Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Кирилловых






РЕКЛАМА И РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.А. КИРИЛЛОВЫХ

 

Кирилловых Андрей Александрович, практикующий юрист, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Автор более 150 работ по юриспруденции, включая учебные и практические пособия, комментарии к законодательству, статьи в периодических изданиях.

 

Рецензенты

 

Кононов П.И., доктор юридических наук, профессор.

Жукова Т.В., кандидат юридических наук, доцент.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе информация занимает значительное место не только в определении повседневных социальных связей, но и в решении общегосударственных задач, построении и развитии глобальной конструкции мирового порядка. Немаловажную роль информационное поле призвано сыграть и в экономике, построенной, как известно, на знаниях, постепенно приобретающих инновационный < 1> контент. Экономика же призвана обслуживать повседневные потребности как общества в целом, так и отдельных субъектов - участников хозяйственных отношений и в большинстве своем граждан, являющихся потребителями рекламной информации.

--------------------------------

< 1> Слово " инновация" происходит от англ. innovation и означает внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека.

 

По законодательству информация является объектом гражданских прав, поскольку имеет экономическую ценность, выраженную в конкретной материальной стоимости для ее обладателя, может быть товаром < 1> и по этой причине получает необходимое правовое регулирование.

--------------------------------

< 1> См., например: Бачило И.Л. Право на информацию в Российской Федерации. М.: Книжная серия журнала " Безопасность информационных технологий", 1997. С. 12; Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: Магистр, 1997. С. 28 - 29; Рассудовский В.А. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство // Российская юстиция. 1994. N 12. С. 9 - 13.

 

Как известно, составной частью информации выступает реклама, которая является довольно значимым социально-экономическим явлением, призванным в том числе развивать конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг. Поэтому достаточно большое значение приобретают правовое регулирование рекламы, его развитие и совершенствование.

Генезис современного рекламного законодательства показывает два последовательных этапа: от становления и формирования правил рекламной деятельности (Закон РФ " О рекламе" 1995 г.) до трансформации нормативного материала с учетом правоприменительной практики и норм международного права (новый Закон РФ " О рекламе" 2006 г). При этом стоит учесть, что определенное значение в эволюции рекламного права сыграла юридическая наука, рассматривающая вопросы рекламы с позиции исключительно как публичного < 1> или частного < 2>, так и межотраслевого < 3> правового регулирования, в том числе в контексте коммуникативной деятельности < 4>.

--------------------------------

< 1> Ерошок А.Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999; Найдеров Ю.В. Административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005; Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005; Медведева Н.М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006.

< 2> Головин А.Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002; Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002; Нечуй-Ветер В.Л. Обязательства по оказанию рекламных услуг: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003; Филатова О.А. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003; Таскаев А.В. Права потребителей на надлежащую рекламу по гражданскому праву России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2004; Свинцова Е.А. Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в РФ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005; Шугайбов З.Ш. Гражданские правоотношения в сфере российского рынка рекламы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006; Жуковская Л.М. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2007; Свиридова Е.А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2007; Нюняев В.О. Правовое регулирование рекламной деятельности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2008; Маркович А.М. Реклама (рекламная деятельность) как вид предпринимательской деятельности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010.

< 3> Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1979; Кузнецова О.Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999; Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: Сравнительный анализ: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001; Черячукин Ю.В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Дис.... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2002; Кислицын А.А. Вводящая в заблуждение реклама: понятие и проблемы квалификации. Опыт сравнительно-правового исследования права России и США: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006; Баранова М.В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2010; Минбелеев А.В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2012.

< 4> Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2008; Волков А.В. Реклама как деятельность и социальный институт: Автореф. дис.... канд. соц. наук. СПб., 2004; Метелева Ю.А. Маркетинговые коммуникации: правовое регулирование. М.: Статут, 2006; Мишина Ю.Ю. Теоретико-методологические проблемы социологического изучения рекламы в прессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1996.

 

Нельзя отрицать, что на сегодня накоплен достаточно большой опыт теоретических разработок для модернизации правового регулирования рекламы, которые могут найти отражение в законодательстве. Однако ряд ключевых вопросов в этой сфере до сих пор остается без решения. В частности, не решены вопросы нормативного регулирования и статуса отдельных видов рекламы, имеющих место на практике, необходимой правовой унификации рекламных терминов, систематизации типологии гражданско-правовых обязательств в рекламной деятельности и ряд других. Данное обстоятельство требует дальнейшего исследования сущности рекламы как правового и социального явлений в контексте действующего законодательства и практики его применения.

В данной работе на основе комплексного анализа действующего законодательства, судебной практики, а также научной литературы предпринята попытка показать проблемы правового регулирования отдельных вопросов рекламных отношений и пути их решения.

Автор не претендует на полноту и глубину разрешения всех вопросов и затрагивает лишь некоторые аспекты рекламной практики, требующие разрешения на законодательном уровне. За рамками же настоящей работы остались нормативные требования к отдельным способам распространения рекламы и вопросы рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг), рассмотрение которых, как надеется автор, не заставит себя долго ждать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.