Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общие аспекты правоотношения в сфере рекламы 1 страница






 

1.1. Рекламное право в российском законодательстве:

система правового регулирования

 

В информационном контексте реклама и ее правовое опосредование содействуют становлению и гармоничному развитию личности, общественному прогрессу, опирающемуся на модернизацию всех сфер общественной жизни.

Как полагает М.В. Баранова, правовое регулирование рекламы - неотъемлемый компонент культуры современности, отражающий менталитет народа, инструмент активизации социально-экономических и морально-психологических отношений не только в стабильных, но и в кризисных условиях. В то же время рекламное право рассматривается как самобытное средство массовой коммуникации, фактор влияния на модернизацию качества жизни, свидетельствующий о цивилизованной обусловленности прав человека < 1>.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Указ. соч. С. 15 - 16.

 

Через правовой механизм рекламы государство реализует одну из основных своих функций - наиболее полное удовлетворение потребностей населения в различных товарах и услугах.

В литературе признают особый характер рекламной информации, обусловленный ее специфической ролью в системе общественных приоритетов. Как полагает Ф.И. Шарков, реклама как " навязываемая" информация, в отличие от обычной (спонтанной) информации, в большей мере находится под влиянием правовых институтов и государства в целом, поскольку под ее воздействием формируются либо положительный, либо отрицательный образ общества, его притягательность. Последняя влияет на эффективность производства и стабильность в целом, что, как известно, является частью государственной политики < 1>.

--------------------------------

< 1> Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 19.

 

Собственно реклама как социальный институт находит непосредственное проявление в рекламной деятельности, которая представляет собой достаточно емкое понятие и, по мнению А.В. Волкова, содержит элементы: управленческой, социально-практической, коммуникативной, рыночной деятельности, деятельности, в которой присутствуют наука и искусство, комплексность и полисферность института рекламы предстает как его отличительная особенность < 1>.

--------------------------------

< 1> Волков А.В. Указ. соч. С. 9.

 

Современный институт рекламы и его правовое опосредование имеют незначительную историю, определяемую сменой в начале 90-х гг. XX в. экономической формации и стремительным развитием на фоне рыночных отношений различных способов продвижения материальных благ.

Отсутствие на начальном этапе необходимых инструментов правового регулирования рекламных отношений явилось фактором различного рода злоупотреблений, в том числе недобросовестной рекламы, последствия которой пришлось ощутить на себе миллионам граждан. К слову, ненадлежащая реклама финансовых услуг, приведшая к огромному количеству финансовых пирамид и их банкротству, отразилась на материальном положении простых граждан, которые утратили вложенные средства. Во многом результатом такого положения стало отсутствие законодательства о рекламе в финансовой сфере < 1>. Подобного рода проблемы, хотя и с меньшим размахом, можно было наблюдать и в других областях предпринимательской деятельности.

--------------------------------

< 1> Метелева Ю.А. Указ. соч. С. 51.

 

В то же время, как справедливо подчеркивает И.В. Ершова, фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, - все это отрицательно влияло на данный вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта < 1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник " Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

 

< 1> См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2002. С. 368.

 

Первым нормативным актом федерального уровня явился Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ " О рекламе" < 1> (далее - Закон о рекламе 1995 г.), который был принят на фоне социально-экономических потрясений населения страны и рассматривался качественно новым этапом в становлении правовых основ развития рекламного рынка.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

 

Закон о рекламе 1995 г. создан на основе положений Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты. К его разработке привлекались специалисты Государственного комитета по антимонопольной политике, а также зарубежные специалисты и консультанты. Российский закон о рекламе был высоко оценен Европарламентом и даже рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах < 1>.

--------------------------------

< 1> Метелева Ю.А. Указ. соч. С. 51.

 

Особенностью истории принятия данного Закона является широкое использование демократических методов и форм правотворческой деятельности, включающих элементы общественного участия в обсуждении альтернативных законопроектов < 1>.

--------------------------------

< 1> Ерошок А.Ю. Указ. соч. С. 10.

 

Следующим этапом становления современного рекламного права является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) " О рекламе" < 1> (далее - Закон о рекламе 2006 г.), в котором отражен накопленный 10-летний опыт практики регулирования рекламных отношений.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

 

Следует признать базовый характер Закона о рекламе 2006 г., представляющего собой системообразующий нормативный акт всего рекламного законодательства. И с этим вряд ли можно поспорить. Закон о рекламе 2006 г. помимо общих и особенных норм, посвященных рекламе, предлагает понятийный аппарат в сфере рекламы, общие рамки рекламных правоотношений в России, статус субъектов рекламной деятельности, в том числе профессиональных участников рекламного рынка, а также контролирующих сферу рекламы государственных органов, и их полномочия.

Несмотря на признание общего, базового характера Закона о рекламе, некоторые специалисты, рассматривая его роль в системе регулирования конкурентных отношений, считают его " специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей" < 1>.

--------------------------------

< 1> Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2010.

 

Системность рекламному законодательству придают также единство целей ряда нормативных актов, выполнение которых обеспечивается взаимопроникновением отдельных их норм, посвященных сходному объекту правового регулирования. Примечательно здесь также то, что этот, по сути, разноотраслевой нормативный материал находит непосредственный выход в рекламное право. В литературе, в частности, обосновывается связь конкурентного законодательства и законодательства о защите прав потребителей с законодательством о рекламе < 1>.

--------------------------------

< 1> Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Указ. соч.

 

Фактически такое нормативное переплетение имеет место, когда Закон о рекламе устанавливает дополнительные требования к рекламе отдельных видов товаров (услуг), например ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ " О рынке ценных бумаг" < 1>). В свою очередь, " обратные" по особенностям распространения рекламной информации отсылки можно обнаружить в отраслевых Законах, например Федеральном законе от 10.07.2001 N 87-ФЗ " Об ограничении курения табака" < 2>, Законе РФ от 27.12.1991 N 2124-1 " О средствах массовой информации" < 3> и др.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

< 2> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

< 3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

 

Определяя особенности рекламного права, следует обратить внимание на образующее его понятие " законодательство" применительно к сфере рекламной деятельности.

Как известно, в широком смысле понятие " законодательство" включает весь массив нормативных правовых актов, принятых соответствующими уполномоченными органами государственной власти. Узкий смысл данного понятия, по справедливому мнению Е.И. Спектор, " сводится исключительно к законам - либо исключительно к федеральным законам, либо и к федеральным, и к законам на уровне субъектов Российской Федерации" < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону " О рекламе" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

 

Отдельные специалисты также исходят из узкого понимания понятия " законодательство", относя к нему собственно Закон о рекламе и другие федеральные законы, а акты иного уровня, - к документам, лишь содержащим нормы права, посвященные рекламе < 1>, опираясь на нормотворческую и судебную практику по данному вопросу.

--------------------------------

< 1> Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ " О рекламе" (постатейный) // СПС. 2007.

 

Закон о рекламе 2006 г. фактически воспроизвел положения Закона о рекламе 1995 г., касающегося состава рекламного законодательства, отнеся к нему исключительно акты федерального уровня. Конституционный Суд РФ (КС РФ) подтвердил правомерность данного подхода, несмотря на объективные предпосылки расширительного представления о качественном составе рекламного законодательства, нашедшего критическую поддержку и экспертного сообщества. Так, КС РФ указал в Постановлении от 04.03.1997 N 4-П " По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона " О рекламе" на то, что реклама исходя из определения, данного Законом, является средством продвижения товаров на общий рынок России и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе, по мнению Конституционного Суда, устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка. Необходимо отметить, что определение рекламы, предложенное в новом Законе, в еще большей степени подтверждает эту идею, напрямую провозглашая в качестве цели рекламной информации продвижение на рынке тех или иных объектов рекламирования (п. 1 ст. 3).

Следует сказать, что еще одним аргументом в пользу подтверждения изложенной ранее позиции высшей судебной инстанции служит отказ от регулирования неэтичной рекламы, относимой, скорее всего, к законодательству о культуре, находящемуся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. На данный факт, как отражающий неверность " узкого" подхода к регулированию рекламных правоотношений, исследователи указывали и ранее < 1>.

--------------------------------

< 1> Вольдман Ю. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения // Хозяйство и право. 1997. N 7. С. 41.

 

Как следует из смысла Постановления КС РФ, регулирование отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы, связанное с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции федерального законодателя. При этом следует подчеркнуть более высокую юридическую силу Закона о рекламе по отношению к иным нормативным актам в части регулирования рекламных отношений.

Поэтому какие-либо ограничения отношений, если они урегулированы нормами Закона о рекламе, не могут быть предусмотрены актами субъектов РФ и органами местного самоуправления < 1>.

--------------------------------

< 1> Зоркольцев Р.Д. Проблемы исполнения договора о размещении и распространении наружной рекламы // СПС. 2011.

 

Несмотря на это, в то же время следует отметить приверженность отдельных специалистов к довольно широкому представлению рекламного законодательства, включающего законодательные нормы, обязательные к применению, а также положения актов рекомендательного характера. Речь, в частности, идет о Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты. Подтверждает такой особый статус следование его положениям всех субъектов рекламной деятельности (рекламного сообщества) при установлении случаев ненадлежащей рекламы < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Указ. соч.

 

Впрочем, и сейчас подтверждается комплексный объект правового регулирования рекламной деятельности: если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ. При этом помимо указанных субъектов отдельные аспекты рекламной деятельности вправе рекламировать также органы местного самоуправления < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Черячукин Ю.В. Указ. соч. С. 12; Зоркольцев Р.Д. Указ. соч.

 

Таким образом, рекламное законодательство в широком смысле включает не только исключительно документы федерального уровня (законы и подзаконные акты), но аналогические документы регионального уровня, а также акты органов местного самоуправления, затрагивающие рекламные правоотношения.

Для понимания особенностей рекламного права значение приобретает содержание рекламных отношений, которые реализуются с экономической точки зрения в рамках коммуникативных связей. По мнению Ф.И. Шаркова, рекламные отношения с точки зрения рекламного права представляют собой не просто часть маркетинговых коммуникаций, но и такие правоотношения между субъектами рекламной деятельности, которые способствуют наилучшему удовлетворению разумных потребностей, воспитанию эстетических вкусов, утверждая правовую культуру, основанную на законах и традициях < 1>.

--------------------------------

< 1> Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 18 - 19.

 

По мнению А.Ю. Головина, отношения в области рекламы можно определить как взаимодействие субъектов, результатом которого является получение (создание) и обнародование облеченной в объективную форму информации, отвечающей по своим признакам определению рекламы, а также субъектов, на которых полученный результат (реклама) оказывает определенное воздействие либо осуществляющих возложенные государством контрольные и правоохранительные функции < 1>.

--------------------------------

< 1> Головин А.Ю. Указ. соч. С. 11.

 

При этом рекламные отношения, которые непосредственно проявляются в рекламной деятельности, находятся под воздействием достаточно широкого перечня регулятивных инструментов. Как полагает А.В. Карягина, рекламная деятельность регулируется как публичным правом, так и частным, а также нормативными и ненормативными регуляторами общественных отношений < 1>.

--------------------------------

< 1> Карягина А.В. Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект // Реклама и право. 2011. N 1. С. 5 - 8.

 

Правовой режим рекламной деятельности обусловлен как интересами государства, так и характером общественных отношений в ее сфере, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового регулирования в контексте их диалектического взаимодействия < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же. С. 5 - 8.

 

Следует учесть, что в современных научных исследованиях выделяют разнородный характер методов правового регулирования рекламного права. Сюда относят единство диспозитивного (сфера гражданского права), императивного (сферы административного, финансового, налогового, таможенного, уголовного права), поощрительного (функционирует практически на всех уровнях рекламного дела), рекомендательного (сфера совместного юридического регулирования рекламной деятельности государством и органами общественного самоуправления, организациями саморегулирования) методов < 1>.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Указ. соч. С. 29.

 

Как полагают современные исследователи, по мере формирования экономических, политических, социальных и правовых основ гражданского общества сфера применения метода субординации постепенно будет сужаться, что не означает полного отказа от контрольно-управленческих функций со стороны государства в рекламной сфере < 1>.

--------------------------------

< 1> Медведева Н.М. Указ. соч. С. 11.

 

По мнению А.В. Карягиной, структура правового режима рекламной деятельности включает:

цели и предназначение режима, которые направлены на обеспечение законных прав и интересов субъектов рекламной деятельности;

распределение прав и обязанностей между субъектами рекламной деятельности;

систему органов управления рекламной деятельностью, порядок их функционирования и взаимодействия;

полномочия саморегулирующихся общественных организаций в области обеспечения правового режима рекламной деятельности;

нормативное регулирование, надзор и контроль за рекламной деятельностью, что составляет основу этого режима;

регламентацию видов деятельности в сфере рекламы и меры предупреждения и пресечения нарушений в ней < 1>.

--------------------------------

< 1> Карягина А.В. Указ. соч. С. 5 - 8.

 

Основными функциями рекламного права являются:

упорядочение и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).

Построение правового режима рекламной деятельности позволяет выделить два взаимодополняемых направления, определяемых государственно-общественным характером и особенностями сложившейся практики упорядочения взаимодействия в сфере рекламы. Соответственно здесь можно выделить как законодательное регулирование, так и саморегулирование, реализуемое в форме общественного контроля за соблюдением этических и правовых норм в рекламном бизнесе с целью защиты прав потребителей.

Модель регулирования рекламной деятельности в России, представляющая собой сочетание государственных и негосударственных (саморегулирующихся) механизмов с преобладанием первых, отмечалась и ранее < 1>. При этом данный факт был обусловлен инициативой государственных органов, пытающихся тем самым не формировать законодательство на перспективу, а решать текущие неотложные проблемы рекламных отношений < 2>.

--------------------------------

< 1> Черячукин Ю.В. Указ. соч. С. 13 - 14.

< 2> Черячукин Ю.В. Там же.

 

Как известно, деятельность по производству и распространению юридически значимой рекламной информации на самых разных рынках товаров, работ, услуг является предметом отражения норм рекламного права. Традиционными признаются хозяйственный характер такой деятельности и, как следствие, регулирование ее нормами гражданского права. И неслучайно Е.А. Свиридова считает, что отношения, возникающие при производстве и распространении рекламы, по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) регулируются гражданским законодательством < 1>.

--------------------------------

< 1> Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности " Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 29.

 

По мнению А.В. Таскаева, рекламное право есть субститут гражданского права, который образует совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы < 1>.

--------------------------------

< 1> Таскаев А.В. Указ. соч. С. 10.

 

Во многом данное представление, как указывалось выше, сложилось также под влиянием высказанного в судебной доктрине мнения о гражданско-правовой природе отношений в области рекламной деятельности < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18.07.1995 " О рекламе".

 

Между тем отношения, возникающие в связи с рекламной деятельностью, являются весьма разнородными: как имущественными, основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, так и основанными на власти-подчинении, что говорит о расширении существующего нормативного поля рекламы, не ограниченного чисто цивилистическими правовыми инструментами.

По мнению Н.М. Медведевой, вывод рекламы за рамки гражданско-правовых отношений обусловлен в том числе значительной степенью влияния рекламной информации на управленческие процессы в обществе, она не может ограничиваться рамками гражданско-правовых отношений < 1>. В то же время при определении интенсивности и организационной сложности предпринимательских отношений в сфере рекламы учеными подчеркивается значимость их административно-правового регулирования < 2>.

--------------------------------

< 1> Медведева Н.М. Указ. соч. С. 11.

< 2> Лисецкий Р.М. Указ. соч. С. 11.

 

Административно-правовой аспект регулирования рекламной деятельности обусловлен необходимостью обеспечения общественной безопасности, физического и нравственного здоровья граждан < 1>. В подтверждение наличия публично-правовых основ в регулировании рекламной деятельности отдельные исследователи приводят последствия распространения ненадлежащей рекламы и выделение в связи с этим неопределенного круга лиц, каждое из которых может быть потенциальным потерпевшим от рекламного воздействия.

--------------------------------

< 1> Медведева Н.М. Указ. соч.

 

Деятельность компетентных государственных органов, направленная на защиту от распространения ненадлежащей рекламы и ее последствий, фактически означает защиту публично-значимых социальных интересов, что является областью публичного права < 1>.

--------------------------------

< 1> Головин А.Ю. Указ. соч. С. 14.

 

Следовательно, отношения, возникающие в связи с осуществлением рекламной деятельности, регулируются нормами как частного, так и публичного права. Поэтому законодательство о рекламе носит комплексный характер, включающий положения, определяющие как частноправовые, так и публично-правовые нормы < 1>. Стоит отметить, что точка зрения о комплексном характере регулирования рекламных отношений находит значительную поддержку в науке < 2>.

--------------------------------

< 1> Нюняев В.О. Указ. соч. С. 7.

< 2> Законодательство о конкуренции и защита прав потребителей / Под общ. ред. В.П. Крашенинникова. М., 1998. С. 8.

 

При этом различную природу норм, регулирующих рекламные правоотношения, объединяет единая цель, в рамках предпринимательского права как комплексной отрасли российского права < 1>.

--------------------------------

< 1> Дзгоева Ю.О. Указ. соч. С. 10.

 

Однако вместе с тем рекламное право можно рассматривать правовым институтом новой комплексной отрасли - информационного права, поскольку исходя из определения реклама является прежде всего информацией. Собственно, само же информационное право традиционно определялось как отрасль, регулирующая информационные отношения в обществе, находящаяся, правда, пока на стадии своего формирования.

Поэтому, наверное, более справедливым выглядит утверждение о разноотраслевом характере норм рекламного права, большая часть из которых относится к нормам гражданского, административного и конституционного права < 1>.

--------------------------------

< 1> Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. М.: Университетская книга, 2007.

 

Соответственно более правильно считать, что рекламное право представляет собой комплексное правовое образование, включающее совокупность правовых норм разноотраслевого порядка. По справедливому мнению С.Г. Богацкой, " комплексный характер правового регулирования подчеркивается сочетанием в рекламном праве частноправовых и публично-правовых норм" < 1>.

--------------------------------

< 1> Богацкая С.Г. Указ. соч.

 

Следует данные позиции ученых поддержать, упомянув критерии выделения отдельных блоков нормативного материала в целостное нормативно-правовое образование. Как известно, традиционным отражением отраслевой самостоятельности определенной сферы правового регулирования является создание единого источника - кодифицированного нормативного акта, которого на данном этапе пока не создано.

Основанием для проведения кодификационной работы в сфере рекламного права следует считать многочисленные проблемы рекламного законодательства, которые являлись предметом неоднократного обсуждения в литературе < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Павловец Е.В. Указ. соч.; Свердлык Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений: Учеб. пособие. М., 2002; Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере наружной рекламы: Сб. научных статей / Отв. ред. Г.А. Свердлык. М., 2004.

 

На целесообразность проведения кодификации в области рекламы, в том числе принятия основополагающего федерального закона типа рекламного кодекса, содержащего помимо общих положений разделы, посвященные коммерческой, социальной и политической рекламе, уже указывалось в науке < 1>. Хотя мнения ученых по данному вопросу не выдерживают единую линию, расходясь в юридико-технических особенностях систематизации нормативного материала.

--------------------------------

< 1> Черячукин Ю.В. Указ. соч. С. 12.

 

Несмотря на необходимость кодификации рекламного законодательства, Э.Л. Страунинг полагает, что " простое объединение в одном акте норм, ранее содержавшихся в различных законах, нельзя признать достаточным" < 1>. Это мнение на данном этапе можно разделить, поскольку простая консолидация норм по одному предмету регулирования может способствовать только излишним нормативным нагромождениям, порождающим новые правоприменительные проблемы. Да и сам предмет правового регулирования в рекламе представляется весьма узким, сводящимся лишь к рекламному процессу.

--------------------------------

< 1> Страунинг Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона " О рекламе" // Юридический мир. 2008. N 7.

 

Поэтому пока за рекламным правом не признают самостоятельного отраслевого значения, в том числе в силу ограниченного круга общественных отношений, касающихся сферы производства и распространения рекламы. Неслучайно также отмечают, что действующее законодательство в сфере рекламной деятельности в настоящее время полностью регулирует только содержание и способ распространения рекламы, а механизм воздействия рекламы - лишь частично < 1>. В связи с этим законодательство о рекламе следует рассматривать как складывающуюся комплексную отрасль российского законодательства < 2>.

--------------------------------

< 1> Таскаев А.В. Указ. соч. С. 9.

< 2> Черячукин Ю.В. Указ. соч.

 

Предваряя анализ нормативных актов в сфере рекламы, приведем обобщенное определение понятия " рекламное право", которое дано М.В. Барановой. По ее мнению, рекламное право - система юридически обязательных внутригосударственных и международно-правовых установлений, регламентирующих деятельность по производству и распространению рекламной информации на основе специальных принципов, особыми методами правового регулирования, в особых процессуальных формах, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, защиту от недобросовестной конкуренции в сфере рекламного бизнеса, обеспечение права потребителей на получение надлежащей рекламы, стимулирование сбыта товаров, услуг, идей, проектов (программ) < 1>.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Указ. соч. С. 15.

 

Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.