Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4.






Тема: Литература Средневековья. Героический эпос.

5- 15(14) века – хронологические рамки Средневековья. Термин «Средневековье» появляется в эпоху Возрождения. В основе средневековой культуры и литературы лежат 4 мировоззренческих элемента:

1. Античная традиция (многие сюжеты, герои заимствованы).

2. Христианство.

3. Национальный фольклор (отсюда вырастает героический эпос).

4. Влияние восточной литературы, мусульманской традиции (наиболее это проявилось в развитии рыцарской поэзии).

В преимуществе литература того времени носила анонимный характер, чему были 2 причины: носила характер «просто письменной фиксации событий», и очень многие литераторы средних веков считали что тексты надиктовываются «свыше», т.е. – их автор бог.

Авторскими преимущественно являются рыцарские произведения.

 

Ещё одной особенностью является наличие «литературного этикета», т.е. существовали определённые правила и штампы как следует изображать героев.


Литература того времени так же подразумевала и использование «сквозных сюжетов». Т.е. – рассказать известную историю своими словами.

 

В средневековой литературе принято выделять 4 направления:

1. Церковная (клерикальная) литература.

Тексты богослужений, религиозные легенды, жития святых, поучения, видения, самое знаменитое произведение: «Исповедь Аврелия Августина»).

 

2. Героический эпос.

Достаточно большие по размеру песни, чаще всего воспевавшие подвиги героев-рыцарей, богатырей. Материалами были легенды и предания). В развитии принято выделять 3 этапа:

2.1. Первый этап (максимальная близость эпоса к фольклору, основания текста – сказки и мифы). Сюда относят: «Старшая Эдда»(собрание древнеисландских песен о богах и героях, письменный вариант – 13 век, найдена рукопись в 17 столетии), «Беовульф»(древний англо-саксонский эпос, сохранились рукописи 10 века. ГГ по имени Беовульф (пчелиный волк, волк пчёл – короче медведь), герой защищает свой народ, в конце трагично дохнет).

2.2. Второй этап (сочетание сказочного и фольклорного и рыцарской христианской культур. Самое знаменитое произведение – древненемецкая «Песнь о Нибелунгах». Записана около 1200 года, рассказывает о древних событиях эпохи великого переселения народов (приблизительно 5 век). Но многие детали этого произведения отражают 2 разных мира: 5 и 13 век. Более того, сюда накладываются различные сказочные и мифологические мотивы. ГГ - Зигфрид).

2.3. Третий этап (из эпических песен практически полностью уходят сказка и миф. Начитается более детальное отражение исторических событий. Из примеров: «Песнь о Роланде» (записана где-то в 12-14 веке, считается что первый вариант был создан где-то около 1100 года, в основе – один из походов Карла Великого, один из эпизодов походов, но военные действия всего лишь «ширма», главная идея же – «идея вассальской верности»), «Песнь о моём Сиде» (сохранилась рукопись 13 века, в основе – историческая личность, национальный герой – Родриго Деас Де Вивар, он же «Сид». Один из воинов в войне против мавров. События описаны более реальны. По традиции, поэма поделена на 3 части: «Песнь о изгнании», «Песнь о свадьбе дочерей Сида», «Песнь об оскорблении в лесу Корпес». Важное отличие от «Роланда» в том, что тут в наличии семейной и любовной тематики. Важное место занимает образ жены Сида - Химены).

 

3. Рыцарская литература.

«Куртуазная» литература. Возникает в конце 11 века, это литература создававшаяся поэтами-рыцарями. Основные типы: рыцарская лирика и рыцарский роман.

Рыцарская лирика – возникает на юге Франции. Авторы их – трубадуры («сочинители»), в их среде встречались и феодалы и другие сословия. Трубадур служил в первую очередь не господину, а его жене. Адресатом многих песен трубадуров были жёны господ. В основе рыцарской лирики – культ прекрасной дамы, который корнями лежит в культе Девы Марии. Были свои каноны – не всякая дама могла быть «прекрасной» и удостаиваться восхваления: дама должна быть выше поэта по иерархии, и, желательно, замужем. Идеалом была любовь безответная, именно такую любовь именовали «высокой». Была и любовь «низкая» - любовь взаимная, физическая. Самым распространенным жанром, воспевавшим высокую любовь – «кансона» (изысканная песня на любовную тематику). Низкую любовь воспевали – «альба»(«рассветная песнь») и «пастурель»(поэт отправляется на прогулку, встречает прекрасную девушку, чаще, пастушку с которой…вступает в… диалог (а вы что подумали? ^_^).

Кроме того сюда относятся баллады (танцевальная песня, исполнялась во время танца) и романсы (песни на романском языке, а потом – стихотворения любовного содержания, предназначенные для пения).

Так же имелись и политические жанры: плач (скорбь по погибшему товарищу) и серпента (песня на военную тематику).

Так же назывались: «трубадуры», «труберы», «меннезингеры».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.