Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Древнерусского государства






На огромном просторе от Балтийского до Черного моря широкой полосой протянулись богатые земли восточных славян. Славяно-руссы, поднепровские поляне, приильменские словене, кривичи и дреговичи, северяне и вятичи, а также другие племена, сплачиваясь для сопротивления внешним врагам, к Х в. образовали Древнерусское государство.

Возникшее Древнерусское государство представляло могущественную державу, с которой вынуждена была считаться даже Византийская империя. О силе Древней Руси свидетельствуют успешные походы в Х в. князей Олега, Игоря и Святослава на Царьград. После таких походов князья в договорах с Византией оговаривали привилегии русских купцов на ведение торговли. Важный торговый путь – «из варяг в греки» (от Балтики до Черного моря) – оказался под контролем Руси. На Русь вместе с заморскими товарами, привозимыми из северных и южный стран и обмениваемыми на меха, воск и полотно, поступали произведения прикладного искусства и рукописные книги. Расширялись культурные связи Древнерусского государства с Востоком и Западом, совершенствовались ремесла, росли города. Особенно известны были Новгород, Смоленск, Киев, Переяславль. Крупными торгово-ремесленными и политическими центрами являлись Чернигов, Ростов Великий, Суздаль, Полоцк и другие города.

Характер производственных и общественных отношений в раннефеодальном городе отражался в его планировочной структуре. Административным и идеологическим центром города был «детинец» («вышгород»), обычно включавший древнее, первоначальное поселение. Вокруг него формировался «окольный град» («острог», «посад»), который дополнялся предградьями и ремесленными поселениями. В детинце, защищенном деревянной стеной, валом и рвом, располагались дворы князя, бояр, жилища дружинников и обслуживающей их челяди. Окольный город был средоточием торгово-ремесленного населения. Его территорию (до 100 гектаров), в свою очередь, окружали деревоземляные укрепления.

Славяне в течение веков успешно постигали искусство возведения укрепленных поселений, используя в качестве строительных материалов землю и дерево. В арабских рукописях и норманнских сагах Русь даже называли «страной городов». Ремесло «Городников» («огородников») было одной из древних и почетных профессий. Эти далекие предки современных градостроителей высоко ценились и являлись должностными лицами, ответственными за состояние и боевую готовность городских укреплений.

Раскрытые археологами укрепления Белгорода, Старой Рязани и других городов свидетельствуют о высоком мастерстве их создателей. Острые дубовые частоколы и крепостные стены с бойницами возвышались на земляных валах, укрепленных срубами из бревен, заполненных землей и камнями. Откосы валов нередко усиливались конструкциями из сырцового кирпича и бревен.

И сейчас поражает замечательно красивое расположение городищ, их величественность и слитность с природным окружением. Эти качества древнерусских городов, конечно, во многом определялись фортификационными задачами. Однако на эстетической выразительности, которая присуща городищам с их величаво-спокойными, монументальными валами, сказалось и мироощущение наших предков. Славяне обожествляли силы природы и воспринимали творение рук человеческих как часть единого нерасчлененного мира. Почитание природных явлений, их очеловечивание также способствовало органическому включению построек в естественную среду. Столь же естественно и непосредственно формировалось застройка городов, вписываясь в контуры укреплений и согласовываясь с рельефом. Срубные постройки, полуземлянки, однокамерные дома и хоромы, окруженные высокими заплотами (заборами), сливались в живописные группы, подобно природным образованиям.

Усиление власти князей, классовое расслоение городского населения, накопление материальных благ дружинниками приводило к дифференциации жилищ. Княжеские

Схемы планов Переяславля (а) и Чернигова (б) 11-12 в.в.

а): детинец; 1- Михайловский собор (1089); 2-Епископские ворота с надвратной церковью Федора (1089); 3- каменные постройки у епископского дворца; 4-однонефная церковь (Андрея?) 11 в.; 6 – Богородицкая церковь на княжеском дворце (1098); Окольный город: 7 – однонефная церковь (под современным Успенским собором) 12 в.; 8 – церковь-усыпальница (Спасская?) 11 в.

б) I – детинец; II- окольный город; III – третьяк; IV – предградье, 1- Спасский собор (нач.ок.1036 г.); 2 – Борисоглебский собор 1120-1123, 3 – Благовещенская церковь 1183-1186, 4 – Михайловская церковь (1174 г.); 5 – Пятницкая церковь (кон.12 – нач.13 в.), 6 – Ильинская церковь нач. 12 в., 7 – курган «Черная могила»; 8-9 – курганы.

 

 

План древнерусских жилых домов в Новгороде 10-11 в.в.

 

 

дворы становились укрепленными центрами политической и административной жизни города. Княжеский двор включал большое количество жилых, парадных и хозяйственных помещений. Среди них особенно выделялись гридницы и терема.

Гридница была большим помещением, предназначенным для многолюдных собраний и пиров. Народные сказания запечатлели образы «светлых гридниц», в которых Владимир Красное Солнышко пировал с былинными богатырями – Ильей Муромцем, Алешей Поповичем, Добрыней Никитичем и др. В общественном назначении гридниц получили в опосредованном виде отражение пережитки патриархального быта с элементами военной демократии.

Важную композиционную роль в княжеских хоромах играли терема, обычно башнеобразные сооружения с шатровым покрытием, завершавшие постройку и определявшие во многом их архитектурный облик. Значение теремов в княжеской жизни, видимо, было весьма велико, о чем свидетельствуют частые упоминания о них летописцев и их богатая отделка.

Надо полагать, что «высокие терема» служили и оборонным целям, выполняя функции наблюдательных башен, входивших в систему укрепленного жилища, характерного для многих раннефеодальных государств. «Златоверхие терема» имели и идейно-художественное значение, выделяя жилище князя среди остальных построек, подчеркивая с помощью выразительных форм и дорогой отделки его главенствующую общественную роль, богатство и власть.

Гридницы и терема соединялись переходами с жилыми клетями, которые объединялись сенями и составляли комплексы бытового назначения.

Резко контрастировали с богатыми хоромами князей и дружинников скромные жилища-мастерские ремесленников, как правило, одно- или двухкамерные, нередко заглубленные в землю.

Усиление имущественного неравенства и угнетения народа требовало должного идеологического обоснования. Языческие боги: грома и войны – Перун, солнца – Даждьбог, огня и ремесла – Сварог, скота и торговли – Велес и др. – отражали мировоззрение и характер взаимоотношений первобытнообщинного строя. Однако, опираясь на эти мифологические образы, трудно было объяснить право господства одних людей над другими.

Характерно, что, стремясь упрочить свое единовластие, князь Владимир (ок.980-1015 г.г.) пытается прежде чем принять христианство реорганизовать языческий культ и привести его в соответствие с принципами самодержавия. Христианская религия превращалась в могучую идеологическую силу, орудие внушения покорности и непротивления злу. Однако принятие христианства имело также положительные стороны. Распространению православия сопутствовало развитие письменности и в связи с этим более активное приобщение Руси к наследию античности. Расширились возможности знакомства с высокой культурой Византии и других стран, была освоена каменная строительная техника и монументальная живопись. С христианской религией древнерусские люди были знакомы задолго до символического «крещения Руси». Так, в договоре князя Игоря с Византией (945 г.) упоминается церковь Ильи в Киеве. Княгиня Ольга была православной. Жили в Киеве и христиане.

Для усиления авторитета князя и церкви использовались все средства, в том числе архитектура. Именно она должна была языком искусства внушать народным массам идею всемогущества небесного владыки и божественного происхождения княжеской власти.

Принятие христианства сопровождалось большим культовым строительством, о чем свидетельствует летопись, в которой говорится, что, крестившись, Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры». На местах языческих капищ сооружались деревянные церкви, в облике которых сочетались канонические требования к православному храму и традиции славянского народного зодчества, обусловленные возможностями дерева и орудиями труда. Это приводило к возникновению своеобразных форм деревянных культовых построек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.