Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие торговых путей






Расположение региона на Приазовской возвышенности во многом определило сеть путей, которые соединяли население Северного Приазовья и Подонцовья с ближними и дальними соседями. Кроме уже известных путей в XVIII в. появляются новые. К ним в первую очередь следует отнести построенную в 30-х гг. дорогу вдоль Украинской линии, которая соединила Среднее Поднепровье с Подонцовьем. В 70-х гг. во время строительства Днепровской линии, проходившей по Берде и Конке, была построена дорога, соединившая Поднепровье с Приазовьем. Наряду с прокладкой новых дорог совершенствуются старые. Прежде всего это относится к главнейшей из них, соединявшей Азов с Изюмом. Она проходила через Бахмут и Тор (Славянск). На ней появились в конце века заезжие дворы, почтовые станции, на которых можно было отдохнуть, поменять лошадей. На дороге, проходившей с древних времен вдоль побережья Азовского моря, в середине 70-х гг. числилось 7 почтовых станций между Таганрогом и Петровской крепостью (ныне город Бердянск). С основанием новых селений в конце XVIII в. строятся дороги, связывавшие их с уездными центрами и между собой.

Дальнейшее разделение труда в процессе освоения края, улучшение состояния старых и строительство новых дорог способствовало развитию торговли. Наиболее распространенными товарами, которыми наш край обменивался с другими регионами в течении всего XVIII в., были соль и рыба. Так, в казенных магазинах Слободской Украины в 1737 г. находилось 600494 пуда и 23 фунта соли, а в 1742 г. — 702506 пудов и 30 фунтов, что указывает не только на расширение торговых связей нашего края с соседними регионами, но и на увеличение объема производства соли в Бахмуте и Торе.

За солью и рыбой в Приазовье приезжали чумаки и купцы как из близлежащих, так и отдаленных регионов Украины и России. Это способствовало втягиванию края в формировавшийся общеукраинский и всероссийский рынок. Например, Бахмутская таможня в октябре 1740 году после уплаты пошлины оформила документы на провоз купленной в торговых рядах города рыбы белгородскому купцу Тимофею Аристову. В мае 1741 г. такое право на провоз купленной на Миусе рыбы в город Севск получил обомянский купец Иван Ширяев. Как отмечают современники, азовская рыба была самой дешевой, что и объясняет приезд за ней купцов даже с Прикарпатья и Польши. Рыба, как и соль, покупалась не только в торговых рядах, но и прямо на рыбных заводах.

Важным товаром, приносившим доход местным жителям, был скот — лошади, крупный рогатый скот и овцы. Бахмутские ярмарки в XVIII в. славились продажей крупного рогатого скота.

Наиболее распространенной формой торговли были ярмарки, на которые приезжали купцы из разных мест. Составители описания Азовской губернии отмечали, что на местные ярмарки из Константинополя, греческих островов, Крыма, донских станиц, Полтавы, Харькова и других мест поступали парчовые и шелковые ткани, сукна, ситцы, китайки, полотна, серебряные, золотые и алмазные изделия, сафьян, юфть, железо, медная, оловянная, стеклянная и хрустальная посуда и другие товары. Главными товарами местного происхождения были: рогатый скот, лошади, овцы, икра, масло, сало, пенька, кожи. Через Таганрог поступали на местные ярмарки заморские вина, фрукты, маслины, оливковое масло, рис, табак, бумага. В Бахмуте, Торе, Мариуполе в год проводилось по 4 ярмарки, в Маяках — 1. Проводились ярмарки и в ряде сел — в Ямполе, Райгородке и других. Наряду с ярмарочной, постепенно распространялась и постоянная — лавочная — торговля. В городах и некоторых селах устраивались также еженедельные торги.

Развитие торговли способствовало формированию купечества. В 1780 г. в Бахмуте числилось 163 купца, в Мариуполе — 144, а в Торе — лишь 15. В основном это были купцы 3-й и 2-й гильдий, капитал которых составлял от 1000 до 10000 руб. Лишь у бахмутского купца Парфена Гаврилова, относившегося к 1-й гильдии, капитал превышал 12000 руб. Гаврилов был самым богатым купцом во всей Новороссии.

Значительно изменилась в течение XVIII в. структура городского населения. Кроме военно-административного персонала в городах проживали купцы, цеховые ремесленники и мещане, к которым относили учителей, врачей, церковнослужителей, музыкантов, а также представителей других профессий. Так, в Мариуполе в 1780 г. цеховые работники составляли 1149 человек, мещане — 13, а в Бахмуте — соответственно 21 и 138. Кроме того, в Бахмуте и Торе отмечены еще и «люди разного звания», среди которых преобладающее большинство составляли солевары. В первом их насчитывалось 1437, а во втором — 1579 человек. Все это свидетельствует о том, что к концу XVIII в. города нашего края постепенно превращаются из военно-административных центров в хозяйственно-административные. Особенно усилился этот процесс после присоединения Крыма к России и исчезновения угрозы татарских набегов. В связи с этим оборонительные функции городов исчезли. Города Бахмут, Тор (с 1784 г. — Славянск), Мариуполь, превратившиеся в хозяйственные центры края, все больше приобретают вид городских поселений, а Маяк и Райгородок превращаются в обыкновенные сельские поселения. Об этом свидетельствуют и составленные в конце 80-х гг. планы застройки городов, на которых показаны и имеющиеся в них оборонительные сооружения или их остатки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.