Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феофан Грек






(1340-1410)* — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь возрасте 35—40 лет вместе с митрополитом Киприаном.

К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда — в Новгород.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи абсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

37. Московская живопись. Андрей Рублёв и его современники.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 века, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание…» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в 20 в. — научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (12 в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

  1. Дионисий и его круг. Основные произведения.

Иконописец, ведущий мастер Московской школы 15 в. Работы Дионисия — иконы и фрески отмечены тонким рисунком, изыс­канным, светлым колоритом, пышной декоративностью, отличаются празд­ничностью и нарядностью, светлой радостью. В творениях Дионисия сосредоточены высшие достижения изобразительного искусства того времени. Очарование его письма действовало, вероятно, на многих художников-современников. Ему подражали, с него копировали. Поэтому искусствоведы говорят о «круге Дионисия». «Желанием красоты проникнуто все творчество великого мастера. И современниками была замечена его любовь к красоте: " хитрым и преизящным" называется он в письменных памятниках. Величали его еще и " мудрым". И в этом эпитете удачно выражено самое драгоценное свойство его искусства. Художественная мудрость - это чувство меры, соразмерности и сообразности. Дионисий был щедро награжден этим даром». (Н.Н. Соломин, народный художник России, первый секретарь Российского Союза художников)
Личность Дионисия как художника, столь же определяющая для эпохи, как имя Андрея Рублева для его времени. Это было конец XV - начало XVI столетия. Годы, когда в Италии творил Леонардо да Винчи. И в это же время в России совершал свой подвиг Дионисий.
Пожары, войны и человеческое невежество погубили многие шедевры, созданные легендарными русскими иконописцами, Но если творчество Андрея Рублева приходится изучать по редким отзывам современников и немногим случайно уцелевшим живописным фрагментам, искаженным временем и позднейшими реставрациями, то Дионисию повезло значительно больше.
Велик Дионисий как иконописных дел мастер. Его недаром прозывали «живописцем пресловущим» (от слава, слыть), «начало художником божественных и честных икон». Он монументален в иконе. Удлиненные тела - они все у него как бы парящие. Хотя ноги у фигур жестко очерчены, даже поставлены, но при этом необычайное ощущение легкости, полета. У него нежные светлые фоны, одежды, но внутри они все проработанные и тонально, и графически. Видно его умение рисовать, он делает все просто и без усилий, как бы с листа поет, что и должно отличать художника. Вроде бы и труда не видно, а на самом деле - за всем этим огромная подготовка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.