Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно – исследовательская работа учителя географии в школе.






Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.

В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпири­ческого уровня.

Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.

В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятиле­тия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследо­вания, к теоретическим методам.

В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержа­нием, средствами и методами обучения, между усвоением зна­ний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.

Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.

Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование ак­туальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюде­ния за учебным процессом, постановки эксперимента.

Эмпирические методы также широко применяют в методике обучения географии. Один из самых распространенных мето­дов — наблюдения. Умение наблюдать — необходимое каче­ство учителя, наблюдательность — показатель педагогических способностей человека. Методика наблюдений, ее строй, содер­жание, виды, техника наблюдений зависят от особенностей изучаемой методической проблемы, от цели исследования, от характера объекта наблюдений. Успех наблюдений зависит от программы, которая составляется с учетом цели исследования.

Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экс­курсий сочетаются с другими методами: анкетирование учите­лей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора инфор­мации по различным методическим проблемам.

Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изу­чаемых педагогических явлений.

Логическим продолжением изучения опыта работы школы служит педагогический эксперимент. В практике методических исследований это наиболее широко распространенный метод. Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемое педагогическое явление в контролируемых и учитываемых условиях. Классификацию педагогического эксперимента прово­дят на основе нескольких признаков.

Различают эксперимент по времени действия — длительный и кратковременный, по составу изучаемых явлений — простой и сложный, по организации бывают эксперименты лаборатор­ные (проводятся с группой учащихся) и естественные (со всем, классом или несколькими классами в разных школах). По (целям различают констатирующий, формирующий (или созида­тельный) и контрольный.

Этапы методического исследования. Методическое исследо­вание, как правило, складывается из нескольких этапов.

Примеры

Тема " Методика органи­зации и проведения учебных игр на уроках географии".

Разработка приемов обу­чения школьников игровой деятельности.

Этап исследования

Обоснование актуальности избранной темы. Изучается история и
теория вопроса, опыт массовой шко­лы и передовой педагогический
опыт.

Установление основной проб­лемы исследования, выбор объекта и
предмета исследования.

Формулировка целей и задачисследования, выдвижение гипоте­зы, от которой зависит построение плана экспериментальной работы.
Выбор методов исследования (теоретических и экспериментально-
эмпирических)

Подготовка эксперименталь­ных материалов и сам эксперимент,
в ходе которого проверяется целесо­образность разработанных положений, вариантов организации учеб­ной деятельности.

Формулировка выводов проведенного исследования, раскрытие
практической значимости полученных результатов.

В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отрас­лях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.

Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обуче­ния. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.

 

Основные закономерности пространственной дифференциации географической оболочки. Принципы физико-географического районирования. Система таксонометрических единиц в физической географии.

Географи́ ческая оболо́ чка — в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера, гидросфера и биосфера) - а также антропосфера проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией.

 

Верхнюю границу географической оболочки проводят по стратопаузе, так как до этого рубежа сказывается тепловое воздействие земной поверхности на атмосферные процессы; границу географической оболочки в литосфере часто совмещают с нижним пределом области гипергенеза (иногда за нижнюю границу географической оболочки принимают подножие стратисферы, среднюю глубину сейсмических или вулканических очагов, подошву земной коры, уровень нулевых годовых амплитуд температуры). Географическая оболочка полностью охватывает гидросферу, опускаясь в океане на 10-11 км ниже уровня моря, верхнюю зону земной коры и нижнюю часть атмосферы (слой мощностью 25-30 км). Наибольшая толщина географической оболочки близка к 40 км. Географическая оболочка является объектом исследования географии и её отраслевых наук.

Компоненты географической оболочки

 

Земная кора

 

Земная кора — это верхняя часть твёрдой земли. От мантии отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн — границей Мохоровичича. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном, до 30-50 км на континентах.[1] Бывает два типа коры — континентальная и океаническая. В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава, плюс осадочный чехол. Земная кора разделена на различные по величине литосферные плиты, двигающиеся относительно друг друга. Кинематику этих движений описывает тектоника плит.

Тропосфера

 

Её верхняя граница находится на высоте 8—10 км в полярных, 10—12 км в умеренных и 16—18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом. Нижний, основной слой атмосферы. Содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 0, 65°/100 м

 

За «нормальные условия» у поверхности Земли приняты: плотность 1, 2 кг/м3, барометрическое давление 101, 34 кПа, температура плюс 20 °C и относительная влажность 50 %. Эти условные показатели имеют чисто инженерное значение.

Стратосфера

Верхняя граница — на высоте 50—55 км. Температура с ростом высоты возрастает до уровня около 0 °C. Малая турбулентность, ничтожное содержание водяного пара, повышенное по сравнению с ниже — и вышележащими слоями содержание озона (максимальная концентрация озона на высотах 20-25 км).

Гидросфера

Гидросфера — совокупность всех водных запасов Земли. Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара.

 

Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова, и в вечной мерзлоте, слагая криосферу.

 

Биосфера — это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

 

Стратисфера — верхняя оболочка Земли толщиной до 20 км, имеющая слоистое строение и состоящая из осадочных и осадочно-вулканических пород.

Фи́ зико-географи́ ческое райони́ рование — система территориального деления земной поверхности, основанная на выявлении и исследовании системы соподчиненных природных регионов, обладающих внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы. Районирование бывает зональным (пояса, зоны и подзоны) и азональным, (физико-географические страны, области, провинции, районы, урочища, фации), отраслевым (по рельефу, климату, почвам и др.) и комплексным.

 

В пределах России выделяют следующие крупные природные регионы: Восточно-Европейская равнина, Балтийский щит, Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, горы Южной Сибири, Северо-Восточная Сибирь, Северо-Притихоокеанская страна и Амуро-Сахалинская страна

. Физико-географическая страна (природная страна) — часть материка, характеризующаяся на большом своём протяжении единством геоструктуры или закономерным сочетанием её структурных элементов, преобладающей тенденцией последних движений земной коры и общностью или однородностью макрорельефа[1]. Может находиться сразу в нескольких географических поясах со своей системой зональности. Физико-географическая страна относится к высшей азональной единице физико-географического районирования суши.

 

Более низкой таксонометрической ступенью является Физико-географическая область. Физико-географическая область — часть физико-географической страны, расположенная в пределах одной природной зоны. Она имеет морфоструктурную и литологическую однородность. Нередко обособляется морем (полуостров) или выделяется в виде хребта, возвышенности, низменности, котловины и пр. Физико-географическая область является единицей второго порядка (после физико-географической страны), выделяемой при азональном физико-географическом районировании.

 

Примерами физико-географических областей являются Южная Индия, Полярный Урал, Тибетское нагорье, Южно-Сибирская физико-географическая область и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.