Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модерн рубежа веков






Однако на рубеже веков стилевая ситуация в русской архитектуре еще больше осложнилась - появился модерн. Молодежь с энтузиазмом встретила этот " новый стиль". видя в нем долгожданное освобождение от стилистической мешанины эклектики и от архаических " русских стилей".

Хорошо передает атмосферу восторженного отношения молодежи к модерну неопубликованная речь И. Фомина в день открытия Художественно-архитектурного общества (1903), того самого Фомина, который через несколько лет предаст анафеме модерн и станет одним из лидеров неоклассицизма. Вот что говорил тридцатилетний И. А. Фомин в самом начале XX в., обращаясь к своим единомышленникам, " приверженцам нового направления".

"...Больше всех нападают на нас старики-классики...

...Я с жадностью гляжу на эти удивительные профиля, карнизы, сандрики и думаю: " Да! Это были мастера! "

Но! - довольно!!!

Я восхищаюсь старым, но повторять - нет!!!

Копировать - нет!!!

Надо искать новые пути, новые дороги - свои дороги.

Мы молоды, сильны: нам надо создавать свое....

Неужели еще не все видят эту " волну нового", охватившего весь мир искусств?!!.. Говорить и доказывать, что " есть" новый стиль я не стану. Это было бы смешно. Это могут отрицать лишь близорукие глаза и устаревшие мозговые клетки...

Я хочу только сказать о том, что этот новым стиль - не мода, не минутное увлечение, - а крупное новое течение - начало новой эры в истории искусства...

У нас народился целый ряд новых потребностей.

...Все иное. Но жалкие строители - консерваторы все еще напяливают на эти новые дома - итальянский ренессанс. Смешно!..

Нет " надо" расстаться со старыми стилями. Именно " надо": мы вынуждены. И вынуждены создавать что-то новое.

Новое, которое пойдет в разрез со старым. И чем дальше, тем больше в разрез....

Пусть даже оно хуже старого....

Конечно наше хуже. Мы не спорим. Но оно наше - свое и нам весело создавать свое...

Да! Нам тяжело!

Нас не любят, нас бранят со всех сторон!... Всегда всех новаторов в области искусства клеймили " декадентами" или подобными именами. Но подумайте, как мало смысла в этой кличке! Подумайте! Это " они - " декаденты"; они идут назад. А мы - вперед!!! Не правда ли? Им стыдно - не нам! Не правда ли? Нам стыдно только то, что мы слишком медленно идем вперед...

Долой старое!!!

Да здравствуют молодые силы!

Да здравствует новый стиль!!! " 1.

Вот так восторженно встретила модерн молодежь, готовя отвергнуть все старое. В декабре 1902 - январе 1903 г. в Москве была организована Выставка архитектуры и художественной промышленности " нового стиля", где было выставлено много произведений И. А. Фомина, Ф. О. Шехтеля и др. Почти одновременно в Петербурге открылась выставка " Свободное искусство", где также демонстрировались произведения в стиле модерн. В искусстве происходили смена эстетических идеалов, радикальная стилистическая ломка.

Ф. Шехтель. Ярославская вокзал в Москве. 1902-1904 А. Эрихсон. Типография Сытины в Москве, 1905

 

Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского в Москве 1902-1904. Общий вид; фрагмент интерьера

Модерн оказал влияние на архитектуру и на предметно-художественную сферу творчества в целом. Однако в конкретной ситуации российской действительности модерн лишь очень короткое время просуществовал как чистое стилистическое направление в архитектуре и особенно в декоративно-прикладном искусстве. Причем, если говорить, например, о предметной среде (мебель, убранство интерьера), то и здесь в чистом виде модерн внедряли в русское искусство именно архитекторы, оснащая, свои постройке в стиле модерн предметным оборудованием в том же стиле. Кроме того, важно отметить, что в России модерн лишь короткое время и у ограниченного архитекторы) сохранял стилистическую чистоту. Он быстро стал использоваться в сочетании с различными стилями, врастал в общий поток эклектики. Наметились и тенденции взаимопереплетения процессов формообразования в " неорусском стиле" и в " новом стиле" (модерне).

Ф. Шехтель. Особняк Дероживской в Москве, 1902. Спальня В. Валькот, Л. Кекушев. Гостиница " Метрополь" в Москве. 1899-1903

 

И. Фомин. Стулья. 1902-1903 И. Фомин. Этажерка. 1902-1903

Модерн в целом внес новую стилистическую струю в архитектуру России рубежа веков. Однако те ожидания, которые были с ним связаны, судя по всему, не оправдались. В своей чистой стилистической форме модерн не укоренился в русском искусстве настолько, чтобы появились условия формирования местной школы (в рамках стилевого единства), как это было, например, с русским классицизмом и ампиром. В форме же стилистического смешения с другими " стилями" модерн по художественного уровню редко поднимался выше среднего уровня эклектики. Лишь симбиоз модерна и " неорусского стиля" в работах художников абрамцево-талашкинского круга и некоторых архитекторов позволил выйти на высокий художественный уровень.

1. Частный архив. В дальнейшем ссылки на частные архивы даваться не 6удут. Все цитаты, на которые не будут даны ссылки на публикации, следует материалами из частных архивов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.