Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Дж. У. Хан, доктор философии, директор отдела исследований “Сильва Майнд Контрол Интернэйшнл”






Дж. У. Хан, доктор философии, директор отдела исследований “Сильва Майнд Контрол Интернэйшнл”

До недавнего времени ученый мир очень критически относился к сообщениям о том, что йоги в состоянии по собственному желанию изменять частоту сердечного ритма, температуру тела, другие функции организма, которые, как обычно считается, имеют непроизвольную природу. В большинстве случаев игнорировались также сообщения о том, что отдельные субъекты в глубоких состояниях гипноза (измененном состоянии сознания) были способны по команде вызывать изменения физиологического характера, которые, как считается, не подвержены волевому управлению, например, появление волдырей и изменение сердечного ритма.

С введением в практику техник биологической обратной связи ученый мир в последние годы признал, что практически всеми внутренними процессами в организме можно научиться управлять. Техники биологической обратной связи базируются на том принципе, что мы обучаемся корректно реагировать, если немедленно получаем информацию (обратная связь) о правильности реакции или том, насколько близка реакция к правильной.

Используя вознаграждение как средство обратной связи в работе с животными, доктор Ниал Миллер из Университета Рокфеллера продемонстрировал, что изменение частоты сердечного ритма достижимо волевым управлением. Доктор Элмер Грин из Фонда Меннинджера показал, что, используя биологическую обратную связь, люди способны раздельно управлять температурой рук — одна становится холодной, другая — горячей.

Еще в самом начале экспериментов по технике биологической обратной связи доктора Камия из Нейропсихиатрического института Портера в Лэнгли исследователи доказали, что указанные методы эффективны в обучении людей сознательному управлению альфа-ритмом волновых колебаний излучения мозга (8—13 Гц).

Другие, менее научно-ориентированные техники также использовались для управления внутренними органами тела. Утверждают, например, что техникa трансцендентной медитации приводит к релаксации внутренних органов, включая мозг.

Еще одной системой, посредством которой человек может достичь релаксации и управлять ритмами волнового излучения головного мозга, является управление разумом по методу Сильва. Люди, прошедшие обучение на курсах по управлению разумом, свидетельствуют о способности достичь глубокой релаксации и управлять ритмами волнового излучения головного мозга. Эти заявления были проверены в 1971 году доктором Ф. Дж. Бремнером, физиологом из университета Тринити в Сан-Антонио, штат Техас. В результате испытаний оказалось, что люди, обученные по методу управления разумом, действительно могут управлять ритмами волнового излучения головного мозга и продуцировать альфа-ритм, когда захотят. Данный факт был выявлен во время исследований, в которых принимали участие 20 не обученных специальным методам студентов-добровольцев. Половина студентов затем обучалась по методу, подобному методу Павлова по выработке рефлексов у собак. Согласно этому методу, субъект слышал щелчок, который сигнализировал о начале воздействия стробоскопического луча света, вводящего в альфа-состояние по показаниям ЭЭГ. Через некоторое время просто щелчок уже вводил субъекта в состояние; характеризующееся альфа-ритмом головного мозга.

Десять других субъектов обучались мистером Сильва по методу управления разумом. И та и другая группа показывали изменения ЭЭГ в предсказанном направлении, то есть в обеих группах процент альфа-ритмов на ЭЭГ увеличивался.

Позже проводился эксперимент с группой людей, имеющих значительную практику по методу Сильва. Эти субъекты могли запускать и останавливать альфа-ритмы по желанию, а также разговаривать в процессе генерации альфа-ритмов. Эта группа была подвергнута еще одному тесту. Так как входящие в нее субъекты имели значительную практику ESP (оперирования на психическом уровне), то электроэнцефалограммы снимались с них в процессе занятий ESP. Электроэнцефалограммы также показали высокую степень наличия альфа-частот.

Проведенные эксперименты показывают, что специально обученный человек может осуществлять сознательное управление своими внутренними органами. Это будет справедливо и для головного мозга, если мы допустим, что электросигналы этого органа являются индикаторами его функционирования. Это предполагает также, что требуются углубленные исследования для определения корреляции физиологического состояния, психоэмоционального состояния и процедур обучения, которые могли бы обеспечить наиболее эффективную сознательную психофизиологическую саморегуляцию.

Лучшее понимание значения метода управления разумом по Хозе Сильва может быть достигнуто, если ознакомиться с отчетом об исследованиях физиологии мозга, проведенных нейробиологом доктором Роджером У. Сперри и его коллегами в Лос-Анджелесе. Эти и другие ученые получили лабораторные и клинические подтверждения существования двух видов сознания, действующих независимо, но одновременно внутри человеческого мозга. Один вид сознания ведает последовательной, логической мыслительной деятельностью, такой, например, как математические вычисления и речь. Функционально этот вид является продуктом коры головного мозга левого полушария. Второй вид сознания связывается с правым полушарием и ответствен за холистическое, творческое, интуитивное мышление с уклоном в пространственное и музыкальное творчество.

Левое полушарие головного мозга доминирует в большинстве случаев нашей повседневной жизни, на него опираются даже система образования и общественные отношения западного мира. Оно является объектно ориентированным и обычно ассоциируется с генерацией основной части волн бета-волнового спектра мозга. Сознание правого полушария мозга считается прежде всего субъективным, система образования рассматривает его как вторичное. Наибольшее проявление оно находит в сфере искусств. Этот вид сознания связывается в основном с излучениями альфа и тета.

Метод управления разумом обучает людей осуществлять мыслительные и речевые процессы, характерные для бета, в альфа-состоянии и, кроме того, осуществлять мыслительные процессы творческой, интуитивной природы как произвольные действия. Тем самым достигается более равномерное распределение функций между правым и левым полушарием. Метод помогает уравновесить в ином случае большую нагрузку на левое полушарие при решении различных проблем. Он дает возможность достичь более высокой эффективности использования потенциала головного мозга посредством произвольной активизации функций правого полушария.

ЭЭГ корреляции внимания у человека [2]

Фредерик Дж. Бремнер, В. Бенигнус, Ф. Мориц, университет Тринити, Сан-Антонио, штат Техас

Данное исследование спонсировалось Фондом наук о разуме, Лос-Анджелес, штат Калифорния. Авторы выражают благодарность мистеру Хозе Сильва за участие в эксперименте и Дэвиду Л. Карлсону за помощь в подготовке рукописи статьи.

Доктор Бремнер и его коллеги предложили модель внимания, которая рассматривает изменения показаний ЭЭГ как зависимую переменную (Бремнер, 1970; Форд, Мориц и Бремнер, 1968; Эдди, Бремнер и Томас, 1971; Гурвиц и Бремнер, 1972). Согласно этой модели считается, что существуют различные классы или подвиды внимания, но, в то время как эти подвиды ортогональны, они не организованы иерархически. Подвиды уже определены — это ожидание, контрожидание, ориентация, возбуждение, несфокусированность (Гурвиц и Бремнер, 1972).

Полезность данной модели увеличивается по мере увеличения ее обобщения. В настоящем исследовании предпринята попытка распространить модель, в концепции которой использовались результаты изучения животных, на данные, касающиеся состояний внимания человека. Исследование было сосредоточено на двух аспектах обобщения модели. Во-первых, выяснить, чувствительна ли человеческая ЭЭГ к изменениям в отношении любого из указанных выше подвидов внимания. Во-вторых, определить, имеется ли какой-то уникальный подвид внимания у человека, который либо отсутствует, либо не определяется у животного.

В силу того, что в большей части экспериментов для тестирования модели использовался подвид внимания “ожидание”, он был выбран и для тестирования человеческого внимания. Читателю следует напомнить, что “ожидание” применяется здесь в значении того, что субъекты (Ss) усвоили отношение, при котором стимул В следует за стимулом А.

Так как подробности процедуры будут рассмотрены в методическом разделе, достаточно сказать, что усвоение указанного отношения достигалось по классической парадигме кондиционирования. Эта парадигма в точности соответствовала той, при которой собирались данные при изучении животных. Данные изучения животных собирались при условии легкой доступности ритма тета. ЭЭГ человека, с другой стороны, характеризуется высокой вероятностью ритмов альфа. Поэтому альфа-ритм использовался в качестве значений зависимой переменной. Второй аспект данного исследования может оказаться интереснее первого. Психологи многократно спорили по поводу наличия у человека внутреннего сознания. Настоящее исследование обращается к этому вопросу, определяя внутреннюю сосредоточенность как подвид внимания. Внутренняя сосредоточенность как подвид внимания характеризуется отсутствием внешних стимулов и может быть протестирована только у человеческого существа. Предполагается, что этот подвид может быть определен при помощи изменений ЭЭГ, происходящих вслед за реакцией Ss в состояниях медитации или глубокой релаксации.

Метод

Субъекты. Ss были студенты-добровольцы факультета психологии колледжа в возрасте от 18 до 25 лет. Им было известно, что эксперимент касается изучения управления мозгом волновыми излучениями. Все студенты без специального отбора были разделены на две группы по десять человек.

Аппаратное оснащение. Использовался электроэнцефалограф типа Т фирмы “Бекман”. Электроды из нержавеющей стали устанавливались подкожно в макушечной и затылочной зонах. За показаниями ЭЭГ осуществлялись визуальные наблюдения, а также велась регистрация на магнитной ленте. Через звуковую биогенную систему обратной связи излучение мозга альфа-интервала (8—13 Гц) отфильтровывалось из ЭЭГ затылочной зоны и передавалось субъекту (S) через наушники как аналог альфа-частоты. Логический программатор фирмы “Дигитал Эквипмент Корпорейшн” был настроен на показ двузначных чисел, включение на полсекунды CS, а через 10 секунд на включение UCS на период в десять секунд. CS представлял собой щелчок, передаваемый в наушники субъекта, и состоял из размыкания й смыкания реле, подсоединенного к шестивольтовой батарее. UCS представлял собой фотостимулятор Grass PS2 — источник стробоскопического луча, настроенный на альфа-частоту субъекта при закрытых глазах. Все данные регистрировались на восьмидорожечном аналоговом записывающем устройстве Ampex SP 300, а завершенная аналоговая запись на ленте оцифровывалась конвертером А-D, подключённым до анализа к компьютеру IBM 360/44.

Процедура эксперимента. Эксперимент был рассмотрен и одобрен университетским комитетом по использованию человека в качестве подопытного существа. Каждого S попросили заполнить протокол, в котором требовалось дать информацию о том, когда в последний раз принимались алкоголь или наркотики, случались ли приступы эпилепсии, были ли предыдущие опыты гипноза, йоги или альфа-кондиционирования. Кроме того, когда S впервые входил в лабораторию, его просили подписать согласие на участие в опыте, указывая, что с сущностью и целью процедуры он был ознакомлен.

Базовая линия ЭЭГ прописывалась для каждого S без организации обратной связи. S отдавалась инструкция “закрыть глаза” в качестве стимула. График помечался двузначным числом, отдельные каналы использовались для записи нефильтрованных и отфильтрованных волн мозга. Затем процедура повторялась после инструкции “открыть глаза”. За лицом S наблюдали с помощью телекамеры. Полное время нахождения в лабораторной камере для записи базовой линии составляло около 30 минут для каждого S. Если запись базовой линии оказывалась не удовлетворяющей требованиям, то процедура повторялась, пока не получалась свободная от помех линия.

После записи базовой линии Ss были разделены на две группы по 10 в каждой. Первая группа (под руководством Сильва) на уикэнде прошла 14-часовой курс обучения методу управления разумом (Шах, 1971). Метод Сильва, уникальный сам по себе, включает глубокую релаксацию и групповые гипноподобные упражнения. Некоторое время на курсах уделяется тому, что называется ESP. На следующей неделе Ss входили в лабораторию, и с них снималась ЭЭГ в течение 20 минут. Запись проводилась как с закрытыми, так и с открытыми глазами, в то время как Ss выполняли упражнения по методу Сильва. В другой день ЭЭГ снималась с тех же Ss, но со звуковой биогенной обратной связью при сходных инструкциях.

Вторая группа (classical conditioning — СС) из десяти Ss прошла через классическую парадигму кондиционирования, состоящую из 50 сеансов. Каждый сеанс состоял из CS-щелчка длительностью в полсекунды, за которым следовал десятисекундный межстимульный интервал (interstimulus interval — ISI), за которым, в свою очередь, следовал UCS, представляющий собой 10 секунд воздействия стробоскопического луча с частотой альфа при закрытых глазах S. Межсеансные интервалы (intertrial interval — ITI) были нерегулярны — экспериментатор начинал новый сеанс, когда S расслаблялся после предыдущего. В этой серии сеансов не было обеспечения обратной связи. Пятидесятисеансная серия длилась от 20 до 30 минут, при этом серии продолжались, пока S не приходил в состояние генерирования альфа-частот или пока экспериментатор не убеждался, что S не может в достаточной мере производить альфа-частоты. Последняя серия сеансов в группе СС производилась с обеспечением биогенной обратной связи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.