Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 2 Индивидуация






Переход от личности к индивидууму есть индивидуация. Человеческая особь не появляется на свет сразу челове­ком. Для того чтобы сделаться таковым, необходимо пройти целый трансформационный процесс, который позволит реализовать в максимальной степени присут­ствующие в организме потенции. Динамика подобного перехода и есть индивидуация.

Подчеркивая актуальность данного вопроса, совершим краткий экскурс в историю мысли и обратимся к учени­ям, чьи интересы обращались к подобной тематике. Си­стема Гурджиева, опираясь на достижения суфийских практик, выделяет в человеческом организме наличие трех центров: физического, эмоционального, интеллекту­ального. Каждый из них в какой-то степени автономен и отвечает за соответствующие функции — интеллекту­альный думает, эмоциональный чувствует, физический, в свою очередь, реализует потребности инстинктивно-двигательной сферы.

Однако для того, чтобы организм был способен раз­виваться нормально и проявлять себя во всех своих по­тенциях, необходимо наличие четвертого центра — маг­нитного, такого, который осуществлял бы координацию вышеназванных центров, их гармоническое и сбаланси­рованное сосуществование. Между тем последний не дается с рождением — его предстоит еще сформировать посредством обретения необходимых знаний и психотех­ник. Магнитный центр, в зависимости от следования той или иной традиции, определяется еще как «астральное тело» или как «душа». Это как раз то, что превращает человеческий организм в человека — и в конечном ито­ге предоставляет ему возможность бессмертия, ибо по­лученный вид энергии, как более «тонкий» в отличие от телесного субстрата, не подвергается тлену.

Значит, о человеке именно как о человеке можно го­ворить осмысленно и обоснованно в том случае, если он обладает душой (магнитным центром). В случае же от­сутствия последнего, что в людской популяции далеко не редкость, речь может идти лишь о человекоподобном су­ществе, или — антропоиде. Последний внешне ничем не отличается от человека ни анатомически, ни физиологиче­ски, ни социально. Разница лишь в том, что он обусловлен работой только трех центров. При этом очень важно за­метить, что слову «антропоид» не придается никакого уничижительного оттенка. Оно лишь с научной объек­тивностью описывает наличие факта. Более того, все мы, и каждый из нас, приходим в этот мир антропоидами. Далее же каждому антропоиду предоставляется шанс стать человеком и тем самым обрести индивидуальное бессмертие.

Т. Лири, предтеча и основоположник трансперсональ­ной психологии, разработал своеобразную восьмикон-турную карту территории, которую мы называем психи­кой. Первые четыре контура присущи всем особям как биологически запрограммированным существам.

1. Оральный контур биовыживания — связан с кормлени­ем и безопасностью. Формируется в отношениях «мать — младенец»: сосание груди, прижимание к груди. На поведенческом уровне проявляется в тенденции к зависимости, иждивенчеству, манипулированию путем демонстрации своей «беспомощности». (Оральный тип по 3. Фрейду, рецептивная ориентация по Э. Фромму.)

2. Анальный эмоционально территориальный контур — формируется на этапе, связанном с овладением функци­ями анального сфинктера, когда, ребенок начинает про­являть активный интерес к процессу дефекации. В этот же период появляется заинтересованность в освоении территории и контроле над ней. В примитивной форме осуществляется борьба за власть и намечается тенден­ция к доминированию или подчинению. У взрослой осо­би данный контур проявляется свойствами анального характера в психоаналитическом понимании — стремле­нием к накопительству, доминированию, властности, ав­торитарности, чрезвычайной озабоченностью, связан­ной с собственной территорией и всем тем, что можно назвать «моим». Анальному типу вообще присуща чер­та присваивать себе что-либо, выделять границы между собой и миром.

3. Времясвязывающий семантический контур — связан с обучением, символическими системами и знаками, при­званными создавать описание мира. Старшие поколе­ния передают потомкам свое представление о реально­сти, внушая последним, что это и есть истинное знание жизни. Функциями данного контура являются ориенти­рование в «картах» реальности, обмен информацией, на­копление и утилизация опыта.

4. Моральный социосексуалъный контур — организуется в период полового созревания в условиях внутрипсихической конфронтации между напряжением эротическо­го влечения и системой социальных табу в отношении сексуальной жизнедеятельности организмов. Отвеча­ет за формирование половой роли (родительский ста­тус), воспитание потомства, определение «морально­го» и «аморального».

Следующая группа контуров предполагает наличие способности и возможности выхода за пределы механи­ческой заданности. Помимо этого, эта группа обусловливает автоматизацию Эго, переживание и обретение свободы — состояния, в котором происходит становле­ние человека и его самореализация, то есть максималь­ное проявление себя в реальности.

5. Холистический нейросоматический контур — связан с эк­статическим опытом и отвечает за такие состояния, как блаженство, ощущение взаимодействия с телесными энер­гиями, известными как «ци», «кундалини», к чему, в ча­стности, приводит практика йоги.

6. Коллективный нейрогенетический контур — вызывает нуминозный, мистический опыт, активизацию архетипических структур с выходом на взаимодействие с кол­лективным бессознательным.

7. Контур метапрограммирования — делает возможным сознательный выбор между туннелями реальности и освоение их в полной мере.

8. Нелокальный квантовый контур — проявляется в возможности переживания внетелесного опыта, способностью к трансперсональным состояниям (непосредствен­ное интуитивное восприятие, предвидения, прозрения).

Апостол Павел, проводник и проповедник Мисти­ческой Традиции, развивая эзотерический путь позна­ния, отметил разделение среди людей таким образом: «Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (I Кор. 2: 14-15).

Основываясь на имеющихся сопоставлениях и учиты­вая опыт и обобщение собственной работы, я теперь могу представить «аналитическую трехсекторную — девяти-контурную модель индивидуальной эволюции» особи, ориентируясь на ее бытийное состояние. Тут же обращаю внимание, что данное описание ни в коей мере не являет­ся классификацией, но именно — динамической структурой, отображающей процесс перехода от того, кто я есть, к тому, кем я могу быть.

Контур 7. Человек индивидуальный [1] — преодолевший тенденции, обозначенные в предыдущих контурах, и кри­сталлизовавший свою индивидуацию — целостность. Его основные характеристики — самодостаточность, незави­симость от мнений, ориентация на внутренние ценности и явления, расположенные вне рамок обыденности. Он в достаточной мере изучил способы проникновения в Бес­сознательное и довольно эффективно с ним взаимодей­ствует, в силу чего представитель данной группы изжил в себе ложь по отношению к себе самому, а значит, и осво­бодился от собственных проекций по отношению к ми­ру. Таким образом, он склонен брать ответственность за происходящее с ним на себя, ибо понимает, что автором этого происходящего является он сам. Последнее заме­чание обладает несомненной важностью, так как явля­ется чертой истинной психологической и психической зрелости. Синонимичное определение данного предста­вителя еще — человек мистический. Ему открылась та­инственная сторона Бытия, и теперь он способен созда­вать результаты в соответствии со своими намерениями, чего совершенно лишен человек моральный, так как витальная энергия последнего пребывает в рассеянном со­стоянии и расходуется на нужды — оральные, анальные или же стадные.

Контур 8. Человек экзистенциальный — тот, который осознает и непосредственно переживает свое прямое об­щение с Бытием. Не убоявшийся собственного индиви­дуального одиночества и не замкнувшийся на нем, он принял его и тем самым преодолел его, что и раскрыло в нем способность обращения к Миру напрямую, без по­средников. Такое подключение фундаментально меняет качества бытия, ибо здесь уже иные возможности, иные знания, иные источники энергии, иные перспективы. Непосредственная связь с мирами — здешним и запре­дельным — предоставляет возможность довольно сво­бодно ощущать себя и тут, и там. «Странствия по звез­дам» легко уживаются с решением прагматических задач в реальности обыденной. Это — человек, в отношении которого с полным основанием применима формула — «не от мира сего»; последнее вовсе не означает аутисти-ческую отгороженность, оторванность от реалий земных. Напротив, он может занимать вполне престижную соци­альную нишу и играть в человеческом театре далеко не последнюю роль. «Не от мира сего» — означает состоя­ние внутренней отдаленности от этого мира, незаиски­вания перед ним, хотя при этом и чуждое презрительно­го и уничижительного отношения к последнему, как то бывает у обиженных особей с ущемленными амбициями. Земные радости и блага в экзистенциальном варианте представляют собой ценности, но отнюдь не сверхцен­ности, ибо помимо блага существует еще и блаженство. Это та ситуация, про которую говорят как о «снисхожде­нии благодати». Пережив подобное состояние единож­ды, хочется пребывать в нем всегда. Если я отведаю из родникового источника, то какой мне после этого пока­жется вода из-под крана? Синоним человеку экзистен­циальному — человек «астральный», то есть такой, кото­рый переживает космизм происходящего непрерывно и жизнь свою осознает как мистический факт.

Контур 9. Человек мистериальный — в развитии сво­ем достигший уровня, предполагающего полное саморас­крытие своих потенций. Он становится равноправным уча­стником вселенских мистерий, воплощая в себе наивысший принцип — любви. Изъясняясь в рамках юнговской терми­нологии, это тот, кто достиг самости и кристаллизовал, го­воря языком алхимиков, философский камень внутри себя. Его внутренняя сила, равно как и силы стихий, подвласт­ны ему. Совершаемое им обывателями иногда квалифици­руется как чудеса, хотя главное и истинное чудо он содер­жит в себе. Посвященный в Тайну, он уносит ее в собствен­ное бессмертие. Любовь и счастье — ипостась его жизни. Законы социума на него уже не действуют, хотя он и может обитать в самой гуще социального муравейника. Он уже не пользуется магией, ибо последняя действует в нем сама — на уровне рефлекса. Будучи Мастером, он обрел Путь. Теперь нам остается рассмотреть третий сектор — хотя и с формальными отклонениями арифметической последо­вательности, но не отклоняясь при этом от последователь­ности философской.

Даже если машина набирает скорость 100 километров в час за три секунды, она все равно проходит все этапы последовательного ускорения — от 1 м/ч до 100 км/ч, только в чрезвычайно сжатом виде, и для грубого вос­приятия физиологического анализатора это остается не­замеченным и незаметным. Точно так же и в процессе ин­дивидуальной эволюции невозможно перейти от началь­ных этапов к последующим, минуя промежуточные. По мере развития организма все мы сначала пребываем в -секторе (-1) и проходим через его контуры, как этого и требует биологическая программа выживания. Но то, что в детстве полагается как норма, способствующая укреп­лению жизнедеятельности, впоследствии становится торможением и оборачивается угрозой гибели. Напри­мер, эгоцентризм младенца по сути своей естествен, в то время как эгоцентризм взрослого инфантилен и подл.

И тем не менее, даже если я и отдаю прекрасно себе отчет в том, как функционирует механика развития, я не могу в мгновение ока перепрыгнуть из сектора (-1) в сектор (+1). Для перехода, даже если он и будет выглядеть внешне «мгновенным», все равно потребуется прохож­дение через некую промежуточную зону, которая в на-щей системе определяется как нулевой сектор, или сек­тор 0. Рассмотрим его структуру и содержание.

Контур жертвоприношения (4). Речь здесь идет о жертвоприношении со стороны гордыни своего созна­тельного ума. Пока личность не признает своего внутрен­него поражения, истинное Я остается в парализованном состоянии. Эго продолжает бороться за свое существо­вание и всячески сопротивляется любому трансформа­ционному процессу, и иногда это вызывает реакции весь­ма болезненные. Машина наших амбиций, работающая на горючем из грез, врезаясь в реальность, рассыпается на осколки. Но такова правда — если мы раньше не про­ясним для себя реальность и не сориентируемся на ее трассах, то позже обязательно врежемся в нее, и тогда произойдет настоящее крушение.

Совершить жертвоприношение — значит отказаться от собственных иллюзий, тщеславных потуг, осознать свою немощность и, в конце концов, напомнить себе о своей смертности, о собственной смерти, минута которой, кста­ти, неизвестна и вполне может оказаться следующей...

Жертвоприношение — всегда акция, указывающая на психическую зрелость, и представляет собой символи­ческую смерть. При этом происходит своеобразное кру­шение мира в миниатюре, ибо отказ от прежних устано­вок, привычек, стереотипов вызывает чувство растерян­ности в силу образовавшейся пустоты, где весьма легко возникает состояние тревожности из-за исчезновения зна­комых и даже значимых ориентиров. Весьма характерно на данном этапе появление переживания скуки, бесцель­ности происходящего, неудовлетворенности жизнью и собственными действиями. Порой возникает болезнен­ная реакция на незначительные препятствия или неудачи. И на фоне подобных смут возникает соблазн обратить­ся вспять, нырнуть в уютное, теплое прошлое, и многие, поддаваясь такому искусу, обнаруживают, что в который раз обманулись. Прошлое — мираж, и страна призраков непригодна для жизни. Поворот назад уводит в глубокую регрессию. А победившее Эго ликует — робот снова ока­зался сильнее. Душа, приоткрывшая для себя завесу и уз­ревшая животворящий свет, снова оказалась погружен­ной в темницу. Чтобы этого не произошло, находясь в контуре жертвоприношения, стоит сделать ставку на ре­альность, выбрать силу, развитие, жизнь. О том, как это сделать, поведано на предыдущих страницах. Достаточно изучить карту с опознавательными знаками ловушек, сна­рядить себя собственным намерением и отправиться в добрый путь, пройдя по нему с наименьшими потерями, да и так, что каждая из них неизбежно обернется обре­тением.

Данный контур является поворотным пунктом к бо­лее высоким и наивысшим измерениям человеческого бытия, так как именно жертвоприношение представляет первый шаг к трансформации, без которого последняя невозможна. Поэтому здесь рекомендуется обратить пристальное внимание на главный механизм рассматри­ваемого процесса — Покаяние.

Это слово, употребляющееся сейчас достаточно ча­сто, безусловно, считается понятием популярным. Но сколько мне при этом ни приходилось расспрашивать тех, кто им пользуется, о его значении, вразумительного ответа я не получил. Предлагались различные версии, которые в конце концов сводились к мазохизму — это не­что вроде самообвинения, самобичевания, самонаказа­ния — и совершенно оказывались некорректными для истолкования его первичного значения, которое вплета­ется в контекст Жертвоприношение — Покаяние — Посвящение.

Однако, если обратиться к этимологии понятия, можно выявить его четкую суть. Индоевропейский корень ke(i)-: koi- тот же, что и общеславянский сепа, означает «почи­тать», «ценить», «бояться». Авестийская основа kay — «воздавать», «искупать», «каяться». Греческое poine — «покаяние», «выкуп».

Соотнесение приведенных значений органически вы­водит на формулу Исаака Сирина: «Покаяние — проше­ние Бога об оставлении прошедшего и моление о сохра­нении будущего». Иными словами, покаяние — это наше осознанное разтождествление с тем, чем мы не являемся на самом деле: стереотипами, установками, концепция­ми. Это — отказ от служения иллюзиям. С другой сторо­ны, данное действие предполагает апелляцию к некой более могущественной Силе — как источнику творения и всего сущего. И здесь покаяние становится акцией по­истине мистической. Уже зачастую во время самого про­цесса покаяния, если последнее исполняется с полным осознанием его исконного смысла и не формально, чело­век начинает испытывать необыкновенный подъем сил и переживать необычайно интенсивное состояние глубо­кого жизненного пробуждения.

Внутренняя установка проходящего через данный кон­тур: «Я оставляю прошлое. Я оставляю прошлое прошло­му. Я знаю, что только тогда, когда старое умрет, новое вступит в свои права. Потому я с готовностью принимаю идеи смерти моей собственной личности, из праха ко­торой произрастет индивидуальность. И пусть Эго мое погибнет ради жизнеутверждения моего Я. И я осознан­но и охотно свершаю жертвоприношение и на жертвен­ный алтарь возлагаю гордыню, амбиции, личность, эго, зависимость от мнения окружающих и заискивание пе­ред ним. Настало время освободиться от хлама. Я свобод­но и легко освобождаюсь от хлама». Прошедший успеш­но через данный контур вступает в Контур инициации.

Контур инициации (5). Инициация означает — по­священие и знаменует собой переход в новое качество, новую ступень в движении по лестнице — жизни ли, ка­рьеры ли, знания ли... При этом нетрудно заметить, более пристально вглядываясь в историю Традиции, что всякое посвящение адепта неизбежно соседствовало с определен­ным жертвоприношением. И это совершенно не случай­но, ибо одно неотделимо от другого.

По сути дела в данном контуре осуществляется сак­рализация жизни личности, происходит переход ее от профанического существования запрограммированной машины к полноценному состоянию подлинного бытия индивида.

Посвящение. Двухосновное слово, состоящее из приставки по-, родственной латинскому ропо «кладу», «ставлю», «устанавливаю», и индоевропейского корня k'ueni, содержащего значения «праздновать», «святить», «священный», литовское sventas — «священный», гот­ское hunsl— «жертва» — от корня k'un-s-lo. Для более глубокого понимания данной темы рекомендуется от­сылка к теме «Покаяние — Жертвоприношение», без ко­торого, в сущности, истинное Посвящение немыслимо.

Инициация, или Посвящение, неизменно связывается с функцией Мистического и Священного, и как термин, она имеет двоякое значение, хотя и цельно проявляющее­ся в едином контексте. Посвятить, с одной стороны, — осведомить о чем-нибудь тайном, не всем известном, сде­лать причастным к чему-либо. Здесь, например, можно говорить о секретах мастерства, или недоступной многим другим информации. Таким образом, при этом подразу­мевается некая приобщенность к тому, что сокрыто от большинства, предполагающее наличие критериев отбо­ра, избирательность в отношении кандидатуры, выбран­ной из остального числа претендентов на посвящение, где всякий фактор случайности, разумеется, исключен. Выбор осуществляется на основе необходимых данных, главными из которых, несомненно, являются наличие таланта, способностей, предрасположенности к той дея­тельности, в которой предполагается совершенствование и продвижение ученика, то есть призванности — призва­ния, его готовности к тому, чтобы эволюционировать и развиваться на данном поприще. С другой стороны, посвятить — возвести в какое-либо звание, сан с соблю­дением определенных ритуалов. В мистической Тради­ции требования, предъявляемые кандидату, равно как в первом случае, так и во втором, совпадают. Ибо здесь внешнее соотносится с внутренним. И когда дело касает­ся инициации, в отношении кандидата неизбежно возни­кают три вопроса: Соответствует ли он тому? Достоин ли того? Готов ли к тому? Три индикатора: Соответствие — «Достойность» — Готовность. Только их единство и со­гласованность обусловливают надлежащий успех.

Принцип соответствия определяется теми характери­стиками, которые очевидно проявляются в показателях обратной связи со стороны реальности. Предположим, атлет заявляет о том, что может поднять штангу весом X кг, однако при этом он не обладает адекватной силой, недостаточно тренирован, а стало быть, и не соответству­ет своему заявлению. Поэтому, даже если кто-то полага­ет, что он достоин звания чемпиона, и сам спортсмен вы­ражает полную к тому готовность, он, тем не менее, не окажется «посвященным» в статус победителя, потому что не соответствует таковому — его умение, сила, навы­ки не отвечают требованиям, необходимым для того, что­бы поднять штангу весом в X кг.

При наличии должной подготовки, гарантирующей способность осуществить подъем рекордной тяжести, по­следний достоин призового места, но при отсутствии у не­го самого подобной готовности результата не последует — хотя бы по причине того, что он вообще может отказаться от состязания. И наконец, возможен вариант, когда пре­тендент на почетный титул проявляет и соответствие, и готовность, в то время как судья обнаруживает в его дей­ствиях нарушения правил игры и результат не засчиты­вает. (К примеру, признается факт применения допинга.)

И какой бы контекст, обыденный или спиритуальный, мы ни взяли для рассмотрения закономерностей иници­ации, неизменно заявляет о себе триада необходимых условий: быть соответствующим — быть достойным — быть готовым. Соответствие, как уже говорилось, про­являет себя в наличии адекватной степени способнос­тей, знаний, умений. Готовность проявляется наличием собственной устремленности и желания. Менее понятно, кто или что определяет меру, согласно которой претен­дент является достойным (данное качество здесь выра­жается термином «достойность») или не является тако­вым, чтобы быть посвященным.

Вместе с тем, если проявить наблюдательность и эле­ментарную логику, кажущиеся затруднения бесследно исчезают, и на деле все оказывается довольно просто. Тот, кому мы передаем свои полномочия в отношении квалификации наших действий и чьему суждению без­оговорочно доверяем, тот и становится нашим Опреде­ляющим. Каждый ученик сам выбирает себе наставника, вверяет себя в его распоряжение и руководствуется его предписаниями. Наставником может быть человек, или группа людей, или идея, или система представлений, или собственное подсознание, мир, в конце концов, в общем все что угодно. Именно поэтому мною и введено такое понятие, как «Условный Мастер», которое предполагает не только человеческое участие в качестве Мастера.

Если кто-то передает свои полномочия толпе, тот и определяется ее мнением, для того она становится ме­рилом и судьей, как для большинства артистов, чья ка­рьера зависит от настроения публики. Обыватель, как правило, руководствуется моральным кодексом и отно­шением соседей, которых зачастую втайне ненавидит. На пути индивидуации, духовной эволюции обычно появ­ляется личный наставник, индивидуальный Мастер. Со­гласно эзотерической мудрости, «когда ученик готов, приходит Учитель». Но что значит «ученик готов»? А имен­но то, что он:

• соответствует;

• достоин;

• готов к подобной встрече.

Если же приведенные условия не выполнены, то либо встреча не состоится, либо она окажется бесполезной, а в некоторых случаях и разочаровывающей или даже шо­ковой для ученика, ибо зачастую Учитель шокирует. Из этого вытекает, что, перед тем как приблизиться к Учите­лю, вызвать его расположение и начать с ним сотрудни­чество, Ученику следует уже быть в какой-то степени задетым харизмой инициации, что достигается посред­ством самопознания и самопостижения. Учитель — не педагог и не воспитатель, он не занимается заведованием духовного детсада, а потому с инфантильными незрелы­ми амбициями на территории Духа появляться небезопас­но. Это то же самое, что посадить четырехлетнего мла­денца в кабину испытательного самолета, выполняюще­го головокружительные виражи.

Первый шаг к психическому взрослению и освобож­дению от разрушительных детских комплексов заключа­ется в принятии субъектом ответственности за все то, что с ним происходит, осознавание того, что происходящее с ним есть результат его собственного выбора. Вместо иждивенчества — осознание случающегося или случив­шегося как факта личного выбора, вместо самооправда­ния — ответственность. Посвящение — это Приобщение. Быть готовым к Посвящению означает, прежде всего, быть Ответственным.

Контур индивидуации (6). Окончательный отказ от прежних стереотипов, разтождествление с прошлым, личностью, эго. Машина ума занимает надлежащее мес­то — обслуживания. Робот перестает быть внутренним управителем, его власть сходит на нет. Переживание сво­бодного парения в пространстве жизни. Ощущение сво­боды и приближения к целостности. Окончательный вы­ход из лабиринта обыденной логики и переориентиро­вание на логику бытия. Сюда относятся слова апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы бытъ мудрым» (I Кор. 3: 18). Стирание личной ис­тории. Переживание текущего момента как стартовой точки, с которой начинается Путь. Ощущение собствен­ной жизни как мистического факта. Окончательный вы­бор в сторону дальнейшей эволюции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.