Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взрослый долгое время остается посредником между ребенком и окружающим его миром, направляя его деятельность.






1.11

Задание. «Комплекс оживления» возникает благодаря реакции сосредоточения на лице матери.

Отметьте, что из названного присуще «комплексу оживления».

♦ Эмоционально–положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками.

♦ Зарождение координации движений.

♦ Первый акт поведения, акт определения взрослого.

♦ Основное новообразование критического периода.

♦ Начало периода младенчества.

♦ Появление зрительного и слухового сосредоточения.

♦ Приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился.

♦ Социальная ситуация «мы» (по Л. С. Выготскому) как неразрывное единство ребенка и взрослого.

1.12

Ситуация. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют «физиологической». К концу первых 2 месяцев ребенок проявляет «комплекс оживления», дарит улыбку маме. Если улыбка «узнавания» запаздывает, то следует ее вызывать. Мама должна чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность.

? На какие психические процессы может повлиять эмоциональное развитие малыша?

Решение. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умственным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. Появляется выразительность мимики: удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов.

! Эмоции матери – залог эмоционального и умственного развития малыша.

1.13

Ситуация. Многие родители обеспокоены: слышит ли их новорожденный ребенок.

? Закономерны ли их опасения?

? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать?

Решение. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.

При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе действия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять контроль развития речи, например тактильной, мышечно–двигательной.

! Для развития речи ребенка должна быть обратная связь, коррекция ее правильности: говорение – слуховое восприятие речи.

1.14

Ситуация. Кисти рук новорожденного, крепко сжатые в кулачки, к 2 месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый, может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать «на зуб».

? В чем психологический смысл подобных действий ребенка?

Решение. Именно во время этих действий закладываются первые признаки внимания и сосредоточенности – залог будущих успехов в обучении. Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии. Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи, помогать ему развивать ладонь как орган осязания, массировать, делать гимнастику с пальчиками, играть в игры типа «Сорока–сорока» и т. п.

! Помните слова В. А. Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев.

1.15

Ситуация. Маша (8 месяцев) плачет. Родители считают, что она «легкие развивает», и не реагируют на плач.

? Правы ли родители?

? Что означает детский плач?

Решение. В действительности детский плач – это знак родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода) или какой–либо дискомфорт. Малыш не может иначе «сообщить» об этом. Естественной реакцией родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребенку.

Но небольшие неудобства побуждают ребенка к адаптации, создают условия для здорового развития, стимулируют самостоятельность. Ребенок учится справляться со своими переживаниями.

! Ребенок должен учиться самостоятельно справляться со своими трудностями, первоначально под руководством взрослого.

1.16

Вопрос. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?

Ответ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях.

Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка. Отношение последнего к действительности является с самого начала социальным ожиданием.

Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек.

1.17

Ситуация. Во второй половине первого года жизни ребенка происходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз «учится» у руки обследовать предмет. А рука, совершенствуя свою аналитическую функцию, «учит» глаз и способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.

? Какое значение это имеет для психического развития ребенка?

Решение. При согласованной работе руки и глаза намного возрастает возможность когнитивного отражения окружающей действительности. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.

1.18

Вопрос. Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или станет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т. д.?

Ответ. Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза его поведения в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от его родителей как посредников отношений ребенка с окружающим миром. Родители могут быть:

♦ «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), то есть создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку;

♦ «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и требовательными), то есть создающими в доме атмосферу напряженности;

♦ «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опеки во всем.

! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.

1.19

Ситуация. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

2 Правильно ли поступает мама Наташи?

2 Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.

! Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор.

1.20

Ситуация. Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной дочкой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».

? Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца?

? Как мама должна беседовать с дочкой?

Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развиваются способности младенца к овладению речью.

Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко…» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается…» и т. п.).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется – надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему – повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла – тебе нравится так сидеть»). Можно играть словами («Полетели–полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

! В общении с ребенком учитывайте его потребности.

1.21

Ситуация. Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

? Что это дает для психического развития младенца?

Решение. Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младенец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зрительный контакт). От этого зависит то, каким образом будет развиваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.

! Сосредоточенное внимание ребенка – объективный показатель его заинтересованности объектом познания.

1.22

Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

? Почему это случилось?

Решение. Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непривычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение взрослого – форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волнение – и ребенок начинает плакать.

! Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.

1.23

Вопрос. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?

? Назовите приемы формирования действий с предметами.

Ответ. Предметные действия ребенка основаны на совершенствовании рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их захватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для развития мышления малыша.

! От предметных действий ребенка лежит путь к развитию его мышления.

1.24

Ситуация. В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами.

? Чем это можно объяснить?

Решение. Задержка в умении действовать с предметами может быть вызвана отсутствием условий для этого и ошибками в воспитании.

1.25

Ситуация. Речь – наиболее выразительный показатель умственного развития малыша. С самого рождения мама должна развивать речь ребенка. С этой целью она наклоняется над кроваткой так, чтобы ребенок видел ее рот, и произносит сначала простые звуки («гкх»), а потом более сложные («ага», «угу»).

? Какая цель ставится мамой в этот период развития речи ребенка? Предположите, к чему это приведет.

Решение. Задача мамы – побудить ребенка ответить, подражая и маме, и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артикуляцию, но и приучает младенца слушать чужую речь, вслушиваться в нее – умение, которое так понадобится ему впоследствии.

! Чаще побуждайте ребенка к диалогу.

1.26

Вопрос. В какой последовательности развивается речь малыша?

? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Ответ. Речь младенца развивается следующим образом: «комплекс оживления» (2–2, 5 месяца), гуление (2–4 месяца), лепет, подражание (5–6 месяцев), фонемы родного языка, понимание некоторых слов и речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов к концу первого года жизни.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

♦ недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора;

♦ боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;

♦ отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.

1.27

Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, японские малыши уже не могут уловить разницы в звучании согласных «р» и «л».

? Каким образом можно использовать эти данные в воспитании ребенка?

Решение. Обучение чужому языку надо начинать рано. И легче всего это делать, когда дети растут в двуязычной среде.

! Не упускайте возможности в сензитивный период развивать речь ребенка.

1.28

Вопрос. Что делать маме, если ее малыш оказался молчуном?

Ответ. Речь не только отражает степень умственного развития, но и стимулирует формирование интеллекта ребенка. Поэтому мама, не отчаиваясь, должна всячески стараться разговорить малыша.

Можно подойти к нему и сказать что–то очень ласковое, доброе и, интонационно не завершив фразу, замолчать, выдержать паузу. Малыш станет смотреть на маму, ожидая продолжения, и заявит об этом, используя свои речевые возможности (за что нужно похвалить ребенка, в награду дать игрушку).

! Чаще устанавливайте контакты с ребенком, в которых он вынужден что–то отвечать.

1.29

Вопрос. Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании?

Ответ. Только благодаря взаимодействию с окружающим миром и обучению формируется личность, способная мыслить и чувствовать; лишь в процессе общения развивается потребность в познании.

! Потребность в познании должна приобретать для ребенка личностный смысл.

1.30

Ситуация. Часто родители спрашивают о том, когда надо начинать воспитывать ребенка.

2 Дайте психологическое обоснование соотношению понятий «развитие» и «воспитание».

Решение. Мнение о том, что «ребенок сначала созревает, а потом его воспитывают», неверно, так как в основном психические процессы возникают благодаря воспитанию.

Воспитание надо начинать с момента рождения, когда оно оказывает большое влияние на развитие ребенка. Развитие – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие и является результатом собственной активной деятельности ребенка под руководством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обучения.

! Воспитание, обучение должно идти впереди развития и опираться на него в соответствии с «зоной ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

1.31

Ситуация. В некоторых семьях во время бодрствования ребенка его сажают на диван, обкладывая подушками.

? Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях?

Решение. Подобная организация бодрствования вредна ребенку. Малыш лишается естественной активности, возможности действовать свободно с предметами, познавать их свойства.

С 5–6 месяцев надо обеспечивать необходимые условия для ребенка в плане возможности ползать, свободно двигаться. В его распоряжение предоставляются предметы, игрушки, с которыми он может активно действовать. Взрослый помогает малышу в манипулировании предметами: показывает их, поощряет его действия, участвует в совместных действиях.

1.32

Ситуация. В ходе исследований выявлено, что дети уже с первых дней жизни настороженно относятся к неподвижному лицу взрослого, а после 3 месяцев не любят, когда взрослые не в настроении.

? Какие выводы можно сделать из данного исследования?

? А что делать, если маме не до радостных эмоций?

? Как правильно общаться?

Решение. Уже с рождения ребенка взрослому важно уметь правильно взаимодействовать с новорожденным. Важно все: прикосновение, «держание руками», разговор с помощью «правильного» выражения лица. Ребенок усваивает то, как использовать взгляд и что этот взгляд означает: участие, поддержку, требовательность, осуждение, наказание.

Конечно, подрастающему малышу требуется все больше внимания и участия взрослого, причем не только для общения и создания хорошего настроения, но и для освоения мира, совместных игр и т. д.

1.33

Вопрос. Как взрослый должен удовлетворять потребность малыша в общении? Как развивать такое общение?

Ответ. Потребность в общении со взрослым обнаруживается у младенцев в 2–2, 5 месяца. К 4 месяцам общение приобретает избирательный характер. При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять то или иное действие, направляя его движения.

1.34

Ситуация. Мама обратила внимание на то, что когда она включает магнитофон, то ее Вика (4 месяца) вначале замирает, как будто прислушивается, а потом даже пытается «подпевать», «подтанцовывать». После этого мама стала напевать дочке колыбельные и другие песенки.

? Какая музыка лучше подходит для малышей?

? Поете ли вы песенки своему ребенку?

Решение. Младенцы реагируют на музыку. Неторопливая, протяжная песенка успокаивает ребенка, как колыбельная. В первые месяцы детям нравятся простые, спокойные мотивы. Громкие и резкие звуки их пугают. К концу первого года жизни им нравятся и более динамичные мелодии, народные песни. Своей песней мама побуждает ребенка прислушиваться к ее словам, в доступной форме повторять отдельные звуки, а когда малыш будет лепетать, можно побуждать его повторять простые звукосочетания из песен.

1.35

Ситуация. Некоторым мамам, куда бы они ни пошли, удобно малыша на улице возить в коляске, а дома они стараются помещать своего ребенка в детский манеж.

? Всегда ли это удобно самому малышу? Что ребенок приобретает или же теряет в результате такого воспитания?

Решение. Создавая удобства для себя, мама обделяет своего малыша в плане развития его активности, функционирования кинестетического фактора. Ребенок с рождения – весь в движении. Перед тем как научиться ходить, он учится ползать. Ползание способствует развитию содружественности и сонастроенности движений, укреплению мышц спины и живота, формированию стопы. Затем ребенок овладевает ходьбой, манипулированием, предметными действиями.

Кинестетический фактор, развиваясь, способствует формированию представлений о схеме собственного тела, созданию образа телесного «Я». Впоследствии выстраиваются более сложные представления ребенка о себе, его самоидентификация как необходимое условие для развития личности.

1.36

Ситуация. Саша (4 месяца), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется к игрушке ручками, выставив их далеко вперед, пытается схватить волчок, но промахивается.

? Почему так происходит? Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка действовать с предметами, игрушками?

Решение. У Саши отсутствуют координированные движения (их и не должно быть в 4 месяца). Процесс овладения целенаправленными, координированными движениями требует совместной работы рук и глаз и только начинается в этом возрасте.

Взрослый организует действия ребенка с предметами: снабжает его ориентирами, чтобы малыш мог выделить в зрительном поле предмет, помогает ребенку дотянуться до этого предмета, обследовать его, подвигать и пр. Совместные действия взрослого и ребенка развивают координацию движений малыша.

1.37

Ситуация. Мише (9 месяцев) очень нравится выбрасывать игрушки из кровати или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т. д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

? Как должна вести себя мама в данной ситуации?

? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

Решение. Мама должна предоставить Мише возможность передвигаться на большом пространстве, лучше на полу или ковре. В таком случае ребенок сам берет нужные ему предметы, активно познает их свойства, что способствует развитию у него наглядно–действенного мышления.

1.38

Вопрос. Как организовать наблюдение за малышом?

Ответ. Наблюдение за ребенком рекомендуется проводить несколько раз в течение дня по 15–20 мин. Малышу нужны разные игрушки: погремушки, вкладыши, колечки и т. п. Покажите ему одно–два действия с игрушкой. Подражание взрослым (их словам, действиям) – основной способ познания окружающего мира детьми младенческого возраста.

Понаблюдайте, будет ли малыш повторять движения за вами, и выясните, каким образом он это будет делать. Помните о том, что у ребенка может это получиться не сразу. Ему необходимо иметь разные игрушки, с которыми он бы общался различными способами. Каждое свое действие и действие ребенка обязательно называйте. Если вы увидите, что подражательность у малыша слабо выражена, то посоветуйтесь о способах ее развития со специалистом (преподавателем института, работником детского учреждения, психологом).

1.39

Ситуация. Обычно дети начинают рисовать после 3 лет. В этом возрасте можно научить ребенка правильно держать карандаш, кисточку, мелок. Именно тогда следует ждать появления в рисунках детей отражения картины мира в ее атрибутах: солнце, небо, земля, дом, люди.

? А как приобщать ребенка к изобразительной деятельности в более ранние периоды?

Решение. Уже в 10–11 месяцев ребенка можно привлекать к рисованию, лепке, аппликации. Родители могут предложить ребенку гуашь. На первых занятиях дети пытаются рисовать пальчиком, рукой и лишь потом использовать кисточку. Совместное творчество приносит много радости. Некоторые родители завешивают картинками–абстракциями своих детей стены комнаты. В любом случае нельзя неуважительно относиться к их творениям.

! Для ребенка его дело (поделка, рисунок и др.) является самым важным.

1.40

Ситуация. Социальная среда формирует личность ребенка.

? Отметьте роль взрослого как посредника между ребенком и окружающим его предметным миром.

Решение. Младенец рано вводится в ситуацию общения со взрослым, потребность в которой возникает не сама по себе, а под воздействием определенных условий: взрослый своим действием (взглядом, улыбкой, а с трехмесячного возраста и словом) включает ребенка в общение.

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении, учит его действовать с предметами, оценивает его поведение. Это поможет малышу правильно развиваться.

Взрослый долгое время остается посредником между ребенком и окружающим его миром, направляя его деятельность.

1.41

Ситуация. Мама Виталика (6 месяцев) постоянно называла ему окружающие предметы, имена домочадцев, его собственное имя, сопровождая рассказом все ежедневные процедуры – кормление, купание, одевание и др. И очень часто задавала ему вопрос: «Где?»

? Какую реакцию ребенка стимулирует вопрос мамы «Где?».

Решение. Этим вопросом мама не только проверяла понимание слова, но и стимулировала поисковую активность ребенка, его ориентировочную реакцию. Рекомендуется побуждать ребенка следить глазами за взглядом мамы, а когда малыш останавливает свой взгляд на каком–то предмете, сразу же этот предмет называть.

! Учите ребенка выделять ориентиры для деятельности и пользоваться ими.

1.42

Ситуация. В первое время ребенок как существо беспомощное особенно нуждается в тепле, дружеском участии окружающих людей.

? Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и быть около него постоянно, только бы он не плакал?

Решение. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс психического развития, не даем ему возможности самому включаться в процесс познания окружающего мира, удовлетворять собственные потребности. Исключение составляют случаи, связанные с охраной жизни и здоровья ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.