Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственное воспитание






 

…Прежде всего, необходимо с первых лет сознательной жизни ребенка воспитывать его волю и характер. Воля – самый могущественный рычаг нравственного и умственного самоусовершенствования. Человек может быть лишь настолько нравственным, деятельным, трудолюбивым, а следовательно и умственноразвитым, насколько развита его воля. Чем менее человек подчиняется своим болезненным склонностям и страстям, тем сильнее его воля, а вместе с этим тем определеннее характер его действий. Если воля недостаточно упражнена с раннего возраста, если ребенку дают возможность руководствоваться лишь своими личными желаниями, если в нем не развили ни трудолюбия, ни послушания – с ним будет одно из двух: или у него совсем не будет выработана воля, или из него выйдет самодур, который будет обнаруживать смелость лишь в поступках, несообразных ни с честью, ни с совестью[19]…

 

…В нравственном отношении воспитание должно научить мужественно выносить невзгоды и житейские неудачи, научить терпению и усидчивости в труде, пробудить общественные инстинкты, привить и усовершенствовать честные привычки и дать им разумное направление, развить альтруистические склонности, укрепить волю и совесть, чувство чести, благородной гордости и независимости. & lt; …& gt;

Как следует вести, как направить ребенка так, чтобы он в будущем стремился к достижению высшего идеала или, по крайней мере, наименее уклоняться от него? Для этого, прежде всего, необходимо с самых первых лет жизни ребенка требовать от него выполнения его обязанностей. Каждый период жизни человека – детство, отрочество и юность – налагают соответственные обязанности. Задача моего труда заставляет меня говорить об обязанностях детей лишь дошкольного возраста, которые, сравнительно с обязанностями последующих годов жизни, менее сложны. Чтобы заставить ребенка выполнять свои обязанности, воспитатели должны установить в его жизни правильный режим, который, прежде всего, вырабатывает в детях добропорядочные привычки, обуздывает вспышки гнева, своенравие, капризы, дурные инстинкты, прививает навыки послушания – все это вместе постепенно приучает ребенка к аккуратному выполнению своих обязанностей. Правильный режим в первый год жизни ребенка состоит в том, что он должен спать, получать пищу и купаться в определенное время. & lt; …& gt;

Волю ребенка следует направлять так, чтобы он своим желаниям удовлетворял лишь тогда, когда это не приносит вреда его ближним, чтобы он умел поступиться удовольствиями, когда это необходимо. Таким образом, воспитывая волю, развивать в то же время самообладание – качество весьма ценное и существенное в жизни, а также дисциплину и строгий контроль над своими действиями, от отсутствия чего мы, русские люди, так страдаем. Только укрепив волю ребенка, которая же в самом раннем детстве обуздывает эгоистические склонности и подавляет животные инстинкты, можно воспитать человека, который будет действовать не по велениям своих прихотей, а во имя высших, нравственных идей и побуждений. Только такой человек добивается истинной самостоятельности, а не призрачной, какую очень часто получают у нас молодые люди, когда родители предоставляют им свободу делать, что угодно. & lt; …& gt;

…Губительнее еще отражается на детях излишняя снисходительность родителей, дающая полный простор развитию упрямства, прихотей и ничем не сдерживаемых капризов. Из таких детей обычно выходят люди, неспособные ни к самообладанию, ни к упорной борьбе с невзгодами жизни: они или гибнут при первом же столкновении с суровой действительностью или превращаются в бездушных эгоистов.

В чем же заключается воспитание воли? Воспитание воли заключается в приучении ребенка управлять своими движениями, чувствами и мыслями. & lt; …& gt;

…Упражнение воли должно начинаться очень рано, с первым пробуждением сознания, но оно никогда не должно быть искусственною гимнастикою. & lt; …& gt;

Одно из наиболее действительных средств укрепить волю и дать ей надлежащее направление – развивать веру в свои силы. Эта вера в свои силы совершенно противоположна самодовольству, самоуверенности, самонадеянности – качествам, в высшей степени антипатичным и антисоциальным, вредящим прогрессивному движению человека вперед.

Самоуверенный и самодовольный считает себя выше других, преувеличивает размеры своих дарований, находит прекрасным все, что он делает. Самоублажая себя, человек при подобных качествах засушивает сердце и в зародыше уничтожает в себе всякое побуждение к самоусовершенствованию. Совершенно иное миросозерцание и поведение вырабатывает тот, у кого развита вера в свои силы: неудача не приводит его в отчаяние, не надламывает его, а заставляет сближаться с людьми, просить их совета и не терять надежды на то, что он с помощью энергии и труда в конце концов добьется своего. И такой всегда добивается. Вот эту-то веру в свои силы воспитатели и должны развивать в своем питомце с раннего возраста.

Во всех отношениях чрезвычайно вредно давать чувствовать маленькому существу, что оно неспособно, бестолково, глупо или лениво. При неудаче, происшедшей от его нерадения, ребенку можно только дать почувствовать, что сегодня вышла с ним незадача совершенно случайно, сказать ему, что это случается с каждым, а что завтра, когда он хорошо выспится, будет менее утомлен – он наверно все поймет и прекрасно окончит начатое. Такое снисходительное отношение к ребенку не только действует ободряющим образом, но более, чем порицания, вызовет в нем стыд за свой поступок. К тому же это вполне согласуется с истиною: лень, рассеянность и другие недостатки, если только они не являются результатом плохого воспитания, зависят обыкновенно от усталости или от какого-нибудь болезненного состояния.

Строго руководствуясь правилом – не давать ребенку ничего непосильного, нужно воодушевлять его верою в собственные силы. Ребенок не может окончить начатого рисунка, не достроил из кирпичиков домика, не может заучить наизусть басни – укажите ему более легкий способ прийти к тому, к чему он стремится, объясните ему то, чего он не понимает, убедите его в том, что, поработав над этим еще немного, он наверно достигнет желаемого. Все эти объяснения предлагайте в веселой, живой форме, чтобы не только то, что вы ему говорите, но и самая ваша манера говорить интересовала, оживляла, убеждала его и толкала на деятельность. & lt; …& gt;

Воспитатель должен употреблять все усилия, чтобы внушить ребенку веру в свои силы, надежду на то, что он все поймет, все сделает, если только захочет, добросовестно отнесется к предпринятому труду и усидчиво поработает над ним. Эта вера в свои силы делает человека настойчивым в достижении своей цели, одушевляет энергию к труду и укрепляет его волю. & lt; …& gt;

Воля служит основною чертою характера (один из психологических терминов, который каждый употребляет по-своему). В обыденной жизни под словом характер подразумевают как волю, так и внутренние чувства человека. И это имеет свое основание: воспитание наиболее благородных чувств человека должно идти рука об руку с воспитанием воли и способствовать ее усовершенствованию и укреплению, иначе в результате получится не воля, а своеволие. Из области внутренних чувств человека воспитатели должны обратить особое внимание на пробуждение в ребенке сострадания, сочувствия, интереса и любви к ближним. Эти чувства служат основою нравственности и наиболее пригодны для того, чтобы дать честное и полезное направление воле.

Научить детей любить – должно быть первою заповедью воспитания. Трогательно говорит по этому поводу Жан-Поль-Рихтер: «Любовь – единственное правило нравственности. Учите ребенка любить; учите сначала отрицательно, запрещая обижать всякое мельчайшее существо, приучайте смотреть на всякую жизнь, как на нечто священное, боритесь против детского инстинктивного эгоизма. Потом положительно возбуждайте способность приязни и заставляйте ее действовать. Любовь – плод ранних годов. Учите любви в наше печальное, темное время. Вам самим, родители, у вашего смертного одра отраднее будет встречать заплаканные глаза сыновей, нежели жадно нетерпеливые взгляды наследников». & lt; …& gt;

Любовь и живой интерес к окружающим мать должна развивать в своем ребенка не путем наставлений, не выговорами в то время, когда он уже проявил себя с кем-нибудь безжалостным, грубым эгоистом, а при всяком удобном случае указывать ему, чем он может помочь тому или другому, что он может сделать приятного: пусть бежит открывать дверь прислуге, когда у нее заняты руки, подымет оброненную вещь, покатает сестренку[20]…

 

При воспитании… ребенка необходимо стараться сближать его с большим количеством детей – учить его вникать в их нужды, давайте ему возможность делиться с ними всем, что у него есть, но никогда не вознаграждайте материально ребенка за его щедрость и доброту. Он должен рано научиться понимать, что только тот способен искренне любить людей, кто приучается чем-нибудь жертвовать для них. Помогает ребенку суживать сферу злых страстей и привычка воспитывать птиц и зверьков: он заботится об их существовании, устраивает для них гнездышко, а это дает воспитателю возможность следить за тем, чтобы он бережно обходился с ними, не мучил их. Активное проявление симпатии к людям лучше чем что-нибудь научит ребенка впоследствии управлять своими дурными склонностями. У человека с сильными чувствами и при правильном воспитании останется страстный темперамент, может быть полученный в наследство, но его гнев, злость, вспыльчивость будут проявляться все реже.

В наш практический век, когда нажива и карьера играют в жизни такую выдающуюся роль, воспитание постоянно должно иметь в виду развитие в ребенке нравственных инстинктов, т. е. всю сферу альтруистических, интеллектуальных и эстетических импульсов, которым приходится вести тяжелую борьбу с эгоистическими, узко практическими вожделениями современного общества. Нравственность – главный рычаг полезного для человечества обновления общества, деморализованного и деморализующегося вследствие меркантильных расчетов, тяжелой борьбы за существование, обострившихся социальных условий и вечной погони за внешним успехом, блеском, за роскошью и властью. Вот потому-то воспитание и должно поставить на первый план развитие нравственных инстинктов, тем более, что их отсутствие все чаще констатируют исследователи общественных нравов, педагоги, врачи и психиатры.[21]

…В области моральной путем привычки можно тоже развить много хороших качеств. Послушание, имеющее громадное воспитательное значение, – не что иное, как результат навыков, известным образом направленных с раннего детства. Уменье приучать детей к послушанию – первое звено в беспрерывной цепи влияний, воспитывающих волю и характер. Только уменье подчинить волю ребенка своей воле дает возможность матери, так или иначе, действовать на него. Без этого уменья, этой выдержки, без этой способности воспитателя никакое воспитание немыслимо, и много вреда, много горя предстоит испытать самому питомцу и в детстве, и в зрелом возрасте, если он не был приучен к послушанию, много страха и беспокойства причинит он своим близким; матери же придется пролить много горьких слез из-за его своеволия, требовательности, самодурства, эгоизма, иногда даже порочности, прямо вытекающей из недостатка послушания ребенка в детстве. Как бы страстно ни любила мать своего ребенка, сколько бы жертв ни приносила она ради его образования, он даже в зрелом возрасте, будучи развитым и образованным человеком, не сумеет их достаточно оценить, не будет питать к ней нежности, если только в детстве он не был приучен к строгому послушанию[22]…

 

…Нужны ли наказания, а если нужны, то как и в каких случаях их применять? Вот наиболее существенный вопрос нравственного воспитания… Между всеми проектами и теориями этого рода особенно замечательна теория естественных наказаний.

Сущность естественных наказаний заключается в том, что ребенок должен чувствовать и отвечать за все последствия своих дурных поступков. В силу этого принципа воспитатель не придумывает наказания, а берет следствие поступка и во всей простоте применяет его к ребенку. & lt; …& gt;

Свою теорию естественных наказаний Спенсер не обосновывает никакими научными данными, как это он делает в других случаях: в своей книге «Умственное, нравственное и физическое воспитание» он по этому поводу просто представляет ряд случаев, которыми желает убедить в законности своей системы. «Если ребенок, – говорит он, – падает или ударяется головою о стол, он ощущает боль, воспоминание о которой заставит его быть более осторожным. Если он дотронется до решетки камина, сунет руку в пламя свечи, прольет кипяток на какую-нибудь часть тела, обварка или обжог, происходящие от этого, будут для него уроком, который он не скоро забудет. Впечатление, производимое одним или двумя происшествиями такого рода так глубоко, что никто не уговорит потом ребенка пренебрегать законами своего организма». «Это не искусственно и ненужно наложенная боль, а просто благотворное обуздывание действий, нарушающих телесное благосостояние, обуздывание, без которого жизнь была бы скоро уничтожена вследствие повреждений тела. Особенность этих наказаний, если мы уже должны называть их так, лежит в том, что они суть непременные последствия действий, за которыми они следуют; они не что иное, как неизбежные реакции действий ребенка».

Конечно, самое верное и точное знание то, которое непосредственно добыто собственным наблюдением и опытом. Но невозможно дать такого воспитания, где бы все знания были непосредственно добыты лишь личным опытом. & lt; …& gt;

Средство заставить ребенка сдерживать свои дурные склонности – развить волю дитяти. Всякое наказание раздражает ребенка. Если оно не производит никакого действия, естественно, что воспитатель или заменит его другим, или вовсе оставит. То, что обыкновенно называют действием наказания, есть результат сильнейшего раздражения нервов, что более всего способствует ослаблению воли и притуплению чувствительности или ненормальной ее возбужденности, между тем то и другое очень вредно. Наконец, всякое наказание может, пожалуй, заставить ребенка поудержаться от дурной привычки, но никогда не вырвет с корнем порока. Ребенок, конечно, будет бояться проделывать при старших то, за что он может пострадать, но лишь только он не чувствует над собою узды, дурная страсть принимает еще более обширные размеры или является в новой форме. Зло нельзя поправить злом, то есть наказанием: история человечества говорит нам, что грубые нравы смягчались только кротостью и образованием[23]…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.