Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Вторая половина XIX века ознаменовалась буржуазными реформами Александра II, которые значительно изменили социально-экономическую ситуацию в России






 

Вторая половина XIX века ознаменовалась буржуазными реформами Александра II, которые значительно изменили социально-экономическую ситуацию в России. Рассмотрение этой темы необходимо начать с анализа общественно-политической ситуации, сложившейся после окончания Крымской войны. Повсеместное распространение слухов о близком освобождении крестьян, с начала опубликования в конце 1857 г. царских рескриптов и образования 1858 г. губернских комитетов по улучшению быта помещичьих крестьян, послужило причиной подъема крестьянского движения. Необходимо проследить динамику нарастания массовых выступлений, волнений вольнонаемных рабочих, занятых на строительстве железных дорог, горнозаводских крестьян Урала и др.

Следующим важным этапом при рассмотрении темы является анализ подготовки реформы по отмене крепостного права. Эта мера была логическим следствием кризиса феодально-крепостнической системы. Экономическое развитие, рост товарного обмена, вовлечение России в капиталистические отношения заставили правительство отменить крепостное право. Главное значение при освещении этого вопроса имеют официальные документы правительственных учреждений, занятых подготовкой реформы: Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу, Государственного совета и Министерства внутренних дел. Необходимо разделить позиции дворянства по крестьянскому вопросу. Либеральные помещики, бюрократия (Н.А. Милютин, Я.И. Ростовцев) положительно относились к отмене крестьянской зависимости в отличие от реакционеров-крепостников.

Ценным источником по истории подготовки реформы, которые необходимо привлечь к рассмотрению вопросов, являются воспоминания, мемуары. Источники позволят увидеть противоречие между политикой самодержавия, оппозиционно настроенным дворянством и нарастающим кризисом в стране.

Падение крепостного права – переломный этап в истории России, обеспечивший утверждение капитализма в стране. Буржуазная по сути проведенная в интересах помещиков реформа 19 февраля 1861г. не разрешила задач ликвидации крепостнических пережитков. На занятии необходимо разобраться в сложности, противоречивости пореформенной буржуазно-аграрной эволюции, представить остроту социальных противоречий в пореформенной деревне.

Студентам необходимо обратить особое внимание на особенности освобождения крестьян от крепостной зависимости и определить изменения в социальном и правовом положении крестьян, изложенных в «Положениях» 19 февраля 1861 года.

Сохранение крепостнических пережитков предопределило противоречивость буржуазной эволюции и способствовало нарастанию классовых противоречий. Необходимо помнить, что поземельное устройство и повинности крестьян определялись в зависимости от местных условий четырьмя «Местными положениями о поземельном устройстве крестьян». Первое охватывало 29 Великороссийских губерний, три Новороссийские, две Белорусские и часть Харьковской губернии. Второе распространялось на Левобережную Украину. Третье регламентировало поземельное устройство крестьян юго-западных, а четвертое – северо-западных губерний. Остальные законодательные акты определяли положение других категорий бывших крепостных крестьян: дворовых, крестьян мелкопоместных имений, приписанных к фабрикам и заводам, отбывающих работы на помещичьих фабриках и т.д.

Важно осмыслить все этапы реформы: предоставление крестьянам личной и имущественной свободы, наделение землей, временнообязанное состояние, крестьянское самоуправление. А также положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях: структуру, состав и функции этих учреждений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.