Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Черногории






Принята 19 октября 2007 года.

С изменениями от 31 июля 2013 года

Исходя из:

• Решения черногорских граждан жить в независимом и суверенном государстве Черного­рии, принятого на референдуме 21 мая 2006 года;

• стремления черногорских граждан к жизни в стране, где основными ценностями являются: свобода, мир, терпимость, уважение прав человека и его свобод, мультикультурализм, демокра­тия и верховенство закона;

• определенности, что мы, как свободные и равные граждане, представители народов и наци­ональных меньшинств, проживающих в Черногории: черногорцев, сербов, боснийцев, ал­банцев, мусульман, хорватов и других, привержены демократической и гражданской Черногории;

• уверенности, что государство несет ответственность за сохранение природы, здоровой окружающей среды, устойчивого и сбалансированного развития ее регионов и установление со­циальной справедливости;

• приверженности к равноправному сотрудничеству с другими народами и государствами и европейской и евро-атлантической интеграции,

Учредительное собрание Республики Черногории, на третьей сессии, во время второго очеред­ного заседания, состоявшегося 19 октября 2007 года, принимает следующую Конституцию Респуб­лики Черногории.

***

Примечание: измененные законом о поправках в Конституцию Черногории от 31 июля 2013 года главы, заголовки, статьи и их пункты обозначены знаком «*»

***

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государство

Раздел 1

Черногория является независимым и суверенным государством, с республиканской формой прав­ления.

Черногория является гражданским, демократическим, экологическим государством, основанным на социальной справедливости и верховенстве права.

Суверенитет

Раздел 2

Носителями суверенитета являются граждане Черногории.

Граждане осуществляют власть непосредственно и через свободно избранных представителей.

Не может быть власти, установленной или признанной, которая не проистекает из свободно вы­раженной воли граждан на демократических выборах, в соответствии с законом.

Территория государства

Статья 3

Территория Черногории едина и неделима.

Государственные символы

Статья 4

Черногория имеет герб, флаг и гимн.

Гербом Черногории является золотой двуглавый орел со львом на груди.

Черногорский флаг красный с гербом посередине и золотой отделкой.

Гимн Черногории " Светлая майская заря."

Столица и историческая столица

Статья 5

Столица Черногории Подгорица.

Историческая столица Черногории - Цетинье.

Права и свободы человека

Статья 6

Черногория гарантирует и защищает права и свободы.

Права и свободы являются неприкосновенными.

Каждый обязан уважать права и свободы других лиц.

Запрещение подстрекательства к ненависти

Статья 7

Запрещается возбуждать и разжигать ненависть или нетерпимость по любому признаку.

Запрещение дискриминации

Статья 8

Прямая или косвенная дискриминация по любым признакам запрещена.

Не считается дискриминацией законодательство и введение специальных мер, направленных на создание условий для национального, полового и общего равенства и защиты лиц, находящихся в неравном положении по любым основаниям.

Специальные меры могут применяться только до достижения целей, для которых они были при­няты.

Правовой порядок

Статья 9

Ратифицированные и опубликованные международные договоры, и общепринятые нормы меж­дународного права являются составной частью внутреннего правопорядка, имеют приоритет над национальным законодательством и должны применяться, даже если они противоречат ему.

Пределы свобод

Статья 10

В Черногории свободно все, что Конституцией и законами не запрещено.

Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы.

Разделение властей

Статья 11

Власть осуществляется в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, испол­нительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется Скупщиной, исполнительная – Правительством, судебная - Судами.

Власти ограничены Конституцией и законами.

Отношения между властями основаны на равновесии и взаимном контроле.

Черногорию как государство представляет Президент.

Конституционность и законность защищает Конституционный суд.

Вооруженные силы и службы безопасности находятся под демократическим и гражданским кон­тролем.

Черногорское гражданство

Статья 12

Черногория имеет свое гражданство.

Черногория защищает права и интересы своих граждан.

Черногорский гражданин не может быть выслан или выдан другому государству, кроме как в со­ответствии с международными обязательствами Черногории.

 

 

Язык и письменность

Статья 13

Официальным языком в Черногории - черногорский.

Кириллица и латиница - равны.

Официально используемые языки: сербский, боснийский, албанский и хорватский.

Религиозные общины

Статья 14

Религиозные общины отделены от государства.

Религиозные общины равны и свободно выполняют свои религиозные обряды и обязанности.

Международные отношения

Статья 15

Черногория сотрудничает и развивает дружественные отношения с другими государствами, ре­гиональными и международными организациями на основе принципов и норм международного права,

Черногория может присоединяться к международным организациям.

Скупщина принимает решение о порядке присоединения к Европейскому Союзу.

Черногория не вступает в союзы с другими государствами, в которых она теряет свою независи­мость и полную международную правосубъектность.

Законодательство

Статья 16

Закон, в соответствии с Конституцией, регулирует:

1. способ реализации прав и свобод человека, когда это необходимо для их осуществления;

2. способ осуществления особых прав меньшинств;

3. способ создания, организации и полномочий властей и процедур в отношении этих орга­нов власти, если это необходимо для их работы;

4. систему местного самоуправления;

5. другие вопросы, представляющие интерес для Черногории.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основы прав, равенство

Статья 17

Права и свободы, должны осуществляться в соответствии с Конституцией и ратифицированными международными договорами.

Все люди равны перед законом, независимо от их особенностей или личных свойств.

Равенство полов

Статья 18

Государство гарантирует равенство женщин и мужчин и развивает политику равных возможно­стей.

Защита

Статья 19

Каждый человек имеет право на равную защиту своих прав и свобод.

Правовые средства защиты

Статья 20

Каждый человек имеет право на правовую защиту против любого решения по его правам или за­конным интересам.

Правовая помощь

Статья 21

Каждый человек имеет право на правовую помощь.

Правовую помощь оказывает адвокатура, как независимая и автономная структура, и другие службы.

Правовая помощь может быть бесплатна, в соответствии с законом.

Право местного самоуправления

Статья 22

Право местного самоуправления гарантируется.

Окружающая среда

Статья 23

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Каждый имеет право на получение своевременной и полной информации о состоянии окружаю­щей среды, чтобы влиять на принятие решений по вопросам, имеющим важное значение для та­кой среды и правовой защиты этих прав.

Все, в особенности государство, обязаны защищать и улучшать окружающую среду.

Ограничения прав и свобод человека

Статья 24

Гарантированные права и свободы человека могут быть ограничены законом, в пределах, допус­каемых Конституцией и в той степени, которая необходима для достижения поставленной цели, и допустима в рамках открытого и демократического общества.

Ограничения не могут устанавливаться для других целей, кроме тех, для которых они были преду­смотрены.

Временное ограничение прав и свобод

Статья 25

Во время объявленного военного или чрезвычайного положения могут ограничиваться осуществ­ление прав и свобод личности, в необходимом объеме.

Ограничения не могут быть осуществлены на основании пола, национальной принадлежности, расы, религии, языка, этнического или социального происхождения, политических или иных убеждений, имущественного положения или любых других личных обстоятельств.

Не могут быть ограничены права на: жизнь, правовую защиту и правовую помощь; достоинство и уважение; на справедливое и публичное судебное разбирательство и принцип законности; пре­зумпцию невиновности; оборону; возмещение ущерба за незаконное или необоснованное ли­шение свободы и осуждение; свободу мысли, совести и религии; заключение брака.

Не может быть отменен запрет на: возбуждение и разжигание ненависти или нетерпимости; дискриминацию; повторное судебное разбирательство и осуждение за одно и то же правона-руше­ние; принудительную ассимиляцию.

Такие меры могут применяться ограничено и только во время военного или чрезвычайного по­ложения.

2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Запрет смертной казни

Статья 26

В Черногории, запрещена смертная казнь.

Биологические и медицинские эксперименты

Статья 27

Права человека и его достоинство в связи с применением достижений биологии и меди­цины, гарантируются.

Запрещается любое вмешательство, направленное на создание человека, генетически идентич­ного другому человеческому существу, живому или мертвому.

Запрещается выполнять медицинские и другие эксперименты над людьми, без их согласия.

Достоинство и неприкосновенность личности

Статья 28

Человеческое достоинство и безопасность, гарантируются.

Физическая и психологическая неприкосновенность человека, его частной жизни и личных прав, гарантируются.

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство об­ращению.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии.

Лишение свободы

Статья 29

Каждый человек имеет право на личную свободу.

Лишение свободы допускается только на основаниях и в порядке, установленных законом.

Лицу, лишенному свободы, должно быть немедленно сообщено на его родном языке или на языке, который он понимает, о причинах его задержания.

Лицу, лишенному свободы, сообщается, что он не обязан делать никаких заявлений.

По просьбе лица, лишенного свободы, орган власти обязан немедленно сообщить об его аресте, его представителям, по выбору такого лица.

Лицо, лишенное свободы, имеет право на присутствие адвоката на допросе по своему выбору.

Незаконное лишение свободы наказывается.

Предварительное задержание

Статья 30

Лицо, которое обоснованно подозревается в совершении уголовного преступления, может, по решению компетентного суда, быть задержано и содержаться под стражей, только если это необ­ходимо для проведения уголовного судопроизводства.

Задержанное лицо должно получить решение о своем аресте в течение 24 часов с момента за­держания.

Задержанный имеет право обжаловать решение о задержании, по которому суд принимает ре­шение в течение 48 часов.

Продолжительность содержания под стражей должна быть как можно более короткой по вре­мени.

Задержание по решению суда первой инстанции может длиться в течение трех месяцев с момента задержания, и по решению вышестоящего суда может быть продлено еще на три месяца.

Если к тому времени не вынесено обвинительное заключение, подсудимый освобождается.

Задержание несовершеннолетних не может длиться дольше, чем 60 дней.

Уважение прав личности

Статья 31

Уважение человеческой личности и достоинства при уголовном или ином разбирательстве в слу­чае лишения или ограничения свободы, а также во время исполнения приговора гарантируется.

Запрещается и карается любое насилие, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение с лицами, лишенными свободы, или свобода которых ограничена, а также любое вымогательство признаний и заявлений.

Справедливое и открытое судебное разбирательство

Статья 32

Каждый человек имеет право на справедливое и открытое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Правовые гарантии

Статья 33*

Никто не может быть наказан за деяние, которое до этого не рассматривалось законом или под­законным нормативным актом как уголовное преступление, и не может быть вынесено наказание за преступление, которое не было ранее им предусмотрено.

Уголовные преступления и санкции за них могут быть предусмотрены только законом.

Обратная сила закона или нормативного акта*

Статья 34*

Уголовные и другие правонарушения устанавливаются и наказания за них выносятся в соответ­ствии с законом или нормативным актом, действующими на момент совершения преступления, если только новый закон или нормативный акт не являются более благоприятным для осужден­ного.

Презумпция невиновности

Статья 35

Каждый считается невиновным, пока его вина не доказана на основании окончательного судеб­ного решения.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Сомнения в виновности суд обязан толковать в пользу обвиняемого.

Запрет на повторное взыскание

Статья 36

Никто не может быть повторно судим и снова осужден за одно и то же преступление.

Право на защиту

Статья 37

Каждому гарантируется право на защиту, в частности: разбирательство на языке, который он по­нимает, информирование о выдвинутых против него обвинениях; достаточное количество вре­мени для подготовки своей защиты и право защищать себя лично или через посредство выбран­ного им самим адвоката.

Возмещение ущерба за незаконные действия

Статья 38

Лицо, незаконно или необоснованно задержанное или несправедливо осужденное имеет право на возмещение ущерба от государства.

Свобода передвижения и проживания

Статья 39

Право на свободу передвижения и проживания и на выезд и въезд в Черногорию гарантируется.

Свобода передвижения, проживания и выезда из Черногорию может быть ограничена, если это необходимо для проведения уголовного судебного производства, предотвращения распростра­нения инфекционных заболеваний или для безопасности Черногории.

Передвижение и проживание иностранцев регулируется законом.

Право на неприкосновенность частной жизни

Статья 40

Каждый имеет право на уважение частной и семейной жизни.

Неприкосновенность жилища

Статья 41

Нерушима.

Никто не может без решения суда, войти в жилище или другие помещения против воли его вла­дельца и осуществлять обыск.

Обыск осуществляется в присутствии двух свидетелей.

Официальный лица могут войти в жилище или другие помещения без ордера суда и провести обыск без понятых, если необходимо предотвратить совершение уголовного преступления, для непосредственного задержания правонарушителя или спасения людей и имущества.

Тайна переписки и других средств связи

Статья 42

Тайна переписки, телефонных переговоров и других средств связи неприкосновенна.

Принцип нерушимости конфиденциальности писем, телефонных звонков и других средств связи, может быть ограничен только по решению суда, если это необходимо для проведения уголовного судебного производства или для безопасности Черногории.

Защита личных данных

Статья 43

Защита персональных данных гарантируется.

Использование персональных данных в иных целях, чем те, для которых они были со­браны, запрещается.

Каждый человек имеет право на получение информации о данных, собранных о его личности и право на судебную защиту, в случае ее злоупотреблением.

Право на убежище

Статья 44

Иностранец, обоснованно опасающийся стать жертвой преследований по признаку расы, языка, религии или принадлежности к нации или группе, или по политическим убеждениям, может по­лучить убежище в Черногории.

Иностранец не может быть выслан из Черногории, туда, где в связи с его расой, религией, языком или этнической принадлежностью, ему угрожает смертный приговор, пытки, бесчеловечное уни­жение, преследование или серьезное нарушение прав, гарантированных Конституцией.

Иностранец может быть выслан из Черногории на основании решения надлежащего органа и в порядке, установленном законом.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Избирательное право

Статья 45

Право избирать и быть избранным предоставляется каждому гражданину Черногории, который достиг 18 лет и не менее двух лет проживает в Черногории.

Избирательное право осуществляется на выборах.

Избирательное право является всеобщим и равным.

Выборы должны быть свободными и прямыми, и производиться путем тайного голосования.

Свобода мысли, совести и религии

Статья 46

Каждому гарантируется право на свободу мысли, совести и религии и право менять их, либо ин­дивидуально или совместно с другими, публичным или частным порядком, исповедовать свою религию или убеждения в богослужении, проповеди, ритуалах.

Никто не обязан декларировать свои религиозные или иные убеждения.

Свобода выражать религиозные верования и убеждения может быть ограничена только если это необходимо для защиты жизни и здоровья человека, общественного порядка, а также других прав, гарантированных Конституцией.

Свобода выражения мнений

Статья 47

Каждый человек имеет право на свободу выражения мнения в речи, письме, искусстве или иным образом. Право на свободу выражения мнения может быть ограничена только правом на досто­инство, репутацию и честь, и если это угрожает общественной морали и безопасности Черного­рии.

Возражение по соображениям совести

Статья 48

Каждый человек имеет право на сознательный отказ по соображениям совести.

Никто не обязан, вопреки его религиозным или иным убеждениям выполнять любую военную или иную службу, предполагающую применение оружия.

Свобода средств массовой информации

Статья 49

Свобода печати и других средств массовой информации, гарантируется.

Право создавать газеты и другие средства массовой информации, без разрешения, при условии регистрации в компетентных органах, гарантируется.

Право на ответ и на исправление неточной, неполной или неправильно указанной информации, нарушающей права человека или его интересы и право на возмещение ущерба, причиненного публикацией неточных данных или информации, гарантируется

Запрет цензуры

Статья 50

В Черногории, нет цензуры.

Компетентный суд может предотвратить распространение информации через средства массовой информации, если это необходимо для предотвращения призывов к насильственному свержению конституционного строя; сохранения территориальной целостности Черногории; предотвращения пропаганды войны или подстрекательства к насилию или преступным деяниям; предотвращения распространения и разжигания расовой, национальной или религиозной ненависти или дискри­минации.

Доступ к информации

Статья 51

Каждый человек имеет право на доступ к информации, которой располагают государственные органы и организации, осуществляющие публичную власть.

Право на доступ к информации может быть ограничено, если это в интересах: защиты жизни; об­щественного здравоохранения; морали и конфиденциальности; уголовного судебного производ­ства; безопасности и обороны Черногории; внешней, денежно-кредитной и экономической поли­тики.

Свобода собраний

Статья 52

Свобода мирных собраний без предварительного одобрения, при условии предварительного уве­домления компетентного органа, гарантируется

Свобода собраний может быть временно ограничена по решению компетентного органа в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты людей и имущества в соответствии с законом.

Свобода объединений

Статья 53

Свобода политических, профсоюзных и других объединений и движений, без предварительного согласования, при их регистрации компетентным органом, гарантируется.

Никто не может быть принужден быть членом объединения.

Государство поддерживает политические и другие объединения, когда имеется общественный ин­терес.

Запрет на участие и деятельности

Статья 54

Любая политическая организация в государственных органах запрещается.

Судьи Конституционного суда, судьи, Государственный прокурор и его заместитель, Защитник прав и свобод человека, члены совета Центрального банка, члены Сената Управления государ­ственного контроля, профессиональные служащие Вооруженных Сил, полиции и других служб безопасности не могут быть членами политической организации.

Деятельность иностранных политических организаций, и политических организаций с головными отделениями за пределами Черногории запрещается.

Запрет на создание и деятельность

Статья 55

Создание и деятельность политических и других организаций, направленных на насильственное свержение конституционного строя, нарушение территориальной целостности Черногории, нару­шение гарантированных прав и свобод, возбуждение национальной, расовой, религиозной и иной ненависти и нетерпимости, запрещается.

Создание тайных подрывных организаций и военизированных формирований запрещается.

Право на обращение в международные организации

Статья 56

Каждый имеет право обратиться в международные организации для защиты своих прав и свобод, гарантированных Конституцией.

Право на обращения к органам власти

Статья 57

Каждый имеет право на обращение, индивидуально или совместно с другими, к органам государственной власти или организациям, осуществляющим такую власть и получить от них ответ.

Никто не может нести ответственность, или пострадать от других неблагоприятных последствий из-за мнений, высказанных в таком обращении, если оно не является уголовным преступлением.

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Собственность

Статья 58

Гарантируется право собственности.

Никто не может быть лишен собственности или ограничен в имущественных правах, кроме слу­чаев, когда этого требует общественный интерес, при выплате справедливой компенсации.

Природные ресурсы и средства общего пользования находятся в государственной собственности.

Предпринимательство

Статья 59

Свобода предпринимательства гарантируется.

Свобода предпринимательства может быть ограничена только если это необходимо для защиты здоровья человека, окружающей среды, природных ресурсов, культурного наследия и безопасно­сти и обороны Черногории.

Право наследования

Статья 60

Право наследования гарантируется.

Права иностранцев

Статья 61

Иностранное лицо может обладать правом собственности в соответствии с законом.

Право на труд

Статья 62

Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор профессии и места работы, на спра­ведливые и гуманные условия труда и на защиту в связи с безработицей.

Запрет принудительного труда

Статья 63

Принудительный труд запрещен.

Принудительным трудом не считается: обычная работа в рамках тюремного заключения; прохож­дение военной службы или службы, назначенной вместо нее; требуемые работы в случае чрезвы­чайного положения или бедствия, угрожающего жизни людей или имуществу.

Права работников

Статья 64

Работники имеют право на справедливое вознаграждение.

Работники имеют право на ограничение рабочих часов и оплачиваемый отпуск.

Работники имеют право на защиту на работе.

Молодежь, женщины и инвалиды пользуются особой защитой на работе.

Социальный совет

Статья 65

Социальный статус работников должен регулироваться Социальным советом.

Социальный совет состоит из представителей профсоюзов, работодателей и Правительства.

Право на забастовку

Статья 66

Работники имеют право на забастовку.

Право на забастовку может быть ограничено для работников армии, полиции, органов государ­ственной власти и государственного управления, в целях защиты общественных интересов, в со­ответствии с законом.

Социальное страхование

Статья 67

Социальное страхование работников является обязательным.

Государство обеспечивает финансовую безопасность для лиц, которые не в состоянии работать и не имеют средств на существование.

Защита лиц с ограниченными возможностями

Статья 68

Особая защита лиц с ограниченными возможностями гарантируется.

Здравоохранение

Статья 69

Каждый имеет право на охрану здоровья.

Дети, беременные женщины, пожилые люди и лица с инвалидностью имеют право на здраво­охранение за счет государственных доходов, если это право не реализуется на других основа­ниях.

Защита прав потребителей

Статья 70

Государство защищает потребителей.

Действия, которые вредят здоровью, безопасности и неприкосновенности частной жизни потре­бителей, запрещаются.

Брак

Статья 71

Брак может быть заключен только при свободном согласии мужчины и женщины.

Брак основывается на равенстве супругов.

Семья

Статья 72

Семья находится под особой защитой.

Родители обязаны заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, которые нуждаются в помощи.

Дети, рожденные вне брака, имеют такие же права, как и дети, рожденные в браке.

Мать и ребенок

Статья 73

Мать и ребенок находятся под особой защитой.

Государство создает условия, которые стимулируют рождаемость.

Права ребенка

Статья 74

Ребенок должен пользоваться правами и свободами, соответствующими его возрасту и степени зрелости.

Ребенку должна быть гарантирована особая защита от психологической, физической, экономиче­ской эксплуатации и любого другого злоупотребления.

Образование

Статья 75

Право на образование на равных условиях гарантируется.

Начальное образование является обязательным и бесплатным.

Автономия университетов, колледжей и научных учреждений гарантируется.

Свобода творчества

Статья 76

Свобода научного, культурного и художественного творчества гарантируется.

Свобода публикации научных и художественных произведений, научных открытий и технических изобретений гарантируется, а их создателям, обеспечиваются моральные и экономические права.

Наука, культура и искусство

Статья 77

Государство поощряет и поддерживает развитие образования, науки, культуры, искусства, спорта, физической и технической культуры.

Государство защищает научные, культурные, художественные и исторические ценности.

Защита природного и культурного наследия

Статья 78

Каждый выполняет обязанности по сохранению природного и культурного наследия, пред­ставляющего общий интерес.

Государство защищает природное и культурное наследие.

 

5. ОСОБЫЕ ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Основные положения

Статья 79

Представителям народов меньшинств и другим малочисленным национальным общинам гаран­тируются права и свободы, которые можно использовать по отдельности или сообща с другими:

1. Право на выражение, сохранение, развитие и открытое использование национальных, этни­ческих, культурных и религиозных особенностей;

2. Право на выбор, использование и открытое демонстрирование национальных символов и национальных праздников;

3. Право использовать свой собственный язык и алфавит для частного, общественного и слу­жебного пользования;

4. Право на образование на своем родном языке и алфавите в государственных об­разовательных учреждениях и разработку учебных программ, включать в них историю и культуру народов меньшинств и других малочисленных национальных общин;

5. Право, чтобы в районах со значительной долей их населения, органы местного самоуправле­ния, государственные и судебные органы вели делопроизводство и разбирательство на языках народов меньшинств и других малочисленных национальных общин;

6. Право создавать образовательные, культурные и религиозные ассоциации с финансовой помощью со стороны государства;

7. Право писать свое имя и фамилию на их родном языке и алфавите в официальных докумен­тах;

8. Право, в областях с их значительной долей в населении, иметь традиционные местные названия, названия улиц и кварталов, а также топографические знаки, написанные на языках народов меньшинств и других малочисленных национальных общин;

9. Право на соответствующее представительство в Скупщине и в органах местного самоуправле­ния, где имеется значительная часть их населения, в соответствии с принципом пози­тивной дискриминации;

10. Право на пропорциональное представительство в государственных службах, органах вла­сти и местного самоуправления;

11. Право на информацию на их родном языке;

12. Право устанавливать и поддерживать контакты с гражданами и организациями, за преде­лами Черногории, с кем они имеют общую национальную и этническую принадлежность, куль­турное и историческое наследие и религиозные убеждения;

13. Право создание Совета по защите и поощрению их особых прав.

 

Запрет принудительной ассимиляции

Статья 80

Принудительная ассимиляция лиц, принадлежащих к народам меньшинств и другим малочис­ленным национальным общинам, запрещается

Государство обязано защищать представителей народов меньшинств и других малочисленных национальных общин от всех форм насильственной ассимиляции.

6. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Защитник прав и свобод человека

Статья 81

Защитник прав и свобод человека Черногории является независимым и самостоятельным орга­ном, который принимает меры по защите прав и свобод человека.

Защитник прав и свобод человека исполняет обязанности в соответствии с Конституцией, зако­нами и ратифицированными международными договорами, придерживаясь принципов справед­ливости и беспристрастности.

Защитник прав и свобод человека назначается на срок шест лет и может быть отстранен в случаях, предусмотренных законом.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

1. СКУПЩИНА ЧЕРНОГОРИИ

Компетенция

Статья 82*

Скупщина:

1. принимает и изменяет Конституцию;

2. принимает законы;

3. принимает другие постановления и общие акты (решения, резолюции, декларации и реко­мендации);

4. объявляет чрезвычайное положение;

5. принимает бюджет и отчет об исполнении бюджета;

6. принимает стратегию национальной безопасности и обороны;

7. принимает план развития и территориального планирования Черногории;

8. решает вопрос об использовании армии Черногории в международных силах;

9. организует систему государственного управления;

10. контролирует армию и специальные службы;

11. объявляет национальный референдум;

12. назначает и освобождает Председателя и членов Правительства;

13. назначает и освобождает судей Конституционного суда, Верховного государственного проку­рора и четырех членов Совета судей из числа видных юристов; *

14. назначает и освобождает: Защитника прав и свобод человека; Управляющего Централь­ным банком Черногории и его членов; Председателя и членов Сената Ведомства государствен­ного контроля, и других должностных лиц, определенных законом; *

15. решает вопрос о снятии иммунитета;

16. объявляет амнистию;

17. ратифицирует международные договоры;

18. определяет государственные кредитные обязательства и принимает решения о займах Черногории;

19. принимает решение об использовании государственного имущества в пределах, определен­ных законом;

20. выполняет другие обязанности, предусмотренные Конституцией или законами.

Состав Скупщины

Статья 83

Скупщина состоит из депутатов, избираемых непосредственно, на основе всеобщего и равного избирательного права, при тайном голосовании.

Скупщина состоит из 81 депутата.

Мандат Скупщины

Статья 84

Мандат Скупщины длится четыре года.

Скупщина может прекратить свои полномочия раньше срока, на который она была избрана в случае ее роспуска или сокращения мандата.

Если мандат Скупщины истекает в период войны или чрезвычайного положения, ее срок продле­вается не более чем на 90 дней, после прекращения обстоятельств, которые привели к этой ситуа­ции.

По предложению Президента Черногории, Правительства или, по крайней мере, 25 депутатов, Скупщина может сократить свой мандат.

 

 

Права и обязанности депутатов

Статья 85

Депутат должен принимать решения и голосовать по своему убеждению.

Депутат выполняет свои полномочия на постоянной основе.

Иммунитет

Статья 86

Депутат пользуется иммунитетом.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной или иной ответственности, или задерживаться за любое мнение или голосование, при исполнении своих парламентских обязанностей.

Депутат не может быть подвергаться ни уголовному преследованию, ни задержанию без одобре­ния Скупщины, если только он не был задержан при совершении уголовного преступления, за ко­торое положено наказание в виде более пяти лет в заключении.

Таким же иммунитетом, как депутат, пользуются Президент Черногории, Председатель и члены Правительства, Председатель Верховного суда, Председатель и судьи Конституционного суда, Верховный государственный прокурор.

Прекращение полномочий

Статья 87

Депутат должен прекратить свои полномочия до истечения срока, на который он был избран:

1. при отставке;

2. если по окончательному решению суда он был приговорен к не условному тюремному заключению на срок не менее шести месяцев;

3. если по окончательному решению суда он был признан недееспособным;

4. при прекращении гражданства Черногории.

Созыв Скупщины

Статья 88

Первая сессия вновь избранной Скупщины созывается Председателем ее предыдущего созыва и происходит не менее чем через 15 дней с момента публикации окончательных результатов выборов.

Председатель и заместитель Председателя

Статья 89

Скупщина имеет Председателя и одного или несколько заместителей Председателя, избираемых из числа ее членов сроком на четыре года.

Председатель представляет Скупщину, созывает сессии и председательствует на них, заботится о применении правил процедуры Скупщины, назначает выборы Президента Черногории и выпол­няет другие обязанности, предусмотренные Конституцией, законами и правилами процедуры Скупщины.

Заместитель замещает Председателя Скупщины и исполняет обязанности в его отсутствие или когда Председатель поручает его заменить.

Сессии Скупщины

Статья 90

Скупщина проводит очередные и внеочередные сессии.

Очередные сессии проводятся два раза в год.

Первая очередная сессия начинается в первый рабочий день марта и длится до конца июля, вто­рая - в первый рабочий день октября и длится до конца декабря.

Внеочередные сессии созываются по просьбе Президента Черногории, Правительства или не ме­нее трети от общего числа депутатов.

Решения

Статья 91*

Скупщина принимает решения большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании, при условии, что в нем приняли участие более половины от их общего числа, если Конституцией не предусмотрено иное.

Большинством голосов всех членов Скупщина принимает законы, которые регулируют: способы осуществления прав и свобод граждан, о гражданстве Черногории, референдуме, финансовых обязательствах граждан, государственных символах и их использовании, об обороне и безопас­ности, армии, создании, слиянии и ликвидации муниципальных образований; объявляет чрезвы­чайное положение; принимает территориальный план развития; принимает правила процедуры Скупщины; решает вопрос о созыве всенародного референдума; принимает решение о сокраще­нии мандата; решает вопрос о смещении Президента Республики; назначает и освобождает Пред­седателя и членов Правительства и решает вопрос о доверии к нему; назначает и освобождает Председателя Верховного суда, Председателя и судей Конституционного суда; назначает и осво­бождает Защитника прав и свобод человека.

В первом туре голосования Скупщина избирает Верховного генерального прокурора по предло­жению Совета прокуратуры. Если предлагаемый кандидат не набирает необходимого большин­ства голосов, проводится повторное голосование в Скупщине, которая избирает Верховного гене­рального прокурора из числа всех кандидатов, удовлетворяющих требованиям закона.*

Скупщина принимает большинством в две трети голосов от общего числа депутатов законы, регу­лирующие избирательную систему и имущественные права иностранцев.

В первом туре двумя третями, а во втором туре голосования, который должен состояться не ранее чем через три месяца, большинством всех депутатов, Скупщина решает вопрос о законах, регули­рующих осуществление меньшинствами приобретенных прав и использование армейских частей в международных силах.

Роспуск Скупщины

Статья 92

Скупщина должна быть распущена, если она не избрала Правительство в течение 90 дней с даты, когда Президент Черногории впервые предложил кандидата на пост Председателя Правитель­ства.

Если Скупщина в течение длительного времени не выполняет свои обязанности, как предусмот­рено Конституцией, Правительство может, заслушав мнение Председателя Скупщины и Председа­теля совещания партий в Скупщине, распустить ее.

Скупщина должна быть распущена указом Президента Черногории.

Скупщина не может быть распущена в период военного или чрезвычайного положения, если начата процедура вотума недоверия Правительству, и в течение первых трех месяцев ее деятель­ности и трех месяцев до истечения срока.

Президент Черногории объявляет дату выборов в первый день после роспуска Скупщины.

Предложение законов и других актов

Статья 93

Право предлагать законы и другие акты имеет Правительство и Скупщина.

Право предлагать законы имеет шесть тысяч избирателей, через уполномоченных депутатов.

Инициатива о созыве национального референдума может быть внесена как минимум 25 членами Скупщины, Президентом Черногории, Правительством или не менее чем 10% граждан, имеющих право голосовать.

Обнародование законов

Статья 94

Президент Черногории опубликовывает закон в течение семи дней с момента принятия закона, или в течение трех дней, если закон принят в срочном порядке, и если он не отправил закон об­ратно в Скупщину, для повторного рассмотрения.

Президент Черногории опубликовывает вновь принятый закон.

2. ПРЕЗИДЕНТ ЧЕРНОГОРИИ

Компетенция

Статья 95*

Президент Черногории:

1. представляет Черногорию в стране и за рубежом;

2. командует армией на основе решений Совета обороны и безопасности;

3. обнародует законы;

4. назначает выборы в Скупщину;

5. предлагает: Кандидата в Председатели Правительства, после консультаций с представите­лями политических партий, представленных в Скупщине; двух судей Конституционного суда и За­щитника прав и свобод человека; *

6. назначает и отзывает послов и руководителей дипломатических представительств Черного­рии за рубежом, по предложению Правительства и с учетом мнения парламентского ко­митета, ответственного за международные отношения;

7. принимает верительные грамоты иностранных дипломатических представителей;

8. награждает медалями и орденами, признанными в Черногории;

9. осуществляет помилование;

10. выполняет другие обязанности, предусмотренные Конституцией или законом.

Избрание

Статья 96

Президент Черногории избирается на основе всеобщего и равного избирательного права, прямым и тайным голосованием.

Президентом Черногории может быть избран гражданин Черногории, проживающий в Черного­рии, по крайней мере, 10 лет, в течение последних 15 лет.

Выборы Президента Черногории объявляет Председатель Скупщины.

Мандат

Статья 97

Президент Черногории избирается сроком на пять лет.

Одно же лицо не может быть Президентом Черногории, более чем в два раза.

Президент Черногории вступает в должность в день принятия присяги перед депутатами.

Если срок президента истекает в период войны или чрезвычайного положения, мандат может быть продлен на 90 дней после окончания обстоятельств, которые привели к этой ситуации.

Президент Черногории не может занимать другую государственную должность.

 

Прекращение мандата

Статья 98

Мандат Президента Черногории прекращается по истечении срока, на который он был избран, отставки, по причине постоянной неспособности выполнять обязанности Президента и импич­мента.

Президент несет ответственность за нарушение Конституции.

Процесс определения, нарушил ли Президент Конституцию может быть инициирован Скупщиной по предложению не менее 25 ее членов.

Выдвинутые обвинения представляются Скупщиной Президенту Черногории для получения его объяснений.

Решение Конституционного суда о существовании или не существовании нарушения Конституции без промедления опубликовывается и представляется Скупщине и Президенту Черногории.

Скупщина может объявить импичмент Президенту Черногории, когда Конституционный суд опре­деляет, что имеется нарушение им Конституции.

Осуществление полномочий в случае препятствий или прекращения действия мандата

Статья 99

В случае прекращения действия мандата Президента Черногории, до избрания нового Прези­дента, как и в случае временных препятствий для исполнения им своих обязанностей, его полно­мочия, осуществляет Председатель Скупщины.

3. ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕРНОГОРИИ

Компетенция

Статья 100

Правительство:

1. управляет внутренней и внешней политикой Черногории;

2. исполняет законы, другие нормативные и общие акты;

3. принимает указы, постановления и другие акты для исполнения законов;

4. заключает международные соглашения;

5. представляет планы развития и территориального планирования Черногории;

6. представляет бюджет и отчет по исполнению бюджета;

7. представляет стратегию национальной безопасности и обороны;

8. принимает решения о признании государств и установления дипломатических и консуль­ских отношений с другими странами;

9. назначает послов и руководителей дипломатических представительств Черногории за рубе­жом;

10. выполняет другие обязанности, предусмотренные Конституцией или законами.

Указы имеющие силу закона

Статья 101

Правительство может, во время военного или чрезвычайного положения, издавать указы, имеющие силу закона, если Скупщина не может собраться.

Правительство должно представить такие указы в Скупщину для утверждения, как только она сможет собраться.

Состав Правительства

Статья 102

Правительство состоит из Председателя, одного или нескольких заместителей Председателя и Министров.

Председатель представляет Правительство и направляет его работу.

Формирование

Статья 103

Президент Черногории предлагает назначить кандидата в течение 30 дней с момента созыва Скуп­щины.

Кандидат на должность Председателя Правительства излагает Скупщине программу Правительства и предлагает его состав.

Скупщина принимает решение по программе Правительства и по его составу одновременно,

Несовместимость

Статья 104

Председатель и члены Правительства не могут быть депутатами и занимать другие государствен­ные должности или заниматься иной профессиональной деятельностью.

Отставка и увольнение

Статья 105

Правительство и его члены могут подать в отставку.

Отставка Председателя считается отставкой Правительства.

Председатель может предлагать Скупщине отправить в отставку члена Правительства.

 

Запрос о доверии

Статья 106

Правительство может просить Скупщину решить вопрос о доверии к нему.

Доверие

Статья 107

Ассамблея может проголосовать за недоверие Правительству.

Предложение по вотуму недоверия Правительству может быть представлено, по крайней мере, 27 депутатами.

Если Правительство получило доверие, то подписавшие такое представление депутаты не могут представить новое предложение по вотуму недоверия в течение 90 дней.

Интерпелляция

Статья 108

Интерпелляцию с целью рассмотреть некоторые вопросы, связанные с работой Правительства могут представить как минимум 27 депутатов.

Интерпелляция должна быть предложена в письменной форме и должна быть мотивирована.

Правительство представляет ответ в течение 30 дней с момента получения интерпелляции.

Парламентское расследование

Статья 109

Скупщина может, по предложению не менее 27 депутатов, создать комиссию по расследованию для сбора информации и фактов, имеющих отношение к работе государственных органов.

Прекращение мандата

Статья 110

Мандат Правительства прекращается: при истечении срока полномочий Скупщины, уходе в от­ставку, отказе в доверии, не предоставления проекта бюджета до 31 марта бюджетного года.

Правительство, мандат которого истек, продолжает работать до избрания нового состава.

Правительство, мандат которого истек, не может распускать Скупщину.

Государственное управление

Статья 111

Государственное управление осуществляется министерствами и другими административными органами.

 

Передача и возложение полномочий по управлению

Раздел 112

Некоторые полномочия по государственному управлению могут быть переданы по закону мест­ным органам самоуправления или иным юридическим лицам.

Некоторые полномочия по государственному управлению могут быть возложены Правитель­ством его постановлением на местные органы самоуправления или другие юридические лица.

4. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Порядок принятия решений

Раздел 113

Местные органы самоуправления принимают решения непосредственно через свободно избран­ных представителей.

Полномочия органов местного самоуправления включают право граждан и таких органов по регу­лированию и управлению определенными государственными и другими делами под свою ответ­ственность и в интересах местного населения.

Форма органов местного самоуправления

Раздел 114

Основной формой органов местного самоуправления является община.

Может быть созданы другие формы органов местного самоуправления.

Община

Статья 115

Община является юридическим лицом.

Общины принимают свой устав и издают общие акты.

Органами общины являются Скупщина и ее Председатель.

Недвижимость и финансирование

Раздел 116

Община осуществляет определенные полномочия в отношении имущества, находящегося в госу­дарственной собственности, в соответствии с законом.

Община имеет свою собственность.

Община финансируется из собственных и государственных средств.

Община имеет свой бюджет.

 

Автономия

Статья 117

Община самостоятельна в пределах своей компетенции.

Правительство может распустить Скупщину Общины или уволить ее Председателя, если такое со­брание или ее глава в течение более шести месяцев, не выполняют свои функции.

5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ*

Принципы судебной власти

Статья 118

Судебная власть является самостоятельной и независимой.

Суды выносят свои решения в соответствии с Конституцией, законами и ратифицированными и опубликованными международными договорами.

Запрещено создание полевых и чрезвычайных судов.

Судебные решения

Статья 119

Суды выносят решение коллегиально, кроме случаев, когда законом предусмотрено, что судья выносит решение единолично.

В судебном процессе могут участвовать присяжные заседатели, когда это определено законом.

Гласность судебного разбирательства

Статья 120

Заседания суда являются открытыми и суждения выносятся публично.

В исключительных случаях суд может удалить общественность от слушания или его части по сооб­ражениям, которые необходимы в демократическом обществе и только в объеме, необходимом в интересах морали; общественного порядка; защиты несовершеннолетних; ограждения частной жизни сторон; брачных споров; действий, связанных с опекой или усыновлением; в целях защиты военной, коммерческой или профессиональной тайны, безопасности и обороны Черногории.

Бессрочность полномочий судьи

Раздел 121

Полномочия судьи бессрочны.

Полномочия Судьи прекращается по его собственному желанию, когда он удовлетворяет усло­виям для получения права на пенсию, и если он был приговорен к не условному тюремному за­ключению.

Судья может быть отстранен, если он осужден за преступление, которое делает его недостойным для судебной должности; за некомпетентность или недобросовестность при осуществлении судебных функций или потери способности постоянно осуществлять свои полномочия.

Судьи не могут быть переданы или назначены в другой суд против их воли, кроме как по решению Совета судей, в случае реорганизации судов.

Должностной иммунитет

Статья 122

Судья и присяжный заседатель пользуются должностным иммунитетом.

Судья и присяжный заседатель не могут быть ответственны за высказывание мнения или голосо­вание при принятии судебного решения, если это не является уголовным преступлением.

В ходе судебного разбирательства, в связи с уголовным преступлением, совершенным при осу­ществлении судебных функций, судьи не могут быть задержаны без одобрения Совета судей.

Несовместимость

Статья 123

Судья не может быть депутатом или занимать другую государственную должность или осуществ­лять иную профессиональную деятельность.

Верховный суд

Статья 124*

Верховный суд является высшей судебной инстанцией в Черногории.

Верховный суд обеспечивает единообразное применение закона судами, и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.*

Председатель Верховного суда назначается на должность и освобождается от нее двумя третями всех голосов Совета судей, по предложению Верховного суда.*

Председатель Верховного Суда избирается на пять лет. *

Одно и то же лицо может быть избрано президентом Верховного суда дважды.*

Выборы судей

Статья 125

Судей и Председателя суда назначает и освобождает Совет судей.

Председатель суда избирается сроком на пять лет.

Председатель суда не может быть членом Совета судей.

 

 

Совет судей

Статья 126

Совет судей является автономным органом, обеспечивающим самостоятельность и независимость судов и судей.

Состав Совета судей

Статья 127*

Совет судей состоит из Председателя и девяти членов.

Члены Совета:

1. Председатель Верховного суда; *

2. Четыре судьи, назначаемые и освобождаемые Конференцией судей, с учетом равного пред­ставительства судов и судей; *

3. четыре авторитетных юриста назначаемые и освобождаемые Скупщиной, по предложе­нию ее компетентного рабочего органа, после проведения открытого конкурса; *

4. Министр юстиции.

Совет судей избирает Председателя из числа своих членов, не являющихся судьями, двумя тре­тями всех голосов.*

При выборах Председателя Совета судей Министр юстиции не голосует.*

Председатель Совета судей имеет право решающего голоса в случае их равенства*.

Состав Совета судей объявляет Президент Черногории.

Мандат Совета судей длится в течение четырех лет.

Компетенция Совета судей

Статья 128*

Совет судей:

1. назначает и освобождает от должности Председателя Верховного суда; *

2. назначает и освобождает Председателя Совета судей; *

3. представляет ежегодный отчет о работе Совета судей и об общем состоянии судебной си­стемы; *

4. назначает и освобождает судей, Председателя суда и судебных заседателей;

5. рассматривает отчеты о работе судов, жалобы на их деятельность и занимает позицию по ним.

6. решает вопрос о прекращении полномочий судьи;

7. определяет количество судей и судебных заседателей;

8. предлагает Правительству объем финансирования судов;

9. выполняет другие обязанности, предусмотренные законом.

Судебный совет принимает решения большинством голосов от общего числа членов, за исключе­нием случаев, предусмотренных Конституцией.*

При дисциплинарном производстве в отношении судей, Министр юстиции не голосует

6. АРМИЯ ЧЕРНОГОРИИ

Принципы

Статья 129

Армия защищать независимость, суверенитет и территориальную целостность Черногории, в со­ответствии с принципами международного права, которые касаются применения силы.

Армия находится под демократическим и гражданским контролем.

Армейские части могут входить в состав международных сил.

7. СОВЕТ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

Компетенция

Статья 130

Совет обороны и безопасности:

1. Принимает решения по командованию армией;

2. анализирует и оценивает ситуацию с безопасностью в Черногории и принимает решения о принятии соответствующих мер;

3. назначает, повышает и увольняет офицеров армии;

4. предлагает Скупщине ввести военное или чрезвычайное положение;

5. предлагает использование армии в международных силах;

6. выполняет другие обязанности, предусмотренные Конституцией или законами.

Состав

Статья 131

Членами Совета по обороне и безопасности Черногории являются: Президент Черногории, Пред­седатель Скупщины и Председатель Правительства.

Президент Черногории, является Председателем Совета по обороне и безопасности.

 

Военное положение

Статья 132

Военное положение объявляется, когда существует непосредственная угроза государству, когда Черногория была атакована и была объявлена война против нее.

Если Скупщина не может быть созвана, решение о военном положении принимается Советом обороны и безопасности и представляется в Скупщину на утверждение, как только она сможет собраться.

Чрезвычайное положение

Статья 133

Чрезвычайное положение может быть объявлено на территории или части территории Черного­рии, в случае:

1. масштабных стихийных бедствий;

2. технологических, экологических катастроф и эпидемий;

3. крупных нарушений общественного спокойствия и порядка;

4. угрозы или попытки свержения конституционного строя.

Если Скупщина не может быть созвана, решение объявить чрезвычайное положение принимается Советом по обороне и безопасности, и представляется в Скупщину на утверждение, как только она сможет собраться.

Чрезвычайное положение продлевается до окончания обстоятельств, которые привели к его объ­явлению.

8. ПРОКУРАТРА

Статус и компетенция

Статья 134

Прокуратура является уникальным и независимым государственным органом, который выполняет задачи преследования лиц совершивших уголовные преступлений и других наказуемых деяний должностного характера.

Назначение и мандат

Статья 135*

Деятельность государственной прокуратуры осуществляют руководители государственной проку­ратуры и государственные обвинители. *

Верховный государственный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Скуп­щиной Черногории, после слушаний в ее компетентном рабочем органе, по предложению Совета прокуратуры, после проведения открытого конкурса. *

Верховный государственный прокурор и руководители государственной прокуратуры избираются сроком на пять лет.

Полномочия государственного обвинителя постоянны. В исключительных случаях, лицо, которое впервые было назначено государственным обвинителем, избирается сроком на четыре года.*

Руководитель государственной прокуратуры и государственный обвинитель прекращают или от­страняется от исполнения своих функций в случаях и в порядке, определенных законом.*

Руководитель государственной прокуратуры, государственный обвинитель должны быть отстра­нены от должности, если по окончательному приговору суда они приговорены к не условному тюремному заключению. *

Совет прокуратуры

Статья 136*

Совет прокуратуры обеспечивает независимость.

Верховный государственный прокурор председательствует на заседаниях Совета прокуратуры, за исключением дисциплинарного производства.*

Выборы, мандат, обязанности, организация и методы работы Совета прокуратуры регламентиру­ется законом.

Совет прокуратуры: *

1. определяет кандидатуру для избрания на пост Верховного государственного прокурора; *

2. назначает и освобождает руководителей государственной прокуратуры и государственных обвинителей; *

3. решает вопросы о прекращении полномочий руководителей государственной прокуратуры и госу­дарственных обвинителей; *

4. рекомендует Правительству объем финансирования государственной прокуратуры; *

5. представляет ежегодный отчет о государственной прокуратуре в Скупщину; *

6. выполняет другие обязанности, предусмотренные законом. *

Совет прокуратуры принимает решения большинством голосов от общего числа своих членов.*

Должностной иммунитет

Статья 137*

Руководители государственной прокуратуры и государственные обвинители пользуются долж­ностным иммунитетом и не могут нести ответственность за выражение мнений или решения, принятые в порядке осуществления своих функций, если это не представляет собой уголовного преступления.

 

Несовместимость

Статья 138*

Руководители государственной прокуратуры и государственные обвинители не могут быть депу­татами или занимать любую другую государственную должность или осуществлять иную профес­сиональную деятельность.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Принципы

Статья 139

Экономическая система, должна быть основана на свободной и открытой рыночной экономике, свободном предпринимательстве и конкуренции, независимости, хозяйствующих субъектов и их ответственности по обязательствам юридических сделок, на защите и равенстве всех форм соб­ственности.

Экономическая система и равенство

Статья 140

Территория Черногории представляет собой единое экономическое пространство.

Государство поощряет устойчивое экономическое развития всех его частей.

Запрещается создавать препятствия и ограничивать свободу конкуренции и стимулировать нерав­ное, монопольное или доминирующе положение на рынке.

Государственная собственность

Статья 141

Государственные активы принадлежат государству Черногории.

Налоговые обязательства

Статья 142

Государство финансируется из налогов, сборов и других доходов.

Каждый должен платить налоги и другие сборы.

Налоги и другие сборы могут быть введены на основании закона.

Центральный банк Черногории

Статья 143

Центральный банк Черногории является независимой организацией, несущей ответственность за денежно-кредитную и финансовую стабильность и банковскую систему. Центральным банком Черногории управляет Совет Центрального Банка. Центральным банком Черногории руководит Управляющий Центральным банком.

Ведомство Государственного контроля

Статья 144*

Ведомство государственного контроля Черногории является независимым и высшим органом государственного аудита.

Ведомство Государственного контроля должно проверять законность и эффективность управле­ния государственными активами и обязательствами, бюджетов и всех финансовых операций лиц, чьи финансовые источники являются государственными или созданы за счет использования госу­дарственного имущества.

Ведомство государственного контроля должно представлять Скупщине ежегодный отчет. Учреждением Государственного контроля управляет Сенат.

Председатель и члены Сената Ведомства государственного контроля пользуются должностным иммунитетом и не могут нести ответственность за выражение мнений, или решения, принятые в порядке осуществления своих функций, если это не представляет собой уголовного преступле­ния.*

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. КОНСТИТУЦИОННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ

Соответствие правовых норм

Статья 145

Все законы должны быть в соответствии с Конституцией и ратифицированными международными договорами, а другие нормативные акты должны быть в соответствии с Конституцией и законом.

Опубликование и вступление в силу

Статья 146

Законы и другие нормативные акты должны быть опубликованы до даты вступления в силу, и вступают в действие на восьмой день со дня публикации.

В исключительных случаях, когда есть причины, определенные при процедуре принятия, законов или других нормативных актов, они могут вступить в силу в день публикации.

Запрет обратной силы

Статья 147

Законы и другие нормативные акты не могут иметь обратной силы.

В исключительных случаях, в интересах общества, некоторые положения закона, определенные при процедуре его принятия, могут иметь обратную силу.

Положения уголовного закона может иметь обратную силу, только если это выгодно для правона­рушителя.

 

 

Законность адресных правовых актов

Статья 148

Адресный правовой акт должен соответствовать закону.

Окончательные адресные правовые акты, пользуются судебной защитой.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Компетенция

Статья 149

Конституционный суд принимает решения:

1. о соответствии законов, ратифицированных и опубликованных международных договоров Конституции;

2. о соответствии других нормативных и общих актов Конституции и законам;

3. по жалобе на нарушение прав и свобод человека, закре






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.