Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фольклор - детям.






Исследовательская работа

на тему:

Детская литература Удмуртии в современном издании

Выполнила:

Ученица 3В класса гимназии № 14

Фоминых Анна

Научный руководитель:

Учитель младших классов

Мельникова Елена Леонидовна

Г.Глазов

Год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Фольклор - детям. 7

2. Детская литература на Удмуртском языке. 9

3. Литература по краеведению. 10

4. Творчество глазовских авторов для детей. 13

5. Детское творчество. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 23


ВВЕДЕНИЕ.

В конце ХХ в. общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта, разговор с читателем идёт на равных.

В своем интервью классик детской литературы Владислав Крапивин сказал: «– То, что дети меняются, я, разумеется, вижу. Они и раньше постоянно менялись, поскольку менялась жизнь. Но в своей внутренней сути дети всегда остаются носителями одних и тех же черт (по крайней мере, в своем большинстве). Они любознательны, откровенны, склонны к бескорыстной дружбе, материальные блага для них менее привлекательны, чем естественная радость бытия: игры, товарищество, общение с природой и т. д. Такие черты характерны для детей любой эпохи – от древнеегипетской до компьютерной».

Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.

Возродились детские периодические издания (" Мурзилка", " Весёлые картинки"), появились новые газеты и журналы для детей (" Незнайка", " Жили-были", " Свирелька", " Весёлые уроки"), переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения (сказки К. И. Чуковского, стихи С. Я. Маршака и др.).

Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей.

 

Целью данной исследовательской работы является:

· выяснить, какие новые книги, журналы вышли в издательстве нашей республики в последнее десятилетие

· узнать, как развивается детская литература в Удмуртии на современном этапе

· представить обзор книг для детей глазовских авторов

· выяснить, знают ли ребята нашей гимназии детских авторов Удмуртии

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся.

2. Чтение научной и художественной литературы.

3. Знакомство с творчеством писателей Удмуртии и творчеством юных.

4. Издать свое печатное издание, в которое включить творческие работы ребят нашего класса.

 

Данное исследование может быть использовано на классных часах, уроках внеклассного чтения, и заинтересовать ребят в создании своих творческих работ.


Анкетирование учащихся.

Вопрос:

1. Назовите детских писателей Удмуртии.

2. Какие удмуртские сказки ты читал?

3. Какие глазовские авторы пишут для детей?

4. Какие книги глазовских авторов ты читал?

5. Хотелось бы тебе познакомиться с творчеством детских писателей Удмуртии?

Результаты анкетирования приведены на диаграмме.

 


Фольклор - детям.

 

Фольклор - это сокровищница не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Он позволяет изучить творчество народа, педагогику, уклад жизни, традиционное представление о мире, его язык. Фольклорные тексты также являются прекрасным материалом для детского чтения.

 

Труды Г.Е. Верещагина являются «энциклопедией» жизни удмуртского народа. В них произведения народной словесности (песни, загадки, поверья и приметы, рассказы, байки, шутки, детские игры и т.д.) закладывают основы нравственного и трудового воспитания, учат детей видеть красоту человеческих взаимоотношений, окружающей действительности.

Большая часть произведений, вошедших в названные труды, относится к жанрам детского фольклора. Например, волшебные сказки «Медвежонок-богатырь», «Плешивый мужик», «Кукри-баба» и др.; мифологические сказки «Нюлэсмурт» («Леший»), сказки о животных «Петух и лисица», «Лиса и заяц» и др. В фольклорно-этнографических работах Г. Е. Верещагина обнародовано более 500 загадок. В них также включены байки, поговорки и пословицы, детские игры удмуртского народа.

В издательстве «Удмуртия» было опубликовано литературно-художественное издание «Куазие, куазие...» («Погода моя, погодушка...», 2001). Сюда включены художественные произведения Г.Е. Верещагина. Книга адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста. Произведения отличаются небольшим объемом, образностью. Подобраны те жанры произведений, которые сопутствуют детям с раннего возраста: песни, прежде всего - колыбельные, игры, байки, считалки и т.д. [ Приложение 1 ].

 

Издательством «Удмуртия» выпущен сборник А.А. Седельниковой «Удмуртский фольклор – детям» (Ижевск, 2003). Сказки, песни, игры, загадки, пословицы на музыкальных занятиях. [ Приложение 2 ]. Вышел сборник «Чингыли» («Колокольчик») – песни о родном крае для детей и юношества (Ижевск, 2001). [ Приложение 3 ].


Детская литература на Удмуртском языке.

Книжным издательством «Удмуртия» (2006г.) выпущена ярко иллюстрированная антология стихотворений для детей «Зарни дэремен шунды» («Солнышко в золотой рубашке»). В книгу включены произведения 81 автора — от классиков до современных поэтов удмуртской детской литературы, иллюстрации 16 известных и молодых художников, представляющих разные направления и традиции изобразительного искусства.

«Солнышко в золотой рубашке» - новинка издательской серии «Книга для семейного чтения». Составитель — член союза писателей России, заслуженный работник культуры России Вениамин Ившин.

Расположенные по алфавиту имена авторов создают незабываемую перекличку времен, главный герой которых — многоцветное, многозначное, объемное Детство. Антология поможет родителям воспитать своих детей добрыми, чуткими, человечными. [ Приложение 7 ].

Популярным и востребованным является «Удмуртско-русско-английский картинный словарь» (автор А. Н. Журавлева), выпущенный издательством «Удмуртия» в 2001 году. Он состоит из 600 удмуртских слов, их перевода на русский, английский языки с иллюстрациями. [ Приложение 8 ].

Издательством «Удмуртия» в 2005 году выпущена книга сказок народов мира на удмуртском языке «Узорчатая лесенка» («Чибориё тубатъёс»). Составитель и переводчик - Баженова Галина Николаевна. [ Приложение 9 ].


Литература по краеведению.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста будет интересна книга-энциклопедия о столице нашей республики «Мой Ижевск» под редакцией Бободжановой Н.Г. («Удмуртия», 2006г.) Ее основное назначение - воспитание у детей любви к своей малой Родине. Издание книги – это праздничный подарок маленьким ижевчанам в честь предстоящего 250-летия города. Состоит она из четырех глав: «История и современные дни Ижевска», «Путешествие в прекрасное», «Город и природа», «Признание в любви». В ней использованы материалы из источников краеведов, писателей, поэтов, художников Удмуртии, а также стихи и рассказы детей из детских садов и школ. [ Приложение 10 ].

Вышло в свет очень красочное издание Людмилы Молчановой – этнографа, кандидата исторических наук, - «Удмуртский народный костюм» (Удмуртский университет, 2007 г.). В комплекте открыток представлены реконструкции костюма предков удмуртов – древних племен Прикамья, удмуртский костюм средневековья и костюмные комплексы XIX-XXвв. Таким образом показана история развития удмуртского костюма с древнейших времен до наших дней. [ Приложение 4 ].

Для детей младшего и среднего школьного возраста издаются книжки-раскраски «Удмуртский народный костюм» ( Ижевск. Удмуртский филиал института истории, языка и литературы УрО РАН. 2001г.) и «Русский народный костюм» ( Ижевск. 2002г.) На базе данных археологии, этнографии, лингвистики и искусствоведения авторами Молчановой Л. А. и Молчановой Е. Н. преподнесен богатый иллюстративный ряд вариантов народного костюма, раскрывающий детям его историческую динамику, особенности локальных видов, богатство и самобытность декорировки. [ Приложение 5, 6 ].

К 450-летнему юбилею добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства в Сарапуле планируется выпустить шесть книг для детей с развивающими приложениями на местном материале.

Первая книжка из серии «Сарапульское детство» уже дошла до юных читаталей. Это книга-раскраска «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал» (Сарапул, 2006), которая с большой любовью и теплотой рассказывает о детстве ребят, живших в Сарапуле много лет тому назад. В увлекательной форме и хорошим языком автор книги заслуженный работник образования Удмуртской Республики Татьяна Пеганова знакомит юных читателей с историей родного города, традициями и бытом, жизнью Сарапула в XVII веке. Забавное прозвище Баля Т. Пеганова нашла в «Дозорной книге Осипа Зюзина и подъячего Терентия Матвеева - описание села Вознесенского на Сарапуле» (1621 год). Балями звали ягнят, что означает «робкий и тихий». Однажды весной в ледоход ледяная глыба ударилась о курную избу, где жила семья Ивашки. Заскрипела избенка, зашаталась и вся по бревнышкам развалилась. Сильно Ивашко испугался - ни рукой, ни ногой двинуть не мог и онемел словно. В ушах ледяной треск стоит. Говорить с тех пор тихо стал, словно каша во рту застряла. Его Балей и прозвали. Много в книге занимательных историй, тонко передан дух времени.
От прозвища Баля пошли в Сарапуле Балины. А сам Баля давно уже в Москве. Ведь «Дозорная книга», в которой записано это прозвище, хранится там. [ Приложение 11 ].

Вторая книжка из серии «Сарапульское детство» называется «Гусарская пуговица. Детские годы Надежды Дуровой» (Сарапул, 2006). Надежда Андреевна Дурова первая в России женщина-офицер, «кавалерист-девица». В 20 лет, переодевшись в мужское платье, она присоединилась к направлявшемуся на войну с французами донскому казачьему полку и выдала себя за «помещичьего сына Александра Соколова». За участие в боях и за спасение жизни офицера 1807 была награждена знаком отличия Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). Была адъютантом фельдмаршала М.И.Кутузова. [ Приложение 12 ].

Третья книжка «Рождественские картинки» (Сарапул, 2006) помогает детям больше узнать об истории города и его достопримечательностях. [ Приложение 13 ].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.