Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины 4 страница






Коммерческий кредит является исходной формой кредита. На его базе развиваются другие его виды, прежде всего, банковский кредит.

Коммерческий кредит имеет ряд ограничений. Во-первых, по на­прав­лению. Его предоставляют, как правило, поставщики покупателям. Во-вторых, он ограничен размерами – определяется суммой поставки товара покупателю. В-третьих, он ограничен сроками. Назначение предприятий производить, а не выдавать кредиты. Поставщик также не может выдавать кредиты на длительный срок.

Все эти ограничения снимает банковский кредит, т. е. кредит, предоставляемый банками функционирующим капиталистам и другим заемщикам в виде денежных ссуд. Банковский кредит не привязан только к сделкам купли-продажи. Собирая огромные денежные ресурсы из всех перечисленных выше источников, банки могут предоставлять ссуды кому угодно, практически в любых суммах и на любые сроки. Банковский кредит превращает в капитал не только временно свободные средства предприятий, но и бюджетные средства и значительную часть денежных доходов и сбережений населения.

Разновидностями коммерческого и банковского кредитов являют­ся межфирменный и межбанковский кредиты. Межфирменный кре­дит отличается от коммерческого, во-первых, тем, что предоставляется в денежной форме и, во-вторых, как правило, это беспро­цент­ный кредит, который представляет собой временную финансовую помощь.

Межбанковский кредит – как правило, краткосрочный кредит, выдаваемый одним банком другому, в том числе и Центральным банком коммерческим банкам.

Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере народных экономических отношений. Связан с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. Играет важную роль в развитии международных экономических отношений и может способствовать ускорению развития целых стран и регионов, стимулируя внешнюю торговлю, импорт техники и технологий. Он может использоваться и как инструмент экономического и политического давления со стороны стран-кредиторов.

Государственный кредит выступает в двух основных подвидах: государственные заимствования, где государство выступает в качестве заемщика, и государственное кредитование, где государство выступает в качестве кредитора. Кроме того, как уже отмечалось ранее, го­су­дарство может выступать гарантом по кредитам, выдаваемым ком­мер­ческими банками. В таком случае при несостоятельности заемщика вернуть полученный кредит должно государство.

Потребительский кредит – кредит, предоставляемый населению на потребительские нужды. Может предоставляться как персональная ссуда в денежной форме физическому лицу для покупки недвижимости, оплаты лечения, обучения или туристической поездки и на другие цели. Но чаще всего он предоставляется в товарной форме при продаже товаров с последующей оплатой. Главным его назначением является стимулирование покупки товаров и услуг населением.

Ипотечный кредит предоставляется в форме ипотеки, т. е. денежной ссуды, выдаваемой банками частным лицам под залог недвижимости, главным образом земли, построек, сооружений. Источником для этого кредита служат ипотечные облигации, вы­пускаемые банками и предприятиями.

III. По сроку кредитования различают:

краткосрочный кредит, при котором ссуда выдается на срок до одного года;

среднесрочный со сроком от двух до пяти лет;

долгосрочный – от шести до десяти лет, долгосрочный специальный – от двадцати до сорока лет.

Плата за ссуду является ценой ссуды и имеет форму процента.

Под процентом понимается плата за кредит. Понятие «процент» (от лат. pro centum) означает сотую долю числа. Это узкое понимание процента.

Заемщик (предприятие, домашнее хозяйство, государство или иной хозяйствующий субъект) выплачивает определенную сумму денег (мо­жет быть в товарной форме) кредитору, который предоставил ему в долг свои денежные средства (или товар). Широкое понимание процента связано с доходом, который получается в результате использования фактора производства капитал. Если кредит предоставляется в денежной форме, то процент условно выступает как цена денег.

Ссудный процент – это плата заемщика кредитору за пользование кредитом.

Сущность и источник ссудного процента по-разному определяются представителями разных направлений экономической науки. Наибольшее распространение на Западе получили взгляды сторонников предельной полезности и кейнсианства.

Первые считают, что ссудный процент – цена капитала, уплачиваемая за пользование им. Так, Бем-Баверк трактовал процент как результат, вытекающей из психологии «хозяйствующих субъектов» более высокой оценки настоящих благ по сравнению с будущими. Дж. М. Кейнс писал, что норма процен­та есть вознаграждение за лишение денег на определенный период.

П. А. Самуэльсон считал, что «процент – сумма, выплачиваемая тому, кто дает деньги взаймы. Процентная ставка (или ставка процента) – цена, уплачиваемая за заимствование денег на определенный период вре­мени, выраженная обычно в процентах от основной части долга в год»[20].

Процент есть оплата потребительной стоимости капитала как товара – его способности приносить прибыль.

Объем приносимой прибыли зависит не только от объема ссужаемого товара – капитала, не только от нормы прибыли в данной отрасли, но и от времени, в течение которого капитал будет функционировать как капитал в руках заемщика и от нормы процента.

Ставка процента (норма процента) – это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру самого ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Необходимо различать номинальную и реальную ставку процента.

Номинальная ставка процента – это текущая рыночная ставка про­цента, которая не учитывает уровень инфляции. Реальная ставка про­цента учитывает темп инфляции. Различия между номинальной и ре­альной ставками процента ощутимы при кредитовании в экономи­ке с нестабильным общим уровнем цен (в условиях инфляции – повышения общего уровня цен или дефляции – снижения общего уровня цен).

Реальная ставка процента есть разница между номинальной ставкой процента и темпом инфляции:

r = i – π,

где r – реальная ставка процента;

i – номинальная ставка процента;

π – ожидаемый темп инфляции.

Однако к этой формуле нужно сделать оговорку, что она является достаточно приблизительной и дает удовлетворительные результаты только при низких значениях темпа инфляции. Более точной формулой для определения реальной ставки процента является следующая:

r = (i – π): (1 + π).

Перегруппировав первоначально приведенное уравнение реальной ставки процента, мы увидим, что номинальная ставка процента есть сумма реальной ставки процента и темпа инфляции:

i = r + π.

Уравнение, записанное в таком виде, получило название уравнение Фишера в честь американского экономиста-математика И. Фишера (1867–1947). Таким образом, номинальная ставка процента изменяется под воздействием двух факторов: изменения реальной ставки процента и изменения темпа инфляции. Соотношение между темпом инфляции и номинальной ставкой процента получило название эффект Фишера.

Различают два вида реальной ставки процента: ex ante и ex post. Когда заемщик и кредитор договариваются о номинальной ставке процента, они еще не знают, какой будет темп инфляции по истечении срока ссуды. Поэтому реальная ставка процента ex ante – это ожидаемая реальная ставка процента, а реальная ставка процента ex post – это фактическая реальная ставка процента. Очевидно, что номинальная став­ка процента не может корректироваться с учетом фактического будущего темпа инфляции, ведь последний еще не известен на момент ее установления. Поэтому более точно эффект Фишера можно записать в следующем виде:

i = r + π e,

где i – номинальная ставка процента;

r – реальная ставка процента;

π e – ожидаемый темп инфляции.

Уровень процента зависит не только от темпов предполагаемой инфляции, но и от других факторов, например, от формы кредита, сроков кредитования, размера ссуд, уровня риска при предоставлении кредита и др. Например, в силу ограниченности коммерческого кредита, процент по нему значительно ниже, чем по банковскому кредиту. Процентная ставка по краткосрочным кредитам (несколько месяцев) устанавливается на более высоком уровне, чем по долгосрочным, в том случае, если банк заинтересован в поддержании стабильных продолжительных отношений со своими контрагентами. По крупным ссудам ставка обычно ниже, чем по мелким, что связано с издержками по обслуживанию клиентов. Чем выше риск, т. е. вероятность невозврата суммы кредита и процентов по нему, при предоставлении ссуды, тем выше и ставка процента. Так, на рынке ценных бумаг надежность и доходность ценных бумаг всегда находятся в обратно пропорциональной зависимости. Поэтому ставки процента по рисковым и безрисковым активам будут различаться.

Поскольку банки не только кредитуют своих клиентов, но и привлекают (покупают) денежные ресурсы, различают также ставки привлечения (депозитные ставки) и ставки кредитования. Разность между ставкой кредитования и депозитной ставкой составляет значительную часть дохода банка. Поскольку здесь мы рассматриваем банк в качестве кредитора, остановимся подробнее на ставке кредитования. Она действительно играет чрезвычайно важную роль в развитии не только банковской системы, но и всей экономики любого государства.

Минимальная граница процента не поддается определению, поскольку при нулевой ставке ни один ссудный капиталист не будет заинтересован выдавать ссуду. Норма процента устанавливается посредством конкуренции на рынке ссудных капиталов и зависит от соотношения между предложением ссудных капиталов и спросом на них. На размеры предложения ссудных капиталов влияют:

− масштабы производства (чем больше масштабы, тем больше сум­ма временно высвобождающихся ресурсов);

− размеры той части денежных доходов населения, которая привлекается кредитной системой и превращается в кредитные ресурсы;

− временно свободные бюджетные ресурсы и другие факторы.

Размеры спроса на ссудный капитал зависят: от размеров производства – его рост вызывает увеличение спроса; от циклических колебаний производства; от спроса на ссудный капитал для непроизводительных целей, предъявляемого со стороны населения, государства и др.

Ставка ссудного процента устанавливается в каждом конкретном случае в процессе заключения кредитного договора между заемщиком и кредитором. Даже в одном банке при различных ссудных операциях используются разнообразные ставки. Каждая из них зависит от количественных и качественных возможностей кредитора и заемщика. Кредиты на очень крупные суммы, как правило, выдаются под пониженные ставки, поскольку по мелким кредитам удельные операционные расходы значительно выше.

Таким образом, субъектами кредитных отношений выступают и го­сударства, и предприятия, и домашние хозяйства, и банки, и страховые ком­пании, и различные фонды, и церковь и т. д. Между ними скла­дываются кредитные отношения. Они могут быть эффективными лишь на основе материальной заинтересованности всех участников кредита, которая предполагает высокие проценты по ссуде и по депозитам.

14.4. Банковская система

Кредитная система страны представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений и методов кредитования и расчетов, практически представленных в форме кредитно-финансовых институтов, призванных осуществлять расчеты и кредитование.

Основным звеном кредитной системы выступает банковская система.

Банковская система – это совокупность определенных взаимосвязанных элементов, в качестве которых выделяют:

1. Центральный банк.

2. Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации).

3. Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций.

4. Группы кредитных организаций.

Центральный банк (далее – ЦБ) – главный государственный банк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства; на­делен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Централь­ный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение и управлять бюд­жетом.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специ­ального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осу­ществлять банковские операции.

Банк – кредитная организация, которая име­ет исключительное право осуществлять в сово­купности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств фи­зических и юридических лиц; размещение этих средств от своего имени и за свой счет на усло­виях возвратности, платности, срочности; отк­рытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, пре­дусмотренные законодательством. Допускаемые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие банковские операции:

– открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

– куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

– осуществление отдельных операций с ценными бумагами, перечень которых установлен законодательством.

Небанковские кредитные организации не вправе осуществлять следующие банковские операции:

– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

– открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;

– куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– выдачу банковских гарантий.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В общем виде структура банковской системы Российской Федерации представлена на рисунке 14.7.

Рис. 14.7. Структура банковской системы Российской Федерации

Обратимся к истории развития банковской системы в России. Сформировавшаяся до кризиса 1998 года банковская система России была отражением ситуации в национальной экономике: разрушение отраслей реального сектора экономики, ежегодное снижение производства продукции в сельском хозяйстве, отраслях обрабатывающей промышленности, полное разрушение военно-промышленного комплекса и т. д. Поэтому главная особенность деятельности коммерческих банков того периода заключалась в коммерциализации кредитных отношений, т. е. банки выдавали кредиты торговым и посредническим экономическим субъектам под высокие проценты и на короткие сроки. Непосредственное кредитование отраслей реального сектора практически отсутствовало. Кредит был просто недоступен для товаропроизводителей в силу запредельных величин процентных ставок, причиной которых явились высокие процентные ставки рефинансирования коммерческих банков Центральным банком. К примеру, осенью 1995 года Центральный банк кредитовал коммерческие банки по ставке в 210 %, в апреле 1997 года – 60 %. Кредитуя предприятия, коммерческие банки почти удваивают ссудный процент. Последствиями реализации такой политики явились: углубление социально-экономического кризиса, спекуляция и т. п.

В последующие годы после финансового кризиса 1998 года была осознана необходимость реформирования и реструктуризации банковской системы в интересах экономического роста и социально-экономического развития страны. Было признано, что предприятия реального сектора экономики нуждаются в крупных кредитах, а банковская система страны не может ответить на эти требования в силу того, что для банковской системы данного периода был характерен дефицит кредитных ресурсов – низкий уровень ее капитализации. Данное положение было вызвано низкой рентабельностью банковской деятельности и инвестиционной непривлекательностью вследствие излишней зарегулированности, высокой стоимости ресурсов и значительных накладных расходов.

Впервые за годы рыночных преобразований, в декабре 2001 года, Правительство и Центральный банк Российской Федерации приняли стратегию развития банковского сектора России и опубликовали программный документ, определивший основные цели его развития. Основное внимание начало уделяться повышению уровня капитализации российских банков, выработке денежно-кредитных механизмов, способных увеличить объем денежных ресурсов для инвестирования в отрасли реального сектора экономики.

К основным принципам построения и функционирования современной банковской системы Российской Федерации относят, в частности:

– единство банковской системы;

– двухуровневую структуру;

– рациональное сочетание государственного регулирования банковской системой и саморегулирования;

– независимость ЦБ РФ от других органов власти;

– ответственность ЦБ РФ за развитие и эффективное функционирование банковской системы;

– монопольное положение ЦБ РФ в осуществлении денежной эмиссии;

– невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций;

– лицензируемый порядок осуществления банковской деятельности;

– сохранение банковской тайны;

– стабильность банковской системы и т. д.

В истории различных стран известно несколько типов банковских систем:

– двухуровневая банковская система (центральный банк и система коммерческих банков);

– централизованная монобанковская система;

– уникальная децентрализованная банковская система – Федеральная резервная система США.

На каждом из уровней выполняются соответствующие функции, к числу которых, прежде всего, относятся:

1. Денежно-хозяйственные функции – осуществляются кредитными институтами (банками). К их числу относятся: работа с деньгами вкладчиков, сделки по хранению, предоставление кредита, предоставление информации, консультирование и др.

2. Регулирующие функции – осуществляются Центральным банком и ведомствами по надзору (установление учетной ставки, установление резервов и т. п.).

3. Регламентирующие функции – осуществляются Центральным банком и министерством финансов (контроль за частными банками и т. п.).

Банковская система Российской Федерации, как и большинство стран, состоит из двух уровней. Верхний уровень представлен Центральным банком, или эмиссионным банком, который непосредственно не кредитует предприятия и население, но регулирует денежное обращение страны и руководит всей существующей в стране банковской системой. Второй уровень – деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные, муниципальные и другие, преимущественно частные, банки, которые ведут основную работу по аккумулированию сбережений и размещению кредитов. Коммерческие банки являются самостоятельными организациями. Административно они не подчинены центральному банку, хотя и обязаны выполнять указания центрального банка в пределах норм, определенных законом. Наряду с деловыми банками на второмуровне банковской системы находятся специализированные небанковские институты (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и т. п.), деятельность которых в основном сводится к аккумуляции денежных сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы предприятиям и государству, мобилизации капитала через эмиссию акций, предоставление ипотечных и потребительских кредитов и т. п.

При этом главным звеном банковской системы является, как и в других государствах, Центральный банк.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом РФ «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)»[21] и другими федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – государственное финансово-кредитное учреждение, которое организует и регулирует денежное обращение.

Органами управления Центрального банка являются Совет директоров иНациональный банковский совет – коллегиальный орган Банка России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают в Банке России на постоянной основе. Все члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на 4 года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

В состав Национального банковского совета входят:

– Председатель Банка России (назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года);

– два члена, направленных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации;

– три члена – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы;

– три члена – Президентом РФ;

– три члена – Правительством РФ;

– члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Важнейшим принципом функционирования Центрального банка является независимость, которая обеспечивается неделимостью и неотчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящих­ся в федеральной собственности; самоокупаемостью (осуществлением расходов за счет собственных доходов); освобождением от ответственности по обязательствам государства; нахождением в распоря­же­нии банка особого инструментария регулирования денежно-кредитной системы, свободой выбора конкретных форм и методов регулирования в рамках полномочий банка; предоставлением права банку издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов, субъектов РФ и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; лишением членов Совета директоров банка права быть Депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации; депутатами других уровней представительной власти, а также членами Правительства РФ.

К числу основных задач Центрального банка РФ относятся:

– обеспечение стабильности национальной денежной единицы;

– регулирование и контроль деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций;

– бесперебойное осуществление расчетов;

– важнейшей задачей Банка России является разработка и осуществление совместно с Правительством РФ единой государственной де­нежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты.

Для управления денежным обращением Банк России публикует и использует в процессе денежного регулирования различные показатели – денежные агрегаты, принятые в международной практике. К их числу относятся:

– агрегат М0 показывает сумму наличных денег в обращении;

– агрегат M1 имеет в своем составе агрегат М0 и остатки денег, находящихся на счетах в банках;

– агрегат М2 отличается от агрегата М1 на сумму срочных вкладов;

– для исчисления агрегата М3 к агрегату М2 добавляются депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет Банку России принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы в Российской Федерации может быть успешным лишь в том случае, если государство через Банк России способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Согласно Федерального Закона Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» именно он выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, устанавливает обязательные эко­номические нормативы для банков и других кредитных организаций, осуществляет надзор за соблюдением ими этих нормативов, а также контролирует правильное применение банковского законодательства, устанавливает для банков объемы и сроки предоставления отчетности, необходимой для надзора за их деятельностью, определяет правила работы в банках и других кредитных организациях, включая правила совершения банковских операций. В порядке надзора Банк России впра­ве давать банкам и другим кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении замеченных наруше­ний и в случае их неисполнения имеет право применять к таким банкам различные санкции вплоть до отзыва лицензии и их ликвидации.

В развитых странах центральные банки вы­полняют большое количество регулирующих и кон­трольных функций. Они несут огромную общест­венную ответственность и обладают обширными исполнительными полномочиями. Однако главной функцией центрального банка является осуществление контроля за денежной массой и кредитом в национальной экономике.

К числу основных функций Центрального бан­ка, реализация которых позволяет ему выполнять свое главное предназначение в национальной эко­номике, относятся:

– денежная эмиссия и управление резервами иностранной валюты. Центральные банки пе­чатают деньги, распределяют банкноты и мо­неты, осуществляют интервенцию на валютных рынках с целью регулирования валютных об­менных курсов национальной валюты и управ­ляют резервами иностранных активов для поддержания внешней стоимости национальной валюты;

– определение приоритетных целей денежно-кре­дитной и валютной политики и их реализация. Центральные банки пытаются с помощью инструментов денежно-кредитной политики (денежная масса в обращении, учетная ставка, валютный курс, резервные требования ком­мерческих банков и т. п.) обеспечить достиже­ние важных макроэкономических цепей, таких, как контроль над инфляцией, стимулирование инвестиций и регулирование движения между­на­род­ных валют);

– определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых ин­ститутов, рынков краткосрочных и долгосроч­ных кредитных операций, а также видов пла­тежных документов, обращающихся в стране, формирование эффективного механиз­ма де­нежно-кредитного регулирования националь­ной экономики;

– как банкир Правительства Центральный банк открывает банковские депозиты и предоставля­ет займы правительству, управляет государст­венным долгом, выступает фискальным агентом и гарантом размещения ценных бумаг прави­тельства;

– как банк банков или банкир местных коммер­ческих банков Центральный банк:

– с целью регулирования кредитных ресурсов коммерческих бан­ков осуществляет куплю-продажу ценных бумаг;

– изменяет учетную ставку (ставку процента, по которой централь­ный банк кредитует коммерческие банки, или учитывает ценные бумаги). Центральный банк своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Коммерческие банки предоставляют кредит своим клиентам под процент, ку­да входят учетная ставка и про­цент, обеспечивающий банку собственную прибыль. Изменяя вверх-вниз учетную ставку, центральный банк оказывает прямое воз­действие на величину кредитной ставки коммерческих банков. Тем самым централь­ный банк увеличивает или уменьшает объ­емы банковских кредитов;

– изменяет резервные нормы коммерческих банков или минимума депозитных обяза­тельств (ликвидных средств), которые в лю­бой момент должны находиться в коммерче­ском банке. Этот минимум ликвидных средств центральный банк устанавливает в процен­тах к активам коммерческих банков. Этот резерв не может использоваться в качестве кредита. За минусом этого минимума, оставшиеся активы могут использоваться в качестве кредитных ресурсов.

Таким образом, в банковской системе Российской Федерации Банк России, как и центральные банки в двухуровневых банковских системах других стран, – это тот элемент, который контролирует и регулирует деятельность остальных элементов – кредитных организаций (коммерческих банков и небанковских кредитных организаций).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.