Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сообщение о выявленной в Москве группе лиц, занимавшихся нелегальным изготовлением и продажей икон и других предметов религиозного культа






4 сентября 1949 г.

копия Секретно экз. № 5

 

Товарищу Сталину И. В.

Товарищу Берия Л. П.

Товарищу Маленкову Г. М.

Товарищу Ворошилову К. Е.

< 4> сентября < 194> 9

Органами МВД по гор< оду> Москве выявлена группа лиц, занимавшихся нелегальным изготовлением и продажей икон и других предметов религиозного культа.

К уголовной ответственности привлечены: Комиссарова Е. С, 1907 года рождения, нигде не работающая; Плетнева О. Н., 1898 года рождения, нигде не работающая; Миронов Ф. Д., 1903 года рождения, по профессии экономист-плановик, нигде на работающий, и Бордюков Н. К., 1889 года рождения, по профессии художник, нигде не работающий.

Расследованием установлено, что Бордюков, Комиссарова, Плетнева и Миронов совместно нелегально изготовляли иконы, нательные кресты и другие предметы религиозного культа, которые они продавали на рынках, у церквей и на кладбищах гор< ода> Москвы и других городов Советского Союза.

При обысках у указанных лиц изято: 524 иконы, 1500 иконо-медальонов, 305 поминальных книжек, 1800 нательных металлических крестов, 1200 отпечатанных типографским способом церковных молитв, 1500 бумажных венчиков, 13 металлических лампадок, 2 фотоаппарата, 300 фотоснимков на религиозные темы, различные приспособления для изготовления металлических рамок для икон и др., а также на 68 рублей разменной советской монеты.

Дальнейшее расследование ведется в направлении выявления нелегальной мастерской, изготовлявшей металлические кресты и медальоны, и типографии, в которой печатались церковные молитвы и поминальные книжки.

МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР - (С. Круглов)

осн.: сообщение ГУМ № 6/А/2671с от.УШ-49 г. справка ОБХСС УМВД МО № 4/77314 от 27.УШ-49 г. <...>

ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 236. Л. 149. Копия.

 

 

Паломничества к неофициальным святыням

 

Из отчета уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Кировской области И. Новикова за второй квартал 1949 г. с описанием паломничества из города Кирова в село Великорецкое, состоявшегося в июне 1949 г.

5 июля 1949 г.

Верующие города Кирова и др< угих> мест утром 3 июня с< его> /года стали собираться у кафедральной церкви г< орода> Кирова с тем, чтобы организовать традиционный крестный ход из города в с< ело> Великорецкое на место «явления» иконы Николая Великорецкого. Такой крестный ход на расстояние около 65 километров обычно совершался ежегодно на протяжении пяти столетий.

Местный Архиерей на просьбы молящихся, как и в прошлом году, разъяснил, что никакого крестного хода в с< ело> Великорецкое не будет и что церковь не даст для этого никаких икон.

Несмотря на это, несколько сот человек верующих толпой с принесенными ими малого образца иконами и с пением направились к перевозу.

В этом году я решил быть там, в Великорецком, во время подхода и скопления верующих, для чего выехал поездом до ст< анции> Юрья и дальше пешком 25 к/м.

В с< ело> Великорецкое я пришел 4-го июня вечером. Направившаяся из города толпа еще не прибыла, но уже чувствовалось некоторое скопление местного народа, готовившегося к этому дню, как к ярмарке. Нужно иметь ввиду, что в дореволюционное время на эту ярмарку, продолжавшуюся до 10 дней, выезжало много торговцев из г< орода> Вятки и еще больше из Москвы. Ими были построены каменные двухэтажные торговые помещения (ряды), и эти десять дней торговля шла настолько бойко, что, видимо, оправдывала расходы.

На этот раз торговля была организована райпотребсоюзами из трех соседних районов, расположившимися со своими промтоварами и водкой в длинном ряду полуразрушенных торговых зданий.

Местные кустари выступали с солидным запасом бураков из бересты и глиняной посуды в расчете на верующих, берущих «святую воду» из источника при часовне.

Расположенные рядом, на высоком берегу реки Великой, две большие каменные церкви, громадная колокольня, стоящая отдельно от церквей, два ряда каменных торговых и поповских зданий, следы разрушенной каменной ограды и «святых ворот» и почти замкнутое кольцо лесного массива создают впечатление, что Вы находитесь на месте старого монастыря или небольшой крепостцы времен Екатерины.

На второй день часов с 6 утра с колокольни можно было наблюдать, как по всем четырем дорогам, идущим к селу, пестрой вереницей пешком, на лошадях и на грузовиках потянулся народ. Это преимущественно колхозная молодежь, празднично разодетая, с гармоникой и песнями, идут на ярмарку погулять. Захожу в церковь. Она наполовину пуста, службу ведет местный благочинный и двое соседних священников. До смешного разрозненно, вызывая недоуменные улыбки молящихся, поют несколько человек, изображая хор. Кажется, что их уже никто на хочет слушать. В задних рядах и среди отдельных групп молящихся, расположившихся в полупустующей зимней части церкви, идут оживленные разговоры. Шум. Сбоку, несколько позади меня человек в военном лет 45, с фельдфебельскими усами, чисто подбритым подбородком, с целым рядом медалей на груди рассказывает троим слушающим его пришельцам с сумками за плечами, историю явления иконы: «а ризу золотую, золотыми-же гвоздями приколотил на икону собственными руками сам Иван Грозный, - поясняет он. - А эта не та икона, та теперь...», и встретившись случайно со мною глазами... умолкает. Я отхожу.

Невдалеке на разостланном на полу пиджаке и густо наложенной на нем свежей крапиве стоит богатырского роста мужчина и неистово молится, не обращая внимания на шум.

«Зачем ты крапиву-то под ноги положил?», - спрашивает его рядом стоящий уже седой бородач. Тот, помолчав, отвечает, что пришел из Удмуртии, ноги отбил, мозоли, а дал Николе во время болезни ног обещание, что, если выздоровеет, обязательно пойдет пешком в Великорецкое.

Недавний бухгалтер, а теперь священник начинает говорить проповедь о явлении иконы и необходимости творить добрые дела, но после нескольких фраз путается, явно смутившись.

Не дослушав его до конца, выхожу на площадь, густо покрытую народом. Оживленно торгуют ларьки, особенно те, в которых есть водка и пиво. Несколько молодежных артелей, навеселе проходят с гармониками, выжимая из них все, чтобы перекрыть друг друга. Молодой человек в матросской форме, стараясь казаться пьянее, чем он есть, дерет, закрыв глаза, какие-то не совсем пристойные частушки. Идущая навстречу им артель девушек, конфузясь, круто поворачивает от них.

Идут из Кирова! На площадь вливается новый поток людей, около тысячи человек. Впереди несут небольшую икону, врезанную в лист фанеры. Вокруг иконы женщины поют «Взбранной воеводе...». Поют так, как поет артель грузчиков, выкатывая после долгой работы последнюю бочку из трюма: отрывисто, яростно, с сознанием исполненного долга «радуйся невесто неневестная». К передней иконе, подминая друг друга, бросаются верующие с тем, чтобы прикоснуться к ней. К иконе устремляется масса рук, украшенная зеленью фанера гнется, как лист бумаги, невообразимая давка, и все это кончается тем, что через повалившихся на землю людей икону проносят в церковь, где снова начинается служба.

Меньше чем в полукилометре от церкви на берегу реки расположена каменная часовня. Она наполовину разрушена. Вокруг часовни много народа. По дорожным котомкам нетрудно определить, что это пришедшие издалека.

В самой часовне трое благообразных мужичков, как выяснилось местных, читают псалтири, коленопреклоненно молятся, им подают. Поданное тут же исчезает в карманах. Появляется финагент и «псалтири» исчезают. Рядом с часовней источник, к которому непрерывно подходят верующие, наполняют купленные на базаре бураки и бутылки, тут же умываются, пьют «святую» воду и вновь наполняют посуду, чтобы нести воду с собой.

Круто спускающийся к часовне песчаный берег густо усеян народом. Это верующие ищут в песке камешки с изображением Николая. Найдя камешек долго вертят его в руках, стараясь найти желаемое изображение святого, сомневаются, снова рассматривают и на всякий случай опускают в уже тяжело наполненные карманы.

На берегу напротив часовни среди других деревьев стоит гигантская сосна.

Вокруг ее, толкая друг друга, молящиеся, преимущественно старушки, отдирают руками кусочки коры и крестясь прячут в платочки. Громадный, необыкновенно чистый ствол сосны уходит вверх и скрывается в необъятной кроне.

Часть верующих смотрит сквозь крону и в просветах ее тоже отыскивают изображение святого. Иногда радостным голосом та или иная заявляет крестясь, что «видела», «сподобил святитель». Ее с завистью отталкивают другие, старясь тоже «сподобиться».

В реке беспрерывно, мало стесняясь друг друга, купаются пришедшие, покрытые дорожной пылью богомольцы.

Колхозные лодки усиленно снуют по реке, зарабатывая на перевозе. Председатель сельсовета, смеясь, сообщил мне, что колхоз намеренно не собрал мост, разобранный на время половодья.

«Тонут», «лодка перевернулась», - вдруг закричали в толпе. Среди реки действительно плавает перевернутая лодка, а вокруг ее барахтаются 7-8 человек, плывущих к берегу. Все благополучно выходят на берег. Среди искупавшихся возникает спор, тут же перешедший в драку, фиксирую и это на пленку. Выяснилось, что искупавшиеся пассажиры сели на лодку сильно пьяными.

Возвращаюсь на площадь. Гулянье в разгаре, множество пьяных и не только из молодежи, но и из старичков.

Вот в толпу людей въезжает запряженная лошадь, давит людей. На телеге среди овечьих кож и новых колес сидит пьяный, ничего не соображающий старик. Над ним смеются те, кто подальше, а кто оказался задет запряжкой, тот подносит к лицу старика кулак, пытаясь «вразумить».

Захожу в церковь, там среди примерно 200 человек верующих идет бесконечная служба, все пять представителей духовенства устало читают поминания, идет общая панихида по умершим.

Вечер. Опустела площадь. Ушла колхозная молодежь. Разошлись по домам колхозников пришедшие с иконой молящиеся. У церковной ограды и у построек на площади остались те, кто «пал костьми», не выдержав борьбы с алкоголем. Укладывают на автомашины пустые бочки и бутылки кооператоры. «Великорецкая» кончилась.

Спрашиваю в сельсовете сколько же, по-Вашему, было народу. Отвечают, что тысяч семь, что из них местных, пришедших погулять, было 85%, но что и пришедших с иконами в этом году было больше % на 20, чем в прошлом, то же подтверждают и представители духовенства.

- «Вот и кончилось наше моление. Теперь до будущего года. В обычные же праздники церковь здесь посещают на больше тридцати-сорока человек», - заявили мне священник и диакон Великорецкой церкви.

Ухожу из Великорецкого с твердым убеждением, что здесь нет роста религиозного настроения масс, что собравшиеся местные, старые и молодые колхозники пришли по традиции на ярмарку погулять, что пришедшие с иконами - по преимуществу отжившие люди и кликуши с разных мест, в общем составляющие ничтожное количество.

Через два дня возвратившаяся из Великорецкого группа верующих, человек 75, пришла к Серафимовской церкви и требовала, чтобы духовенство церкви отслужило молебен.

В этом им было отказано, и они недовольные духовенством разошлись.

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1.Д. 488. Лл. 24-28. Подлинник.

 

Из информационной записки Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР в Совет министров СССР и ЦК ВКП(б) о религиозных пережитках, выражающихся в исполнении обрядов и массовых молений по нелегальной (не состоящей на регистрации) церкви, и о лицах, занимающихся нелегальной церковной деятельностью

25 апреля 1949 г.

 

Помимо официально зарегистрированных храмов, монастырей и духовенства русской православной церкви, за деятельностью которых Уполномоченные Совета осуществляли наблюдения и по указаниям Совета проводили ограничительные мероприятия против усиления влияния церкви на население, в ряде краев, областей РСФСР выявлено значительное количество лиц, не относящихся к юрисдикции Московской патриархии и выполняющих «требы» и другие священнические обязанности нелегально. Такие лица, состоящие из заштатного духовенства, монашествующих и просто всяких проходимцев, нигде не зарегистрированные, а часто даже не имеющие никакого духовного сана, проводят нелегальные молитвенные собрания, в большинстве случаев, в тех населенных пунктах, где нет действующих церквей.

В некоторых областях РСФСР пунктов, где проводятся нелегальные молитвенные собрания, имеется большое количество. Так, например:

В Рязанской области при наличии 86 зарегистрированных действующих церквей на 1-е января 1949 года выявлено 174 нелегальных молитвенных дома.

В Горьковской области при наличии 47 действующих церквей выявлено 37 молитвенных домов и т. д.

В таких молитвенных домах регулярно проводятся молитвенные собрания, на которых бывает до несколько сот молящихся. Например:

В селе Белбаж, Залесского района, Горьковской области, в доме гр-ки Пастуховой в религиозные праздники собирается до 150-200 человек молящихся.

В г< ороде> Бугульме, Татарской АССР, имеется 3 незарегистрированных молитвенных дома, в одном из них (дом Наумова по Калининской улице) в зимнее время молящихся бывает до 200 чело-//век, а в летнее - до 500 человек.

В селе Богдановка, Куйбышевской области, в большие религиозные праздники в молитвенном доме собирается до 300 человек молящихся.

И если за деятельностью зарегистрированных молитвенных домов, церквей и священнослужителей Уполномоченные Совета на местах, да и другие местные советские органы, осуществляют наблюдение, то нелегальные молитвенные дома и их священнослужители, не состоя на регистрации, действуют без всякого контроля, беспрепятственно, за исключением случаев, когда их деятельность принимает форму антисоветской работы или агитации и вмешиваются органы МГБ.

Деятельность в течение многих лет таких нелегальных молитвенных домов, пещер, тайных избушек и т.п. представляет собою крайне политически вредное явление, так как организаторы этих молитвенных домов и их священнослужители нередко имеют благоприятную почву для своей деятельности, а местные органы, в том числе и административные, не знают, как с ними можно бороться.

Не только борьба, но и сам факт выявления деятельности таких нелегалов встречает значительные затруднения. Так, например, председатель Сергиевского Райисполкома Куйбышевской области т. Астахов, работающий в районе несколько лет, в декабре месяце 1948 года сообщал, что совершение церковных служб и религиозных обрядов незарегистрированными священниками и другими лицами на территории района не имело место. При проверке же оказалось, что в ряде сел этого района имеются факты нелегального отправления церковных служб.

Такое же положение в Жиганском районе, Куйбышевской области, когда местные работники отрицали наличие нелегальных молитвенных собраний; при проверке было установлено наличие таких собраний.

Все это говорит о том, что данные о нелегальном отправлении церковных треб, которыми располагает Совет, далеко не полные и этот вопрос подлежит более глубокой проверке и изучению на местах. //

Необходимо сказать, что в областях УССР и БССР таких незарегистрированных молитвенных домов почти нет.

По данным Уполномоченных Совета также выявлены в целом ряде областей такие факты, как усиленное поклонение «чудотворным» иконам, моления у «святых мест», у «святых колодцев», «обновление» икон, крестные ходы и другие факты фанатизма.

Такого рода моления, как правило, проводятся без участия зарегистрированного духовенства, силами нелегалов и монашествующих и привлекают значительное количество молящихся.

Так, например:

1) В день чествования иконы «Владимирской божией матери» - 6 июля - из года в год с давних времен собираются огромные толпы верующих старообрядцев и православных у т.н. «Светлого» озера в Горьковской области. С этим озером связана легенда старообрядцев об исчезнувшем в XIII веке апокрифическом «граде великом Китеже». В 1948 году в этот день у «Светлого» озера было около 10 тысяч человек.

2) В селе Вердеревщина, Болдарского района, Тамбовской области, находилась часовня с «чудотворной» иконой «Казанской божией матери». В 1930 году часовня была снесена, но на это место ежегодно 4 ноября (день чествования иконы) собираются верующие. В 1948 году их собралось до 400 человек.

3) На кладбище гор< ода> Котельничи, Кировской области, в так называемый праздник «семик» (четверг перед праздником «троицы») собирается большое число семей из г< орода> Котельничи и окружающих сел. На могилах своих сородичей они совершают молебны, пьют и обедают, поминая своих родственников. В 1948 году в «семике» участвовало около 10 тыс. человек.

4) В селе Подгорное, Хлевенского района, Воронежской области, почитается место со «святой» яблоней, куда стекались из окрестных сел, районов и города Воронежа огромные толпы людей. Несмотря на то, что яблоня эта была срублена, все же в 1948 году к ней собралась толпа богомольцев. К этому времени кем-то был специально распространен слух, что 15 августа к «святой» яблоне придет «мать с двумя приросшими к ней сы-//новьями». К вечеру 14 августа к яблоне стали стекаться люди. 15 августа паломников было около тысячи человек.

5) В Северо-Осетинской АССР особой популярностью среди верующих осетин пользуется так называемое «святое» место в Садонском районе, у селения Сей, в горной местности под названием «Рек».

Здесь на небольшой возвышенности сохранилась древняя часовня, построенная якобы грузинской царицей Тамарой. Часовня представляет собой небольшое каменное здание со склепом внутри, где, по преданию, похоронен муж царицы Тамары. У этой часовни ежегодно, в начале августа, собираются верующие всех горных селений Садонского ущелья.

19 августа 1948 года (день «преображения») на это место прибыло до 1000 человек, где было жертвоприношение, устраивался пир и произносились молитвы.

6) В селе Б. Ламовка, Пичаевского района, Тамбовской области, у родника в день «святого Тихона» 29 июня на протяжении ряда лет происходят массовые моления. В 1948 году в этот день в молении у родника приняло участие до 6 тыс. человек.

7) «Святой» колодец, находящийся в трех километрах от села Свищевское, Кирсановского района, Тамбовской области, ежегодно в день «Николы» (22 мая) посещается верующими. В 1948 году было до 4 тысяч человек.

8) У «святого» колодца, находящегося в районе села Липяги, Воронежской области, в день т< ак> н< азываемой> «девятой Пятницы» (после «пасхи») ежегодно собирается большое число верующих. К этому колодцу приходят верующие из разных районов Воронежской и Курской областей. В 1948 году в этот день сюда прибыло более 2 тысяч человек.

9) Ежегодно в т< ак> н< азываемый> «Ильин день» 2-го августа стекаются толпы людей к «святому» источнику, находящемуся в лесу на расстоянии 7 км от города Бутурлиновка, Воронежской области. В этот день в 1948 году с 6 часов утра с разных улиц города Бутурлиновка верующие с пением молитв двинулись в лес, где у «святого» колодца уже было большое сборище людей. Шествие продолжалось до 4 часов вечера. //

10) На расстоянии трех километров от села Четвертаковое, Ардатовского района, Мордовской АССР, находится «святой» колодец, на который ежегодно в день церковного праздника «Казанской божией матери» 8 июля сезжаются верующие из окрестных сел и районов и даже из Горьковской области. В 1948 году в этот день число верующих, принявших участие в молении у колодца, достигло.500 человек.

11) В райцентре Даниловке, Пензенской области, на роднике т.н. «явленной живоносной источницы» в большие церковные праздники совершается паломничество верующих, доходящее до 1000 человек.

12) У «святого» колодца в селе Буховое, Колыбельского района, Рязанской области, проводятся религиозные сборища, с отправлением всех видов религиозных треб и богослужений, которые исполняются бывшими служителями религиозного культа, бродячими монашествующими элементами и разного рода кликушами в целях личной наживы.

В летнее время к колодцу стекается большое число верующих из разных районов Рязанской и Тамбовской областей. Совершаются отдельные паломничества из Московской, Воронежской и других областей.

В религиозные праздники, особенно в летнее время, сборища у колодца достигают тысячи и более человек и присутствующие после проводимых богослужений берут из колодца «святую» воду.

13) В Должанском и Краснинском районах Орловской области ежегодно летом верующие проводят массовые моления у «громового колодца» на месте бывшей часовни. Моления происходят без участия духовенства, так как в этих районах церквей нет. Читают молитвы бывшие монашки и старики из числа местных жителей.

14) В некоторых районах Архангельской области, особенно в летнее время, были моления у «святых» источников. Так, например, в лесу села Ледско-Немировского, Шенкурского района, около источника «Варламенский колодчик» 2 июля 1948 года (по церковному календарю «день Варлаама Шенкурского») собралась группа верующих более 150 человек. //

15) В Краснодарском крае насчитывается пять «святых» колодцев, куда стекаются верующие.

Так, например, в Усть-Лабинском районе, около станицы Некрасовской, к колодцу под названием «9-я Пятница» (после «пасхи») стекаются верующие из окрестных сел и деревень и даже из г. Краснодара, несмотря на то, что богослужения у этого источника не происходят.

16) В Билярске, Татарской АССР, к водному источнику стекается большое число верующих из разных населенных пунктов. Причем, как прежде, так и теперь, на водный источник приходят православные и мусульмане. Чтение молитвы исполняется самими верующими без служителей культа.

17) В Курской области с давних времен празднуется местный праздник т< ак> н< азываемая> «десятая Пятница» после «пасхи». В этот день ежегодно из Курска в т< ак> н< азываемую> «Коренную пустынь» совершается крестный ход. Следует отметить, что все помещения быв< шей> «Коренной пустыни» заняты ремесленным училищем и даже сделана ограда, однако источник остался незасыпанным.

В связи с запрещением таких крестных ходов зарегистрированное духовенство в них не принимает участия, но верующие, по традиции, сами, без духовенства, отправляются из Курска в «Коренную пустынь» (в 27 км от гор< ода> Курска), где на пути к ним присоединяются верующие разных районов и сел.

В 1948 году в таком крестном ходе приняло участие свыше 15 тыс. человек, преимущественно женщин.

18) Из города Кирова совершается крестный ход в село Великорецкое на место «явления» иконы «Николая Великорецкого», причем, несмотря на постоянные предупреждения епископа о том, что крестный ход запрещен и его не будет, верующие стихийно собираются, выносят из квартир иконы и уходят на реку, а к ним по пути присоединяются верующие других сел и деревень.

В 1948 году в таком крестном ходе 9 июня приняло участие до 1500 человек, причем часть из них была из соседних областей: Молотовской, Вологодской и из Удмуртской и Марийской республик. //

19) В селе Мамонтове, Сосновского района, Тамбовской области, 22 мая (день «Николая-Чудотворца») ежегодно у здания недействующей (закрытой) церкви собираются с иконами на богослужение до тысячи человек верующих из окружающих сел и города Тамбова.

20) В селе Рождественском, Увельского района, Челябинской области, в 1949 году нелегально была проведена служба у бывшего здания церкви, занятого под клуб. На молении участвовало до 120 человек.

21) В селе Ишаки, Ишлейского района, Чувашской АССР, в 1933 году была закрыта и разобрана церковь, которая в дореволюционное время служила местом паломничества верующих чувашей из-за «чудотворной» иконы «Николая», якобы найденной каким-то пастухом в болотистых лугах села Ишаки.

За последние годы на месте разрушенного здания церкви, среди гор щебня и кирпича, на открытом месте, была установлена кем-то икона «Чудотворца Николая», куда и стекаются верующие не только из окружающих селений и районов, но из отдельных районов Чувашской республики.

Особенно многолюдно бывает тут в базарные и весенние праздничные дни, в это время молящиеся ставят перед иконой свечи, кладут деньги, продукты и т.д.

Эти факты нелегальных отправлений треб, массовых молений у «святых» мест и т.д. свидетельствуют о живучести среди верующих масс религиозных предрассудков и о широком шарлатанстве, безнаказанно совершаемом со стороны нелегалов, заштатного духовенства и разных проходимцев.

Изложенное приведено как примеры, фактически же такие явления имеют место в значительно больших размерах.

В ряде мест отдельные проходимцы, используя религиозные чувства верующих, выдают себя за различного рода «святых», «пророков», «исцелителей» и за определенную плату производят «исцеления» больных, «отчитывание маловерующих», «выгоняют бесов» и т.п. шарлатанство.

Уполномоченные Совета, согласно Положению, занимаясь делами, относящимися к патриаршей церкви, и не имея аппарата, // не могли полностью выявлять подобные факты и пользовались в данном случае лишь отрывочными сведениями, получаемыми ими от духовенства и верующих, с которыми им приходится сталкиваться в процессе своей работы.

Патриарх и епископат в своих письмах в Совет многократно просили о принятии административных мер к таким, как они называют, «самочинным службам» и по отношению духовенства, совершающего «требы» без регистрации. Синод в 1949 году даже дважды принимал решения по этому вопросу, но во всех этих случаях они исходят из своих интересов, прося об открытии большего числа церквей.

По мнению Совета, организация борьбы с подобного рода предрассудками должна итти путем усиления политико-просветительской работы на местах и конкретно в каждом отдельном случае, а административные меры надо принимать органам милиции и прокуратуры по отношению к организаторам шарлатанства, обмана, в целях возбуждения суеверия в массах населения, что предусмотрено ст. 123 УК РСФСР.

Председатель Совета

по делам русской православной церкви

при Совете Министров СССР < подпись> (Карпов)

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Едхр. 109. Лл. 70- 77. Подлинник.

 

Нелегальные богослужения легальных священников

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.