Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст 36 месяцев






Вере исполнилось три года, и это будет последняя глава в этой книге. Возраст от года до трех лет обозначен в психологии термином раннее детство. Заканчивается этот период кризисом трех лет. Новообразования трех лет, это по Л.И. Божович, появление «системы Я». Л.С. Выготский называет такие симптомы как негативизм, упрямство, строптивость, трудновоспитуемость, характерными для кризиса трех лет. Они обусловлены собственным развитием ребенка. А именно, сформированность внутренней картины мира позволяет ребенку именно теперь настаивать на изменении своей социальной позиции. Развитие самосознания ребенка приводит к потребности действовать самому. Мы сталкиваемся здесь с примером эволюцио-нирования сложной системы и поэтому вынуждены апеллировать к синергетическим терминам.

Если рассматривать психическое развитие ребенка как самоорганизацию открытой нелинейной и неустойчивой системы, то последовательное и взаимообусловленное формирование физиологических, когнитивных и аффективно-эмоциональных структур проявляется при взаимодействии индивида с внешней средой

Известный теоретик Курт Левин в своей «теории поля» особенно выделял, что поведение человека должно пониматься, исходя из всей совокупности наличных в данный момент фактов и событий его психической жизни. Ибо каждая часть зависит от каждой другой его части. К.Левин использует понятие «жизненное пространство», понимая под этим саму личность и ее психологическое окружение в том виде, как они существуют для этой личности. Развивая эту мысль, Е.Н. Князева пишет, что поведение человека не зависит ни от прошлого (его успехов или неудач), ни от будущего (планов и намерений), а поведение зависит от сегодняшнего состояния поля. Индивидуальный ландшафт сознания — это конфигурация внутреннего пространства и внешнего окружения. «Прошлое оказывает влияние на ход жизни перед точками бифуркации, т.е. моментами решающего выбора, если точка бифуркации пройдена, то выбор пути совершен и определяется скорее будущим, чем прошлым и строится в соответствии с одной из структур-аттракторов развития». (Князева Е.Н.)

Е.Б.Волосова приводит следующие показатели развития ребенка к трем годам. Среди показателей когнитивного развития отмечаются: умение различать семь цветов спектра и находить нужный цвет по образцу; умение последовательно вкладывать меньшую фигурку в подобную большую: матрешки, мисочки, формочки. Ребенок уже умеет подбирать плоские геометрические фигуры по образцу: круг, квадрат, треугольник, трапеция, овал.

В рамках речевого развития считается, что ребенок произносит до 1500 слов. Использует речь, для выражения желания, чувства, впечатления. Говорит простыми грамматически правильно оформленными фразами, свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения.

В этом возрасте ребенок уже способен разучивать стихи, песенки отрывки из сказок. В его речи проявляется словотворчество и склонность к рифмовке. Называет на картинке животных, их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения. Быстро отвечает на вопрос «как тебя зовут», знает свою фамилию. Отличает людей по принадлежности к полу и по возрасту: мальчик, девочка, тетя, дядя, дедушка, бабушка. Знает название частей тела: голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы. Ребенок этого возраста может объяснить назначение частей тела: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слушать и т.д. Часто можно наблюдать, что ребенок уже имеет некоторое представление о числе, показывает и говорит: один, два, три, много, мало. Проявляет интерес к разговорам взрослых между собой. Ребенок уже научается длительно слушать сказку, читаемую взрослым или записанную на аудиокассете.

Бытовые навыки. Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослых. Раздевается самостоятельно. Застегивает несколько пуговиц. Выполняет поручения из двух действий, отнеси, поставь, принеси. Может вымыть руки с мылом, умыться вытереться полотенцем, регулирует свои физиологические потребности. Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие. Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает, катается на трехколесном велосипеде. Не боится плавать, поддерживаемый взрослым, или с водоплавающим поясом. Легко перешагивает через препятствие на полу, перепрыгивает через линию на полу. Спрыгивает с небольшой высоты, например, с последней ступеньки лестницы. Бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч, подражает движениям сверстников или взрослых: бросает, подлезает, кружится, пританцовывает.

Гораздо более важными, на наш взгляд, являются, так называемые, показатели социально-эмоционального развития. Прежде чем выявлять эти навыки у ребенка, необходимо убедиться в том, что близкие ребенку взрослые также абсолютно адекватны в проявлении приводимых ниже фактов эмоционального поведения. У ребенка в три года начинают проявляться коммуникативные навыки. Они своеобразны. Общение со сверстниками имеет форму соучастия. Детей радуют совместные шалости. Они заражаются весельем и демонстрируют себя друг другу. (Панфилова М.А.)

Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить, доволен, когда его хвалят. Переживает, когда ругают, испытывает чувство огорчения. Понимает, если кто-то другой делает плохо, дает отрицательную опенку. «Нельзя обижать, драться, ломать, отнимать». Обозначает словом свое эмоциональное состояние: радуюсь, боюсь.

Эмоционально реагирует на музыку, пение, подпевает, передает ритм. Приветливо, эмоционально открыто относится к людям, интересуется их действия ми, может проявлять застенчивость при обращении к нему незнакомого человека. Понимает состояние другого, на основе своего эмоционального опыта.

Французские психологи Плюмет и Бодишон, говоря о социальном интеллекте, отмечают, что в 3 — 4 года дети учитывают существование чужой ментальной жизни, и ребенок адаптирует свое поведение в зависимости от психического состояния другого (эмоций, желаний, намерений), которые он им приписывает. Ребенок начинает формировать свою практическую «наивную психологию». (Р1ите1 М.-Н., ВеаисИспоп I.)

К трем годам ребенок подражает мимике, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых. Получает удовольствие от общения со сверстниками. Настороженно относится к новым ситуациям.

Обратимся к наблюдениям за Верой. Наступил июнь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.