Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социологии права






Методы социологии права – это конкретные подходы, приемы, способы и инстру-

менты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функ-

ционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

В социологии права наиболее часто используются следующие методы:

1) метод наблюдения. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных

данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем

непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые

им процессы различают:

а) невключенное наблюдение – исследователь не принимает участия в событиях;

б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контак-

тирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследу-

емую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е.

участвует в исследуемых событиях;

2) опрос – представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объ-

екте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) соци-

ально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем

регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследователь-

ской целью вопросы. Разновидности опроса:

а) анкетирование – письменная форма опроса, в которой используется готовый вопрос-

ник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ,

содержащий вопросы, адресованные респонденту);

б) интервью – это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом;

в) экспертный опрос – опрашиваемые лица являются специалистами в определенной

области;

г) сплошной опрос – опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной

группе;

д) выборочный опрос – это опрос, охватывающий отдельных представителей той или

иной социальной группы в качестве респондентов;

3) анализ документов – это совокупность приемов, применяемых для извлечения из

документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологи-

ческой информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения опре-

деленных исследовательских задач.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет,

предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные доку-

менты, кино-, видео– и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).

Предмет социологии права – нормативные правовые акты органов государства, дого-

воры, заключенные между сторонами, и т. д.

Основные типы анализа документов:

а) традиционный (качественный) анализ – рассматривает и изучает составные части,

материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;

б) количественный (контент-анализ) анализ – выявление сходных по типу признаков,

отражающих содержание документов;

4) эксперимент.

Социологический эксперимент – один из методов сбора информации, в котором

участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции соци-

альных групп в определенных ситуациях.

В. В. Романов, Р. Л. Медников, А. В. Мякотина. «Социология права»

Структура эксперимента:

а) субъект исследования (экспериментатор);

б) объект эксперимента – социальная общность или группа с присущими ей субъектив-

ными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются,

например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и

т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;

в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) – не зависящие от

системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специ-

альные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности иссле-

дуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или

иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);

г) экспериментальная ситуация – создается для исследования объекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.