Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение. Но отойдем несколько от теоретических рассуждений, и попытаемся констатировать видимые достижения нашей Веры






Но отойдем несколько от теоретических рассуждений, и попытаемся констатировать видимые достижения нашей Веры. Месяц май.

Словарь, по-видимому, опять удваивается, родители даже не замечают, что Вера говорит многие слова неправильно, они просто научились понимать ее язык. Например, слово «небосклон», которое она слышала в песенке про голубой вагон, Вера, подпевая, произносит как «биасвот». (Нам очень понравилось, потому что похоже на биосферу.) Теперь Вера лучше понимает содержание книжек, которые ей читают. Она выхватывает все больше новых слов, из окружающих ее потоков чужой речи, прочитанных ей книжек и показанных видеокассет. Она повторяет эти слова, даже если их точное значение пока ею не уяснено. «Буратино и Шапокляк похожи, у них нос полосатый». Да. Профиль у этих героев похожий. Но слово «полосатый» употреблено как синоним прилагательного «длинный». Потому что говорят: у Буратино колпак полосатый, а в другом сочетании прилагательное «полосатый» Вере еще не попадалось, и она еще не уяснила, что это за характеристика. Вера предпочла ее использовать для обозначения формы, а не цвета.

Началась весна. Веру стали вывозить на дачу. И мы наблюдаем, как у ребенка всплывают прошлогодние воспоминания, которые относятся вроде бы к довербальному периоду. «Дедушка, у тебя была большая белая собака». Все удивлены, так как собака умерла ровно год назад, и до поездок на дачу Вера о ней не вспоминала.

Услышав, что мама обрабатывает ютубничную грядку, тщательно обрезая прошлогоднюю пожухлую листву, стараясь не повредить появляющиеся новые побеги, Вера бежит к ней в ожидании попробовать ягоды. Значит, она помнит, что прошлым летом она кушала ягодки с этой грядки. Вера нашла небольшой пенечек, притащила и поставила его на дорожку, постояла рядом, что-то вспоминая, и вдруг запела «как на пенька именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины». Круглый пенечек вызвал ассоциации с хороводом.

Вера ездила в гости к другой своей бабушке, у которой есть кошка Лизка. Вера внимательно смотрела, как кошка кушала кошачий корм «Вискас», На следующий день вся семья возвращается с пикника, Вера сидит у дедушки на шее. Все обсуждают качество приготовленного и съеденного шашлыка, а Вера, попросив внимания, заявляет с высоты дедушкиного роста: «А кошка Лизка кушает свой ЛИЗКАС!» Можете догадаться, что после этого заключения дедушка едва не упал от смеха.

На пикнике Вера заставляет маму и папу водить «каравай» вокруг бутылки с водой и петь «как на бутылкины именины». Вера стоит некоторое время около родника, вокруг его бьющей струи образуется песчаный круг, потом она начинает ходить вокруг и петь «как на круга именины испекли мы каравай».

Огромное впечатление произвел на нее фильм «Буратино». Этот персонаж виртуально вошел в ее жизнь. Спрашивает кокетливо: «Как зовут мово мальчика?» и отвечает сама же «Буратино». Как рано появляется мечта о верном товарище! В протоколе игры тоже есть возглас: «Где мой друг? Друг, ты где?» Это усложнение социальных представлений. Вот Вера собирается на прогулку и берет с собой книжки. Мама пытается ее отговорить, что читать там будет негде, так как она будет играть в песок и кататься на горке. Но Вера настаивает на своем, объясняя, что она встретит Буратино и подарит ему книжки. Однажды Вера упала и застряла между машиной и забором, ее спрашивают, зачем она туда полезла. Вопрос, конечно, риторический, но в ответ звучит резонное объяснение: «Я хотела встретить Буратино». Буратино теперь становится постоянно присутствующим воображаемым другом, она постоянно к нему обращается, словно он находится в двадцати шагах от нее. На вопрос, что тебе подарить на день рожденья, она, конечно же, ответила «Буратино».

Соседка по даче зовет свою дочь и кричит на своем садовом участке, «Наташа!». Вера не видит, к кому обращается соседка, но Вера тут же копирует этот возглас, как будто передразнивает: «Наташа», только она взывает к кому-то невидимому, находящемуся в районе смородинового куста.

Весенняя природа чаще манит пойти прогуляться на природу. Поэтому теперь и с Верой гуляют гораздо чаще. Взрослым приятно обращать Верино внимание на появляющиеся на кустах листочки, распускающиеся на яблонях цветы. В эти моменты мы можем наблюдать особые игры ребенка с природой, когда девочка подходит к кусту и начинает о чем-то разговаривать. Обрывает листочки, совершая при этом какие-то действия во внутреннем плане. Оборвала на клумбе первые появившиеся цветки, зажала их в кулачок. Но не смогла придумать для нас объяснение. Зачем?

Стоит около столба, подняла голову вверх и говорит: «Котенок, как ты туда залез, ты боишься, не можешь спуститься?» — взбирается на пенек, поднимает руку ладошкой вверх, — «Спускайся, я тебя подержу, спустился? Хорошо». Смотрит внимательно на пустую ладошку и уходит. Вот так легко можно вообразить котенка и спасти его, если хочется совершить маленький подвиг. И это совершается не для зрителя, а для самой себя. Нам повезло, что мы это случайно подглядели. Конечно, роль игрушки важна для игры, но порой мы видим, что ребенок может использовать предметы, которые на наш взгляд не являются игрушками. Задача взрослого создать ребенку безопасную и одновременно богатую среду. С этой целью родители начинают покупать для него все больше игрушек, которые являются копией реального мира, но безопасной. Ребенок, овладевший приемами символической игры, теперь может играть со многими предметами. Шишки, тряпочки, крышки— как мы наблюдаем, легко включаются в игру.

Еще одно наше наблюдение. Вера смотрит мультфильм про ма-монтенка, который ищет маму и, наконец, ее находит в Африке. В конце мультфильма Вера добавляет, «А папа у них на работе». У Веры есть мама и папа. Значит, у других детей должны быть тоже. Вспомним предыдущие главы, самые первые персонажи в игре — это мама и папа.

Игра

Начинает игру с фигурками животных. Изображаемые действия иногда оказываются характерными для мира животных, но мы все равно считаем эти действия символическими, так как Вера все-таки эти действия придумывает и вспоминает сама. Но чаше все-таки изображаемое поведение животных является символической презентацией собственных представлений Веры о семейных бытовых ситуациях. Теперь мы пишем в скобках производимые Верой действия, а в кавычках выделяем прямую речь игровых персонажей.

Это медведь с жирафом: «Привет, я — медведь, черный — черный». (Сажает его верхом на жирафа и топает жирафом), он скачет. (Соединяет фигурки носами): «Это — моя жевачка»,«Нет, моя!» (Кладет фигурки в сумочку, закрывает молнию). Он пошел домой.

Вот так можно прекратить ссору, если убрать фигурки в сумочку. Игротерапевты постоянно подчеркивают, что у детей становится устойчивее самоощущение, когда они учатся управлять тем объективным миром, который они создают в собственном игровом пространстве.

(Достала две обезьянки и фигурку бегемота), на нем надо поездить. (Фигуркой жирафа тычет в пластмассовое дерево) «Ам-ам, еще хочу есть. — Что? — Елочку, где она?» (достает пальму), «Я еще хочу», (достала остальные деревья), «больше нету ничего, хочешь вот это?» (предлагает пивную кружечку), он пьет пиво, нет, он что-то другое хочет попить.

Напоминаем, что в кавычках мы выделяем здесь именно ролевую речь игровых персонажей. В этой игре животные едят растительную пишу и запивают пивом. Дальше мы тоже видим смешение образа жизни животных с человеческим. Чистить щеточкой кожу, это из характеристики мира людей, а то, что жираф спит стоя, это ее знания о животном мире, Веру уже водили в зоопарк.

(Достала щеточку, чистит щеточкой жирафа), очищаю кожу. (Достала баночки вкладыши) «Вот тебе и попить и поесть» (Баночки-вкладыши легко сложила и убрала в сумочку). Он уже поел, (Ставит жирафа в крышечку от кока-колы, голову жирафа кладет на другую крышечку, объясняет): Он спит.

Сегодня больше символических действий, но она не упускает возможности и манипулятивных действий, при этом она способна сразу же по ходу манипуляции дать этому действию и символическое толкование.

(Снова достает баночки вкладыши приговаривает многократно) ченду-баленду, ченду-баленду. (Достала куколку, крутит ей ножки), Она сказала, что жираф спит, «Хочешь кушать? — Пойдем ко мне в гости. Тымоя дочка». —«Нет, я мамина дочка. Я спряталась, меня нету». — (Повторяет фразу многократно) «Где ты?»

Опять повторяет много раз. Это речевая активность, хотя ребенок не придумал следующее игровое действие, ей проще и приятнее повторять одну и туже фразу, поиграть с интонацией, чем оставаться молчаливой.

«Привет, мама», — (обращается к слону,) «Где наш папа? Папа!» (роется в сумочке, достает жирафа. Двигает сразу три фигурки: девочка, слон, жираф) «Ой, смотри олень!» — «Я~ олень». — «Папа, кто это?» — «Это кто? Это наша бабушка». Олень-бабушка.

К персонажам мамы, папы и девочки теперь устойчиво добавляется бабушка. Надо было достаточно долго прожить вместе с бабушкой, чтобы появилась потребность включить ее как необходимый персонаж в игру. Хотя просто обращения к бабушке мы могли наблюдать и раньше.

(Запихивает три фигурки в баночку, сверху кладет слона и двигает эту баночку, своего рода Ноев ковчег, потом ставит всех друг на друга пирамидой «У-у, улетим!» прижимает баночку к глазу и смотрит как в калейдоскоп)

И вдруг ей захотелось сочинить стихотворение. Приговаривает в ритм:

Я по-ту-ту,

Я и ку-ку

Я немножко понимаю,

Я и делаю зарядку!

Это первая попытка стихотворчества, которая еще и соединена с рекомендацией доктора, Веру недавно водили к хирургу, и он сказал, что для Вериного пупка просто необходимо делать зарядку. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодикой речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение.

А еще дети играют со словами, чтобы повеселиться и проверить, насколько хорошо они понимают речь. Такая фонетическая игра может служить амортизатором проявления раздражения и негодования. В данный момент не существует цели передать смысл сообщения, это просто игра в «речь», игра в «создание стихов», игра со звуками, формами и смысловыми оттенками. В процессе подобных экспериментов дети образуют из слов определенные сочетания, словно учат грамматическое правило. Таким образом, игра предоставляет ребенку способ легко и забавно поупражняться в грамматике, в произношении. (Кчайг Г. 2003)

Мы поворачиваемся...(Снова лезет в сумочку) «Где мой друг? Друг, ты где? А, ты тут, — да, я тут, спасибо». Мой друг, мой друг, мой друг! Да и хоть динь-динь да охота кое-ку.

Расширение круга осознаваемых социальных отношений, и намек на мультфильм, где крокодил ищет друга. И опять игра в слова, в стихи. Звучит набор слогов, есть ритм и рифма. Она сама себе логопед, в игре можно потренировать собственное произношение. Сколько возможности для творчества!

(Поит всех из крышечек кока-колы и потом себя сразу из двух крышечек, и тут же начинает их совмещать, спрашивает сама себя): Они так сложатся или нет? Кое-как и кое-ку!

Опять ритмичный набор слогов: Идет тренинг фонетики и одновременно развитие психомоторного интеллекта, о котором так много говорил Пиаже, вопрос к самой себе, первые попытки рассуждения: «они так сложатся или нет?»

Ля-ля-ляя, я топи-тын, я вылезаю (Снова крутит ноги куколке). Я умею ноги выше, как мартышка. (Достала неваляшку), кто сказал такое мяу?

«Ноги выше, как мартышка», — что это, намек на необходимость делать зарядку. Но больше похоже на фразу из мультфильма «Зарядка для хвоста». А вот последняя фраза взята из известного рассказа В.Сутеева «Кто сказал мяу?» Вере часто читают эту книжку.

Вот такая лопатка, это лопатка? (Кормит себя).

Нам становится скучно наблюдать такую игру, поэтому взрослый хочет немного оживить ситуацию и уточнить: Что ты ешь?

Кашу. Ой, я ем мороженое! (Сажает болванчика в тележечку) Ой, я полетела!

Первые мечты о полете, а это можно считать лучшим образцом фантазии. Игра перестает быть простой имитацией. Ребенок начинает творчески вплетать в игру элементы нереального мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.