Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекламной деятельности






 

3.1. Государственный контроль (надзор) в сфере рекламы

 

Антимонопольный орган и его полномочия на осуществление государственного надзора в сфере рекламы. Участие государства в процессах развития экономики становится весьма ощутимым в условиях интенсивного углубления рыночных связей. На современном этапе государство, используя административные ресурсы, играет немаловажную роль в формировании рекламного рынка.

Однако постепенно подобное регулирование рекламной деятельности приобретает черты общественного контроля, поскольку нередко рассматривается как разновидность социального управления и элемент общественной системы < 1>.

--------------------------------

< 1> Карягина А.В. Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект // Реклама и право. 2011. N 1.

 

Динамика общественных отношений и появление новых мультимедийных средств обмена информацией ведут к необходимости усиления государственного контроля за информационно-коммуникационной деятельностью.

Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты прав потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации. Другая задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей.

Как полагают в литературе, государство, осуществляя регулирование рекламной деятельности, выполняет две задачи: защищает потребителя от недостоверной рекламы и способствует честной конкуренции в рекламном бизнесе, наказывая нарушителей < 1>.

--------------------------------

< 1> Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 14.

 

В рамках процесса создания правовой базы функционирования рыночной системы правовым регулированием охватываются элементы предпринимательства, связанные с рекламной деятельностью, чем формируются нормы правоотношений между ними < 1>.

--------------------------------

< 1> Карягина А.В. Указ. соч.

 

Следует также учитывать, что в системе социальных регуляторов роль правотворческой деятельности государства приобрела особую роль. Модель правового регулирования рекламного рынка Российской Федерации была создана в более жестких формах, с достаточно широким кругом ограничений и сильным административным контролем в сравнении со странами ЕЭС и США < 1>.

--------------------------------

< 1> Ерошок А.Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9 - 10.

 

В то же время государственный контроль в таких странах, как Великобритания, Франция, Италия, можно признать более жестким. Например, во многих странах Европы реклама сигарет запрещена вообще < 1>.

--------------------------------

< 1> Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2008. С. 77.

 

С точки зрения российской практики, как полагает А.Н. Толкачев, государственный контроль означает:

создание условий для рекламной деятельности в условиях рыночной экономики;

наблюдение за рекламным процессом;

предотвращение правонарушений на рынке рекламы;

выявление нарушений в рекламной сфере и применение ответственности за нарушение законодательства со стороны компетентных государственных органов < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же.

 

При этом требует разрешения вопрос о достижении паритета между бизнесом и властью о степени государственного вмешательства в область рекламной деятельности, с учетом того что рекламные кампании большинства предпринимателей проводятся в стороне от публичного контроля.

Интерес бизнес-сообщества в наличии государственного контроля усиливается лишь в случае необходимости защиты от недобросовестной конкуренции. Поэтому, как полагает А.В. Карягина, предприниматели вынуждены признать необходимость вмешательства государства, если нарушаются правовые, этические и другие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность, связи с общественностью < 1>.

--------------------------------

< 1> Карягина А.В. Указ. соч. С. 5 - 8.

 

Полярность интересов, как полагает Ф.И. Шарков, взаимообусловлена особенностями самого рынка. Государство, являясь как бы внешним арбитром, должно не поддерживать одну из сторон, а находиться в некотором отдалении, памятуя о балансе этих интересов. Исходя из этого политика государства в сфере рекламы может сводиться к следующим задачам:

поддержание состояния добросовестной конкуренции между участниками рынка;

защита прав потребителя;

осуществление контроля за информационным обеспечением обеих сторон;

инициирование законодательного процесса, регулирующего всю совокупность рекламного процесса < 1>.

--------------------------------

< 1> Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 20.

 

Однако, как полагает А.Н. Мудров, суть государственного регулирования рекламы должна сводиться к минимальному государственному вмешательству в рекламную деятельность, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы табачных изделий, алкоголя и ограничение по распространению рекламы, направленной на детей и с их участием" < 1>.

--------------------------------

< 1> Мудров А.Н. Основы рекламы. М., 2005. С. 230.

 

Со своей стороны полагаем, что развитие элементов рыночного хозяйства на современном этапе требует достижения необходимого паритета между государственным вмешательством и рыночным регулированием.

Организационно обеспечение государственного контроля (надзора) возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая, будучи уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также рекламы в той части, которая установлена законодательством об антимонопольном органе.

Весьма значимым направлением в контрольно-надзорных мероприятиях является предупреждение нарушений в сфере рекламы. Конкретные шаги по предупреждению рекламных нарушений реализуются в рамках деятельности Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, образованного при ФАС России в соответствии ее Приказом от 07.09.2004 N 99 < 1> в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства РФ о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию.

--------------------------------

< 1> См.: Приказ ФАС России от 07.09.2004 N 99 " О создании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе". Официально не опубликован.

 

Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при ФАС России, и его основными задачами являются:

экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета;

оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации;

экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;

разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения рекламного законодательства;

взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;

подготовка методических, аналитических и информационных материалов для субъектов рекламной деятельности;

подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Анализ эффективности государственного регулирования рыночных отношений, и в частности рекламного рынка, позволяет выявить отдельные проблемы и их решения в рамках общих основополагающих идей, находящих отражение в принципах управления рекламной деятельностью. По мнению Н.М. Медведевой, повышение уровня эффективности управления рекламной деятельностью может быть обеспечено за счет использования таких принципов, как:

учет при принятии решений различных факторов, влияющих на эффективность управления рекламой, что предполагает всесторонне и глубокое значение конъюнктуры рекламного рынка, рекламной политики, основных участников рекламных отношений;

соотношение принимаемых решений по управлению рекламной деятельностью со стратегической линией по регулированию экономических отношений;

проведение анализа целей управления рекламной деятельностью, их оценка и необходимость корректировки;

формирование конкретных задач по управлению рекламной деятельностью в соответствии с выбранными целями;

организация систематического контроля за соблюдением субъектами рекламных отношений требований рекламного законодательства и интересов общества < 1>.

--------------------------------

< 1> Медведева Н.М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 12.

 

Как правило, государственные органы осуществляют контроль за содержанием текста, наличием положительного отзыва специальной экспертизы, а в ряде случаев - документальных доказательств < 1>.

--------------------------------

< 1> Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 15 - 16.

 

Следует также сказать, что эффективность контрольно-надзорных мероприятий в области рекламной деятельности связывается не только с обнаружением факта нарушения законодательства о рекламе, но и со своевременным пресечением недобросовестных действий участников рекламного рынка. При этом в отдельных случаях требуются оперативные меры реагирования на выявленные нарушения, которые зачастую не могут быть осуществлены антимонопольным органом.

Например, по мнению М.В. Барановой, повышение эффективности реализации норм рекламного права требует предоставления антимонопольному органу прав самостоятельно выносить решение об осуществлении контррекламы < 1>. Пока же, как известно, такие решения вправе выносить только суд. Представляется, что подобные предложения можно было бы переложить и на практическую почву исходя из значимости интересов, которые могут быть нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2010. С. 20.

 

Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы определены в ст. 33 Закона о рекламе. Так, в частности, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Процедура возбуждения и рассмотрения административных дел определена Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453 < 1>. Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФАС России и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия ФАС России и ее территориальных органов с иными организациями при осуществлении полномочий.

--------------------------------

< 1> См.: Приказ ФАС России от 28.12.2007 N 453 " Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" // БНА ФОИВ. 2008. N 34.

 

Следует отметить, что полномочия ФАС России и ее структурных подразделений определяются как ее права, которые данная государственная структура вправе реализовать. Однако более правильно было бы вести речь не о правах как таковых, поскольку исполнение публичной функции предполагает ее безусловное осуществление. Следовательно, подобные предоставленные законом права данный государственный орган обязан использовать.

Итак, реализуя свои полномочия, антимонопольный орган вправе:

1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе;

3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Данное право антимонопольный орган может использовать в случае установления факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания (п. 3 ст. 38 Закона о рекламе).

5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе (п. 1 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе);

9) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции;

10) выдавать предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований Закона о рекламе. Имеется в виду несоблюдение требований запрета для федеральных телеканалов заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы, а также заключение договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием осуществляется без торгов (в форме аукциона или конкурса);

11) организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства РФ о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями (юридические лица, индивидуальные предприниматели).

В рамках осуществления своих полномочий при проведении контрольно-надзорных мероприятий в сфере рекламы должностные лица антимонопольного органа имеют право беспрепятственно посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки.

При этом до начала проведения проверки они обязаны предъявлять служебное удостоверение и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки.

При выполнении публичной функции должностные лица антимонопольного органа действуют в соответствии с полномочиями, определенными в Положении о Федеральной антимонопольной службе < 1>, а также о ее территориальном органе < 2>. Система антимонопольных органов является двухуровневой во главе с центральным аппаратом и региональными подразделениями. Поэтому в субъектах РФ функционируют управления ФАС, призванные осуществлять контрольно-надзорные функции на территории конкретного региона.

--------------------------------

< 1> Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 " Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

< 2> Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 " Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" // БНА ФОИВ. 2011. N 19.

 

Организация и проведение проверок за соблюдением рекламного законодательства представляют собой специальный механизм. Прежде всего стоит отметить, что контрольным мероприятиям, проводимым антимонопольным органом, предшествует запрос необходимой информации. Антимонопольный орган в целях проведения проверок вправе запрашивать необходимую информацию у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, касающуюся их профессиональной деятельности на рекламном рынке. Данное полномочие антимонопольного органа вытекает из положений ст. 34 Закона о рекламе.

Антимонопольный орган истребует информацию в порядке ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции < 1>. Причем законодательство предусматривает несколько способов представления информации. В первом случае информация представляется непосредственно в антимонопольный орган в документированном виде. Второй вариант предусматривает обеспечение доступа к такой информации должностным лицам антимонопольного органа.

--------------------------------

< 1> Петров Д.А. Право антимонопольных органов на информацию в ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства // Вестник арбитражной практики. 2011. N 1. С. 4 - 13.

 

Следует учесть, что и в первом, и во втором случаях информация, которую вправе запросить антимонопольный орган, не только ограничивается объяснениями, материалами, служебной перепиской, но и включает информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Следует обратить внимание на то, что уполномоченными на то органом или должностным лицом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением применяются в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. Таким образом, ввиду того, что законом предусмотрено лишь право указанных лиц знакомиться на основании письменного запроса с необходимыми документами, осуществление изъятия вещей и документов в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ не представляется возможным < 1>.

--------------------------------

< 1> Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ " О рекламе" (постатейный) // СПС. 2007.

 

Закон о рекламе 2006 г. не раскрывает порядок представления и перечень информации, представляемой ФАС России в обязательном порядке участниками рынка рекламы. Например, если ФАС России потребует документы, касающиеся товаров, рекламируемых коммерческой организацией, то это требование вполне правомерно. Возникает неясность, о каких видах документов (корпоративных, договорных, финансовых, товарных и т.д.) идет речь? И каков может быть период действия требуемых документов < 1>?

--------------------------------

< 1> Толкачев А.Н. Комментарий к Федеральному закону " О рекламе" (постатейный). 2-е изд. М.: РИОР; Инфра-М, 2010.

 

В литературе сроки истребования рекламных материалов, договоры на производство, размещение и распространение рекламы связывают со сроками их хранения. Как известно, в соответствии со ст. 12 Закона о рекламе обозначенные выше документы должны храниться до последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством РФ установлено иное. Таким образом, ФАС в течение данного временного периода вправе затребовать соответствующие документы < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону " О рекламе" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

 

Следует согласиться с данным выводом, по крайней мере, в той части, в которой он затрагивает обязанность по хранению. Собственно, логично предположить, что за пределами указанного периода ФАС вправе затребовать соответствующие материалы и документы, однако их обладатель уже не обязан их представлять без каких-либо негативных для себя последствий.

Что касается вопроса о содержании истребуемой информации и конкретного предмета запроса, то, например, судебные инстанции определяют обязанность представлять антимонопольному органу информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом своих функций, в том числе информацию о поставщиках и ценах на закупаемую продукцию < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2004 N Ф04/2083-638/А45-2004.

 

Закон предусматривает, что требование о представлении информации должно быть мотивированным и, кроме того, информация должна представляться в установленный срок. Здесь стоит сказать, что законодательство не определяет конкретный срок представления документов. Поэтому, по мнению специалистов, в запросе о представлении информации антимонопольный орган должен установить разумный срок ее представления. Конкретный срок представления информации определяется антимонопольным органом самостоятельно < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону " О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

 

За неисполнение установленного законодательством требования о представлении информации в антимонопольный орган для виновных лиц установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ. Имеется в виду непредставление в ФАС России, ее территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации).

Данный состав административного правонарушения выступает одним из специальных составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за непредставление информации по обязательным запросам государственных органов, и закрепляет повышенную ответственность.

Объективная сторона административных правонарушений заключается в нарушении требований законодательства о рекламе о представлении в ФАС России, ее территориальный орган сведений (информации) < 1>.

--------------------------------

< 1> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.

 

Согласно Приказу ФАС России от 05.05.2005 N 85 " О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" < 1> составлять и подписывать протоколы об административном правонарушении на бланке ФАС России вправе также:

--------------------------------

< 1> БНА ФОИВ. 2005. N 22.

 

начальники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

заместители начальников структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;

начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России.

В соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2004 N 180 " О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административном правонарушении" < 1> составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России вправе также:

--------------------------------

< 1> БНА ФОИВ. 2004. N 51.

 

руководители территориальных органов ФАС России;

заместители руководителей территориальных органов ФАС России;

начальники отделов территориальных органов ФАС России;

заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России;

иные должностные лица территориальных органов ФАС России.

Порядок и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентируются КоАП РФ. Органы внутренних дел обязаны в пределах своих полномочий оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа в выполнении ими служебных обязанностей < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону " О рекламе" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

 

Следует учесть, что постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности должны обжаловаться своевременно (т.е. в установленные ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ сроки), поскольку пропуск срока является процессуальным нарушением и влечет отказ в рассмотрении жалобы < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2011 по делу N А55-19988/2010.

 

С точки зрения правовой характеристики квалификации административного правонарушения его субъективная сторона может определяться как умыслом, так и неосторожностью. Умысел может заключаться в сознательном сокрытии подлежащей обязательному направлению в антимонопольный орган, его территориальные органы информации, отказе ее представить либо представлении заведомо недостоверной информации с нарушением порядка и установленных сроков. Неосторожность может быть выражена в форме простой небрежности < 1>. В последнем случае может иметь место ошибочное представление недостоверных сведений.

--------------------------------

< 1> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.

 

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, представить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Непредставление затребованной управлением ФАС информации по наружной рекламе по конкретным адресам в рамках проводимой проверки соблюдения антимонопольного законодательства не является административным правонарушением и не может повлечь административную ответственность. Причем позиция судов, как правило, строится на том, что законодательство о рекламе не относится к антимонопольному законодательству и потому привлечение субъектов рекламного рынка к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (как за нарушение антимонопольного законодательства), является неправильной квалификацией правонарушения < 1>. Стоит также отметить, что неправильная квалификация правонарушения влечет обязанность для суда принять решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене < 2>.

--------------------------------

< 1> См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2009 N Ф04-1215/2009(1544-А45-6) по делу N А45-14541/2008-41/323.

< 2> См.: п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 " О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

 

Выше указывалось, что антимонопольный орган наряду с обычной информацией вправе запросить сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну. Как правило, подобного рода сведения не подлежат передаче и разглашению. Передача такой информации третьим лицам, а также ее сохранность обеспечиваются обязанностью антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны (ст. 35 Закона о рекламе), что вполне логично в рамках отношений по контролю (надзору) в сфере рекламы.

Понятие коммерческой тайны определено в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ " О коммерческой тайне" < 1>, под которой понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

 

В свою очередь, сохранение в тайне служебных сведений обусловлено некоммерческими соображениями. Запрет на разглашение этих сведений вводится органами государственной власти, объявляющими ту или иную информацию служебной тайной. Состав сведений, являющихся служебной тайной, в каждом отдельном случае определяется государственным органом в соответствии с его полномочиями. Хозяйствующий субъект не вправе вводить институт охраны служебной тайны, руководствуясь своими личными соображениями.

Существует перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой, служебной тайне. Это информация учредительных документов и регистрационных свидетельств (ОГРН, ИНН, лицензий, разрешений на занятие предпринимательством), данные о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующего бюджета и иная информация, указанная в федеральных законах.

При использовании информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, ФАС России не должна распространять или использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях, а также обязана создать иные условия для обеспечения недоступности третьим лицам информации, представленной им по мотивированным требованиям < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ " О рекламе" (постатейный) // СПС. 2007.

 

Лицо может и не быть привлечено к ответственности, если ему информация стала известна, но он не знал о том, что сведения являются секретными, распространение их не может квалифицироваться как правонарушение < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же.

 

Однако если в результате разглашения сведений лицу был причинен материальный вред, то убытки (в том числе и упущенная выгода), причиненные ему в результате незаконных деяний государственных органов (в настоящем случае ФАС), подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ.

Согласно ст. 35 Закона о рекламе в случае разглашения соответствующих сведений работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, а причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством.

Гражданско-правовая ответственность за разглашение сведений с ограниченным доступом носит в основном компенсационный характер и заключается в возмещении убытков. Убытки - это те отрицательные имущественные последствия, которые одно лицо понесло в результате неправомерного поведения другого лица < 1>. Данная форма ответственности является универсальной, имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, если законом или договором не предусмотрено иное < 2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник " Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

< 1> См., например: Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1958. С. 437; Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т 1: Общая часть. С. 601 - 602.

< 2> Мякинина А.В. Ограничение размера возмещаемых убытков в гражданском праве Российской Федерации // Убытки и практика их возмещения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2006. С. 278 - 328.

 

Общая регулятивная конструкция ст. 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Как полагают в литературе, граница между реальным ущербом и упущенной выгодой определяется суммой расходов, которые должен потратить кредитор для восстановления своих потерь, чтобы полностью вернуться к своему имущественному состоянию на момент причинения вреда (но не на момент восстановления) < 1>.

--------------------------------

< 1> Волков А.В. Возмещение убытков по гражданскому праву России // СПС. 2008.

 

Попутно отметим, что ст. 15 ГК РФ является диспозитивной, поскольку устанавливает, что законом или договором может быть предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Однако эта диспозитивность особого рода, поскольку полное освобождение от возмещения убытков не допускается. Это важное положение действующего гражданского законодательства необходимо подчеркнуть, поскольку в заключаемых на российском рынке договорах встречаются условия о полном освобождении от ответственности при нарушении некоторых обязательств; такого рода условия надлежит считать недействительными < 1>.

--------------------------------

< 1> Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009.

 

Административная ответственность за соответствующее правонарушение следует по ст. 13.14 " Разглашение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ. Объективная сторона данного правонарушения представляет собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность < 1>), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

--------------------------------

< 1> К таким уголовным правонарушениям согласно УК РФ следует отнести нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147), разглашение государственной тайны (ст. 283), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284), и т.п.

 

Термин " разглашение" применяется, как правило, к сведениям секретного характера, а термин " распространение" - к любым сведениям. В качестве примера распространения можно считать распространение слухов < 1>. Разглашение - это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации (п. 9 ст. 3 Федерального закона " О коммерческой тайне"). Принято считать, что разглашение имело место, когда такая информация без согласия владельца стала известной хотя бы одному постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями. Использование информации представляет собой распоряжение указанными сведениями, в том числе в предпринимательских целях. Незаконное использование может выразиться и в совершении с такой информацией любых сделок.

--------------------------------

< 1> Хакулов М.Х. О составе преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ // Российский следователь. 2006. N 6.

 

Уголовная ответственность за совершение соответствующих противозаконных действий предусмотрена ст. 183 " Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" Уголовного кодекса РФ (УК РФ). При этом получение таких сведений будет считаться незаконным, если на это не было дано согласие их владельца. Это могут быть рядовые работники и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, налоговых органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др. < 1>.

--------------------------------

< 1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. 3-е изд., испр., доп. и перераб. М.: Контракт, 2011.

 

Указанные действия должны быть незаконными, т.е. совершаться либо без согласия владельца соответствующей тайны, либо без оснований, предусмотренных законодательством для разглашения или использования той или иной тайны без согласия владельца.

Преступление признается оконченным с момента совершения действий по разглашению независимо от того, стала ли тайна достоянием третьего лица, либо с момента начала действий по использованию информации < 1>.

--------------------------------

< 1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова, Г.А. Есаков и др.; отв. ред. А.И. Рарог. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

 

Стоит отметить, что новая редакция ч. 2 ст. 183 УК РФ не позволяет привлечь к уголовной ответственности лицо, к которому информация попала случайно, впоследствии разгласившее либо использовавшее ее. Поэтому мотивы и цели разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны могут быть корыстными, связанными со стремлением получить из этого материальную выгоду, или такими, которые свидетельствуют о личной заинтересованности виновного в совершении этих действий (месть, зависть, обида, родственные и товарищеские побуждения, желание угодить близкому человеку и т.д.), а равно любыми другими < 1>.

--------------------------------

< 1> Хакулов М.Х. О составе преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ // Российский следователь. 2006. N 6.

 

В правовой литературе справедливо обращается внимание на такой актуальный вопрос, как возможность предоставления обладателю коммерческой тайны по его запросу необходимой информации о должностных лицах, допущенных к работе с его документами по поручению руководителя проверяющего органа. Полагаем, что это вполне логичное и объективно вытекающее право владельца информации. Однако в рамках контрольных отношений его использование вряд ли будет уместно, поскольку тем самым создаются препятствия для проведения самой проверки.

Вполне вероятно, что руководство контролирующего органа в случае возникновения сомнений относительно надежности охраны предоставленных сведений может перепоручить проведение проверки иным должностным лицам, но не обязано это делать.

Тем не менее существует мнение, что, если обладатель коммерчески ценных сведений обоснованно не согласен с решением руководства, у него есть возможность обжаловать это решение < 1>, с чем нам следует согласиться.

--------------------------------

< 1> См.: Колебошин Г. Проблемы сохранения конфиденциальности коммерческой информации, переданной в порядке предоставления органам власти // Хозяйство и право. 2008. N 1. С. 98.

 

Конкретно вопросы организации и проведения проверок в данной сфере до недавнего времени отдельно не раскрывались и впервые отражены в ст. 35.1 Закона о рекламе. Как полагаем, отсутствие соответствующих норм значительно усложняло работу контролирующих органов и в значительной степени нарушало право участников рекламного рынка при проведении в их отношении контрольных мероприятий.

Данная статья (ст. 35.1) введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 25.06.2012) < 1>, предусматривающим совершенствование норм действующего законодательства, посвященного порядку проведения контрольно-надзорных мероприятий.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590.

 

Следует прежде всего отметить, что в названной статье закреплены основы организационных мероприятий по контролю, поскольку, как следует из п. 1 ст. 35.1, государственный надзор в сфере рекламы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Следовательно, предполагается, что по данному вопросу должно быть издано соответствующее постановление, определяющее механизм проведения надзора в сфере рекламной деятельности.

В рамках порядка проведения проверок Закон о рекламе в этой части устанавливает соотношение общего и специального регулирования. Что касается общих вопросов осуществления надзорных мероприятий, то они осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) < 1>, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

 

В то же время особенности применения его норм заключаются в необходимости учета положений, установленных непосредственно в ст. 35.1 Закона о рекламе.

Стоит прежде всего сказать, что законодательство о рекламе не содержит определений понятий " мероприятие по контролю" и " проверка". Они даны в ст. 2 упомянутого выше Закона N 294-ФЗ, раскрывающего его терминологию. Согласно положениям указанной статьи мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения, обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В свою очередь, предметом проверки в сфере рекламы является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодательством о рекламе, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о рекламе (обязательные требования), в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного антимонопольным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований;

выявление нарушений в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Особым образом получили урегулирование вопросы проведения внеплановых проверок. Следует учесть, что закон не допускает предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой проверки, когда в антимонопольный орган поступила информация о фактах нарушений от третьих лиц, в том числе средств массовой информации, а также при наличии приказа руководителя антимонопольного органа, принятого во исполнение поручения Президента РФ. Данное нормативное решение представляется положительным, поскольку способствует более эффективному использованию ресурсов контрольно-надзорных мероприятий, своевременному пресечению выявленных нарушений.

Важным с точки зрения процедуры контрольных мероприятий является закрепление максимального срока проведения проверки, который не может превышать 20 рабочих дней. Исключение из общего правила связано с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку. В этом случае срок проведения проверки может быть продлен руководителем антимонопольного органа, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 5 ст. 35.1 Закона о рекламе).

Решения и предписания антимонопольного органа и механизм их обжалования. По результатам проводимых проверок субъектов рекламной деятельности в случае обнаружения фактов соответствующих правонарушений антимонопольные органы (ФАС России и ее территориальные подразделения) вправе выносить акты реагирования в форме решений и предписаний.

Непосредственно процедуры осуществления контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 < 1>, определяющим порядок рассмотрения ФАС России и ее территориальными органами дел, возбужденных по фактам:

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (ред. от 11.11.2010) " Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 35. Ст. 3758.

 

распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе;

принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе;

заключения договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства РФ о рекламе.

Как видно, функции антимонопольных органов носят двоякий характер, затрагивая полномочия в сфере не только контроля за соблюдением законодательства о рекламе и пресечения допущенных нарушений, но и осуществления защиты конкуренции на рекламном рынке < 1>.

--------------------------------

< 1> Копытин Д.А. Указ. соч.

 

Стоит отметить, что конкурентные отношения в части правил проведения административного расследования урегулированы гораздо подробнее, нежели соответствующе отношения в сфере рекламы. Однако в литературе высказываются вполне справедливые мнения о необходимости более четкой нормативно-правовой регламентации осуществления контрольно-надзорных мероприятий рекламной деятельности с учетом особой сферы общественных отношений и последствий, которые могут иметь недобросовестные действия участников рекламного рынка. Причем существенной переработке подлежит регулирование деятельности участников контрольных процедур. Пока же, как известно, законодательство о рекламе в части установления порядка рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, содержит отсылочное положение о том, что такой порядок устанавливается Правительством РФ.

По результатам рассмотрения административных дел в случае установления нарушения законодательства о рекламе могут быть приняты следующие решения:

о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе;

о необходимости применения мер уголовной либо административной ответственности;

о необходимости обращения с заявлением в судебный орган.

Следует учесть, что дела по признакам нарушения законодательства о рекламе могут производиться не только по собственной инициативе ФАС России, но и по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, заявлениям физических или юридических лиц < 1>.

--------------------------------

< 1> Мамонова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.: Дашков и К, 2008.

 

Непосредственно административные дела рассматриваются в соответствии с Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453 " Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" < 1>, определяющим механизм действий сотрудников антимонопольных органов в рамках административного расследования.

--------------------------------

< 1> БНА ФОИВ. 2008. N 34.

 

Рассмотрение осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Компетенцией составления протокола и вынесения определения о возбуждении дела в связи с ненадлежащей рекламой наделены также должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Принятие государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления акта, полностью или в части противоречащего законодательству о рекламе, служит поводом для возбуждения дела. По результатам рассмотрения данной категории дел антимонопольный орган принимает решение о признании акта указанных органов не соответствующим законодательству о рекламе, на основании которого выдается предписание об отмене или изменении акта, противоречащего законодательству о рекламе.

Как указано выше, основными процессуальными документами, фиксирующими факты нарушения законодательства о рекламе, являются предписания и решения ФАС России. Следует учесть, что решения и предписания антимонопольного органа - документы не одного порядка, имеющие различные цели и задачи, но прямо взаимосвязанные. Если в решении комиссии антимонопольного органа указываются фактические обстоятельства и основания принятия данного документа, то в предписании содержатся конкретные указания, что необходимо сделать по устранению нарушения законодательства о рекламе. Такое предписание изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Предписание - акт, выданный в связи с фактом совершения правонарушения. Он характеризуется следующими признаками:

имеет письменную форму;

является мерой государственного принуждения;

является юридическим фактом, т.е. основанием возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей субъектов;

выдается на основании решения антимонопольного органа;

содержит требование об устранении нарушения закона и (или) его последствий, восстановлении первоначального положения, расторжении незаконных договоров (полностью или в части) < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Что касается конкретных целей предписания, то его содержание и смысл заключаются в полном запрете на распространение ненадлежащей рекламы. Действия по защите прав и законных интересов участников рекламных отношений могут выражаться в непосредственном воздействии антимонопольных органов на рекламные отношения, установленные в договорном порядке. В частности, антимонопольный орган вправе предписать расторгнуть договор на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, если такой договор заключен с нарушением требований ч. ч. 3.1 и 3.3 ст. 14 Закона " О рекламе".

Указанные нормы запрещают федеральным телеканалам заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы, а также требуют заключать такие договоры с федеральными телеканалами с государственным участием на основе торгов (в форме аукциона или конкурса). Предписание о расторжении договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания любой из сторон договора, подлежащего расторжению < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону " О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

 

Стоит учесть, что выдача предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе, хотя и связана с возложением на правонарушителя определенных обязанностей, мерой ответственности не является, так как целью возложения этой обязанности является устранение нарушения закона, а не применение санкций к нарушителю. В данном случае антимонопольный орган принимает меры лишь по пресечению рекламы, а не привлечению к ответственности нарушителя законодательства о рекламе < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24.08.1999 N 83/99 по делу N А40-10273/98-33-99.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Предписание об отмене или изменении акта, противоречащего законодательству о рекламе, выдается федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления, обязанному устранить выявленное противоречие. В предписании указываются сведения о порядке его обжалования.

Орган, получивший предписание об отмене или изменении акта, противоречащего законодательству о рекламе, и обязанный устранить такое противоречие, должен известить антимонопольный орган о выполнении предписания < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону " О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

 

Неисполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе выражается в воспроизведении ненадлежащей рекламы за пределами указанного в предписании срока исполнения и возникает, как правило, тогда, когда вопреки установленному в предписании запрету продолжается нарушение законодательства о рекламе дальше ввиду непрекращающегося распространения ненадлежащей рекламы < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же.

 

Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет административную ответственность, предусмотренную п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Административная ответственность, охватывающая наибольшее число составов, предусмотрена в соответствующих частях ст. 19.5 КоАП РФ. При этом ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ прямо упоминает именно тот вид предписания, который фигурирует в ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе (предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе) < 1>.

--------------------------------

< 1> Тотьев К.Ю. Ненадлежащая реклама и недобросовестная конкуренция: коллизия составов и способы ее устранения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 10. С. 10 - 18.

 

Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Следует особо подчеркнуть, что согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 порядок рассмотрения судами общей юрисдикции жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, регламентирован КоАП РФ. Правом на обжалование решения (предписания) обладают рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, являющийся стороной по делу, в отношении которого вынесено указанное решение (предписание).

В соответствии с КоАП РФ и письмом ВС РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ. " Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования" установлены правила обжалования постановлений антимонопольного органа.

Если дело об административном правонарушении по факту нарушения законодательства о рекламе рассматривалось несудебным органом (ФАС России и ее территориальными органами), то его постановление может быть обжаловано в районный суд. В свою очередь, когда дело об административном правонарушении по факту нарушения законодательства о рекламе рассматривалось должностным лицом ФАС или УФАС, его постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган.

Жалоба на постановление в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление, должна быть направлена со всеми материалами дела в соответствующую инстанцию в течение трех суток со дня ее поступления.

Срок обжалования постановления в таком порядке - 10 суток со дня вручения или получения копии постановления < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает их исполнения, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством < 1>.

--------------------------------

< 1> Мамонова Е.А. Указ. соч.

 

Приостановление исполнения решения означает запрещение органам, которые имеют право принудительного воздействия на субъекты, принимать меры для реального исполнения решения до момента его принятия или наступления какого-то обозначенного события. Как правило, исполнение приостанавливается до вынесения судом (арбитражным судом) постановления по существу рассматриваемого дела об оспаривании решения антимонопольного органа < 1>. Приостановлено исполнение может быть только по решению суда, рассматривающего спор. Поводом к принятию такого решения должно быть ходатайство заявителя. По собственной инициативе суд этого не сделает. Ходатайство подается, как правило, одновременно с иском.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

3.2. Саморегулирование в рекламном бизнесе

 

Сегодня в развитых странах рекламный бизнес регулируется прежде всего в интересах больших национальных и международных компаний. При этом, несомненно, государственное регулирование проявляется в сдерживании деятельности производителей - крупных корпораций, обусловленной их стремлением к получению сверхприбылей.

С точки зрения международной практики системе саморегулирования в рекламной деятельности придается весьма существенное значение, что объясняется традиционным наличием в развитых странах институтов, образованных и функционирующих в условиях достаточно зрелого гражданского общества < 1>.

--------------------------------

< 1> Ерошок А.Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 11.

 

Рекламные объединения, существующие во всем мире, первостепенно сосредоточивают свои усилия на разработке стандартов рекламной деятельности, определении этических норм рекламных кампаний, выполнении арбитражных функций в случае нарушения этики рекламного бизнеса < 1>.

--------------------------------

< 1> Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2008. С. 64.

 

Кроме того, можно отметить ряд иных, второстепенных функций, таких как унификация и стандартизация в рекламе и под






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.