Текст. В России ипотечное кредитование получило широкое распространение в конце 19- начале 20 века. После отмены крепостного права, когда в стране начала развиваться капитализм, потребность экономики в долгосрочном банковском кредите росла с каждым днем. Благодаря ссудам ипотечных банков, которые были значительно дешевле ростовщического кредита, заемщики получили возможность развивать новые производства, строить и реконструировать жилые дома, здания производственного назначения. Ипотечные банки, успешно проработавшие в России более полувека, были ликвидированы в советское время.

Повествование – это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или событиях. Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, поэтому в нем могут постоянно меняться временные планы. Задача говорящего – изобразить последовательность событий, с необходимой точностью передать эту последовательность. Г.Я.Солганик приводит в качестве образца самого короткого повествования знаменитые слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил).

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов прошедшего времени совершенного вида, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития: \Как известно, Париж возник на древнем острове Ситэ, имеющем форму колыбели. Позже, начиная со времен первой королевской династии, слишком стесненный на своем острове, не находя возможности развернуться на нем, перекинулся через реку. Начиная с 1367 года город до того разлился по предместьям, что для него потребовалась новая ограда. (В.Гюго)

 

Ход событий акцентируетсяпосредством обстоятельств времени (только что, затем, как-то зимой, в праздник и т.д.).

Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в тексте.

Почествование может включать в себя описание для наглядно-образного представления героев, места события.

Упражнение 24. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию повествовательных и вопросительных предложений. Определите тип и стиль текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы и paсставляя знаки препинания. Какой вид временной последовательности используется в тексте?

Казахстанские гидр...геологи в самых сухих и безвод­ных частях нашей республики обнаружили огромные ба...ейны подъемных вод. Они по своей площади и но запасам воды не уступают самым настоящим морям. Но как же образовались подземные водоемы в самых безводных частях Казахстана? Оказывается что много ми..ионов лет назад климат на территории ныне за­нимаемом Казахстаном был очень теплый и влажный. Каждый день по много часов подряд шли прол…вные дожди. И так продолжалось не неделю и не месяц, а сотни тысяч и ми…ионы лет подряд.

Дождевая вода просачивалась через водопроницаемые пласты д...ходила до водоупорных и отстаивалась. Поэтому там и образовались огромные подземные скопления воды. Прошли ми...ионы лет. Климат Казахстана стал сухим. А в его недрах по-прежнему находятся подземные моря образовавшиеся из дождей которые шли ми..ионы лет назад.

Не одну тысячу скважин пробурили гидр...геологи. С помощью этих скважин они составили карту подземных морей нашей республики. И оказывается что эти моря тянутся через всю нашу республику от гор на юге до ее гр...ниц на севере от Зайсана па востоке до Каспия на западе.

(С.Р.Ердавлетов, О.О.Рудковский.)

1. Разделите текст на композиционные части.

2. Найдите сложные предложения. Сделайте синтаксический разбор.

3. Выделите слова и словосочетания, указывающие на стиль.

4. Какие из них повторяются? Выделите другие повторяющиеся слова.

5. Укажите вид глаголов-сказуемых как показатель типа текста.

 

Упражнение 25. Спишите, заменяя, где возможно, формы несовершенного вида формами совершенного вида глагола. Объедините предложения, изменяя их последовательность в соответствии с естественным порядком событий, и составьте текст, используя в нем: местоимения, синонимы, повтор, припуск слов.

1. Был самый разгар листопада, и тихое шуршание наполняло воздух. 2. Лист дрожал и летел. 3.Листья березы опадали в строгой очередности, как-то сами собой, без помощи ветра. 4. Постепенно снижаясь, лист огибал дерево, словно прощаясь с ним, затем осторожно ложился на землю. 5. Листочки деревьев падали к ее подножию. 6. Дерево стряхивало свои острые, узкие листочки. 7. Клен заставлял ветер потрудиться, прежде чем дарил ему один-единственный лист. 8.Клен неохотно расставался со своими красивыми, сложного рисунка листьями. 9.Лист приземлялся, но ветер подхватывал его и зубчатым колесом катил по дороге.

(По Ю. Нагибину.)

1. Определите тип текста и озаглавьте его, выделив нужные – из введения.

2. Дополните текст заключением, отразив и нем тему текста.

3. Прочитайте текст в двух вариантах: 1) с формами несовершенного вида глаголов;

2) с формами совершенного вида глаголов, заменяющих, где это возможно, фирмы несовершенного вида. Сравните эти варианты. В каком из них предстает обобщенная картина осени? Как от нее отличается другое изображение?

4. Вылечите слово лист и однокоренные слова. В каких формах

они употреблены в тексте? Укажите случаи замены их местоимениями. Дополните ряд однокоренных слов и выдели ге среди них производные слова.

 

Упражнение 26. Сравните тексты и определите их типы. Перескажите
представив содержание текстов в виде сцен (картин) спектакля
(кинофильма).

I. Миша тихонько встал с дивана, оделся и высколь­знул на крыльцо.

Осторожно ступая по скрипучим половицам коридора, он пробрался в чулан.Миша снял висевшую над велосипедом рваную в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен. Он осторожно открыл дверь, собираясь выбраться из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился.

(По А.Рыбакову.)

II. Дом, в котором холостой Тиверзин жил вместе с матерью и младшим братом, принадлежал соседней церкви Святой Троицы. Дом этот был заселен двумя артелями фруктовщиков и мясников, торговавших в городе с лотков вразнос, а по преимуществу мелкими служащими Московско-Брестской железной дороги.

Дом был каменный с деревянными галереями. Они с четырех сторон окружали грязный немощеный двор. Вверх по галереям шли грязные и скользкие деревянные лестницы. На них пахло кошками и квашеной капустой.

(По Б, Пастернаку.)

1. Сравните типы сказуемых, используемых в текстах (I, II). Какие видовые формы глаголов употребляются в них? Сколько вре­менных планов имеют сравниваемые тексты?

2. Определите, какой порядок членов предложения доминирует в этих текстах.

3. Выделите в текстах слова, обозначающие изображаемые в них объекты, их детали.

4. Сравните композиционное построение текстов. Как оно соотносится с абзацами?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.