Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






http://pravo.gov.ru/ips/ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

организационно упорядоченные совокупности документов законодательства РФ (массивы таких документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы информационно-правового обеспечения всех сфер деятельности (ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ " Об информации, информатизации и защите информации". Концепция правовой информатизации России, утвержденная Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966, президентская программа " Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации", утвержденная Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808). Образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО), которая обслуживает органы государственной власти РФ. Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие. как " Гарант", " Кодекс", " Консультант Плюс", " ЮСИС". ориентированные на негосударственные структуры и физических лиц.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/887/ИНФОРМАЦИОННО

Содержание Введение……………………………………………………………………………..3 1. Процесс создания информационно - правовой системы ………………………4 1.1 Справочно-правовая система «Консультант Плюс»………………....…..7 1.2 Справочная правовая система Гарант»……………………………….....13 1.3 Информационно-правовые системы серии «Кодекс»………………......16 1.4 Системы серии Референт»………………………………………………..19 Заключение……………………………………………………………………….....22 Список литературы………………………………………………………………...24 Введение Со времени появления первых компьютеров прошло уже не одно десятилетие, превратившее их из технической диковины в уникальный инструмент, необходимый каждому современному специалисту, преумножающий его способности, помогающий решать более сложные поставленные задачи за меньший промежуток времени. Вместе с этим современные компьютерные технологи позволяют решать поставленные задачи с качеством заметно более высоким по сравнению с традиционными способами. Объем информации увеличивается, по самым скромным оценкам, в геометрической прогрессии, а принятие по-настоящему правильного решения зависит, прежде всего, от полноты, достоверности, оперативности предоставления необходимых информационных ресурсов и вместе с этим их доступности для максимально широкого круга заинтересованных лиц. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы современного специалиста. Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно-справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций. Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время. [3; 11] 4. Процесс создания информационно - правовой системы Жизненный цикл информационная система - совокупность стадий и этапов, которые проходит информационная система в своем развитии от момента принятия решения усовершенствования до момента, когда информационная система приостанавливает свое существование. Процесс создания информационная система (и. с.) - совокупность работ от формирования выходных требований к системе до ввода в действие. Части создания информационная система: предпроектная, проектная, ввод в действие (формирование требований к информационная система, разработка концепции информационная система, техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в действие, сопровождение информационная система). Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который автоматизируется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме, 3) степень автоматизации проектных работ, 4) квалификации исполнителей, 5) готовность объекта к внедрению системы, 6) выбранный метод проектирования. Структура проектной документации (документы): по стадиям создания, по составным частям системы, по видам обеспечения (программные, техническое, организационное, информационное, математическое, функциональное, правовое, эргонометрическое, лингвистическое, методическое). Участники работ по созданию информационная система: заказчик (представить достоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утверждение технического задания и других проектных документаций, разработка проектно-сметной документации по объектам информационной системы; выполнение строительно-монтажных работ; организация монтажа, эксплуатации и ремонта технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы в действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает документацию на информационная система; выполняет работы по организации; возможность функционирования информационная система в соответствии с принятыми проектными решениями). Методы создания информационная система: ориентированы на данные, ориентированы на процедуру. Средства - типовые проектные решения, ППП, типовые проекты, инструментальные средства проектирования информационная система. Классификация методов создания информационная система: по степени автоматизации проектных работ: а) оригинальное создаются индивидуальные проектные решения специфические для каждого объекта, б) типовое деление системы на множество составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного решения, которые при наименьшей модификации использованы для других информационных систем, в) автоматизировано возможность построения и поддержки в системе некоторой глобальной информации модели системы управления. Средства создания информационная система: инструментальные ориентированы на процесс проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников, объектные используются в процессе создания проектных решений (средства д. б: комплексно охватывать процесс создания и. с., быть совместимыми, быть легкими в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными). Технология создания и. с. - совокупность методов и средств создания и. с., организационных приемов и технических средств, ориентированных на создание или модернизацию проекта в и. с. Технологический процесс создания и. с. - деятельность коллектива специалистов, направленная на разработку проекта и. с., которая удовлетворяет необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые для выполнения этих действий). Деление технологического процесса: а) по стадиям и этапам создания и. с., которые заканчиваются разработкой конкретной проектный документации; б) на технологические процессы проектирования отдельных составных частей системы. Технологическая операция проектирования самостоятельная часть техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, параметры, данные, значения), преобразователь, ресурсы, средства. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации - это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании: * «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»); * «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); * «Кодекс» (Центр компьютерных разработок); * «Референт» (фирма «Референт-Сервис»). К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: * «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); * «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ). Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы: * «ЮСИС» (фирма «Интралекс»); * «Юридический Мир» (издательство «дело и право»); * «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»); * «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»); * «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации. [3; 102] 1.1 Справочно-правовая система «Консультант Плюс» В самом начале 1990-х годов правовые базы данных воспринимались как обновляемые «электронные библиотеки» федеральных правовых актов, да, собственно, и являлись такими. Тогда их пользователями были, прежде всего, профессионалы в области права, имеющие специальное юридическое образование. Но постепенно в работу с информацией по законодательству был вовлечен более широкий круг специалистов, совсем не обязательно имеющих глубокие познания как в сфере права, так и в сфере компьютерных технологий. Им одних текстов правовых актов было уже недостаточно? требовался еще и ключ к пониманию, к эффективному применению норм права. Разработчики, которые первыми среагировали на эту тенденцию, стали ориентироваться и на таких пользователей, начали создавать специальные консультационные информационные ресурсы, развивать аналитические возможности систем с учетом потребностей этой постоянно растущей аудитории. В то же время более высокие требования к информации стали предъявлять и профессиональные юристы. Поэтому со временем в справочные правовые системы была включена консультационная информация, ориентированная на интересы всех основных групп пользователей. Профессионалам в области юриспруденции предназначены комментарии к основополагающим правовым актам? федеральным конституционным законам и кодексам. Руководителям, менеджерам, которые решают общие вопросы развития бизнеса? разъяснения по проблемам в целом. Специалистам, решающим частные, но весьма важные и значимые вопросы (например, бухгалтерам)? консультации по применению законодательства в конкретных практических ситуациях. Те из создателей справочных правовых систем, которые раньше других предложили продукты, основанные на новой идеологии, получили большую фору и сейчас являются лидерами рынка. Так, компания «Консультант Плюс», системы которой, по данным ВЦИОМ и РОМИР, используют 84% российских предприятий, работающих с правовыми базами данных, а 68%? выбрали в качестве единственных, еще в 1994 году выпустила систему, включающую не только нормативные документы, но и консультации, разъяснения по применению законодательства. Эта система сразу приобрела колоссальную популярность. А ее разработка, по сути, заложила основы для дальнейшего качественного развития справочных правовых систем как аналитических информационных продуктов. Компания «КонсультантПлюс» занесена в реестр победителей Восьмого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2007». Победителями признаются конкурсанты, занявшие первые сто мест. Системы КонсультантПлюс? представители класса справочных правовых систем. Однако, в отличие от своих западных собратьев, КонсультантПлюс? явление чисто российское. В том смысле, что эти системы по характеру информации, и по способу ее передачи наиболее адаптированы к специфическим отечественным условиям. Точкой отсчета для проекта КонсультантПлюс считается январь 1992 года. Тогда впервые началось массовое производство и распространение справочных систем КонсультантПлюс. С тех пор создано более 10 справочных систем, отлажены надежные связи с источниками нормативной информации, в 200 городах страны появились Региональные Информационные Центры КонсультантПлюс. КонсультантПлюс является лидером на рынке правовых баз данных. С системами этой марки работают более 70 000 юристов, бухгалтеров, руководителей предприятий и организаций на всей территории от Калининграда до Курильских островов. Разработчиком справочно-правовых систем КонсультантПлюс является НПО «ВМИ». Фирма «Элком-Информ» является официальным дистрибьютором разработчика. Справочные системы КонсультантПлюс это не просто «хранилище» электронных текстов. Cистемы КонсультантПлюс позволяют очень быстро получать новые нормативные акты, оперативно узнавать об изменениях в законодательстве. Причем, часто нормативные акты попадают в систему даже быстрее, чем на страницы периодических изданий. Особенностью баз данных семейства КонсультантПлюс является наличие в них как опубликованных (со ссылками на официальный источник публикации), так и не публикуемых реально действующих юридических актов. Компьютерная система представляет собой очень удобное средство работы с массивом правовой информации. Как показывает практика, при освоении любого программного обеспечения основные затруднения вызывает обучение работе с ним. Ведь часто именно сложность изучения ПО и служит тем самым «отпугивающим» фактором, который заставляет отказаться от его приобретения. В самом деле, как правило, у юриста, бухгалтера или секретаря совершенно нет времени на длительное обучение работе с различными программными «чудесами». [4] Системы КонсультантПлюс разработаны с учетом того, что использовать их будут те, кто, в абсолютном большинстве не является знатоками компьютерных технологий. Поэтому любой человек, даже совсем недавно познакомившийся с компьютером, может начать работать с системой практически через 20 минут. Заложенные в системы возможности поиска и анализа, призванные облегчить работу, предельно просты и привычны. Так, карточка для поиска документов напоминает обычные рубрики «бумажной» картотеки. При поиске необходимого материала можно воспользоваться всеми привычными профессиональными терминами и понятиями. Тематически весь материал систематизирован на основе Общеправового классификатора отраслей законодательства, утвержденного президентским указом 8. Пользователь может найти любой необходимый ему документ (или подборку документов) по таким реквизитам: Тематика; Вид документа; Принявший орган; Дата принятия (дата или временной период «с.. по..»); Регистрационный номер в Минюсте (для прошедших регистрацию); Дата регистрации в Минюсте (для прошедших регистрацию); Название документа; Текст документа (по любому слову и словосочетанию любого объема из текста); Ключевые слова (не обязательно встречаются в тексте, но отражают смысл Документа); Статус документа («действует», «официально отменен», «недействующая редакция» и т.п.) Можно также искать нужные документы и по всем словам или произвольным словосочетаниям из текста документа. После заполнения одного или нескольких полей система выдаст на экран полный список документов, отвечающих запросу. С текстом документов можно производить все необходимые операции: выводить на печать, в отдельный файл, расставлять в тексте «закладки», создавать собственные подборки («папки») документов. Нажатием одной клавиши можно получить исчерпывающую справку о документе и моментально (по ссылкам) переходить в текст взаимосвязанных с ним других нормативных документов. Таким образом, пользователь имеет возможность ознакомиться с полной ретроспективой различных редакций документа. А режим «двухоконного» просмотра позволяет одновременно просматривать и сравнивать различные акты. Во время реформ и быстрых перемен законодательства все налогоплательщики, все участники рыночных отношений кровно заинтересованы в получении полной и достоверной правовой информации. Первая и важнейшая задача? чтобы ни один сколько-нибудь значительный документ не остался незамеченным и дошел до пользователя. Это гарантировано прямыми договорами об информационном обмене с органами власти и управления РФ и тщательным анализом большинства периодических изданий. «Консультант Плюс» уже давно ведет широкую программу информационно-правового сотрудничества с органами власти и управления России. В рамках программы заключены договора об информационном обмене более чем с 40 центральными государственными органами, министерствами и ведомствами. В их числе: Администрация Президента РФ; Аппарат Правительства; Правовое управление аппарата Государственной Думы; Аппарат Совета Федерации; Центральный Банк РФ; Высший Арбитражный Суд; Верховный Суд; Министерство финансов; Государственный таможенный комитет и другие. Сотрудники этих министерств и ведомств при работе с правовой информацией работы используют справочные системы КонсультантПлюс. Всего, в рамках выполнения соглашений, в различных органах власти и управления РФ установлено более 10.000 систем КонсультантПлюс. Согласно договорам об информационном обмене органы власти и управления РФ передают принятые документы для включения в системы КонсультантПлюс и для распространения по Сети. Так, каждый день, во все системы поступает до 200 новых документов. Все документы перед включением в систему проходят необходимую юридическую подготовку. Эта подготовка состоит из определения их юридической взаимосвязи, создания ссылок, составления справочных сведений, различных редакций, внесения изменений в действующие акты. То есть с документами производятся все самые трудоемкие операции, избавляющие пользователя от траты времени и неинтересной, но необходимой работы10. Несмотря на то, что документы вводятся только с копии оригинала или текста официальной публикации, перед введением в информационный банк они еще проходят проверку на аутентичность? как программными средствами, так и несколькими независимыми корректорами. Все системы марки КонсультантПлюс работают в любой привычной для пользователя операционной среде такой, как DOS и Windows (в том числе, Windows'95 и Windows NT), а также в таких профессиональных операционных системах, как IBM OS/2 WARP и UNIX (в режиме эмуляции DOS или WINDOWS). 1.2. Справочная правовая система «Гарант» Справочная правовая система «Гарант» распространяется с 1990 г. и вполне заслуженно пользуется широкой популярностью у большого числа пользователей на рынке СПС. Ее разработала и распространяет компьютерная фирма-разработчик справочных правовых систем - Научно-производственное предприятие (НПП) «Гарант-Сервис». Фирма активно сотрудничает с Правовым управлением Государственной думы и рядом других государственных учреждений и организаций. Она обладает высокотехнологичным и наукоемким производством с большим штатом сотрудников в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Система «Гарант» представляет собой справочную систему, которая обеспечивает поиск и работу с различными документами правового характера. В систему входят нормативные документы, комментарии и разъяснения, судебная и арбитражная практика, а также толковые словари. Для бухгалтера особенно интересным может оказаться словарь «Финансы, налоги, бухучет». В системе «Гарант» имеются следующие виды поиска: * по реквизитам; * ситуации, источнику опубликования, классификатору * словарю терминов. Система имеет механизм периодического обновления информационных баз, поэтому вы все время будете в курсе последних изменений в законодательстве. Работая в системе «Гарант», вы открываете необходимые вам документы, просматриваете их на экране и при необходимости печатаете на принтере. В систему встроен мощный механизм поиска, позволяющий эффективно искать в информационной базе различные документы. В системе «Гарант» имеется целая группа малых и больших информационно-правовых блоков, из которых пользователь может выбрать необходимые ему по роду деятельности и составить индивидуальный комплект, в котором будет осуществляться сквозной поиск документов. Комплект «Гарант-Максимум» включает в себя все блоки федерального и один блок регионального законодательств. В данный комплект входят документы по всем разделам законодательства: уголовное, административное и международное право, а также судебная и арбитражная практика и многое другое. Некоторые специальные информационные блоки не имеют на сегодняшний день аналогов в других СПС. К ним относятся «Законодательство в схемах», «Проекты законов», «Комментарии к законодательству», «Законодательство России на английском языке». При обновлении комплекта производится полная актуализация информационного банка данных. Таким образом, пользователь всегда работает с актуальной версией документа, но при желании может перейти по ссылке в предыдущую редакцию. Компания «Гарант» имеет более 230 представительств в 120 городах, поэтому новые версии СПС «Гарант» предоставляются пользователям в Москве и по всей территории России и СНГ одновременно. Существующие специализированные комплекты ориентированы на руководящий состав организации, бухгалтеров, аудиторов, финансистов, юристов и т.д. Большую помощь бухгалтеру оказывает ряд блоков системы «Гарант», одним из которых является «Бухучет и аудит». Кроме того, в комплекты бесплатно, по желанию пользователя, записывается блок «архивы Гаранта». При запуске информационной базы автоматически открывается основное меню, в котором представлены главные возможности системы. Из него можно перейти к разделам правовой и экономической информации, произвести поиск документов, обновить информационный банк. Блок экономической информации содержит новости законодательства, бизнес-справки и календарь бухгалтера, в котором приведены сроки основных платежей в бюджет, а также производственный календарь, где дана информация о количестве рабочих дней в отчетных периодах. Раздел «Формы документов» содержит типовые формы документов (договоры, бланки, доверенности, формы бухгалтерской и статистической отчетности), а также образцы деловых бумаг. Если известны реквизиты документа, то для его поиска можно воспользоваться карточкой запроса, в других случаях вам поможет поиск по ситуации или поиск по классификатору. Бизнес-справки - это обобщенная в виде таблиц наиболее часто используемая информация: динамика индекса инфляции, официальные курсы валют, ставки налога на доходы физических лиц и др. В разделе бизнес-справок организован быстрый переход в к формам документов в формате MS Word и MS Excel. В 2001 г. компания «Гарант» совместно с «Консэко Пресс» разработала и начала активно внедрять интересный проект - «Законодательство в схемах», который содержит более 2000 схем, а также «Законодательство в схемах. Налоги бухучет», который на сегодняшний день содержит более 1000 схем и таблиц. Довольно часто возникает ситуация, когда при обращении к той или иной СПС пользователю известна только рассматриваемая проблема, а информации о формальных реквизитах документа нет. В таких случаях без мощной системы поиска по ситуации найти нужную норму права практически невозможно. В СПС «Гарант» эту задачу решает двухуровневый словарь ключевых слов («Энциклопедия ситуаций»). В системе «Гарант» предусмотрена возможность отбора группы документов в соответствии с условиями, определенными пользователем. данная функция называется фильтрацией. Также в системе имеется толковый Словарь «Бизнес и Право», содержащий основные бизнес - термины (на русском и английском языках), их толкования и перечисления названий документов, в которых эти термины присутствуют. Для сохранения единого поискового пространства в системе «Гарант» выдержан единый принцип классификации. Одними из самых заметных особенностей классификатора являются его глубина и степень детализации на каждом уровне. Например, для рубрики «Бухгалтерский учет, аудит, статистическая отчетность» классификатор имеет в глубину шесть уровней, при этом на каждом уровне находится довольно большое число подуровней, что позволяет при поиске информации по теме значительно конкретизировать запрос. Система «Гарант» характеризуется полноценной гипертекстовой структурой, благодаря которой пользователь может установить все взаимосвязи между документами. В среднем на каждый документ приходится 10 - 15 ссылок. В сети Интернет на сервере фирмы «Гарант» представлено Российское законодательство. Система «Гарант» распространяется по сетям американской компании LEXIS-NEXIS. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp? id=-107704
   
 
 

 

  Введение Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах. Финансовому специалисту очень важно следить за изменениями в федеральном и региональном законодательствах, чтобы предотвратить возможные ошибки. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Если хранить все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека. Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно–правовых актах. Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций. Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время. Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния. [1; 11] 1. Возможности российских СПС и история их развития Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к таким направлениям. Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д. Использование компьютерных технологий для работы с законодательной информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся на свет в 1967г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации. Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике. При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США. Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет. В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем. В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». [4; 42] Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании: • «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»); • «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); • «Кодекс» (Центр компьютерных разработок); • «Референт» (фирма «Референт-Сервис»). К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: • «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); • «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ). Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы: • «ЮСИС» (фирма «Интралекс»); • «Юридический Мир» (издательство «дело и право»); • «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»); • «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»); • «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации. [2; 102] 1.1 Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Справочно-правовая система «Консультант Плюс» создана АО «Консультант Плюс» и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и по состоянию на начало 2005г. занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс» объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» содержит самые разные типы правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы содержатся в едином информационном массиве «Консультант Плюс». Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие разделы информационного массива: законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению. Названия разделов позволяют быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделе находятся. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из информационных банков, различающихся полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Например, раздел «Финансовые консультации» содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки: «Финансист», включая «Вопросы Ответы» (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг); «Корреспонденция Счетов» (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами); приложение «Бухгалтерские Издания» (материалы публикаций в бухгалтерской прессе). СИС позволяет осуществлять сквозной и локальный поиск документов, составление подборки документов и работу со списком найденных документов, работу с текстом документа и удобное сохранение результатов работы. Для поиска документов в СПС «Консультант Плюс» можно использовать несколько инструментов, главный из них — карточка поиска. Карточка поиска представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу (ИБ). При вводе в систему каждого документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь. Для того чтобы найти документы, необходимо указать известную информацию (например, номер документа, название, вид, тематику и т.д.) в полях Карточки поиска. В большинстве случаев для поиска документа достаточно заполнить только несколько полей. Поиск становится намного проще, если известны точные реквизиты документа, например его номер. В этом случае достаточно указать лишь номер документа. Поиск в «Консультант Плюс» проходит одновременно по всем разделам информационного массива, т. е. является сквозным. Сквозной поиск возможен только из раздела «Законодательство», поскольку анализ любой правовой проблемы начинается с изучения нормативных документов. На них основываются другие документы, такие как судебные решения, консультационные материалы, поэтому раздел «Законодательство» в «Консультант Плюс» считается главным разделом информационного массива. Список документов представляется наглядно в структурированном виде, его называют «Дерево-список». Структурированный дерево-список полностью исключает путаницу при изучении найденных документов, поскольку вы легко сориентируетесь, с чего начать, даже если будет найдено несколько десятков документов. При этом можно эффективно работать одновременно с документами из разных разделов и информационных банков. Часто возникают ситуации, когда требуется найти документы, относящиеся только к определенному типу правовой информации. Тогда достаточно использовать локальный поиск в одном из разделов. Например, речь может идти о бланке документа или финансовых консультациях. В таких случаях разумно проводить поиск соответственно в разделах «Формы документов» или «Финансовые консультации». При поиске в разделе «Финансовые консультации» с помощью специальных полей можно указать номер счета (общего плана счетов) в специальном поле План счетов или более точно провести поиск с помощью хорошо знакомой терминологии в специальных полях - Налоги, Взносы, Платежи, Выплаты физическим лицам, Расходы организации и Ключевые слова. [3; 116] В СПС «Консультант Плюс» имеется возможность перенести найденный документ или его часть в текстовый редактор Word, чтобы вставить цитаты в собственный материал. В программе «Консультант Плюс» имеется Правовой навигатор. Он представляет собой алфавитно-предметный указатель, состоящий из ключевых понятий. Близкие ключевые понятия объединены в Группы. Такая двухуровневая структура облегчает выбор ключевых понятий, когда вы указываете их для поиска документов. Список ключевых понятий велик, поэтому предусмотрена возможность использования фильтра для быстрого поиска необходимых понятий. В тексте документа можно поставить электронную закладку по аналогии с обычными бумажными закладками. Электронные закладки позволяют как мгновенно найти отмеченное в документе место, так и вызвать на экран документ с поставленной закладкой. Находясь в тексте документа, можно отпечатать его фрагмент или текст целиком. Из текста документа, так же как и из списка, возможно сохранение в файл. Все базы СПС «Консультант Плюс» связаны между собой через гипертекстовые ссылки, позволяющие нажатием клавиши моментально перейти, например, из текста консультации в текст нормативного документа, на который ссылается автор ответа. Самое главное, что дает гипертекст пользователям, — это возможность без дополнительных усилий проследить логику рассуждений автора, быстро просматривая по ходу чтения консультации нормативные акты, используемые им для аргументации своей позиции по тому или иному вопросу. Весной 1997 г. в сети Интернет был открыт для широкого доступа специальный правовой сервер фирмы, а с 2000г. компания «Консультант Плюс» открыла на своем сервере бесплатный свободный доступ к банку данных «Копии правовых актов: Российская Федерация». 1.2. Справочная правовая система Гарант» Справочная правовая система «Гарант» распространяется с 1990 г. и вполне заслуженно пользуется широкой популярностью у большого числа пользователей на рынке СПС. Ее разработала и распространяет компьютерная фирма-разработчик справочных правовых систем — Научно-производственное предприятие (НПП) «Гарант-Сервис». Фирма активно сотрудничает с Правовым управлением Государственной думы и рядом других государственных учреждений и организаций. Она обладает высокотехнологичным и наукоемким производством с большим штатом сотрудников в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Система «Гарант» представляет собой справочную систему, которая обеспечивает поиск и работу с различными документами правового характера. В систему входят нормативные документы, комментарии и разъяснения, судебная и арбитражная практика, а также толковые словари. Для бухгалтера особенно интересным может оказаться словарь «Финансы, налоги, бухучет». В системе «Гарант» имеются следующие виды поиска: • по реквизитам; • ситуации, источнику опубликования, классификатору; • словарю терминов. Система имеет механизм периодического обновления информационных баз, поэтому вы все время будете в курсе последних изменений в законодательстве. Работая в системе «Гарант», вы открываете необходимые вам документы, просматриваете их на экране и при необходимости печатаете на принтере. В систему встроен мощный механизм поиска, позволяющий эффективно искать в информационной базе различные документы. В системе «Гарант» имеется целая группа малых и больших информационно-правовых блоков, из которых пользователь может выбрать необходимые ему по роду деятельности и составить индивидуальный комплект, в котором будет осуществляться сквозной поиск документов. Комплект «Гарант-Максимум» включает в себя все блоки федерального и один блок регионального законодательств. В данный комплект входят документы по всем разделам законодательства: уголовное, административное и международное право, а также судебная и арбитражная практика и многое другое. Некоторые специальные информационные блоки не имеют на сегодняшний день аналогов в других СПС. К ним относятся «Законодательство в схемах», «Проекты законов», «Комментарии к законодательству», «Законодательство России на английском языке». При обновлении комплекта производится полная актуализация информационного банка данных. Таким образом, пользователь всегда работает с актуальной версией документа, но при желании может перейти по ссылке в предыдущую редакцию. Компания «Гарант» имеет более 230 представительств в 120 городах, поэтому новые версии СПС «Гарант» предоставляются пользователям в Москве и по всей территории России и СНГ одновременно. Существующие специализированные комплекты ориентированы на руководящий состав организации, бухгалтеров, аудиторов, финансистов, юристов и т.д. Большую помощь бухгалтеру оказывает ряд блоков системы «Гарант», одним из которых является «Бухучет и аудит». Кроме того, в комплекты бесплатно, по желанию пользователя, записывается блок «архивы Гаранта». При запуске информационной базы автоматически открывается основное меню, в котором представлены главные возможности системы. Из него можно перейти к разделам правовой и экономической информации, произвести поиск документов, обновить информационный банк. Блок экономической информации содержит новости законодательства, бизнес-справки и календарь бухгалтера, в котором приведены сроки основных платежей в бюджет, а также производственный календарь, где дана информация о количестве рабочих дней в отчетных периодах. Раздел «Формы документов» содержит типовые формы документов (договоры, бланки, доверенности, формы бухгалтерской и статистической отчетности), а также образцы деловых бумаг. Если известны реквизиты документа, то для его поиска можно воспользоваться карточкой запроса, в других случаях вам поможет поиск по ситуации или поиск по классификатору. Бизнес-справки — это обобщенная в виде таблиц наиболее часто используемая информация: динамика индекса инфляции, официальные курсы валют, ставки налога на доходы физических лиц и др. В разделе бизнес-справок организован быстрый переход в к формам документов в формате MS Word и MS Excel. В 2001 г. компания «Гарант» совместно с «Консэко Пресс» разработала и начала активно внедрять интересный проект — «Законодательство в схемах», который содержит более 2000 схем, а также «Законодательство в схемах. Налоги бухучет», который на сегодняшний день содержит более 1000 схем и таблиц. Довольно часто возникает ситуация, когда при обращении к той или иной СПС пользователю известна только рассматриваемая проблема, а информации о формальных реквизитах документа нет. В таких случаях без мощной системы поиска по ситуации найти нужную норму права практически невозможно. В СПС «Гарант» эту задачу решает двухуровневый словарь ключевых слов («Энциклопедия ситуаций»). В системе «Гарант» предусмотрена возможность отбора группы документов в соответствии с условиями, определенными пользователем. данная функция называется фильтрацией. Также в системе имеется толковый Словарь «Бизнес и Право», содержащий основные бизнес-термины (на русском и английском языках), их толкования и перечисления названий документов, в которых эти термины присутствуют. Для сохранения единого поискового пространства в системе «Гарант» выдержан единый принцип классификации. Одними из самых заметных особенностей классификатора являются его глубина и степень детализации на каждом уровне. Например, для рубрики «Бухгалтерский учет, аудит, статистическая отчетность» классификатор имеет в глубину шесть уровней, при этом на каждом уровне находится довольно большое число подуровней, что позволяет при поиске информации по теме значительно конкретизировать запрос. Система «Гарант» характеризуется полноценной гипертекстовой структурой, благодаря которой пользователь может установить все взаимосвязи между документами. В среднем на каждый документ приходится 10 - 15 ссылок. В сети Интернет на сервере фирмы «Гарант» представлено Российское законодательство. Система «Гарант» распространяется по сетям американской компании LEXIS-NEXIS. [1; 137] 1.3. Информационно-правовые системы серии «Кодекс» Разработчиком информационно-правовой системы (ИПС) «Кодекс» является государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» (ГП «ЦКР», Санкт-Петербург), созданное в начале 1991 г. Продажи первой версии системы, содержащей нормативные акты Санкт-Петербурга и России, начались в мае 1992 г. Распространение ИПС «Кодекс» до середины 1994 г. ограничивалось в основном регионом Санкт-Петербурга и области, однако позднее были предприняты активные действия по созданию собственной сети распространения на территории России. По данным компании, представительства «Кодекса» располагаются более чем в 80 наиболее крупных городах России. Всего же насчитывается свыше 150 центров, для которых распространение ППС «Кодекс» является основным видом деятельности. ИПС «Кодекс» относится к программным продуктам, выполненным на хорошем профессиональном уровне, обладающим положительными характеристиками по всем основным параметрам (полнота, оперативность, юридическая обработка и др.). Достоверность информации, включаемой в систему «Кодекс», обеспечивается надежными источниками ее получения, договорами, заключенными с основными федеральными и региональными органами власти и управления. Значительная часть документов (законы, акты Президента, Правительства РФ) вводятся в систему сразу из файла официальной электронной рассылки. Информационные продукты «Кодекс» включают в себя: профессиональные юридические системы, системы судебной и арбитражной практики, специализированные справочные системы, электронные правовые справочники. Независимо от количества подключенных информационных баз работа осуществляется в едином информационном пространстве, связанном гиперссылками. Поиск документов возможен по его атрибутам (названию, виду документа, дате принятия и т.д.), по контексту (по любым словам, включая их логическое связывание, или фразе, содержащимся в документе), также имеются интеллектуальный поиск и поиск по ситуации. Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают в себя: фильтрацию и сортировку списков, выполнение логических операций дополнения, объединение и пересечение списков, создание неограниченного количества папок, установку в документах закладок и др. Единая линия программных продуктов включает в себя ряд разработок, в том числе программный комплекс «Кодекс-Мастер», представляющий собой набор инструментальных средств для создания и управления полнотекстовыми информационно-поисковыми системами различного направления. Принцип открытости информационной системы «Кодекс» позволил с помощью комплекса «Кодекс-Мастер» создать новые проекты, при этом существенно расширив спектр информационных продуктов «Кодекса», например: «Ассистент аудитора», «Жилищно-коммунальное хозяйство России», «Промышленная безопасность», что крайне актуально в нашу эпоху техногенных катастроф. ИПС «Кодекс» предоставляет пользователям возможность использовать в работе электронные версии наиболее авторитетных и популярных печатных изданий, освещающих юридические и экономические вопросы, а также знакомящих с новостями программно-компьютерного рынка (среди них журналы «Налоговый вестник», «Законодательство и экономика», «Адвокат», «Бухгалтер и компьютер», РС WEEK/RЕ и др.). В них представлены все материалы нормативного, аналитического, информационного и консультационного характера, которые, в первую очередь, и определяют ценность данных изданий. В рамках проекта с издательским домом «Инфра-М» консалтинговая группа «Термика» выпустила ряд электронных книг: словарь-справочник «Налоги», справочники финансиста и директора предприятия. Аудиторская фирма «Сервис-аудит» выпустила комплект «Ассистент внутреннего аудитора» под программной оболочкой «Кодекс». Важным направлением деятельности консорциума «Кодекс» является предоставление доступа к правовой информации через Интернет, обеспечивая как коммерческий, так и свободный доступ к правовым ресурсам системы «Кодекс». 1.4. Системы серии Референт» ЗАО «Референт-Сервис» в конце 1995 г. зарегистрировало интегрированную информационную систему (ИИС) «Референт», распространение которой началось с 1996 г. К этому времени СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс» уже были известными лидерами рынка, и «Референт-Сервис» имел возможность учесть все лучшее, что было достигнуто этими фирмами. Это явилось стимулом для компании «Референт-Сервис» в принятии ряда нетрадиционных решений при создании правовых баз своего семейства. Следствием ее стратегических инициатив явился выпуск в конце 1999г. новой оригинальной оболочки — правовой системы нового поколения «Референт-2000». По сведениям компании, на сегодняшний день количество региональных партнеров, занимающихся распространением правовых баз семейства «Референт» по законодательству Российской федерации и регионов, превысило четыре десятка в 32 городах России. Системы семейства «Референт» состоят из оболочки и информационных модулей. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется оболочка «Референт-2000». Она позволяет одновременно работать с локальными базами данных и с Интернет-серверами правовой информации, а также создавать внутри оболочки собственную базу данных с мощным редактором и инструментами администрирования. Основные модули системы «Референт» подразделяются на группы федерального и регионального законодательств, электронные издания и справочники, документы пользователей. Базы «Референта» поставляются и в профильных специализированных пакетах, различающихся количеством документов. Справочные правовые системы семейства «Референт» имеют удобный дружественный интерфейс и реализуют все основные функции традиционных правовых баз по поиску документов, а также по работе со списком и текстом документов. Интерфейс «Референта» максимально приближен к Windows, благодаря чему пользователю не потребуется тратить много времени на освоение программы. «Референт» поддерживает функцию Drag and Drop, позволяющую при формировании запроса для поиска документов перемещать информацию по экрану при помощи мыши. Сам поиск можно производить одновременно в объединенных модулях, а ряд документов содержит встроенные цветные графические объекты, например герб России или Москвы. Другой интересной возможностью системы является интерпретация хорошо знакомой всем функции установки закладок в документе. Пользователь может не только установить закладку, но и работать с электронным документом, как с бумажным. Например, можно не только выделить необходимый фрагмент нужным цветом, как маркером, но и добавить к нему свои комментарии. Наглядно отражает в графическом виде признаковые ссылки между документами система «Навигатор законодательства». В окне навигатора документы представлены в виде иерархического списка, внешне похожего на структуру каталогов программы «Проводник» МS Windows, с обозначенными признаками связи. Встроенный редактор документов позволяет не только редактировать тексты, но и создавать карту документа, вносить комментарии, а также вставлять графические изображения, в том числе и анимированные (движущиеся), и расставлять гипертекстовые ссылки. Еще одной особенностью оболочки «Референт» является возможность создания и ведения собственной базы документов, содержащей до 200 документов, включая графику и видео. Эта функция особенно интересна для фирм с небольшим документооборотом и численностью. Крупным фирмам предлагается система хранения документов объемом до 65000 документов. [2; 148-154] 2. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз Интегрирование правовых баз и специализированных бухгалтерских программ — это новое направление в развитии информационных технологий для бухгалтера и экономиста. Такой подход позволяет использовать учетную бухгалтерскую систему и правовую базу как две, дополняющие друг друга программы. Это решение позволяет бухгалтеру, не прерывая расчетов, уточнить информацию по интересующей теме, например при изменениях в бланках отчетности можно одновременно ознакомиться с инструкцией по заполнению этих бланков. Наибольшую активность в разработке этого направления проявляет фирма «Гарант». На сегодняшний день она производит ряд совместных программных продуктов: • «Турбо Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант», созданной в сотрудничестве с «Долгопрудненским Исследовательским Центром» (ДИЦ); • «Инфо-Бухгалтер с правовой поддержкой Гарант», где «Гарант» интегрирован в бухгалтерскую систему «Инфо- Бухгалтер»; • «1С: Гарант Правовая поддержка» — система правовой и экономической информации, производимая совместно с популярной фирмой «1С». Общие рекомендации по поиску документов и принципы выбора СПС. Организация поиска документов в СПС. Приведем некоторые общие рекомендации по поиску документов в СПС. 1. При формировании запроса поиска старайтесь заполнять минимальное число полей, поскольку, чем больше полей заполнено, тем больше риск потерять нужный документ по причине неверного задания его реквизитов. 2. Помните, что самый быстрый поиск происходит при наборе номера документа, поэтому, если вы знаете о документе все, включая его номер, то прежде всего наберите номер. Вполне возможно, что другие реквизиты для поиска документа вам не потребуются. 3. Следует формировать несколько вариантов запроса как путем заполнения различных полей запроса поиска, так и выбирая различные значения в конкретном поле. 4. При полнотекстовом поиске документов желательно задавать несколько синонимов интересующего вас термина, поскольку в различных документах авторы зачастую используют близкие по значению, но не идентичные термины. 5. Вид документа следует задавать в случае полной уверенности, что искомый документ имеет именно такой вид. 6. Заполнение карточки поиска проводите до тех пор, пока количество найденных документов не станет приемлемым. Считается, что поиск проведен хорошо, если сформированный список не превышает 30 документов. 7. Используйте системы фильтрации, ускоряющие процесс нахождения нужных документов. 8. Большие списки найденных документов начинайте просматривать с самых свежих по дате принятия — это позволит избежать просмотра устаревших актов. 9. Сохраняйте часто используемые документы в папках, а установка электронных закладок поможет вам быстро найти нужное место в документе большого объема. 10. Используйте предварительный просмотр при печати документов. Принципы выбора СПС. При принятии решения о выборе той или иной СПС, да и при использовании ее в работе встает вопрос, на какие же ключевые свойства систем нужно обратить внимание в первую очередь. Единой шкалы оценки качества СПС не существует, поэтому пользователю целесообразно оценивать СПС по следующим критериям: • источники информации для системы, которые обеспечивают достоверность и надежность информации, ее полноту; • качество юридической обработки документов в системе; • надежность работы системы; • удобство работы с системой, поисковые и другие возможности; • гибкость информационных комплектов и условий поставки; • возможность обучения работе с системой и широкий спектр оказываемых сервисных услуг. [5; 72] Рассмотрим некоторые критерии. 1. Удобство работы. Все наиболее распространенные СПС обладают широкими возможностями по поиску документов и различными функциями по дальнейшей работе с ними. Документы можно искать по реквизитам, тематике, принявшему органу, названию, различным словам и словосочетаниям из текста, ситуации и т. д. По результатам поиска система формирует список найденных документов. Для удобства пользователей предусмотрены различные функции по работе с документами. Например, в текстах документов можно проставлять закладки, чтобы затем быстро вернуться к нужному фрагменту, нажатием одной клавиши тексты можно копировать в текстовый редактор Word. С помощью функции создания папок пользователь может сохранять выбранные документы в папки и формировать собственные подборки по нужной тематике. Для того чтобы оценить удобство работы с СПС, имеет смысл еще на стадии знакомства с ней посмотреть на реализацию этих функций. Правовая система используется практически ежедневно, и от того, насколько комфортно с ней «общаться», зависит и эффективность ее использования. Воспользуйтесь различными вариантами поиска в зависимости от того, что вы знаете о документе, посмотрите, как долго формируется список, сколько документов попадает в список по запросу и насколько удобна его сортировка, создайте несколько папок с документами. Это позволит объективно оценить различные возможности систем. 2. Надежность работы. СПС функционируют в тесном окружении с другим программным обеспечением: операционная система, текстовые и табличные редакторы (Word и Ехсеl), бухгалтерские программы и другое программное обеспечение. От корректности работы и взаимодействия всех этих программ зависит и бесперебойная работа самого компьютера. Согласитесь, очень неприятно, если из-за СПС компьютер постоянно «зависает» или требуется закрытие всех других программ. Разумеется, ни один из разработчиков не признается в том, что его система может вызывать проблемы подобного рода. Практически все создатели СПС гарантируют пользователям корректность взаимодействия с ПО и быстроту работы, поэтому проверить программную надежность системы можно, во-первых, по наличию ее версий, совместимых с наиболее распространенными платформами (windows 95/98/2000/NТ/ХР), во-вторых, по наличию сертификации СПС с наиболее распространенными операционными системами (например, Micrоsoft). 3. Обновление систем. Правовые базы по законодательству можно обновлять ежедневно, еженедельно и ежемесячно. Системы с консультационной информацией пополняются, как правило, раз в неделю. Однако сервисные услуги далеко не исчерпываются пополнением систем. В их список должны входить обучение различным приемам работы с системой, помощь при поиске документов, возможность заказать для поиска документ, которого нет в системе, решение технических вопросов по работе с ней. Для срочных вопросов, возникающих у пользователей, должна работать «горячая линия», где оперативно помогут решить любой возникший вопрос. [1; 98] Заключение Все фирмы — распространители СПС готовы бесплатно предоставлять потенциальным пользователям демонстрационные версии систем. От полных версий они отличаются, как правило, ограниченным набором документов, но все возможности работы в них присутствуют. Кроме того, некоторые разработчики время от времени проводят специальные акции, предоставляя доступ к полной версии своих систем на непродолжительное время. У потенциальных пользователей есть возможность проверить работу СПС в режиме опытной эксплуатации, а при необходимости — задать конкретные вопросы представителям фирмы-разработчика. Ведущие производители СПС предлагают различные пакеты систем, ориентированные на потребности самых разных организаций. Существуют системы, предназначенные для отдельных специалистов: руководителей, юристов, финансистов, бухгалтеров и др. для облегчения выбора всегда можно пригласить в свою организацию представителей фирмы – производителя СПС, чтобы ознакомиться с составом конкретного пакета и соотнести его информационные возможности с потребностями своей организации. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. На сегодняшний день не возможно себе представить какую – либо сферу деятельности без применения справочно–правовых систем. [5; 93]  
     
 

 

https://xreferat.ru/33/1927-1-spravochno-informacionnye-pravovye-sistemy.html

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковь Покрова на Нерли | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.