Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 3 Приближение к судьбе






По сути дела, мы подошли к тому месту, где происходит формирование судьбы, или индивидуального стиля су­ществования. Не следует особо пугаться понятия «судь­ба». В нем вовсе нет ничего фатального. На примере изуче­ния действия механизмов программирования мы уже знаем, что таковые можно регулировать, подчиняя свое­му намерению. Следовательно, и в применении к судьбе допустимо говорить о возможности коррекции. Психо­аналитический аспект вполне согласованно сочетается с известной традиционной формулой: «что во мне, то и вовне». Поэтому здесь мы делаем акцент на диалекти­ку отношений Субъект — Мир, заменяя тире знаком ра­венства Субъект = Мир. Исходя из Закона зеркала, мы с очевидностью убеждаемся, что наши собственные про­екции неизменно возвращаются к нам же самим. Нам остается только выяснить, где возникает и каким обра­зом формируется наше базовое отношение к миру (отно­шение мира к нам).

• В первую очередь представляется несомненной важность связи младенца с материнской грудью.

• Дитя, в зависимости от степени удовлетворенности соб­ственных потребностей, различает грудь «хорошую» и грудь «плохую».

• В соответствии с этим сама мать начинает восприни­маться младенцем как «плохая» или «хорошая».

• Постольку поскольку фигура матери является для ре­бенка первым значимым объектом, то взаимоотноше­ния с матерью формируют качество взаимоотношений с миром.

• Механизм этих взаимоотношений связан с процессом, ко­торый определяется как интроекция — включение инди­видом в свой внутренний мир образа другого человека.

• Если интроецируется «хорошая» мать, то развитие ре­бенка происходит гармонично в силу того, что в этом случае мир представляется также «хорошим».

• В противном случае процесс становления делается про­блематичным, и личность начинает чувствовать себя расколотой, тревожной, ненужной, незначимой.

• «Хороший» вариант формирует чувство благодарности.

• «Плохой» — порождает зависть.

• Зависть и благодарность представляют собой базовые и первичные мотивы, обусловливающие поведение и со­стояние индивида в этом мире.

• Зависть — это чувство гнева, которое испытывает субъект, опасаясь, что кто-то другой воспользуется и насладится чем-то желанным для него самого.

• Благодарность — это чувство признательности. Оно свя­зано со счастьем и с моментом слияния воедино с дру­гим человеком.

В то же время, находясь в своем раннем, младенче­ском состоянии, ребенок не может воспринимать свою мать осознанно. Он еще не знает, что она для него — мать. Лишь позже он приучается ее узнавать и называть по­добным именем. Хотя и в этом случае знание, узнавание и называние суть далеко не одно и то же. Из этого, оче­видно, следует, что родительские фигуры ребенком вос­принимаются внеличностно, то есть они представляют­ся для него некими воплощениями огромного и непостижимого мира и на первых этапах этим миром и являются. В первую очередь организм взаимодействует с неопреде­ляемым, неописуемым и глобальным Миром. Можно ска­зать, что он оказывается в ситуации один на один с Ми­ром, и между ними нет посредников. А посему пережи­вания «плохой» или «хорошей» матери, переносясь на мир в целом, становятся тем, что закрепляется в заклю­чительных выводах: «Мир плохой» или «Мир хороший». Рассмотрим признаки этих качеств. «Мир плохой» — это значит:

• мир меня не любит;

• мир для меня несет угрозу;

• мир меня преследует;

• мир меня наказывает.

«Мир хороший»:

• любит;

• обеспечивает безопасность;

• защищает;

• поощряет.

Переживание Мира как «плохого» неизбежно порож­дает тревогу — напряженный страх перед будущим. Но в то же время одним из первичных деструктивно-агрес­сивных чувств является зависть. Таким образом, исходя из представленных данных, мы можем вывести нечто вроде показательной шкалы, на которой в довольно на­глядном виде прорисовываются эмоциональные полюсы человеческого существования.

• Зависть — Разрушение — Тревога.

• Благодарность — Созидание — Любовь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.