Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на степень эластичности предложения






– способность производства к быстрой переналадке;

– возможность хранения продукции;

– время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Выводы

1. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Она складывается под влиянием эффекта дохода, эффекта замещения и действия закона убывающей предельной полезности. Изменение цены приводит к изменению величины спроса и отражается движением вдоль по кривой спроса.

2. Кроме цен, на рыночный спрос влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей и их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Рост дохода покупателей увеличивает спрос на качественные товары и снижает спрос на некачественные, падение дохода вызывает обратную реакцию: спрос на некачественные товары растет, на качественные – падает.

Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара ведет к однонаправленному изменению спроса на другой товар. Если товары взаимодополняющие, то изменение цены одного товара вызывает противоположное изменение спроса на другой товар. Изменения одного или нескольких из этих факторов ведут к изменению спроса и смещению кривой спроса вправо – при увеличении спроса, влево – при его сокращении.

3. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрест­ную эластичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность от­ражается на величине выручки от реализации. Спрос на товар может быть совершенно неэластичным, неэластичным, эластичным, совершенно эластичным или характеризоваться единичной эластичностью. Характер ценовой эластичности спроса зависит от: наличия заменителей, доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распоряжении покупателя, степени на­сыщенности рынка товарами. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены на другой. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса при изменении дохода покупателя.

4. Так же как и спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение – это издержки производства. Кроме издержек, величина предложения зависит от уровня налогов и величины дотаций, числа продавцов на рынке, их ожиданий в отношении изменения и др. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит, прежде всего, от времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

5. Рыночное равновесие означает равенство спроса и предложения.

Цена, при которой достигается соответствие предложения спросу, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В основе современной трактовки сущности цены лежит теория нео­клас­сического синтеза. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.

6. Нарушение равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к изменению уровня равновесной цены и равновесного объема.

Основные понятия и термины

Спрос Элатичность спроса по доходу

Закон спроса Предложение

Эффект дохода Закон предложения

Эффект замещения Неценовые факторы предложения

Неценовые факторы спроса Эластичность предложения

Движение вдоль кривой Факторы, влияющие
спроса на эластичность предложения

Сдвиг кривой спроса Рыночное равновесие

Эластичность спроса Цена рыночного равновесия

Ценовая эластичность спроса Равновесный объем

Факторы, определяющие Устойчивость рынка

эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса

Вопросы для обсуждения

1. В чем суть закона спроса?

2. Почему между ценой блага и спросом на него существует обратная зависимость?

3. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения.

4. Может ли спрос повышаться при росте цены блага?

5. Какова зависимость между ценой товара и его предложением?

6. Что произойдет с кривой предложения, если изменится цена товара?

7. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения?

8. Что характеризует и как измеряется эластичность предложения?

9. Какие виды эластичности предложения Вы знаете?

10. От чего зависит эластичность предложения?

11. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если спрос увеличится/уменьшится, а предложение постоянно?

12. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если предложение увеличится/уменьшится, а спрос постоянен?

13. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если предложение увеличится в большей степени, чем сократится спрос?

14. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если спрос увеличится в большей степени, чем сократится предложение?

Задачи

1. Функция спроса населения на данный товар Qd = 6 – 2p, а функция предложения данного товара Qs = 8 – 3p, где Qd – объем спроса в млн шт. в год; Qs – объем предложения в млн шт. в год; Р – цена в руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если цена будет установлена на уровне 4 руб.?

2. Предположим, что стоит жаркое лето. Определите:

а) как изменится количество продаваемого мороженого по каждой цене;

б) в какую сторону сдвинется кривая спроса;

в) как изменится цена равновесия (снизится, повысится);

г) как изменится равновесный объем продаж мороженого (упадет, поднимется)?

Тесты

1. В законе спроса проявляется:

а) зависимость между спросом и предложением;

б) прямая зависимость между спросом и ценой;

в) зависимость между спросом и количеством денег, находящихся в распоряжении покупателя;

г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

2. Предложение:

а) прямо пропорционально росту цен;

б) не зависит от колебания цен;

в) обратно пропорционально росту цен;

г) все неверно.

3. Кривая спроса показывает:

а) какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени; и имеет отрицательный наклон;

б) какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени; и имеет положительный наклон;

в) какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени; и имеет положительный наклон;

г) какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени; и имеет отрицательный наклон.

4. Кривая предложения представлена:

а) восходящей линией, а функция предложения имеет прямую связь между ценой и количеством товара;

б) нисходящей линией, а функция предложения имеет прямую связь между ценой и количеством товара;

в) восходящей линией, а функция предложения имеет обратную связь между ценой и количеством товара;

г) нисходящей линией, а функция предложения имеет обратную связь между ценой и количеством товара.

5. Ценовая эластичность – это:

а) показатель относительной реакции спроса на изменение цены товара;

б) абсолютный показатель реакции спроса на изменение цены товара;

в) показатель средней реакции спроса на изменение цены товара на некотором отрезке кривой спроса;

г) показатель квадратичного отклонения реакции спроса на изменение цены товара на некотором отрезке.

6. Какая из нижеперечисленных формул соответствует формуле перекрестной эластичности:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

7. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями: QD = 2500 – 200P; QS = 1000 + 100P. Исходя из данных функций, параметры равновесия на рынке данного товара равны…

а) PE = 3, QE = 1200;

б) PE = 2, QE = 1300;

в) PE = 5, QE = 1500;

г) PE = 7, QE = 1800.

Литература

1. Железнов И. А., Буданова И. В. Антимонопольное законодательство России // Общество и экономика. – 1996. – № 5. – С. 51–65.

2. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ, «ДИС», 1997. – 736 с.

3. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции // Вопросы экономики. – 2007. – № 2.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред.: А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М., 2000.

5. Нуриев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика. – М., 1996.

6. Протас В. Ф. Микроэкономика. Структурно-логические схемы. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 168 с.

7. Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика; Дело. 1992. – 510 с.

8. Чепурин М. Н., Киселёва Е. А. Курс экономической теории. – 4-е изд. – Киров: АСА, 2000.


Глава 4

Теория потребительского поведения

4.1. Теория потребительского выбора. Кардиналистский подход к определению полезности.

4.2. Аксиомы полезности и бюджетное ограничение.

4.3. Предельная норма замещения.

4.4. Кривые безразличия. Оптимум потребителя.

4.1. Теория потребительского выбора.
Кардиналистский подход к определению полезности

Потребительское поведение представляет собой процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

В поведении среднестатистического потребителя можно выделить ряд общих черт: каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений; величина спроса потребителя зависит от уровня его суммарного дохода; кроме того, потребитель стремится получить взамен на имеющийся ограниченный доход как можно больший набор товаров и услуг, максимизировать совокупную полезность, иными сло­вами, ведет себя рационально.

При этом полезность – это понятие, носящее субъективный характер. Полезность одного студента будет максимизирована, если ему удастся хорошо пообедать в университетской столовой, для другого – вместо учебы провести время с девушкой и т. д.

Полезность, или ютиль – это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг.

В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности, разработанная австрийской школой в рамках кар­диналистского (количественного) подхода.

Кардиналистский (количественный) подход предполагает, что потребитель может дать количественную оценку полезности любого потребляемого товара в единицах полезности ютилах. Например, приобретение новой модели сотового телефона принесет ему полезность в размере 100 ютиль, а приобретение велосипеда 35 ютиль.

Общая полезность – это совокупная полезность потребления всех наличных единиц блага, как правило, обозначается как TU. Рассчитывается как сумма всех отдельных полезностей товарного набора:

,

где Un – полезность последней единицы товарного набора;

n – общее количество единиц товарного набора.

Предельная полезность (MU) выступает как прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного товара на одну дополнительную единицу.

,

где dTU – прирост общей полезности;

dQ – прирост объема потребления товара.

Закон убывающей предельной полезности (закон Госсена) состоит в том, что по мере насыщения потребителя в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя сокращается.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества. Графическое изображение функций общей и предельной полезности представлено на рисунке 4.1.

Рис. 4.1. Функции общей и предельной полезности

Предложенный график наглядно показывает связь между общей (TU) и предельной (MU) полезностью. Так, с ростом потребления определенного товара общая полезность, приносимая им, увеличивается. Поэтому кривая TU имеет положительный наклон, который по достижении точки А – максимума общей полезности – начинает снижаться. В соответствии с действием убывающей предельной полезности по мере роста потребления товара уменьшается, поэтому кривая MU имеет отрицательный наклон. Когда величина TU достигает максимума в точке А, MU в точке В оказывается равной нулю.

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на какой-то товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

,

где MUA – предельная полезность блага Аи PA – его цена;

MUB и PB – предельная полезность и цена блага В и т. д. вплоть до последнего блага N в данном наборе.

4.2. Аксиомы полезности и бюджетное ограничение

Ординалистский (порядковый) подход является альтернативой кар­диналистскому подходу и предполагает, что полезность потребляемого блага нельзя измерить количественно, а лишь на основе сопоставления его с другими благами.

Данная теория основана на следующих постулатах – аксиомах полезности:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя.

Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и В или А > В, или В > А, или А ~ Б, где знак «>» выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

Так, если А > В, а В > С, то всегда А > С, а если А ~ В и В ~ С, то всегда А ~ С. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем В, а В – большее, чем С. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем С. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и В и между В и С, то он не должен всегда делать различия между А и С.

3. Аксиома ненасыщаемости гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.

В рамках данного подхода поведение потребителя исследуется при помощи бюджетных линий и кривых безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Бюджетная линия

АВ – бюджетная линия потребителя при потреблении двух продуктов X и Y. Бюджетная линия может претерпевать сдвиги вправо и влево вследствие изменения цен на продукты и величины денежного дохода потребителя, например, сдвиг бюджетной линии из положения АВ в СD происходит в результате роста бюджета потребителя или снижения цен на X и Y. Иными словами, сдвигу бюджетной линии вправо способствуют рост потребительского дохода и снижение уровня цен на товары, а влево – уменьшение потребительского дохода и рост уровня цен на товары.

Наклон бюджетной линии равен соотношению цен двух товаров, взятому с противоположным знаком, то есть определяется как:

,

гдеPx и PY – цены продуктов X и Y.

Сущность бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку двух товаров.

Уравнение бюджетного ограничения имеет следующий вид:

I = PX ∙ X + PY ∙ Y,

где I – денежный доход потребителя, его бюджет;

X и Y – два продукта;

PX и PY – цены продуктов X и Y.

4.3. Предельная норма замещения

Предельная норма замещения характеризует количество единиц блага Y, от приобретения которых необходимо отказаться в пользу по­купки единиц блага X:

где MRS – предельная норма замещения;

dY – количество благ Y, от которых необходимо отказаться;

dX – количество благ X, которые будут куплены.

Например, если индивид решает вместо двух яблок купить три банана, то предельная норма замещения яблока бананом составит 2/3.

Таким образом, предельная норма замещения измеряет желание обменять определенное количество единиц одного блага на каждую единицу другого, не изменяя при этом величины общей полезности от потребления.

4.4. Кривые безразличия. Оптимум потребителя

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя.

Кривая безразличия U согласно рисунку 4.3 показывает комбинации товаров X и Y, потребление которых доставляет потребителю одинаковый уровень полезности, поэтому потребителю безразлично какую из представленных комбинаций выбирать. В том случае, если различные комбинации товаров X и Y обеспечивают потребителю разный уровень полезности, то в анализе используется карта кривых безразличия.

Рис. 4.3. Кривая безразличия

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия, обеспечивающих потребителю достижение разного уровня полезности.

Рис. 4.4. Карта безразличия

На рисунке 4.4 изображена карта безразличия, состоящая из трех кривых безразличия U′, U′ ′, U′ ′ ′, характеризующих разные уровни полезности при потреблении разных комбинаций товаров X и Y.

На основе анализа карты безразличия можно выделить свойства кривых безразличия:

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. Другими словами, кривая U′ ′ предпочтительнее для потребителя по сравнению с кривой U′, а кривая U′ ′ ′ предпочтительнее U′ ′.

2. Кривые безразличия U′, U′, U′ ′ ′ имеют отрицательный наклон, так как рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия U′, U′ ′, U′ ′ ′ имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

Оптимум потребителя. Доход потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать оптимальный вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Оптимум потребителя

На рисунке 4.5 АВ представляет собой бюджетную линию потребителя, характеризующую комбинации товаров, доступных потребителю. Кривая безразличия U′ ′ ′ приносит наибольшую полезность потребителю, расположена дальше всех от начала координат, однако недоступна для потребителя, так как находится выше его бюджетной линии АВ. Кривая безразличия U′ имеет две точки пересечения с бюджетной линией К и М, но она принесет меньшую полезность в сравнении с кривой U′ ′. Поэтому оптимум потребителя будет достигнут в точке Е.

Выводы

1. Теория потребительского поведения определяет основные черты поведения потребителей в процессе выбора товаров на основе приносимой ими полезности. Полезность представляет собой субъективное удовлетворение, получаемое потребителем от приобретения товаров.

2. Выделяют два подхода к определению полезности: количествен­ный и порядковый. Количественный подход использует величины об­щей и предельной полезности для измерения уровня удовлетворения от потребления товаров. Оптимум потребителя (достижением им мак­си­мума полезности) определяется следующим условием: предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на какой-то товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

3. Порядковый подход основывается на аксиомах полезности, при­меняет метод бюджетной линии и кривых безразличия. Бюджетное ограничение предполагает, что потребитель на свой ограниченный доход покупает два товарных набора.

4. Предельная норма замещения показывает готовность потребителя заменить потребление одного товара другим при неизменном уров­не общей полезности.

5. Оптимум потребителя определяется путем совмещения бюджетной линии потребителя и кривых безразличия. Кривая безразличия позволяет определить комбинации двух товаров, приносящих потребителю одинаковую полезность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.