Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Положения, общие для обеих палат.






 

Статья 75.

1. Не могут быть ни членами сената, ни членами палаты депутатов лица:

а). не являющиеся иорданцами;

б). претендующие на иностранное гражданство или на иностранное покровительство;

в). объявленные банкротами и не восстановленные в правах в законном порядке;

г). лишенные гражданских прав и не восстановленные в них;

д). осужденные за неполитическое преступление к заключению в тюрьме на срок свыше одного года и не по милованные;

е). извлекающие материальную выгоду из контрактов, кроме контрактов аренды земли и имущества, заключенных с каким-либо иорданским государственным учреждением; это не действует в отношении членов акционерного общества, насчитывающего более десяти членов;

ж). умалишенные и страдающие душевными заболеваниями;

з). родственники Короля в степени, определяемой специальным законом.

2. Если в период действия своего мандата депутат или сенатор окажется в положении, влекущем за собой дисквалификацию его как члена палаты в соответствии со сказанным выше, или если такое обстоятельство обнаружится после его избрания, он лишается мандата и его место становится вакантным по решению большинства двух третей членов соответствующей палаты; если решение выносится сенатом, то оно представляется на утверждение Его Величества Короля.

Статья 76.

При условии соблюдения положений статьи 52 настоящей Конституции не допускается совмещение членства в сенате или палате депутатов с одновременным нахождением на публичной службе; под публичной службой подразумевается всякая служба, оплачиваемая из публичных источников, включая и службу в муниципальных учреждениях. Не допускается также одновременное членство в сенате и палате депутатов.

Статья 77.

При условии соблюдения постановлений настоящей Конституции о роспуске палаты депутатов Национальное собрание в течение срока своих полномочий проводит ежегодно одну очередную сессию.

Статья 78.

1. Король созывает Национальное собрание на очередную сессию ежегодно 1 октября, а если этот день оказывается неприсутственным днем, то в первый следующий, являющийся присутственным, день. Однако Король может королевским указом, публикуемым в официальной газете, отложить созыв Национального собрания до установленной королевским указом даты при условии, что такая отсрочка не превысит двух месяцев.

2. Если Национальное собрание не созвано, как указано в предыдущем пункте, оно собирается по собственной инициативе, как если бы было созвано согласно указанному пункту.
3. Очередная сессия Национального собрания начинается в день, на который она была созвана согласно двум предыдущим пунктам; такая сессия продолжается три месяца, если Король не распустит палату до истечения этого срока. Король имеет право продлить очередную сессию, но на срок, не превышающий трех месяцев, в целях завершения стоящих на рассмотрении дел; по истечении первых трех месяцев или продолженного срока Король закрывает данную сессию.

Статья 79.

Король открывает очередную сессию Национального собрания тронной речью перед обеими палатами; он может уполномочить Председателя Совета министров или одного из министров провести церемонию открытия и огласить тронную речь. Каждая палата представляет адрес, содержащий ее ответ на тронную речь.

Статья 80.

Каждый сенатор и депутат до вступления в исполнение своих обязанностей должен принести перед соответствующей палатой следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Богом, что буду верен Королю и родине, буду соблюдать Конституцию, служить родине и выполнять наилучшим образом возложенные на меня обязанности».

Статья 81.

1. Король может королевским указом откладывать заседания Национального собрания, но только три раза или два раза, если созыв Собрания был отложен согласно пункту 1 статьи 78 Конституции. Не допускается, однако, чтобы периоды отсрочки в течение одной очередной сессии превышали два месяца, включая период отсрочки открытия сессии. Время этих отсрочек не засчитывается в срок продолжительности сессии.

2. Палата и сенат имеют право откладывать с одного срока на другой свои заседания согласно своим регламентам.

Статья 82.

1. Король в случае необходимости может созывать Национальное собрание на чрезвычайную сессию на неопределенный срок для принятия решений по особым вопросам, указываемым в королевском указе о созыве. Эта чрезвычайная сессия закрывается королевским указом.

2. Король созывает чрезвычайную сессию Национального собрания также, если этого требует абсолютное большинство членов палаты депутатов посредством заявления за их подписью с указанием в ней вопросов, которые они желают подвергнуть обсуждению.

На чрезвычайной сессии Национальное собрание может обсуждать лишь вопросы, указанные в королевском указе о созыве этой сессии.

Статья 83.

Каждая палата составляет свой регламент для регулирования и упорядочения процедуры своей работы и представляет эти регламенты на утверждение Короля.

Статья 84.

1. Никакое заседание ни одной из палат не считается законным, если на нем не присутствует двух третей ее членов.

2. Решения каждой из палат принимаются большинством голосов присутствующих членов, исключая голос председателя, если Конституцией не предусмотрен для данного случая другой порядок. В случае разделения голосов поровну исход голосования должен решать голос председателя.

3. Если вопрос касается Конституции или выражения доверия правительству или одному из министров, производится поименное открытое голосование.

Статья 85.

Заседания каждой из палат открытые, но допускается проведение заседаний при закрытых дверях по требованию правительства или пяти членов. Палата постановляет о принятии или отклонении этого требования.

Статья 86.

1. Член палаты может быть задержан или предан суду во время сессии, лишь в том случае, если палата, членом которой он состоит, абсолютным большинством голосов примет решение о наличии достаточного основания для его ареста или суда или если член палаты был застигнут на месте совершения уголовного преступления. При аресте в последнем случае об этом должно быть немедленно доведено до сведения соответствующей палаты.

2. Если член любой из палат арестован по какой-либо причине в период, когда Национальное собрание не заседает, Председатель Совета министров должен, как только соберется палата, членом которой является задержанный, сообщить ей о принятых мерах и представить необходимые объяснения.

Статья 87.

Каждый член любой из палат имеет полную свободу слова и выражения своих мнений в соответствии с регламентом палаты, членом которой он состоит; не допускается вменять в вину члену любой из палат голосование, выраженное мнение или речь, произнесенную во время прений в палате.

Статья 88.

Если место депутата или сенатора становится вакантным вследствие смерти или отставки или по другой причине, оно замещается путем назначения, если замещение касается сенатора, или частичными выборами, если замещение касается депутата; указанное замещение вакансий осуществляется в течение двух месяцев со дня, когда Национальное собрание известило правительство об открывшейся вакансии. Полномочия нового члена палаты продолжаются до истечения срока полномочий его предшественника.

Статья 89.

1. Кроме случаев, когда палата и сенат собираются на совместные заседания, согласно статьям 29, 79 и 92 настоящей Конституции, обе палаты могут созываться на совместные заседания по требованию Председателя Совета министров.

2. Когда обе палаты заседают совместно, председательствует председатель сената.

3. Решения обеих палат, созванных согласно настоящей статье, считаются имеющими силу, когда они приняты абсолютным большинством голосов присутствующих членов.

Статья 90.

Никто из членов палат не может быть лишен мандата иначе, как по решению соответствующей Палаты и за исключением двух случаев — несовместимости и истечения срока полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией и избирательным законом. Решениео лишении мандата должно быть принято большинством голосов двух третей членов палаты; в отношении сенаторов решение сената представляется на утверждение Короля.
Статья 91.

Председатель Совета министров вносит всякий законопроект сначала в палату депутатов, которая имеет право принять его или изменить или отклонить; во всех случаях законопроект передается затем в сенат Законопроект считается принятым, лишь когда он одобрен обеими палатами и утвержден Королем.

Статья 92.

Если одна из палат дважды отклоняет какой-либо законопроект, а вторая принимает его с изменениями или без таковых, то обе палаты собираются на совместное заседание под председательством председателя сената для рассмотрения статей, по которым имеются расхождения; для принятия законопроекта необходимо, чтобы решение Национального собрания было вынесено большинством голосов двух третей присутствующих членов; отклоненный в этом случае законопроект не может быть поставлен вторично на голосование Собрания в течение той же сессии.

Статья 93.

1. Всякий законопроект, одобренный сенатом и палатой депутатов, представляется на утверждение Короля.

2. Закон вступает в силу по утверждении его Королем и по истечении тридцати дней с момента обнародования в официальной газете, если в законе не имеется специального указания о другой дате вступления его в силу.

3. Если Король не считает возможным утвердить законопроект, он должен в течение шести месяцев с момента его представления возвратить законопроект Собранию с изложением мотивов отказа в утверждении.

4. Если законопроект (исключая Конституцию) возвращен в течение указанного в предыдущем пункте срока и обе палаты примут его вторично большинством голосов
двух третей всех членов каждой из палат, он должен быть обнародован, в случае невозвращения законопроекта с его утверждением в указанный в пункте 3 настоящей статьи срок, он считается имеющим силу и утвержденным законом Если законопроект не получил большинства двух третей голосов, он не может вновь рассматриваться на этой же сессии; Национальное собрание может, однако, вновь рассмотреть упомянутый законопроект на следующей очередной сессии.

Статья 94.

1. В период, когда нет сессии Национального собрания, Совет министров с согласия Короля может издавать временные законы, необходимость которых вызывается следующими чрезвычайными обстоятельствами:

а). народные бедствия;

б). состояние войны или военное положение;.

в). срочные, не терпящие отлагательства расходы.

Эти временные законы, которые не должны противоречить положениям Конституции, имеют силу закона, но подлежат представлению Собранию на его ближайшей сессии; в случае неодобрения их Собранием Совет министров с согласия Короля должен немедленно объявить о прекращении их действия. Со дня такого объявления временные законы теряют силу; однако это не относится к уже заключенным контрактам и приобретенным правам.

2. Временные законы вступают в силу в таком же порядке, как законы, согласно статье 93 настоящей Конституции.

Статья 95.

1. Каждый член палаты или сената может вносить предложения о разработке законопроекта; такие предложения передаются соответствующей комиссии Собрания для рассмотрения и дачи заключения по данному вопросу. Если Собрание сочтет возможным принять предложение, оно передает его правительству для оформления в виде законопроекта и представления Собранию во время очередной или следующей сессии.

2. Всякий законопроект, предложенный депутатом или сенатором и отвергнутый Собранием, не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Статья 96.

Каждый член палаты депутатов и сената может обращаться к министрам с вопросами и интерпелляциями по любому представляющему общественный интерес вопросу в порядке, установленном регламентом палаты, членом которой состоит этот депутат или сенатор. Никакая интерпелляция не подлежит обсуждению до истечения восьмидневного срока с момента передачи *ее министру, кроме срочных случаев и случаев согласия соответствующего министра на сокращение этого срока.


ГЛАВА ШЕСТАЯ.СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 97.

Судьи независимы и при отправлении правосудия подчиняются только закону.

Статья 98.

Судьи гражданских и шариатских судов назначаются и увольняются королевским указом согласно постановлениям законов.

Статья 99.

Устанавливаются суды трех видов:

1. гражданские суды,

2. религиозные суды

3. особые суды.

Статья 100.

Виды судов, их иерархия, деления, юрисдикция, организация и управление ими устанавливаются специальным законом; этот закон должен также содержать положение об образовании Верховной судебной палаты.

Статья 101.

1. Суды доступны для всех и охраняются от вмешательства в их дела.

2. Заседания судов открытые, кроме случаев, когда суд по соображениям общественного порядка или охраны добрых нравов решает провести разбирательство при закрытых дверях.

Статья 102.

Гражданским судам Иорданского Хашимитского королевства подсудны все гражданские и уголовные дела, включая возбужденные правительством Иордании или против него, кроме дел, подсудных в силу положений настоящей Конституции или действующих законов религиозным и особым судам.

Статья 103.

1. Гражданские суды отправляют правосудие по гражданским и уголовным делам согласно действующим в королевстве законам; по вопросам личного статута иностранцев или гражданских и торговых дел, в отношении которых в международной практике обычно применяется закон другой страны, такой закон применяется в порядке, установленном законом.

2. Вопросами личного статута являются вопросы, определенные в качестве таковых законом и входящие в соответствии с ним в исключительную компетенцию шариатского суда, если стороны являются мусульманами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.