Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. А. Цургтова







Часть I

«Новая критика»

Структурализм

Рецептивная эстетика

Нарратология Деконструктивизм

АВТОМАТИЗАЦИЯ — нем. AUTOMATISATION — термин, воспринятый сторонниками рецептивной эстетики у школы русских формалистов. В. Шкловский и Ю. Тынянов объясняли механизм лит. эволюции взаимоотношением между А. лит. приема и его " деавтоматизацией", их постоянным чередованием в истории лит. форм. В процессе худож. воспроизводства форма утрачивает свою новизну, " приедается", ее восприятие автоматизируется, становится механическим, скользит по поверхности воспринимающего сознания, не задевая его глу­бинных пластов. Нарушить это автоматич. восприятие, разо­рвать цепь механического восприятия должна деавтоматизация. Включая понятие А. в свой терминологический арсенал, ре­цептивные эстетики тем не менее подчеркивают недостаточ­ность его для понимания механизма лит. эволюции. С точки зрения X. Р. Яусса (212), описывать лит. эволюцию лишь как беспрерывную борьбу нового со старым — значит сводить всю сложность этого процесса только к формальным изменениям. В абсолютизации чередования канона и формальной новации Яусс видит слабость традиционного " формального" подхода, считая, что чисто диахроническое рассмотрение, весьма эффек­тивно помогающее исследовать природу эволюции жанров путем наблюдения за имманентной логикой взаимоотношений между А. формы и ее обновлением, лишь тогда приобретает подлинно историч. измерение, когда оно " прорывается" сквозь морфологический канон, " сталкивает" живущее по сей день произведение со всем, что в нем исторически изжито, включая конвенциональные элементы жанра, и не выпускает из поля


АКТОР 13

зрения также его лит. взаимосвязи, учитывая лит. контекст, ту ситуацию, в которой произведение заявило о себе и " пробилось". По мнению Яусса, адекватную картину эволюции можно наблюдать лишь в точках пересечения диахронич. и синхронич.анализа.

Термин А. использует также В. Изер (201), применяя его большей частью к характеру обыденного читательского воспри­ятия. На примере " Улисса" Дж. Джойса он показывает, как переполненность " репертуара" произведения деталями затруд­няет ориентировку читателя в тексте. Обычная система восприятия, основанная на А. оценок, критериев и представлений, не " срабатывает". Код обыденного восприятия, опирающийся на три основные принципа — прозрачность текста, ясность повествовательной перспективы и А. в оценке воспринимаемого, — нарушается. Возникают условия для перехода читательского сознания на новый, более высокий и сложный уровень.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.