Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 13. 1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты






1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты

2. Белорусская литература во второй половине 1950-х —1980-е гг.: условия развития и тематика творчества

3. Анализ исторического явления на основе статистических данных

Анализ историческою явления, связанного с проведением советской властью аграрной политики на основе количественных показателей.

В феврале 1930 г. было принято решение провести коллективиза­цию до марта 75—80 % крестьянских хозяйств и объявить Беларусь первой в СССР республикой сплошной коллективизации. Согласно данному решению количество крестьянских хозяйств в колхозах воз­росло соответственно с 21 до 58 %. Однако в июне 1930 г. произошло уменьшение доли крестьянских хозяйств в колхозах до 11 %.

1. Такие количественные показатели свидетельствуют о проведе­нии сплошной коллективизации сельского хозяйства, началом кото­рой считается 1929 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Общим признаком, которому подчиняются предложенные ста­тистические данные, является объединение индивидуальных кре­стьянских хозяйств в коллективные, т. е. создание колхозов (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Теоретическим обоснованием политики сплошной коллективи­зации сельского хозяйства стала статья И. В. Сталина «Год великого перелома», напечатанная в газете «Правда» в 1929 г. Однако наруше­ние принципа добровольности и применение силовых методов при создании колхозов вызвали недовольство крестьянства. В результате публикации в марте 1930 г. еще одной статьи И. В. Сталина «Голо­вокружение от успехов» об искривлениях партлинии в колхозном движении произошло их исправление, связанное с массовым выходом крестьян из колхозов (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Первоначально динамика процесса сплошной коллективизации являлась положительной, в короткий срок с февраля по март 1930 г. количество крестьянских хозяйств в колхозах возросло с 21 до 58 %. В июне 1930 г. коллективизация приобрела отрицательный харак­тер, произошло уменьшение доли крестьянских хозяйств в колхозах до 11 %. Особенностью колхозного строительства в БССР было стрем­ление партийного руководства объявить Беларусь первой в СССР республикой сплошной коллективизации, что вызвало очень быстрые темпы объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в коллек­тивные (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 12

1. Индустриализация в БССР: особенности проведения и ре­зультаты

2. Общественно-политическая система БССР во второй поло­вине 1960-х — первой половине 1980-х гг.: характерные черты и особенности

3. Анализ содержания исторического документа

Определение названия исторического документа, обстоятельств его создания, позиции авторов (составителей).

«...Арганiзаваны рабочы клас i працоунае сялянства Беларуасi... абапiраючыся на волю працоуных мас, праяуленую на I з'ездзе Саветау Беларусi у лютым 1919 г.... абвяшчаюць незалежную Сацыялiстычную Савецкую Рэспублiку Беларусi., усе законы i пастановы польскай акупацыйнай улады аб аднауленнi прыватнай уласнасцi у Беларусi адмяняюцца.

Асноуныя палажэннi аб арганiзацыi народнагаспадарчага жыцця, абвешчаныя 1 студзеня 1919 г. у Манiфесце Часовага рабоча-сялянскага урада Беларусi, аднауляюцца у поунай ступенi..

Сацыялiстычная Савецкая Рэспублiка Беларусi вызначае сваю заходнюю мяжу па этнаграфiнчнай мяжы памiж Беларуссю i прымыкаючымi да яе буржуазнымi дзяржавамi Мяжа Сацыялiстычнай Савецкай Рэспублiкi Беларусi з Савецкай Расiяй i Украiнай вызначаецца свабоднымi выражэннямi волi беларускага народа на павятовых i губернскiх з'ездах Саветау у поунай згодзе з урадамi РСФСР i УССР...»1

1. Данный исторический документ представляет собой Деклара­цию о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси, принятую 31 июля 1920 г. в Минске (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Историческая ситуация, в которой создавался документ, свя­зана с тем, что данная декларация принята в условиях окончания польско-советской войны, когда войска Красной Армии освободили от польских интервентов Минск (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Второе объявление ССРБ в данной декларации является логиче­ским продолжением государствообразующего процесса, начавшегося провозглашением ССРБ 1 января 1919 г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Позиция составителей исторического документа связана с ло­гическим продолжением событий, о которых упоминается в настоя­щей декларации. Данные исторические события были направлены на оформление белорусской советской государственности. Во-первых, это провозглашение ССРБ 1 января 1919 г. Во-вторых, это I съезд Советов Беларуси в феврале 1919 г., на котором было принято поста­новление «О признании независимости Социалистической Совет­ской Республики Беларуси» и решено о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 10

1. Политика белорусизации: особенности национальных от­ношений и основные мероприятия

2. Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации

3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории

Сравнение общественно-политической жизни в БССР в периоды хрущевской «оттепели» и стагнации по предложенным признакам.

1. Синхронизация явлений общественно-политической жизни БССР в период хрущевской «оттепели», т. е. во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг., и в период стагнации, т. е. во вто­рой половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2.Самостоятельное определение признаков может быть связано с понятиями «советская общественно-политическая система» и «де мократизация» (третий уровень усвоения знаний и способов дея­тельности).

3. Заполнение сравнительной таблицы по предложенным при­знакам (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятель­ности).

 

Признаки для сравнения Вторая половина 1950-х — первая половина 1960-х гг. Вторая половина 1960-х — первая половина 1980-х гг.
Явления, свиде­тельствовавшие о демократиза­ции Осуждение культа лично­сти Сталина и проведение частичной реабилитации необоснованных жертв ста­линских репрессий во вре­мя хрущевской «оттепели», когда Первым секретарем ЦК КПБ был К. Т. Мазуров Отказ от нереальных пла­нов строительства комму­низма к началу 1980-х гг. в период, когда Первым секретарем ЦК КПБ был П. М. Машеров
Явления, свиде­тельствовавшие о сохранении советской обще­ственно-поли­тической систе­мы Существование однопар­тийной политической си­стемы. Принятие в 1961 г. необоснованного (волюн­таристского) курса на стро­ительство коммунизма Закрепление руководя­щей и направляющей роли Коммунистической партии Беларуси в соот­ветствии со статьей 6 Кон­ституции БССР 1978 г., в результате чего КПБ яв­лялась «государством в го­сударстве»

4. Особенностью общественно-политической жизни в БССР яв­лялось усиление роли Коммунистической партии Беларуси, происхо­дившее в условиях достаточно стабильного экономического развития Беларуси, когда еще не проявились кризисные явления. На основе повышения жизненного уровня населения формировалось положи­тельное отношение белорусов к политике коммунистической партии. Для белорусского общества были характерны жизненный оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, симпатии к идеям социализма (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

 

Билет 9

1. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг.: демо­кратизация и участие в образовании СССР

2. Социально-экономическое развитие БССР во второй поло­вине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов

3. Характеристика деятельности исторической личности

Характеристика деятельности Александра Григорьевича Червякова.

1. Деятельность А. Г. Червякова происходила в 1917—1937 гг. и от­носится к общественно-политической сфере (второй уровень усвое­ния знаний и способов деятельности).

2. Деятельность А. Г. Червякова проходила в условиях установ­ления в Беларуси советской власти и укрепления советской обще­ственно-политической системы, сторонником которой он сознательно являлся (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

3. Являлся участником Октябрьской революции 1917 г. в Петро­граде, руководил Северо-Западном областным комитетом РСДРП(б). А. Г. Червяков работал секретарем Белорусского национального ко­миссариата (Белнацкома) и выступал за создание белорусской совет­ской республики и установление тесных связей с Советской Россией. Являлся одним из авторов Манифеста Временного рабоче-крестьян­ского советского правительства Беларуси, которым 1 января 1919 г. провозглашалось образование Советской Социалистической Респу­блики Беларуси (ССРБ). В 1919 г. был народным комиссаром просве­щения ССРБ. Стал одним из участников создания 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. Договор об образо­вании СССР заключили советские республики, в том числе ССРБ. В 1920—1924 гг. являлся председателем Совета Народных Комисса­ров. В 1920—1937 гг. занимал пост председателя Центрального ис­полнительного комитета БССР (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.А. Г. Червяков внес значительный вклад в создание белорусской советской государственности, содействовал реализации ленинско­го плана объединения советских республик посредством создания СССР с участием БССР, был активным сторонником политики бе-лорусизации. Благодаря его деятельности был заложен фундамент национальной формы белорусской государственности, проводилась в жизнь национальная политика, которая учитывала интересы бе­лорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов де­ятельности).


 

Билет 8

1. Объяснение причинно-следственных связей между исто­рическими фактами (процессами)

2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации

3. Объяснение причинно-следственных связей между исто­рическими фактами (процессами)

Раскрытие причинно-следственной связи между политикой Польши в «кресах восточных» и развертыванием национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси.

1.Исторические события, связанные с политикой Польши в «кре­сах восточных» и развертыванием национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси, относятся к 1920—1930-м гг. и к обще­ственно-политической и социально-экономической сферам жизни (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2.Логическая последовательность исторических событий, свя­занных с политикой Польши в «кресах восточных» и развертыва­нием в Западной Беларуси национально-освободительной борьбы, заключается в ее обусловленности действиями польских властей, на­правленными на полонизацию местного населения (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3.Причины развертывания борьбы против польских властей в Западной Беларуси были обусловлены политикой маршала Юзефа Пилсудского, получившей название «санация» («оздоровление»). На территории Западной Беларуси действовала польская тайная по­литическая полиция, многочисленные суды и тюрьмы, был создан концентрационный лагерь в Березе-Картузской. Массовые аресты, издевательства и пытки вызвали ненависть народа к польским пра­вителям. В результате курса на полонизацию в 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. Одним из проявлений национального притеснения стало наруше­ние права на свободу вероисповедания и религиозная нетерпимость польских властей к православному большинству белорусскоязычного населения. Аграрная политика польских властей была направлена на эксплуатацию крестьянства, которое в Западной Беларуси страдало от малоземелья и безземелья. Рабочие в Западной Беларуси труди­лись по 12—14 часов в сутки, а их заработная плата была ниже, чем на собственно польских землях (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Особенным в данной причинно-следственной связи является то, что польские власти рассматривали аннексированные ими по услови­ям Рижского мирного договора 1921 г. западнобелорусские земли как собственно польские, так как в официальных польских документах они получили название «кресы восточные», что означало восточные окраины Речи Посполитой.

 

Билет 7

1. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества

2. Участие БССР в основании и деятельности ООН

3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство».

1.Термин «буферное государство» используется в исторической науке для характеристики положения Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел), существовавшей с февраля по июль 1919 г. (второй уровень усвоения знаний и способов деятель­ности).

2.Признаки буферного государства связаны с его географическим (геополитическим) положением между соседними странами, при ко­тором его территория используется в качестве своеобразной погра­ничной зоны для предотвращения вероятных противоречий между соседними странами (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3.Решение о создании Социалистической Советской Республи­ки Литвы и Беларуси (Литбел) было принято в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов исходя из цели предотвращения открытой войны между Польшей и Советской Россией. Территория Литбел использовалась для отграничения РСФСР от Речи Посполитой (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Особенным для процесса оформления государственности Бе­ларуси стал статус Социалистической Советской Республики Лит­вы и Беларуси (Литбел) как буферного государства, обусловленный его созданием в обстановке начавшейся в 1919 г. польско-советской войны за восстановление территории Речи Посполитой в границах 1772 г., что означало стремление правительства Ю. Пилсудского вернуть территории Беларуси и Литвы, где уже была установлена советская власть, в состав Польши (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Раскрытие содержания исторического термина «развитой социализм».

1. Термин «развитой социализм» был использован в 1971 г., когда отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое об­щество (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2.Термин «развитой социализм» определялся в программных до­кументах Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) как этап общественного развития СССР на пути строительства коммунизма, связанный с высшим достижением социального прогресса в начале 1970-х гг. (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3.В связи с необоснованностью курса на строительство коммуниз­ма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Был также сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. В1977 и 1978 гг. были приняты соответственно Кон­ституции СССР и БССР, получившие неофициальное название «Кон­ституций развитого социализма», в шестых статьях которых была официально закреплена руководящая и направляющая роль КПСС (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Особенным для общественно-исторического процесса в БССР, связанного с характеристикой построенного общества как «развитого социализма», являлось то, что в состав новой исторической общно­сти — советский народ — включалось все население БССР. При этом вместе с формированием в условиях единой коммунистической иде­ологии таких общих для советского народа признаков, как советский патриотизм и интернационализм, недостаточно внимания партий­ным руководством уделялось собственно национально-культурным особенностям белорусского народа (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Билет 6

1. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919—1920 гг. Второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси. Рижский мирный договор

2. БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: основные этапы и направления реформирования общества

3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общест­венно-историческим процессом

Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовал созыв Всебелорусского съезда в декабре 1917 г.

1. Созыв Всебелорусского съезда состоялся в декабре 1917 г., когда представителями белорусского национального движения предприни­мались попытки оформления белорусской государственности. Созыв Всебелорусского съезда произошел после октябрьских событий 1917 г. при условии признания представителями белорусского националь­ного движения советской власти (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

Всебелорусский съезд впервые в новейшей истории Беларуси стал свидетельством начала осознания белорусским обществом его государственно-политических интересов, связанных с необходимо­стью создания белорусской государственности и организации крае­вой власти. В современной белорусской исторической науке понятие «белорусская государственность» рассматривается как право этнона-ционального сообщества, потенциальная способность и возможность его национальной элиты к длительному самостоятельному историческому существованию и развитию (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Делегаты съезда представляли как все слои белорусского насе­ления, так и различные политические организации, которые действо­вали в Беларуси. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности. Так, сторонники Великой белорусской рады добивались провозглашения Беларуси равноправной республикой в составе общероссийской федерации народов и краев, т. е. поддержали идею провозглашения Беларуси народной республикой. Делегаты от Белорусского областного коми­тета предложили областную автономию Беларуси в составе Совет­ской России, т. е. разделили идею создания белорусского государства на советской основе (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4.Участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако съезд игнорировал существование Областного исполнитель­ного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облисполкомзапа), так как считали, что он представляет не белорусский народ, а солдат Западного фронта. Облисполкомзап в свою очередь руководствовался идеей осуществле­ния мировой пролетарской революции и не воспринимал требование о самоопределении белорусов. После того как делегаты съезда при­ступили к рассмотрению вопроса о создании Всебелорусского Совета как временного органа краевой власти, Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта с помощью военной силы разогнал съезд. Таким образом, созыв Всебелорусского съезда и его решение об обра­зовании Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов как временного органа краевой власти свидетельствовали о процессе оформления национальной формы белорусской государ­ственности; ее носителем являлся белорусский народ, который был политически подготовлен к практической реализации идеи созда­ния собственной государственности (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

 

Билет 5

1. Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности

2. Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества

3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определен­ным признакам

Сравнение социально-экономического развития Советской Беларуси и аннексированной Польшей Западной Беларуси по самостоятельно определенным признакам.

1. Синхронизация социально-экономического развития БССР и Западной Беларуси охватывает период 1920—1930-х гг. С 1921 г. по условиям Рижского мира Западная Беларусь находилась в соста­ве Польши, а в 1939 г. была воссоединена с БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Самостоятельное определение признаков, необходимых для сравнения социально-экономического развития БССР и Западной Беларуси, проводится на основе характеристики индустриального развития Советской Беларуси и превращения Западной Беларуси в аграрно-сырьевой придаток промышленных районов Польши (тре­тий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Заполнение сравнительной таблицы по самостоятельно опреде­ленным признакам (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности)1.

 

 

 

Признаки, по которым срав­ниваются события (процессы) Исторические события (процессы)
Социально-экономическое развитие БССР Социально-экономическое развитие Западной Беларуси
Индустриаль­ное развитие Осуществлялась уско­ренная индустриализа­ция, направленная на со­здание крупного машин­ного производства в пе­рерабатывающих отраслях промышленности с ши­роким использованием природных запасов леса и торфа, а также резервов рабочей силы в сельской местности Являлась аграрным при­датком промышленных районов Польши, рынком сбыта продукции, источни­ком дешевого сырья и рабо­чей силы
Признаки, по которым срав­ниваются события (процессы) Исторические события (процессы)
Социально-экономическое развитие БССР Социально-экономическое развитие Западной Беларуси
Положение сельского хозяйства Осуществлялась политика сплошной коллективиза­ции, связанная с массовым объединением мелких ин­дивидуальных крестьян­ских хозяйств в крупные коллективные хозяйства (колхозы) при нарушении принципов добровольно­сти и постепенности в их создании Более 80 % населения зани­малось сельским хозяйством в условиях, когда почти по­ловина земельного фонда принадлежала крупным по­мещикам, которые составля­ли менее 1 % жителей сель­ской местности. Польскими властями проводилась по­литика насаждения осадников (польских колони­стов) и эксплуатации кре­стьян-бедняков, которые составляли около 70 % сель­ского населения

4. Проведение форсированной индустриализации позволило пре­вратить БССР к концу 1930-х гг. в индустриально-аграрную стра­ну, где установилась единая государственная форма собственности на средства производства. В результате сплошной коллективизации в БССР была создана материально-техническая база, необходимая для дальнейшего индустриального развития республики. Однако нарушение принципов добровольности и постепенности в создании колхозов и при проведении раскулачивания привело к деформации законности, потере экономического эффекта, искалечило многие че­ловеческие судьбы. Западная Беларусь рассматривалась польскими властями как «кресы восточные», что означало восточные окраины Польши, и являлась аграрно-сырьевым придатком ее промышленных районов (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).


 

Билет 4

1. Белорусское национальное движение в декабре 1917 — марте 1918 г. Провозглашение Белорусской Народной Республики

2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления

3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

1. Карта отражает период осени 1939 г., когда произошло присо­единение территории Западной Беларуси к БССР (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Исторические условия, характеризующие внешнеполитическое положение Беларуси, связаны с геополитической ситуацией в Европе. Она характеризовалась нарастанием агрессии нацистской Германии в условиях проведения политики примирения (усмирения агрессора) со стороны Великобритании и Франции. Чтобы выиграть некоторое время, необходимое для укрепления безопасности СССР, 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении (пакт Молотова — Риббентропа). Пакт включал дополнительный се­кретный протокол. Согласно ему территория Польши и ряда других стран делилась на сферы влияния СССР и Германии. Западная Бела­русь и Западная Украина признавались «сферой интересов» СССР. Нацистская Германия 1 сентября 1939 г. совершила агрессию против Польши, тем самым развязала Вторую мировую войну. Почти вся тер­ритория Польши была оккупирована, а германские войска подошли к территории Западной Беларуси (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Территориальные изменения на карте отражают результаты ос­вободительного похода Красной Армии в Западную Беларусь, кото­рый начался 17 сентября 1939 г. 28—30 октября 1939 г. в Белостоке (указывается на карте) состоялось Народное собрание Западной Бе­ларуси, которое приняло Декларацию о вхождении Западной Белару­си в состав БССР. На присоединенной территории было образовано 5 областей — Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская (на карте указывается присоединенная территория). 14 но­ября 1939 г. в Минске (указывается на карте) Верховным Советом БССР был принят Закон «О принятии Западной Беларуси в состав Белорусской ССР» (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

4. В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР ее территория увеличилась со 125, 6 до 225, 6 тыс. км2, а население — с 5, 6 до 10, 3 млн человек. Воссоединение Западной Беларуси с БССР позво­лило восстановить историческую справедливость в отношении разде­ленного государственными границами (согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г.) белорусского народа и дало ему возможность жить и работать в рамках советского социалистического государства (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 3

1. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории

2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х — первой половике 1950-х гг.: особенности послевоенного положения

3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории

Соотнесение событий «рельсовой войны» на территории Беларуси с заключительным этапом Великой Отечественной войны.

1. «Рельсовая война» на территории Беларуси проводилась в три этапа. Первый этап начался в августе 1943 г., когда войска Красной Армии начали контрнаступление под Курском. Второй этап прово­дился во второй половине сентября и продолжался до начала ноября

1943 г., когда Красная Армия начала освобождение территории Бе­ларуси. Третий этап начался 20 июня 1944 г. накануне Белорусской наступательной операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Беларуси (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. «Рельсовая война» — операция партизан по массовому разруше­нию железных дорог с целью дезорганизации немецких военных пе­ревозок (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. В ходе первого этапа «рельсовой войны» партизаны взрывали рельсы, пускали под откос военные эшелоны. В результате на 40 % сократились перевозки для фашистских армий. Гитлеровское коман­дование вынуждено было отдать приказ разбирать железную доро­гу в ряде стран Европы, а рельсы и шпалы переправлять на Восток. В ходе второго этапа «рельсовой войны» противник вынужден был удвоить количество дивизий для охраны своих коммуникаций. В ходе проведения третьего этапа «рельсовой войны» взаимодействие пар­тизанских соединений и регулярных формирований Красной Армии способствовало освобождению территории Беларуси (четвертый уро­вень усвоения знаний и способов деятельности).

4. Общим является координация синхронных действий партизан по срыву военных перевозок и войск Красной Армии при их насту­плении. Особенным можно считать то, что под контролем белорус­ских партизан находилось до 60 % оккупированной территории. Это позволило им проводить «рельсовую войну» в массовом масштабе при оказании непосредственной помощи регулярным подразделе­ниям Красной Армии (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 2

1. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах

2. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления

3. Анализ содержания исторического документа

Определение названия исторического документа, обстоятельств его создания, позиции авторов (составителей).

«...Арганiзаваны рабочы клас i працоунае сялянства Беларуасi... абапiраючыся на волю працоуных мас, праяуленую на I з'ездзе Саветау Беларусi у лютым 1919 г.... абвяшчаюць незалежную Сацыялiстычную Савецкую Рэспублiку Беларусi., усе законы i пастановы польскай акупацыйнай улады аб аднауленнi прыватнай уласнасцi у Беларусi адмяняюцца.

Асноуныя палажэннi аб арганiзацыi народнагаспадарчага жыцця, абвешчаныя 1 студзеня 1919 г. у Манiфесце Часовага рабоча-сялянскага урада Беларусi, аднауляюцца у поунай ступенi..

Сацыялiстычная Савецкая Рэспублiка Беларусi вызначае сваю заходнюю мяжу па этнаграфiнчнай мяжы памiж Беларуссю i прымыкаючымi да яе буржуазнымi дзяржавамi Мяжа Сацыялiстычнай Савецкай Рэспублiкi Беларусi з Савецкай Расiяй i Украiнай вызначаецца свабоднымi выражэннямi волi беларускага народа на павятовых i губернскiх з'ездах Саветау у поунай згодзе з урадамi РСФСР i УССР...»1

5. Данный исторический документ представляет собой Деклара­цию о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси, принятую 31 июля 1920 г. в Минске (второй уровень усвоения знаний и способов деятельности).

6. Историческая ситуация, в которой создавался документ, свя­зана с тем, что данная декларация принята в условиях окончания польско-советской войны, когда войска Красной Армии освободили от польских интервентов Минск (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

7. Второе объявление ССРБ в данной декларации является логиче­ским продолжением государствообразующего процесса, начавшегося провозглашением ССРБ 1 января 1919 г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси (четвертый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

8. Позиция составителей исторического документа связана с ло­гическим продолжением событий, о которых упоминается в настоя­щей декларации. Данные исторические события были направлены на оформление белорусской советской государственности. Во-первых, это провозглашение ССРБ 1 января 1919 г. Во-вторых, это I съезд Советов Беларуси в феврале 1919 г., на котором было принято поста­новление «О признании независимости Социалистической Совет­ской Республики Беларуси» и решено о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 1

1. Беларусь накануне Октябрьской революции 1917 г.: социально-экономическая и политическая ситуация, белорусское национальное движение

2. Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития

3. Характеристика творчества деятеля культуры

Характеристика творчества Якуба Коласа.

1. Творчество Якуба Коласа после Октябрьской революции 1917 г. отражало действительность белорусского советского общества (вто­рой уровень усвоения знаний и способов деятельности).

2. Исторические условия творчества Якуба Коласа были связаны со строительством социалистического общества в БССР, в процессе которого деятели культуры должны были руководствоваться идеоло­гией коммунистической партии и художественным методом социа­листического реализма (третий уровень усвоения знаний и способов деятельности).

3. Лучшим прозаическим произведением 1930-х гг. стала повесть Якуба Коласа «Трясина», созданная на основе конкретных фактов из истории иностранной военной интервенции и Гражданской вой­ны. В повести рассказывается о деятельности петриковского пар­тизана, народного героя деда Талаша. В 1947 г. вышла поэма Якуба Коласа «Хата рыбака», за которую он получил Государственную премию СССР. В 1954 г. писатель завершил работу над трилогией «На росстанях» (первые две части назывались «В полесской глуши» и «В глубине Полесья»). В трилогии изображена широкая картина жизни деревенской интеллигенции и трудового крестьянства в на­чале XX в. (четвертый уровень усвоения знаний и способов дея­тельности).

4. Якуб Колас сформулировал свою позицию как «формирова­ние нового человека под влиянием различных обстоятельств». Такая позиция писателя означала отображение особенностей характеров и жизненных судеб представителей белорусского народа в условиях проведения индустриализации и сплошной коллективизации сельско­го хозяйства, а также складывания культа личности (пятый уровень усвоения знаний и способов деятельности).

 

Билет 22

1. Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси

2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества

3. Анализ исторического явления на основе статистических данных

Анализ социально-экономического развития в БССР на основе статистических данных.

В1966п в БССР насчитывалось 3, 3 млн человек городских жителей, что составляло 39 % от общей численности населения, а в 1985 г. — 6, 2 млн горожан, что составляло 62 % от общей численности населения БССР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.