Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фотий Контоглу.






ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других.

(I Фес. 2: 5, 6)

Быть может, и возможно найти известное среднее суждение между двумя мнениями, которое бы в равной мере выражало и то и другое; однако для противоположных мнений об одном и том же предмете — невозможно найти среднее суждение....Никогда то, что относится к Церкви, не исправляется чрез компромиссы.

(Св. Марк Ефесский)

Воистину, как говорит святой апостол Павел, великая благочестия тайна [1]. Благочестие и вера, будучи таинствами, приносят плоды, которых не может дать знание.

Автор этой книги не является богословом, получившим образование в школах, где изучают то, что изучить невозможно, — богословие. Он изучал медицину — нечто поддающееся изучению, поскольку это предмет земного, человеческого знания. Православную веру и благочестие он почерпнул из Предания. Он получил их, как сам говорит, путем передачи веры и благочестия — от учителя к ученику, от родителей к чаду, от старца к послушнику, от христианина к христианину. Поэтому он — один из тех, кто, будучи водимы верою, а не знанием, испытуют божественное, а не изучают его. Как говорит апостол Павел, он ходит верою, а не видением [2]. Вот почему книга его резка. В ней нет ни свидетельствующих о слабости веры компромиссов, ни приспособленчества, цель которых — не производить неприятное впечатление на людей противоположных взглядов; в ней нет какого-либо фальшивого братания. Преданность истине не терпит уступок. Книга его резкая и прямая, хотя сам автор, в действительности, человек смиренный, миролюбивый, кроткий, скромный и очень любезный. Но вера вручает ему меч Духа, и этот смиренный, чуткий и снисходительный человек, исполненный любви, становится прямолинейным и резким. Но и Св. Иоанн Богослов, проповедник любви, не кажется ли самым резким и безкомпромиссным среди всех остальных апостолов и проповедников Евангелия, каким он предстает в Первом Послании и в Книге Откровения?

Автор книги молод. Но никто да не пренебрегает юностью его [3]. Наше духовное знакомство произошло в то время, когда он изучал в Швейцарии медицину, а мы занимались публикацией журнала “Кивотос” (Ковчег). Он написал мне тогда письмо по поводу некоторых злобных статей одного католика в газете “Курьер” и просил нас защитить нашу Православную веру от козней еретиков. В дальнейшем он написал и по сей день пишет мне много, письма его всегда были очень содержательны и полезны, исполнены благоухания глубокой веры и любви к нашему Священному Преданию. Поэтому я настойчиво уговаривал его написать более развернуто на те темы, которые он кратко освещал в своих письмах. Зная его скромность, я просил его согласиться опубликовать это в виде книги. Наконец, он согласился, и эта небольшая книжка — первая, посланная им издателю, господину Александру Пападимитриу, который с удовольствием согласился опубликовать ее.

Мы понимаем, что эту книгу, написанную с разумением во всем [4], многие осудят, как грубую и невыдержанную, поскольку в наш век лицемерия только те и почитаются истинными христианами, у кого в сердце нет огня веры, особенно веры Православной (т.е. истинной). И поэтому они равнодушны, бездуховны, готовы на компромисс и услужливы, как большинство тех, кто постоянно занимается богословием. Мир привык расценивать таких людей как хороших и терпеливых христиан, таких же, как автор этой книги, — тех, которые духом пламенеют [5], — он ненавидит, как фанатичных, нетерпимых, суеверных и узколобых поклонников пустых форм. Увы! Современные богословы превратились в совопросников века сего [6]. Те, которые имеют отношение к религии, пишут горы книг, толстых и важных, исполненных так называемого “богословского знания”, которое, обладая своим собственным методом исследования религиозных вопросов, является ничем иным, как знанием мирским. Такое знание апостол Павел называет пустым и хитрым обольщением [7]. Святое Евангелие — это сама простота, а его препарируют, изучают и расчленяют, пользуясь философскими системами, ради пустого обольщения. Запутанность, усложненность, сбивающие с толку теории, глупые состязания и родословия и споры о законе [8]— грязь, замутняющая чистую воду, текущую в жизнь вечную, — все это написано во имя Того, кто пришел в мир сей спасти от греховного бремени заблудшую овцу — человека, напичканного суетными знаниями, — вопия: Приидите ко Мне, все обремененные глупой и безполезной мудростью. Горы бумаги исписаны во имя Христа и Его Евангелия, но оно есть плод простого опыта сердца, в то время как авторы этих безчисленных книг плутали в темном лабиринте своей собственной мудрости, вдали от Христа, о Котором они забыли, будучи поглощены своими собственными суетными мыслями. Сердца их перестали ощущать дыхание Божие. Они стали мертвыми и сухими от своей собственной самодовольной мудрости, за которую мир и почитает их.

Именно их имел в виду богоглаголивый Апостол Павел, когда писал: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням [9]. Будут избирать себе учителей — выдвинут многих учителей и, слушая их, будут довольны, потому что суетная мудрость будет льстить их слуху. И оттого, что они не могут слышать истины, простой истины веры, они будут затыкать уши свои, желая слушать басни — фантастические теории, лишенные смысла. И сегодня — разве не видим мы подобное “избрание” учителей, которые своей болтовней льстят слуху своих учеников и остальных христиан?

Итак, книга Каломироса огорчит тех умников, которые низвели религию Христа до уровня системы мирского рационального знания и с насмешкой отвергают любое здравое учение, являющееся для них лишь наивными религиозными воззрениями, исполненными почерпнутых из Предания предрассудков. В самом деле, что вообще может написать для них человек, подобный Каломиросу, который никогда не принадлежал к какой-либо солидной школе (особенно заграничной)?

Но, к счастью, Каломирос пил из источника воды живой, текущей в жизнь вечную, из Предания, он изучал св. отцов день и ночь. И поскольку он, как и его путеводители, имел веру, то был научен Богом [10]. Христос говорит: И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его [11]. То есть: “Мои ученики слушают слова Мои в простоте души и принимают их сердцем, не пропуская их чрез свои запутанные умы и не создавая теорий; они принимают их с верой, как невинные овечки, которые слышат голос пастыря и бегут за ним”. Вера отверзает уста верующих, проповедь Христа раскрывает сердца христиан, как и говорит Он Сам: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой [12].

Те безумные мудрецы [13], которые учат в убедительных словах человеческой мудрости [14], не принимают истинных проповедников Евангелия, и это потому, что истинные проповедники не сообразуются с веком сим, но преобразуются обновлением ума своего [15].

Они найдут в этой книге множество поводов к осуждению. Они осудят автора за отсутствие лицемерной вежливости по отношению к еретикам, не замечая того, что автор не дерзок, а обладает смелостью воина Христова и следует словам Апостола Павла, который сказал: Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия [16].

Еще одну вину они найдут в том, что его труд исполнен скорбью о Христе, радостотворным плачем [17], в то время как сами они оптимистичны и помышляют о предметах мира сего. Но послушайте, что говорит Апостол Павел: Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть [18]. Скорбь верующего в Бога человека — это скорбь, которую надежда делает сладостной; и потому она — скорбь радостная, радостотворный плач, через покаяние приносящий спасение человеческой душе.

Я хвалю этого блаженного юношу, * написавшего столь назидательную книгу, от которой веет духом истинного Православия. Я славлю и восхваляю пречестное имя Господа, дарующего Православной Церкви подобные украшения, сияющие во тьме заблуждений и разрушения. Благословен и препрославлен всемилостивый Господь Бог наш, непоколебимо утвердивший Веру Православную на тех камнях, которые отвергли строители.

Фотий Контоглу.

* С позволения читателя, я хочу привести здесь несколько старок из письма г-на Каломироса ко мне, которые, думаю, необходимо прочесть.

“Я премного благодарен Вам за Ваши добрые слова. Это для меня большая поддержка, в которой я так нуждаюсь. Там, где я живу, я не знаю никого, кто разделял бы мои мысли и понимал меня. Я не вступаю в споры с атеистами и с теми, кому все безразлично. А верующие смотрят на меня с подозрением и недоверием. Я нахожу утешение лишь при чтении св. отцов и житий святых. Мне кажется порой, что я ошибаюсь. Что бы я ни считал важным, остальные считают это пустяками; и напротив, то, что мне кажется пустяками, другие — как верующие, так и безбожники — считают важным.

Кроме того, я благодарен Вам за предостережение от высокомерия. Из этого я вижу, что Вы — истинный друг. Молитесь, дабы мне не возгордиться. Как бы то ни было, я должен быть очень глуп, если со мною случится что-то подобное. Я прекрасно понимаю, что все, что я написал, заимствовано мною у св. отцов. Ничего собственно моего. Вот почему я защищаю их так ревностно. Вчера я сказал жене, что многие понятия не имеют о рассматриваемых мною предметах, но в то же время живут ими. А я знаю все это, но не живу этим. И поэтому много раз, когда я писал, я чувствовал, что должен бросить, — но продолжал писать, потому что таким образом, по крайней мере, я мог сосредоточить свои мысли на Боге, даже если сердце мое пребывало в окаменении.

С любовью о Христе
Александр”.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.