Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общие аспекты правоотношения в сфере рекламы 3 страница






--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Указ. соч.

 

В принципе подобные мнения разделяют в литературе, однако считая специальный закон о политической рекламе возможным, но все же менее выгодным вариантом по сравнению с развитием соответствующих норм в Законе о рекламе < 1>. В этой части считают первоочередным закрепление понятия " политическая реклама", что, на наш взгляд, является весьма своевременным предложением.

--------------------------------

< 1> Чистополов В.В. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и пути их решения // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 67 - 73.

 

Попутно отметим, что идея о принятии законопроекта о политической рекламе пока не находит поддержки у законодателя, несмотря на уже давно назревшую проблему регламентации такого весьма значимого элемента государственной и общественной жизни.

Не относится к рекламе и, соответственно, исключена из сферы действия Закона информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Введение требований об обязательном указании производителем или продавцом каких-либо сведений о товаре может быть связано также с особенностью деятельности предпринимателя - поставщика услуг, товара, с отдельными свойствами продукта. Например, употребление лицом, не знающим о наличии в продукте противопоказаний для этого продукта, может неблагоприятно сказаться на здоровье человека. Поэтому потребителю необходимо знать информацию о составе продукта или о его производителе (для некоторых организаций характерно добавление определенных компонентов, которые не все приемлют) < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Так, ст. 495 ГК РФ определяет обязанность продавца предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, причем с соблюдением требований к содержанию и способам ее предоставления. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Закон " О защите прав потребителей" предусматривает, что:

изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (ст. 10);

потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (ст. 8);

изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (ст. 9).

Позиция судебных органов по данному вопросу была высказана еще в 1998 г. (т.е. в период действия Закона о рекламе 1995 г.). Как указано в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 < 1>, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

--------------------------------

< 1> Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.

 

Обязательной является также информация о режиме работы организации-продавца и об адресе производителя. Часто отсутствие таких данных затрудняет поиски ответчика при возникновении споров и препятствует оперативному разрешению проблем < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Как ранее сообщалось письмом ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512 < 1>, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом РФ " О защите прав потребителей". Обычно такая информация размещается на специальных рекламных конструкциях, позволяющих достаточно четко дать представление о конкретной организации с учетом высокой функциональной составляющей подобного рода технического средства.

--------------------------------

< 1> Официально не опубликовано.

 

В целом стоит отметить, что в отношении рекламных конструкций, на которых организация размещает информацию о себе (например, наименовании юридического лица, сфере деятельности фирмы и графике ее работы), судебная практика подтверждает отсутствие в них сведений рекламного характера < 1>. В то же время, как считает Е.А. Свиридова, любые указатели независимо от места расположения не могут быть признаны рекламой, если они не являются результатом творческой деятельности < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу N А56-46690/2010.

< 2> Свиридова Е.А. Указ. соч.

 

Когда на такой вывеске содержится всего лишь наименование организации или ее товарный знак и информация о месте ее нахождения, то отсутствует творческий характер представления. В силу этого подобная вывеска или указатель не могут быть признаны рекламой, а представляют собой сообщение, уведомляющее водителей транспортных средств и пешеходов о месте нахождения организации и схеме проезда к ней < 1>.

--------------------------------

< 1> Свиридова Е.А. Указ. соч.

 

Стоит сказать, что в действующем рекламном законодательстве отсутствует закрепление содержания понятия " вывеска", что вызывает проблему соотношения и разграничения понятий " вывеска" и " реклама". В случаях рассмотрения соответствующих споров суды оценивают объемно-пространственные конструкции, размещенные на крышах и фасадах зданий, в качестве рекламы или вывески в зависимости от конкретных обстоятельств дела < 1>.

--------------------------------

< 1> Щелкунова Т.С. О проблемах разграничения понятий " реклама" и " вывеска" // Арбитражные споры. 2011. N 4. С. 88 - 99.

 

Однако, как полагает М.А. Спиридонова, дублирующие таблички с изображением товарного знака, расположенные в месте расположения продавца (производителя), рассматриваются как рекламный материал. Здесь учитывается влияние на сознание потребителя фактора повторения информации, который обладает свойством навязывания ее необходимости < 1>. Соответственно, по мнению автора, значительная концентрация подобной информации вызывает интерес у потребителя, что обнаруживает проблему соблюдения разумного количественного предела ее размещения в одном месте.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Все же для установления общего подхода к рассматриваемой ситуации полагаем целесообразным привести некоторые примеры из судебной практики по данному вопросу. Например, на фасаде жилого многоквартирного дома, в котором располагался магазин " Шубы", была размещена конструкция с текстом идентичного содержания. Рассматривая данную ситуацию, Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) подтвердил правомерность размещения как самой конструкции, так и ее содержания.

При принятии решения суд действовал в соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 20.10.2011 N 7517/11, предусматривающей, что для разграничения информации и рекламы значение имеют предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения.

ВАС РФ отметил, что спорная конструкция размещена у входа в помещения и не является рекламой, а содержит обязательную информацию об услугах, предлагаемых потребителям. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении предпринимателя < 1>.

--------------------------------

< 1> Определение ВАС РФ от 25.04.2012 N ВАС-1930/12 по делу N А57-17129/10.

 

Можно привести и другой пример. На автозаправочных станциях г. Ижевска были размещены конструкции - щитовые установки - стелы и флаговые композиции на трех флагштоках, содержащие информацию о видах топлива и ценах на них, фирменный логотип, логотип SALAVAT, слоган " Сделано в Башкирии", надпись " Евро-4".

Несмотря на то что суды трех инстанций признали конструкции не соответствующими требованиям законодательства, указывая на выраженное преимущество " Евро-4" по сравнению с топливом иных стандартов (чем привлекали внимание к продукции неопределенного круга лиц), ВАС РФ, рассматривая законность принятых судебных актов, сделал противоположный вывод. При этом суд отметил, что утвержденные Еврокомиссией экологические стандарты (нормы " Евро") регламентируют содержание в выхлопе автомобилей вредных (загрязняющих) веществ.

С учетом установленных судом обстоятельств размещения спорных конструкций в месте нахождения автозаправочных станций содержащиеся на этих конструкциях сведения о реализуемых товарах: марках бензина (ассортименте товара), ценах на них, сведения о соответствии бензина стандартам топлива, о месте производства топлива (" Сделано в Башкирии") - не могут расцениваться как преследующие рекламные цели, поскольку представляют собой необходимую информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, что соответствует требованиям названных федеральных законов < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 N 7517/11 по делу N А71-5758/2010-А25.

 

Фактически на спорных конструкциях содержатся сведения о реализуемых товарах, и данные сведения не могут расцениваться как преследующие рекламные цели.

В ином случае суды признали рекламной конструкцию с надписью " Меню народного ресторана", поскольку она с учетом места размещения (вне зала предприятия общественного питания) предназначена для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к предприятию быстрого обслуживания, а также к предлагаемым услугам с целью их продвижения на рынке < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2011 по делам N А13-8503/2010 и А13-8505/2010.

 

Современное законодательство знает и другие случаи, когда определенного рода информация в обязательном порядке должна быть доведена до потребителя.

Например, Законом " О средствах массовой информации" установлено, что при каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы (п. 8 ст. 27); Законом РФ от 11.11.2003 N 138-ФЗ " О лотереях" предусмотрена обязанность по размещению информации о результатах розыгрышей тиражной лотереи (ч. 6 ст. 13).

Законодательством также установлены повышенные требования к представлению продавцом информации о табачных изделиях. Согласно п. 3 ст. 3 Закона " Об ограничении курения табака" каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ " О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ред. от 21.07.2011) < 1> алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия и т.п.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

 

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ " О качестве и безопасности пищевых продуктов" (ред. от 19.07.2011) < 1> на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

 

В свою очередь, Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств" (ред. от 06.12.2011) < 1> устанавливает обязательные требования к маркировке лекарственных средств (ст. 46). Например, фармацевтические субстанции должны поступать в обращение, если на их первичной упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя фармацевтической субстанции, номер серии и дата изготовления, количество в упаковке и единицы измерения количества, срок годности и условия хранения.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

 

Из сферы действия Закона о рекламе выведены справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Справочно-информационные материалы представляются в большинстве случаев в виде печатных или электронных документов, публикаций, статей и содержат анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.

Это могут быть статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов. Например, пресс-релиз является справочно-информационным материалом, но никак не рекламой < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону " О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

 

В то же время, например, статьи, использующие в заголовках словосочетания типа " результаты научно-исследовательских и производственных испытаний", нельзя отнести к рекламной информации. Прежде всего разграничительным элементом здесь выступает цель информационного сообщения - привлечение внимания человечества к актуальным глобальным проблемам, что придает материалам подобного рода научно-просветительский, повествовательный характер.

Данная информация носит чисто технический характер и направлена исключительно на извещение, ознакомление неопределенного круга лиц с соответствующей информацией. Так, понятием " реклама" не охватывается информация, распространяемая медицинским заведением, содержащая сведения о результатах исследования проведенных операций, их последствий и т.п. < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Указ. соч.

 

Заметим, что провести грань между справочной и рекламной информацией совсем не просто, однако специалисты ФАС России все же предприняли такую попытку, ответив на соответствующий запрос Российского союза туриндустрии (письмо от 29.07.2010 N А28/24295). По их мнению, информация о товарах (работах, услугах), в том числе о технических и иных характеристиках, а также ценах, размещенная на официальном сайте продавца (производителя, исполнителя), не является рекламной. Таким образом, если назначением приведенной на сайте ценовой информации является осведомление посетителей сайта об имеющихся туристических продуктах и ценах на них в целях обеспечения возможности их выбора, на эту информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

В свою очередь, аналитический материал - информационный блок, состоящий из описания исследования какого-то факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов < 1>. Судебная практика нередко сталкивается с аналитическими материалами, в которых освещается опыт маркетинга определенных видов продукции < 2>. Как известно, маркетинг включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментацию и позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

< 2> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2010 по делу N А45-10802/2009.

 

Так, ООО ПКФ " Теплодар" разместило в журнале " Деловой квартал-Новосибирск" от 28.04.2008 N 15 статью " Как " Термофор" вытеснил с рынка кустарные печи", что привлекло внимание антимонопольных органов, поскольку материал не содержал указания на рекламный характер.

Рассматривая вопрос о правомерности привлечения ООО к административной ответственности, суд пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не была учтена специфика статьи: маркетинговый опыт. Спорная статья направлена на освещение опыта решений маркетинговых задач компанией - производителем отопительных печей, что подтверждено экспертами нескольких компаний, работающих на рынке отопительных печей < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же.

 

В связи с этим маркетинговая статья об исследовании какого-либо сегмента рынка, размещенная в печатном издании, не будет являться рекламой, так как в ней будет представлен анализ с использованием сравнительных, ценовых и иных характеристик товара, указаний на структуру, ценовую стратегию и политику продаж < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону " О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

 

Между тем, если изложенные материалы (факты) органично дополняют элементы, привлекающие внимание потребителей к самой фирме или ее продуктам и способствующие продвижению этих продуктов на рынке, к ним применяются положения законодательства о рекламе со всеми вытекающими последствиями < 1>.

--------------------------------

< 1> Денисова М.О. Цена турпродукта в иностранной валюте. В чем подвох? // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 5. С. 13 - 15.

 

В то же время обращение внимания потребителя в справочно-информационных материалах на свойства и качества одного субъекта или объекта на фоне незначительных сведений о других субъектах и объектах может расцениваться как реклама < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Указ. соч.

 

Не подпадают по действие норм Закона о рекламе сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой.

По сути, деятельность указанных органов направлена на выполнение публичных, зачастую управленческих функций и уже поэтому не рассматривается как предпринимательская. Собственно, с этим фактом Закон априори не связывает информационные сообщения публичных субъектов с рекламой, которая исходит от хозяйствующих субъектов, продвигающих свои товары, услуги или идеи в целях извлечения прибыли.

Более того, любое извлечение прибыли публичными органами является прямым нарушением абз. 2 ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 22.03.1991 N 948-1 " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", устанавливающего запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Однако, как указано выше, если сообщение соответствующих структур содержит сведения рекламного характера или прямо продекларировано как социальная реклама < 1>, то таковые подпадают под действие рекламного законодательства.

--------------------------------

< 1> Об особенностях социальной рекламы и информационных сообщениях социального характера более подробно будет сказано ниже.

 

Из сферы действия Закона о рекламе выведены вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. ВАС РФ в п. 18 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, доведенного до сведения информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37, признал, что указание своего наименования на вывеске по местонахождению организации не преследует рекламных целей. Вывеска обозначает место входа в занимаемое помещение, поэтому не может рассматриваться как реклама. Кроме того, анализ данного документа позволяет сделать также ряд выводов:

юридическое лицо имеет свое наименование (фирменное наименование), которое указывается в его учредительных документах и служит целям идентификации юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений;

размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота;

под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, в связи с чем указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама;

сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Исходя из данных ВАС РФ разъяснений вывеска служит целям идентификации юридических лиц, индивидуализирует их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Указание юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем) своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не преследует цели формирования и поддержания интереса к нему, его товарам, идеям или начинаниям и не может рассматриваться как реклама < 1>.

--------------------------------

< 1> Зоркольцев Р.Д. Влияние права на конкуренцию в рекламной отрасли // СПС. 2011.

 

К таким вывескам судебная практика относит, в частности, конструкции, содержащие наименование предприятия, расположенного в здании, на котором установлена данная конструкция < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановления ФАС: Северо-Западного округа от 10.09.2008 по делу N А56-2735/2008, Центрального округа от 28.01.2008 по делу N А09-1036/07-29.

 

Важно отметить один принципиальный момент, позволяющий с практической точки зрения разрешить вопросы об отнесении той или иной информационной конструкции к рекламе. Прежде всего в расчет берется пространственный критерий, позволяющий распространять рекламный материал в любом месте, другом городе или стране, в то время как указатель привязан непосредственно к местонахождению конкретной организации, располагается на здании или вблизи предприятия.

Из той же логики исходят и специалисты ФАС России в письме от 23.07.2009 N АЦ/24234 < 1>. Как следует их указанного письма, размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.

--------------------------------

< 1> Письмо ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234 " О разграничении понятий реклама и вывеска". Официально не опубликовано.

 

С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например " Универмаг " Седьмой континент", " Магазин цифровой техники " Ион", " Итальянская мебель", " Кафе " Атаман", " Крымские вина".

Так, указание на профиль организации (" нотариальная контора", " дом культуры", " парикмахерская", " игровой центр") или товар, на продаже которого она специализируется (" Рыба", " Одежда"), является обычаем делового оборота, а не рекламой заведения или учреждения.

Размещение в месте нахождения организации ее наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), например " Детская одежда от Светланы", " Ресторан Арбат", " Театр Сатиры", служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

В свою очередь, указание на вывеске в месте нахождения организации профиля (вида) ее деятельности, например " Аптека", " Булочная", " Парикмахерская", " Культурно-развлекательный центр" и пр., относится к обычаям делового оборота и также не может рассматриваться в качестве рекламы < 1>.

--------------------------------

< 1> Постатейный комментарий к Федеральному закону " О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

 

Вывеска с надписью, свидетельствующей о виде осуществляемой деятельности, с указанием режима работы, наименования и места нахождения лица, которому принадлежит соответствующая организация, не рассматривается как реклама данной организации < 1>.

--------------------------------

< 1> См: Шеленкова Е. Налажен ли " двигатель торговли"? // ЭЖ-Юрист. 2006. N 15.

 

В то же время к вывеске, не содержащей рекламную информацию, может быть отнесено панно, содержащее информацию о профиле и форме организации деятельности, фирменном наименовании, если оно имеется, режиме работы и юридическом адресе (местонахождении их собственника), расположенных в районе входных дверей зданий, помещений, в которых они находятся, а размещенное на нем изображение является зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Шеленков С.Н. Вывеска и реклама: одно целое или разные понятия // Налоги (газета). 2006. N 12.

 

Подтверждают правомерность размещения таких конструкций и высшие судебные инстанции. В частности, ВАС РФ при рассмотрении вопроса о правомерности размещения панно и законности принятых по данному вопросу судебных актов отметил, что спорные панно направлены на извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица (общества). Панно размещены на той части здания, в которой находятся помещения, арендуемые обществом. Содержащиеся на панно надписи носят информационный характер и не способны сформировать предпочтительный интерес приобрести товары (работы, услуги) именно в этом обществе, в связи с чем не могут быть квалифицированы как элемент рекламы < 1>.

--------------------------------

< 1> Определение ВАС РФ от 05.03.2012 N ВАС-1706/12 по делу N А49-665/2011.

 

Однако, если вывеска размещена на фасаде здания, где находится организация или индивидуальный предприниматель (например, " Обмен валюты"), и не содержит информацию о юридическом адресе и режиме его работы лица, которому она принадлежит, она предназначена привлечь внимание неопределенного круга лиц к деятельности организации и индивидуального предпринимателя, т.е. по сути является рекламой < 1>.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.