Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К рекламной информации 6 страница






Как указано выше, сравниваясь с идеалами, подросток часто приходит к выводу о том, что он далек от совершенства. В то же время ребенок, воспитанный на гнетущей рекламе, станет оценивать себя исходя из принадлежащих ему вещей, а не из своих личных качеств. Это даст толчок развитию взрослого комплекса < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же.

 

Примеры такого манипулирования подростковым восприятием: " Какой кошмар, у тебя прыщ! " или " Уу..! У тебя же перхоть! Как ты покажешься ему с такими волосами?! " Подобные обороты или их невербальная интерпретация провоцируют внутренний конфликт. Для не вполне освоившегося в жизни молодого человека он может стать опасным.

Бесконечное напоминание о том, что человека, например, портят или делают непривлекательным подростковые изменения в организме, лишает уверенности в себе, расстраивает и закрепощает. Бездушная реклама, основной задачей которой является продвижение товара, далека от таких переживаний, однако ее производители делают акцент как раз на желаниях массы потребителей что-то поправить.

Итак, выше проведен анализ действующих случаев защиты несовершеннолетних в рекламе.

Однако необходимо принимать дальнейшие меры по совершенствованию законодательства, регулирующего защиту несовершеннолетних в рекламе, и заимствовать положительный зарубежный опыт. В этой связи, например, международные правила в сфере рекламы (Директива Совета ЕС 89/552/ЕЕС от 03.10.1989 " Телевидение без границ" (Television without Frontiers Directive)) устанавливают, например, ограничения в сфере рекламы алкоголя и табака (ст. ст. 13, 15). Директива в гл. 5 " Защита несовершеннолетних и общественного порядка", в частности, предусматривает, что телевизионная реклама алкогольных напитков и телеторговля ими " не должны быть специально адресованы несовершеннолетним и, в особенности, показывать несовершеннолетних за употреблением этих напитков" < 1>.

--------------------------------

< 1> Council Directive 89/552/EEC of 3 October 1989 on the coordination of certain provisions laid down by Law, Regulation or Administrative Action in Member States concerning the pursuit of television broadcasting activities, amended by Directive 97/36/EC of the European Parliament and of the Council of 30 June 1997.

 

Особую роль в процессе исполнения предписаний требований законодательства, ограничивающего негативное информационное пространство, играет образовательная инфраструктура. Прежде всего эту роль обязаны исполнять образовательные учреждения, что в некоторых случаях подтверждает и судебная практика. Как, например, указано в одном из определений судебного органа, образовательное учреждение должно принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию < 1>.

--------------------------------

< 1> Кассационное определение Псковского областного суда от 13.07.2010 по делу N 33-879/10.

 

Представляется также важным защитить детей от психотравмирующей информации, которая может содержаться в рекламе, просто " страшной" или " злой" рекламы.

В качестве примера можно привести случай, когда гражданка М. подала иск к по поводу использования изображения скелетов на упаковках молочной продукции и в рекламе продукции для детей. По мнению истицы, подкрепленному экспертным заключением Института психологии РАН, данные изображения " не способствуют позитивному восприятию мира ребенком и могут вызвать нездоровое либо циничное отношение к вопросам смерти", пугают ее пятилетнюю дочь < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Москвичка судится со скелетами на йогуртах // Московский комсомолец. 2005. 7 февраля.

 

Данный факт наглядно отражает проблемы информационной безопасности несовершеннолетних в рекламе, которая присутствует практически на каждом шагу, и, конечно, особенно остро выявляется в рекламе продукции, обращенной непосредственно к несовершеннолетним.

Следует учесть, что проблемы содержательной части регулирования вопросов защиты несовершеннолетних в рекламе отмечались уже на этапе введения в действие нового Закона о рекламе. В частности, В.И. Еременко справедливо указывал на отсутствие в законодательстве общей нормы о недопущении текстового, визуального или звукового использования образов несовершеннолетних в рекламе < 1>. И теперь рекламодатели могут использовать возможность снимать и фотографировать детей для рекламы < 2>.

--------------------------------

< 1> Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // Адвокат. 2006. N 5.

< 2> Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ " О рекламе" (постатейный) // СПС. 2007.

 

В литературе отмечается, что подобные правонарушения были самыми распространенными нарушениями требований ранее действовавшего Закона " О рекламе" 1995 г. и воздействие на родителей через использование образов детей в рекламе является известным и эффективным рекламным приемом. Достаточно часто можно увидеть рекламу стиральных порошков, моющих средств, недвижимости и других товаров с использованием образов детей < 1>.

--------------------------------

< 1> Богацкая С.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Академический проспект, 2007.

 

По мнению С.Ф. Богацкой, применение этой статьи было затруднено в связи с отсутствием нормативно утвержденного перечня товаров для несовершеннолетних, однако антимонопольным органам часто удавалось доказывать свою правоту и привлекать нарушителей к ответственности < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же.

 

На наш взгляд, вряд ли стоит связывать отсутствие данной нормы в действующем Законе только со сложностью ее практического применения. Поэтому вполне очевидной является необходимость пересмотра законодательного решения и возврата соответствующих норм в рекламное законодательство с учетом отмеченного в литературе предложения о принятии перечня товаров, непосредственно предназначенных для несовершеннолетних лиц.

Справедливости ради следует отметить, что " компенсацией" исключения из рекламного законодательства норм, направленных на борьбу с " эксплуатацией" несовершеннолетних в рекламе, могут служить новации законодательства, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе содержащейся в информационной продукции.

Упомянутым выше Законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ внесены изменения и дополнения в п. 10 ст. 5 Закона о рекламе (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.). Теперь данные положения значительно расширены за счет дополнительных требований к рекламе информационной продукции (п. 10.1), а также требований к условиям размещения рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (п. 10.2).

Во-первых, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции. Речь идет о введении возрастной классификации соответствующей продукции, позволяющей критериально разграничить доступ к продукции в зависимости от степени психического и физиологического развития несовершеннолетнего. Причем для каждой возрастной группы в законе установлены описательные критерии содержания информационной продукции, которая может быть доступна для детей конкретного возраста.

Градация информационной продукции в Законе N 436-ФЗ устанавливается в зависимости от возрастной аудитории. Соответственно определяется продукция для детей, не достигших возраста 6 лет (ст. 7), достигших возраста 6 лет (ст. 8), достигших возраста 12 лет (ст. 9), достигших возраста 16 лет (ст. 10). Кроме того, отдельно определяется информационная продукция, запрещенная для детей вне зависимости от их возрастной группы. Однако проблема здесь видится в том, что возрастная классификация информационной продукции составлена на основании ее субъективного восприятия, что на практике приводит к трудностям в ее применении.

Сведения о принадлежности к установленной классификации производитель или распространитель указывает в сопроводительных документах для размещения на ней знака информационной продукции, которым обозначается конкретная ее категория.

Особенности размещения знака информационной продукции установлены в ст. 12 Закона N 436-ФЗ. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем 5% площади экрана. В свою очередь, размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

Во-вторых, не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Законом N 436-ФЗ, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций. Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 436-ФЗ к запрещенной для распространения среди детей относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Существенным элементом в механизме обеспечения защиты прав детей в информационной сфере следовало бы назвать ведение реестров вредной информационной продукции. К слову, такая идея первоначально была воспринята в проекте закона, но в дальнейшем почему-то была отброшена законодателем. Как представляется, соответствующий реестр позволил бы более эффективно осуществлять контрольно-надзорные мероприятия уполномоченными органами и общественными структурами < 1>. В отсутствие такой информации на практике могут возникать споры по поводу правомерности отнесения того или иного вида информационной продукции к запрещенной.

--------------------------------

< 1> Кирилловых А.А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право. 2011. N 4.

 

2.4. Товары, реклама которых не допускается

 

Действующее законодательство о рекламе регулирует вопросы, связанные с ограничением рекламирования отдельных видов продукции (ст. 7 Закона о рекламе).

В отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривавшего определение конкретных запрещенных к рекламе товаров в отсылочном порядке (ч. 3 ст. 5 Закона N 108-ФЗ), рассматриваемая статья приводит исчерпывающий перечень товаров, реклама которых не допускается. В отличие от актов более низкого уровня другие федеральные законы могут дополнять указанный список. Поэтому органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления не обладают полномочиями по расширению установленного на федеральном уровне перечня какими-либо товарами < 1>.

--------------------------------

< 1> Толкачев А.Н. Комментарий к Федеральному закону " О рекламе" (постатейный). 2-е изд. М.: РИОР; Инфра-М, 2010.

 

В первую очередь речь идет о запрете рекламы товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ. Это предметы, полностью изъятые из гражданского оборота (имущество, в отношении которого запрещено совершать любые юридически значимые акты, влекущие его отчуждение, приобретение, передачу, а также создание) < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Федеральным законодательством в настоящий момент установлен целый ряд таких товаров. В частности, к таковым отнесены этилированный автомобильный бензин (ограничение вступает в силу 1 июля 2003 г.) < 1>, пестициды и агрохимикаты, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ < 2>, химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия < 3>, гражданское и служебное оружие < 4>, некоторые наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры < 5>, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами < 6>, и др.

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 22.03.2003 N 34-ФЗ " О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1058.

< 2> Статья 3 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ " О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (ред. от 19.07.2011) // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

< 3> Статья 5 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ " Об уничтожении химического оружия" (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

< 4> Статья 6 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ " Об оружии" (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

< 5> Статья 14 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 01.03.2012) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

< 6> Пункт 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

 

В отличие от перечня товаров расширительному толкованию подлежат ограничения на распространение информации о них, что с правоприменительной точки зрения делает возможным учет ограничений, установленных иными нормативно-правовыми актами < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

В этой связи следует выделить Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 " О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (ред. от 30.12.2000) < 1>, утвердивший запрещенные к реализации на территории РФ товары (работы, услуги). К их числу отнесены:

--------------------------------

< 1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 492.

 

драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

драгоценные камни и изделия из них;

стратегические материалы;

вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию;

ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;

уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;

рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;

шифровальная техника, и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;

яды, наркотические средства и психотропные вещества;

спирт этиловый;

отходы радиоактивных материалов;

отходы взрывчатых веществ;

отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;

лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);

специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

Однако при сопоставлении возможности рекламы товаров, запрещенных к реализации на территории РФ, следует учитывать и отдельные разъяснения ФАС России. Например, в отношении биологически активных добавок (БАД) антимонопольная служба высказала возможность их обращения и рекламы на территории РФ, поскольку БАД не входят в Перечень запрещенной к свободному обороту продукции (письмо ФАС РФ от 30.12.2010 N АК/47797 " О допустимости рекламы дистанционной продажи биологически активных добавок к пище" < 1>).

--------------------------------

< 1> Официально не опубликовано.

 

В настоящее время социальную значимость, воспринятую и на государственном уровне, приобретает проблема распространения наркотических средств и веществ среди населения России и роста наркотических патологий.

В целях решения проблем борьбы с наркотрафиком и предотвращения роста заболеваемостью наркотической зависимостью создается специальная система мер пропаганды здорового образа жизни, обратной стороной которой считается информационная блокада в распространении сведений, в том числе косвенная или прямая реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Причем все чаще действия, способствующие распространению наркотических средств, обращены в сторону молодежи. Неслучайно одной из проблем в борьбе с пропагандой запрещенных наркотических веществ рассматривается всегда скрытая от посторонних пропаганда молодежной субкультуры наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах < 1>.

--------------------------------

< 1> Аксенкин А.Л. Вопросы административной ответственности за пропаганду наркотиков // Административное право и процесс. 2011. N 3. С. 51 - 52.

 

Наднациональное право в вопросах борьбы с распространением наркотиков знает ряд принципиальных нормативных документов в сфере борьбы с употреблением наркотиков. Так, в рамках ООН разработаны и приняты Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Эти документы являются международно-правовыми основами формирования национальных законодательств в рассматриваемой сфере, в том числе и для Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона N 3 в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещаются:

пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

совершение иных действий в этих целях;

пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.

Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 934 < 1> утвердило Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, к которым отнесло:

--------------------------------

< 1> Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 934 " Об утверждении Перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры" // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6696.

 

голубой лотос (растение вида Nymphea caerulea);

грибы любого вида, содержащие псилоцибин и (или) псилоцин;

кактус, содержащий мескалин (растение вида Lophophora williamsii), и другие виды кактуса, содержащие мескалин;

кат (растение вида Catha edulis);

кокаиновый куст (растение любого вида рода Erythroxylon);

коноплю (растение рода Cannabis);

мак снотворный (растение вида Papaver somniferum L) и другие виды мака рода Papaver, содержащие наркотические средства;

розу гавайскую (растение вида Argyreia nervosa);

шалфей предсказателей (растение вида Salvia divinorum);

эфедру (растение рода Ephedra L).

Вообще степень контроля за оборотом наркотических средств и собственно их рекламы, а также уровень их легализации отражают государственную политику конкретного государства, определяемую в немалой степени менталитетом населения, культурой и общественными традициями. Не последнюю роль здесь играет признание степени личной свободы человека, принимающего на себя социальные риски в решении вопроса о необходимости употребления наркотических средств.

Сравнительный анализ законодательства ряда государств позволяет сделать вывод о различных подходах к решению имеющихся проблем потребления наркотиков, начиная от либеральной модели (Голландия, Испания, Швейцария и т.д.), предлагающей возможности легализации потребления отдельных видов наркотических средств < 1>, заканчивая мерами жесткого контроля наркотизации общества (Великобритания, Германия, Италия, Россия и большинство стран СНГ, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония и др.).

--------------------------------

< 1> См.: Уголовный кодекс Голландии. 2-е изд. / Под ред. Б.В. Волженкина. СПб., 2001; Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. М., 1998; Уголовный кодекс Швейцарии / Под ред. А.В. Серебренниковой. СПб., 2002.

 

В то же время борьба с опасными для здоровья населения наркотиками ведется на уровне всех государств. Например, законодательство Голландии предусматривает уголовную ответственность за незаконные действия с так называемыми жесткими наркотиками (например, героином, кокаином или опием) < 1>.

--------------------------------

< 1> См., напр.: Гасанов Э.Г. Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: сравнительно-правовой и уголовно-правовой аспекты. М., 2002.

 

Видимо, оглядываясь на зарубежную практику, отдельные представители общественности считают возможным легализацию так называемых мягких наркотических средств и психотропных веществ, допуская возможность проведения " конопляных маршей" с уверением в безопасности таких наркотиков < 1>.

--------------------------------

< 1> Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный) // СПС. 2006.

 

Между тем употребление так называемых безопасных наркотических веществ неизбежно ведет к количественному и качественному увеличению потребляемой дозы, а затем и к замещению таких наркотиков более " тяжелыми".

С позиции лингвистических особенностей русского языка " пропаганда" (лат. propaganda от propagare - распространять) представляет собой распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы < 1>.

--------------------------------

< 1> Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986. С. 403.

 

Так называемый акт непосредственного исполнителя (например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.) представляет собой одну из граней проблемы пропаганды запрещенных веществ. В известной степени пропагандой наркотических средств можно назвать выступления сторонников их легализации < 1>.

--------------------------------

< 1> Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону " О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.

 

Пропаганда наркотиков или реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров представляется более широким понятием, чем склонение к употреблению таких средств, которое рассматривается в качестве разновидности их пропаганды, один из ее способов, с той лишь разницей, что пропаганда или незаконная реклама наркотиков будет административным правонарушением < 1>.

--------------------------------

< 1> Гузеева О. Склонение или пропаганда? // Законность. 2008. N 2.

 

Стоит отметить, что за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России предусмотрена административная ответственность, устанавливаемая ст. 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Специфика административного правонарушения по данной статье состоит в том, что в большинстве случаев оно совершается " посредством вербального поведения, путем использования продуктов речевой деятельности, т.е. звучащих текстов, распространяемых по звуковому каналу и фиксируемых на материальном носителе, либо обычных письменных текстов" < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Галяшина Е.И. Понятийные основы судебной лингвистической экспертизы: Сб. мат. научно-практич. семинара. Москва, 7 - 8 дек. 2002 г. / Под ред. М.В. Горбалевского. М.: Валерия, 2003. Ч. 2. С. 55.

 

В отличие от пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, которая безусловно запрещена и влечет административную ответственность, реклама указанных веществ является административно наказуемым деянием только в случае ее незаконности < 1>.

--------------------------------

< 1> Рожкова Э.В. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров // Наркоконтроль. 2006. N 4.

 

Как отмечают в литературе, единственным законным случаем распространения информации о наркотических средствах и психотропных веществах является распространение информации о них в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, и т.д. < 1>.

--------------------------------

< 1> Аксенкин А.Л. Указ. соч.

 

Существенный вред, как составная часть имеющихся проблем, несет в себе незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет < 1>.

--------------------------------

< 1> Аксенкин А.Л. Указ. соч.

 

Безобидное представление " легких" наркотиков, встречающееся на просторах Интернета, как помогающих лучше познать себя и окружающий мир, по существу, несет скрытую пропаганду наркотиков < 1>. Обратным эффектом обладает и антинаркотическая реклама, в конечном счете стимулирующая интерес к потреблению наркотиков.

--------------------------------

< 1> Гузеева О. Ответственность за распространение информации пронаркотического характера в российском сегменте сети Интернет // Законность. 2007. N 7.

 

Проблема, кроме того, заключается в информационной доступности наркотиков, вплоть до размещения информации об их изготовлении в сети Интернет, что позволяет даже малоквалифицированным специалистам приобщиться к производству наркотических средств < 1>. Обоснованным и требующим поддержки является предложение установления уголовно-правового запрета пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в сети Интернет < 2>.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.