Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие о детях






В моих записных книжках есть дорогие для меня высказывания Достоевского, Толстого, Гоголя, Тургенева, Чехова о детях. Не о детской литературе, а именно о детях.

Достоевский. Из письма к Михайлову:

'...Я замыслил и скоро начну большой роман, в котором, между другими, будут много участвовать дети, и именно малолетние с 7-15 примерно... Я их изучаю и всю жизнь изучал... Напишите мне о детях то, что сами знаете (случаи, привычки, ответы, слова и словечки, черты, семейственность, вера, злодейство и невинность)'.

Тургенев из письма к Полине Виардо:

' Помните ли Вы маленькую, очень своеобразную пятилетнюю девочку, о которой я Вам говорил в одном из моих писем?.. Она обладает здравым смыслом, удивительной правильностью ощущений и чувств; она много размышляет и никогда не хитрит, поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине. Она верно судит обо всем, что ее окружает, начиная с моей матери, а со всем тем это ребенок, настоящий ребенок. Бывают минуты, когда ее взор принимает мечтательное и грустное выражение... Но в общем она очень весела, и очень спокойна... Она очень любящее и очень чувствительное существо, наряду с этим у нее мало или почти вовсе нет памяти, так что она едва знает азбуку. Уверяю вас, это крайне странное маленькое созданьице, и я с интересом ее изучаю'.

Лев Толстой. Из письма к Боборыкину:

'...Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы...'

Из письма к С. А. Толстой:

'...Нынче рассказывают мне, что у нас по Деревне мальчишки слагают песни сатирические на всех плохих людей и поют им'.

Гоголь. Мысли о географии для детского возраста:

'Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию. Он всего требует, все хочет узнать. Его более всего интересуют отдаленные земли: как там? Что там такое? Какие там люди? Как живут? Эти вопросы стремятся у него толпой, и все они относятся прямо к физической географии, и потому мир в его физическом состоянии, величественный, роскошный, грозный, пленительный, — должен более и обширнее занять его...

Слог преподавателя должен быть увлекающий, живописный: все поразительные местонахождения, великие явления природы — должны быть окинуты яркими красками, что действует сильно на воображение, не скоро выбьется из головы... Дитя тогда только удерживает систему, когда не видит ее глазами, когда она искусно скрыта от него. Его система — интерес, нить происшествий или нить описаний. Все, что истинно нужно, что более относится к нашей жизни.. все это уже интересно'.

Чехов. Из письма к Ал. П. Чехову:

'Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должно окутывать в атмосферу приличную их чину... Нельзя безнаказанно поха6ничать в их присутствии, оскорблять прислугу... Нельзя делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью'.

Интересно сопоставить отношение больших художников к детям.

'Я их изучаю и всю жизнь изучал', — пишет Достоевский. А Тургенев: 'Уверяю Вас, это крайне странное маленькое созданьице, и я с интересом ее изучаю'. Даже терминология одинаковая! Но если Тургенев довольствуется собственными наблюдениями, то Достоевского интересуют и наблюдениия других.

Поразила меня великая скромность Толстого, его неуверенность — будут ли дети лет через двадцать читать и понимать его творчество, плакать над ним и смеяться и 'полюблять жизнь'.

В словах Толстого о мальчишках, сочинявщих сатирические песни, чувствуется, что он одобряет и прямоту мальчишек и самый жанр сатиры. В пору становления нашей детской поззии это высказывание Льва Толстого помогало нам в словесных схватках с теми, кто считал, что сатира детям недоступна и противопоказана.

Гоголь подчеркивает интерес ребенка ко всему, что 'более относится к нашей жизни', то есть к современности. А как актуален и сегодня (не только для преподавателей географии) призыз Гоголя - увлекательно и живописно раскрывать перед ребенком мир.

Чехов, в своих размышлениях, затрагивает вопросы нравственного воспитания: 'Дети святы и чисть! ' - пишет он и тут же, видимо боясь показаться сентиментальным, прибегает к юмору: 'Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине...их должно окутывать в атмосферу приличную их чину', то есть оберегать от житейски мелкого, от соприкосновении с пошлостью, мещанством, лицемерием. Пленяет его своеобразие детских чувств. Есть у него такая запись: 'Девочка с восхищением про свою тетю: она очень красива, красива, как наша собака'.

Могу привести современный вариант на ту же тему, взятый из письма матери четырехлетнем сыне: 'Мамочка, ты такая красивая, как мотоциклетка'.

Выбрала я именно эти высказывания великих художников слева, потому что в них находишь почти все главное, насущное для современного писателя, стремящегося глубже проникнуть в психологию ребенка. Разве не главное — детей надо изучать. Охранять их нравственную чистоту. Отвечать на их интерес к современности. Раскрывать их мир, обращаясь к их воображению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.