Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы организации самостоятельной работы учащихся в школе и дома.






Самостоятельные работы, как одна из форм организации учебной деятельности школьников, могут проявляться в действиях различного характера: в осмысливании прослушанного или прочитанного материала, в сборе материала в процессе наблюдений, в практической деятельности, например при съемке плана местности, в составлении географических описаний (характеристик), графиков, диаграмм, картосхем, в подготовке рефератов, докладов и т. д.

Самостоятельные работы школьников включаются во все этапы учебного процесса — объяснение нового материала, его закрепление и повторение, контроль за знаниями учащихся.

Самостоятельная работа при овладении знаниями обычно включается в процесс объяснения учителя путем постановки вопросов, требующих продумывания излагаемого материала, обращения к картам, тексту учебника, к таблицам и графикам, к иллюстрациям, проведению записи изложенного, графического изображения, работы с географическими картинами, коллекциями и т. д.

Либо, что значительно реже, предваряет объяснение учителем новой темы, это — проведение различных наблюдений, экскурсий, наложение и сопоставление карт, работа с текстом учебника. На результаты подобной самостоятельной работы и опирается в дальнейшем учитель при объяснении новой темы.

Значительное место самостоятельной работе должно отводиться и в процессе закрепления знаний. Здесь большое значение имеет повторение ранее изученного таким образом, чтобы учащиеся, восстанавливая в памяти учебный материал, подошли бы к нему с иной стороны, подали бы в иной форме, чем он был изучен на первых уроках.

Это достигается постановкой вопросов, требующих отбора из общей суммы знаний каких-то определенных свойств и качеств предметов и явлений, выделения основного, главного, сравнения с другим учебным материалом.

Например, при изучении природных условий и географического положения новой части света ученики по карте сравнивают их с географическим положением и природными условиями ранее изученных частей света, находят общие черты и черты различия, выделяют особенности, характеризующие изучаемую часть света. Самостоятельной работе следует учащихся учить на уроках, переходя от самых простых форм самостоятельной работы к более сложным. Учитель должен сначала научить школьников, как работать с текстом учебника, с чертежами и рисунками, как пользоваться картами, справочниками, словарем, как делать выписки и вести записи учебного материала, составлять тезисы, конспекты и т. д., а затем давать учащимся соответствующую самостоятельную работу.

Отсутствие умения у учащихся организовать свой учебный труд вызывает серьезные затруднения при выполнении различных видов самостоятельной и практической работы и значительно ослабляет их образовательное и воспитательное значение.

Развитие активности и инициативы учащихся зависит от того, насколько правильно учитель подбирает содержание самостоятельной работы и умело организует ее выполнение.

Каким же требованиям должны удовлетворять самостоятельные работы школьников в учебном процессе?

Изучение опыта учителей географии дает возможность выявить ряд условий и требований, соблюдение которых обеспечивает наибольшую эффективность самостоятельной работы учащихся при изучении предмета. Приводим эти требования.

1. Самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся мыслительной активности и творческой инициативы.

2. Она должна быть посильна и опираться на ранее полученные знания, умения и навыки и на жизненный опыт учащихся.

3. При выборе содержания и видов самостоятельней работы необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, учитывая индивидуальные особенности классов и отдельных учащихся.

4. Виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию, они должны вносить в усвоение знаний элемент «новизны», заставлять школьников подходить к изучаемому с разных сторон.

5. Каждая самостоятельная работа должна быть проверена и оценена учителем и использована в дальнейшей учебной работе.

В учебный процесс на разных этапах обучения включаются различные по степени своей трудности виды самостоятельной работы, в зависимости от возраста и степени развития учащихся. В V—VI классах самостоятельная работа учащихся состоит обычно в выполнении небольших заданий, например при нанесении на контурную карту рек Азии особо выделить шрифтом или подчеркнуть на карте реки, впадающие в бассейн Северного Ледовитого океана, или реки, берущие начало в районе Памира. Эта работа по своему характеру требует от них не механического перенесения названия рек на контурную карту, а продуманного их отбора. В этих классах самостоятельная работа должна подводить учащихся к простейшим выводам, помогать им сделать несложное обобщение. Например, на основе анализа цифровых показателей, характеризующих различные типы климатов, учащиеся, используя свои знания об этих климатах, могут самостоятельно сделать вывод, к какому типу климата относятся соответствующие показатели.

В VII—VIII классах самостоятельная работа усложняется и становится более разнообразной. В этих классах определенное место отводится самостоятельному усвоению некоторой несложной части учебного материала и самостоятельных наблюдений.

Шире и разнообразнее могут быть задания на сравнения и противопоставления. Учащиеся могут делать более сложные выводы и обобщения.

В старших классах удельный вес самостоятельной работы значительно возрастает.

Здесь расширяются возможности самостоятельного овладения знаниями; школьники должны самостоятельно подходить к обобщениям, делать умозаключения, применять знания к решению практических задач. Так, на основе текста учебника, дополнительной литературы, а также карт учебника и атласа учащимся даются задания составить характеристики отдельных районов, проводить сравнения уровня развития и специализации хозяйства отдельных зарубежных социалистических стран (к примеру, Польши и Чехословакии, Венгрии и Болгарии и т. д.).

При изучении нового учебного материала могут иметь место различные самостоятельные работы учащихся:

а) установление причинно-следственных связей (например, характеризуя особенности климата Восточно-Европейской равнины, учитель прадлагает ученикам продумать и объяснить причины усиления континентальности климата с северо-запада на юго-восток);

б) установление связи новых знаний с жизнью, с практикой {например, на основе анализа особенностей почв и климата своего района (области) определить возможную специализацию сельского хозяйства);

в) фиксация внимания учащихся на главном, требующем размышления и прочного усвоения (например, самостоятельно сопоставить особенности международного разделения труда в странах социалистической системы и странах капитализма).

Активизировать мышление учащихся в процессе восприятия нового учебного материала помогает правильно организованная самостоятельная работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником на уроке включает выборочное чтение текста, расчленение его на части, нахождение необходимых примеров, выделение главных мыслей и выводов, работу с его цифровым материалом, статистико-экономическими показателями — таблицами, графиками, диаграммами, чертежами, а также иллюстрациями. Самостоятельная работа учащихся с учебником должна органически связываться с объяснением учителя, когда он в процессе устного объяснения привлекает материал учебника для справок и подтверждений, для составления логически последовательного плана изучаемого либо уточняет и дополняет самостоятельно полученные знания учащихся.

Самостоятельный анализ содержания карты, сопоставление и наложение физической и климатической карт помогает ученикам раскрыть взаимосвязи между явлениями природы. В дальнейшем по мере развития и приобретения навыков работы с картами различного характера, ученики самостоятельно дают комплексные географические описания изучаемых территорий. Старшеклассники самостоятельно работают и по общеэкономическим и отраслевым картам, пользуются картосхемами и картодиаграммами, извлекая из них необходмые знания, устанавливая связь между явлениями, находят ответы на интересующие их вопросы, подтверждают или проверяют сделанные выводы.

Самостоятельная работа учащихся включает и различные наблюдения за явлениями природы и хозяйственной деятельностью населения.

Особенно значителен круг наблюдений в связи с изучением темы «Своя область» (VII—VIII классы).

Длительные наблюдения с фиксацией результатов, накоплением и обработкой материалов для выводов или подтверждения теоретических положений, требуют значительной по объему самостоятельной работы учащихся. Результаты наблюдения записываются в дневники и затем используются как конкретный материал при изучении соответствующих тем. Необходимость фиксации наблюдений приучает школьников работать внимательно, подготавливает к использованию конкретных фактов для обобщения и самостоятельных выводов и применению их на практике. Все данные наблюдений обрабатываются сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно.

Использование наглядных пособий в процессе преподавания географии отнюдь не предполагает лишь зрительное восприятие изучаемых объектов. С ними на уроках учащиеся проводят определенную работу, включающую и отдельные элементы самостоятельности. Так, при использовании географической картины, когда учащиеся самостоятельно анализируют ее содержание и на основе этого анализа отвечают на поставленные учителем вопросы, деятельность учащихся носит характер самостоятельной работы.

Анализируя стенную географическую картину, ученики выделяют основное, главное, типичное для того или иного природного ландшафта, явления или объекта, устанавливают взаимосвязи между отдельными элементами природы. Например, анализируя содержание географической картины «Пустыня Каракумы», ученики находят наиболее типичных представителей растительности пустыни, объясняют их особенности и место распространения, устанавливают зависимость между окраской животных и цветом песков в пустыне и др.

Аналогичную работу учащиеся проводят и с раздаточным иллюстративным материалом. Работая с гербариями и коллекциями полезных ископаемых, учащиеся также могут самостоятельно группировать их по происхождению, характеру использования в народном хозяйстве, определять их особенности и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.