Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из справки Хабаровского крайкома ВКП(б) о проверке фактов массового крещения детей в поселке Унгун Ленинского района Хабаровского края






22 февраля 1949 г.

 

В поселке станции Унгун проживает с 1941 г. гражданка Булгакова в возрасте, примерно, 55-60 лет, муж ее работает на станции стрелочником. По рассказу коммуниста т< оварища> Семейкина - сосед по квартире - Булгаковы имеют в хозяйстве 8 голов скота: корову, 2 двухгодовалых телки, 4 годовалых теленка и козу.

Булгакова является активной церковницей, имеет связь с Хабаровской церковью, постоянно ведет в поселке религиозную пропаганду, особенно активную религиозную пропаганду она развила в 1948 году и, главным образом, среди женщин, для сего использует различные методы воздействия на жителей поселка. Так, например, рассказывает, что правительство поощряет религиозную деятельность и разрешило открывать церкви, поэтому необходимо крестить детей. Кто не будет верить в бога и крестить детей, на них падет божья кара, что якобы в г< ороде> Хабаровске крестят детей коммунисты и офицеры Советской Армии в чине до полковника включительно. Рассказывала шарлатанскую легенду, что в Хабаровске некая старушка Аннушка с помощью бога исцелилась от недуга и у нее появились божественные знаки в виде крестов на ногах и т.д.

Летом 1943 года в поселке в адрес гр< ажданки> Костиной поступило из г< орода> Биробиджана письмо от неизвестного автора, в котором указывалось, что в 1948 г. мир будет обят огнем и кто не будет верить в бога и не примет крещения погибнут, рекомендовалось во избежание кары, размножить его и распространить среди населения. Это письмо Булгакова также использовала в своих агитационных целях.

Основным помощником Булгаковой в религиозной пропаганде является проживающая в поселке гр< ажданка> Костина, муж которой работает на станции конюхом. Костина занимается знахарством и ветеринарией. // Свою работу по оказанию «лечебной» помощи населению, а также лечение скота использует в религиозных целях, воздействуя на население, отказывая< сь> лечить, если не верят в бога и не крестят детей.

В работе этих двух религиозниц помогает актив из нескольких женщин, в частности, в поселке живет гр< ажданка> Шилова, в прошлом активная общественница, сейчас стала активной помощницей Булгаковой в религиозной работе. С их помощью Булгакова вынуждала женщин поселка возить своих детей в г< ород> Хабаровск и крестить их в церкви. <...>

После этих двух фактов крещения детей коммунистами Булгакова усилила работу среди женщин, вовлекая их крестить детей, заручившись их согласием, пригласила священника Скоробогатского из г< орода> Хабаровска приехать в поселок Унгун. Скоробогатский прибыл в поселок Унгун 9 февраля с< его> г< ода>, по пути останавливался на станции Бирофельд, где 7 и 8 февраля с< его> г< ода> крестил детей. К его приезду Булгакова провела подготовку, оповестив всех женщин поселка Унгун и окружающих сел о его прибытии. В поселке Унгун священник пробыл 9, 10 и 11 февраля. Церковные обряды - богослужение и крещение детей - проводил в квартире Булгаковой.

Жители поселка Унгун почти полностью окрестили своих детей, в том числе и все коммунисты, имевшие детей. Крестить детей приезжали и приходили жители ближайших сел и поселков, а также военнослужащие воинской части, расположенной в селе Лазарево.

Следует отметить, что командир этой части майор Никитин оказывал содействие в крещении детей военнослужащих, предоставив для // поездки в поселок Унгун 3 автомашины, а начфин этой части по телефону справлялся у гр< ажданки> Шиловой, когда священник будет проводить крещение, чтобы направить автомашины с семьями военнослужащих.

Всего было окрещено около 200 человек детей, за крещение каждого человека священник собирал плату 50 рублей, каждому окрещенному ребенку на шею вешался крестик.

Во время пребывания священника Булгакова посещала квартиры жителей поселка и уговаривала крестить детей, там, где родители не могли отвести их сами, она предлагала свои услуги. Например, у секретаря парторганизации станции т< оварища> Бухановского жена была больна, и тогда явилась Булгакова и предложила свои услуги, взяла троих детей, отвела их, где они были окрещены.

Были случаи, когда Булгакова применяла насильный увод детей и крещение их без согласия родителей. <...> Были случаи, когда Булгакова, увидев на улице детей, брала их и уводила крестить. <...>

Из 11 человек коммунистов ст< анции> Унгун окрестило своих детей 7 человек, в том числе и секретарь парторганизации т< оварищ> Буха-новский. Из 7 человек коммунистов Д< орожно-> Э< ксплутационного > У< правления> окрестили своих детей 3 человека. Остальные избежали этого вследствие отсутствия своих детей, < все, > кроме т< оварища> Дерина, ссылаются на < своих> жен, что они сделали это тайно от них.

Коммунисты парторганизаций занимаются в политкружке - руководитель т< оварищ> Михальченко - прошли 4 темы, посещаемость хорошая.

Все коммунисты выписывают газеты «ТОЗ» и «Пограничный транспортник», газету «Биробиджанская звезда» никто не выписывает. В международных событиях коммунисты разбираются слабо.

В поселке среди населения никакой культурно-воспитательной работы не ведется. Имеющийся красный уголок не работает, нет библиотеки, радио, не бывает кино. На протяжении длительного времени в поселке со стороны райкома и обкома ВКП(б) не проводилось ни одной лекции или доклада о международном положении и на другие политические и научно-естественные темы. <...>

Даже пропагандист т< оварищ> Михальченко не мог обяснить слушателям на политзанятии, почему правительство разрешает открытие церквей.

Комсомольская организация фактически никакой работы среди молодежи и в школе среди детей не ведет, длительное время не собирали собрание. В школе нет пионерского отряда.

Учителя школы никакой культурно-воспитательной работы, а также антирелигиозной работы, в связи с фактами крещения детей и активизации религиозников, среди населения и не проводили, и не проводят, ограничившись только тем, что когда на другой день около 40 человек детей явилось в школу с крестами, уговорили их снять кресты и в школу с ними не приходить. //

Священник Скоробогатов нарушил установленный законом порядок для въезда в пограничную полосу - прибыл на станцию Унгун без пропуска. Сержанты охраны МГБ т.т. Безруков и Ослопов, сопровождавшие поезд, в котором ехал Скоробогатов, при проверке документов у пассажиров, установили, что Скоробогатов не имеет пропуска, однако не приняли мер к возвращению его обратно в г< ород> Хабаровск, а разрешили ему ехать к месту назначения, чем проявили политическую беспечность и нарушили установленный порядок допуска граждан в пограничную полосу. <...>

Парторганизация проявила беспечность и не использовала законное право, немедленно удалить священника из района, как прибывшего в пограничную полосу без пропуска, чем не допустили бы массового крещения детей. Хуже того, начальник депо т< оварищ> Мирошниченко и председатель сельсовета с< ела> Лазарево т< оварищ> Цирюльников не выполнили указание зам< естителя> председателя облисполкома т< оварища> Миневича и зав< едующего> промышленно-транспортным отделом обкома ВКП(б) т< оварища> Шестерикова обеспечить немедленную отправку священника с первым поездом из района.

Все это произошло в результате того, что Ленинский РК ВКП(б) крайне мало уделял внимания этим парторганизациям. Работу их не проверял, не оказывал им помощи в организационной, партийно-массовой и культурно-воспитательной работе. Не имел соответствующей информации от этой парторганизации о положении дел на месте, в результате чего не знал об активной работе церковников, которые // сумели охватить своим влиянием все население поселка, в том числе и семьи коммунистов.

Считаем необходимым обсудить этот вопрос на бюро обкома ВКП(б) и принять соответствующие решения для исправления недостатков в работе этих парторганизаций и предупреждения этих ошибок в других парторганизациях.

Бригада: М. Посредников, Шестериков, Лобанцев.

22.11-49 г.

Верно: зав. сектором информации крайкома ВКП(б) - Козлов

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 109. Лл. 83-88. Заверенная копия с копии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.