Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в картине мира.






Раннее новое время было эпохой, когда на море и на суше европейцами совершались Великие географические открытия. Впервые были установлены или резко расширены многообразные экономические и культурные связи Европы с другими материками. Это способствовало внесению существенных корректив, а порой и радикальных перемен в картину мира, которая сложилась в средние века. Открытие Американского континента, значительное обогащение представлений об Африке и Азии, первые кругосветные путешествия — все это изменило традиционный для европейцев образ Земли: подтвердилась ее шарообразная форма, а после открытий Коперника стала постепенно утверждаться идея обращения нашей планеты вокруг Солнца.

Менялись и представления о населявших Землю племенах и народах, стремительно умножались сведения о многообразии языков, обычаев, верований. Контакты с прежде неведомыми этносами, особенно с индейцами Америки, порождали немало вопросов, на которые трудно было найти ответы в традиционном богословии (к примеру, есть ли у индейцев, о которых ничего не сказано в Священном писании, душа, и такие ли они люди, как европейцы). Ответы имели тогда не только теоретическое, но и практическое значение: от признания единства человеческого рода или отказа от этого взгляда зависело, как оценивать насилие по отношению к покоренным жителям Америки — принимать или, наоборот, осуждать подобные методы. Расширение представлений о многообразии этносов в свою очередь стимулировало осознание определенной общности народов, населяющих Европу.

Новые черты мировосприятия. Одно из характерных явлений раннего нового времени — развернувшийся практически во всех странах Европы, хотя и с разной силой и не синхронно, процесс развития и укрепления национального самосознания. Утверждение этой новой черты социальной психологии сопровождалось, с одной стороны, попытками некоторых властителей установить гегемонию в Европе и даже создать наднациональное государственное объединение, а с другой стороны, — стремлением к сохранению местной обособленности, традиционных сугубо локальных прав и привилегий,

Складывание национальных языков, постепенное превращение их не только в языки официального делопроизводства, но и литературного творчества, а в протестантских странах и церковной службы, укрепляло осознание национальной общности. Одной из важных тем новой филологии стало прославление достоинств и возможностей родного языка. Свой вклад в развитие патриотических чувств вносили и авторы исторических сочинений, уделявшие пристальное внимание великим деяниям предков, незаурядным личностям, событиям прошлого своего народа, ею нравам, обычаям, культурным достижениям. На смену характерным для средневековья всемирным хроникам, вписывавшим исторические события в череду процесса, свершавшегося " от сотворения мира", приходит интерес к истории " своего племени", основанной на источниках, которые выверялись методами зарождающейся историко-филологической критики. Типичным становится стремление выявить преемственность в добродетелях и пороках своего народа — от древнейшей поры до современности. Так складываются основы представлений о национальных характерах, национальной психологии.

Менялись и другие аспекты мировосприятия. На смену замкнутости тесных мирков, локальных пространств приходит расширение горизонтов, напряженное переживание стремительных и не всегда понятных перемен. Они вызывают то восторг перед новизной, которая впервые оценивается как достоинство, а не как ломка добрых старых обычаев, то страх перед ней как неким симптомом разрушения устоев, близящегося конца света. По-новому ощущается ценность времени: не случайно именно тогда широко распространяются разные виды часовых механизмов, точное измерение времени начинает входить в привычку. Иным становится отношение к бедности и богатству: все реже вызывает осуждение стремление к богатству, тяга к накопительству, а бедность все менее отождествляется с состоянием святости. Уже не получают столь резкого, как ранее, неодобрения церкви ростовщический процент, практика установления на товары не только " справедливых цен", но и цен, приносящих значительные доходы торговцу, Появляется теоретическое оправдание богатства как условия полноценной жизни, подчеркивается его общественная значимость и даже " угодность Богу".

Характерно, что новое понимание времени и новая оценка богатства оказываются взаимосвязанными: начинает утверждаться формула " время — деньги". Она становится одним из правил рождающейся этики предпринимательства, в которой высоко ценится энергия, активность, внутренняя дисциплина, готовность проявлять инициативу и не бояться риска при быстро меняющихся жизненных обстоятельствах. Эти новые черты социальной психологии находят отражение как в гуманистической этике, так и в моральных доктринах протестантских церхвей.

Прочнее держались представления о незыблемости сословной иерархии, свойственной феодальному обществу, хотя оценка социальной роли отдельных сословий приобретала новые оттенки. В наибольшей мере критическому пересмотру подвергались традиционные представления о клире, особенно монашестве, что создавало благоприятную психологическую атмосферу для реформационного движения. Определенный кризис испытывала идеология рыцарства — его все более воспринимали как исторически отживающее сословие, чему способствовали кардинальные изменения в военном деле. В то же время крепло самосознание бюргерства и прежде всего его состоятельной верхушки. Богатство давало ей ощущение широких возможностей не только в хозяйственной деятельности: оно открывало пути аноблирования, реального приобщения к структурам власти. Антисословные настроения складывались в среде зарождавшейся буржуазии — нового слоя общества, не имевшего четко обозначенных, однородных социальных корней. Критическое восприятие сословной иерархии, привилегий знати и верхушки клира было характерно и для ренессансной интеллигенции, пестрой по социальному происхождению и статусу. В гуманистической этике утверждались идеи достоинства личности, связанного не со знатной родословной, а с нравственным совершенством и творческими, деловыми успехами самого человека.

Нетрадиционные представления о мире, человеке, обществе, складывавшиеся в эпоху раннего нового времени, не стали, однако, господствующими. Они сосуществовали с традиционным средневековым менталитетом, с сословными ценностями, предрассудками, с миром народной фантазии. И хотя более широкие мировоззренческие горизонты отличали человека раннего нового времени от средневекового европейца, изменения в общественном сознании еще не обрели массового характера.

Развитие науки и культуры.

Конец XV — начало XVI в. — период быстрого развития книгопечатания во многих странах Европы. Связанное с ним стремительное нарастание обмена информацией дало мощный импульс подъему научной мысли. Широко издавались не только сочинения древних ученых, но и труды современных авторов по различным отраслям знания, включая естественные науки. Международным языком науки оставался латинский, но все чаще стали появляться переводы научной литературы на национальные языки. В первой половине XVII в. они серьезно потеснили латынь в естествознании, которое начало особенно быстро набирать силу на грани столетий.

 

Наиболее важными достижениями были отмечены география, картография, астрономия, механика, медицина. Первые достоверные карты Европы и мира, в которых учитывались результаты Великих географических открытий, были созданы в середине XVI в. выдающимся картографом Меркатором. Эпохальным для астрономии стало гелиоцентрическое учение Николая Коперника, изложенное в труде иО вращении небесных сфер". Эта книга, напечатанная в 1543 г., развенчала традиционные представления о Земле как центре солнечной системы. Расхождение учения Коперника с традицией, основанной на текстах Священного Писания, вызвало резкую критику как со стороны католических теологов, так и со стороны протестантов, в том числе Лютера. Астрономия, начавшая с труда Коперника новый отсчет своего развития, обогатилась позже наблюдениями Тихо Браге и открытиями Иоганна Кеплера, которые подтвердили идею Коперника. Надежным обоснованием гелиоцентризма стали сделанные с помощью нового телескопа открытия Галилео Галилея. Противники учения Коперника — церковные ортодоксы — в 1616 г. официально осудили идеи гелиоцентризма. Догматизм ставил серьезные преграды знанию, основанному на опыте и эксперименте, и все же оно продолжало делать новые шаги. Галилей совершил ряд открытий в области механики — обосновал законы падения тел, инерции, понятия скорости и ускорения.

Одной из быстро обновлявшихся областей науки была математика. В ней выделились самостоятельные разделы: алгебра, тригонометрия, аналитическая геометрия, развивалась теория бесконечно малых величин. Определенные успехи были достигнуты в геологии, тесно связанной с горным делом, в химии, еще не обособившейся от традиционной алхимии, в зоологии и ботанике. В медицине важные шаги сделала анатомия — основополагающим здесь стал иллюстрированный труд Андреаса Везалия " О строении человеческого тела". Усилиями Уильяма Гарвея и Мигеля Сервета была разработана теория кровообращения. Начало новому этапу врачевания с помощью химических медикаментов положил Парацельс.

С успехами естествознания было тесно связано развитие ренес-сансной натурфилософии, утверждавшей значение опыта как основы познания и отвергавшей догматизм. Достижения математических наук и механики оказали влияние на рационалистические философские теории. Взаимозависимость философии и науки нашла яркое проявление в творчестве Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта.

Развитие культуры. Основные этапы и направления. Раннее новое время — эпоха сложного взаимодействия традиционных и вновь возникающих идейных и художественных направлений в культуре. В ее развитии можно выделить три основные этапа: конец

XV — первая половина XVI в.; вторая половина XVI в.; период от рубежа веков до середины XVII в. Первый этап отмечен распространением во многих странах культуры Возрождения, давно завоевавшей прочные позиции в Италии, Во второй четверти XVI в. начинает сказываться нарастающее воздействие на культуру раскола рим-ско-католической церкви и идей Реформации.

Культурные процессы второго этапа отмечены двойственностью: продолжается обновление различных сфер культуры — общественно-политической мысли, философии, искусства — на ренес-санскых началах, но вместе с тем происходит и трансформация гуманистических идеалов, их оттесняют новые идейные веяния, ставящие под сомнение " божественность" и величие человека. Усиливается влияние на культуру в одних странах победивших в них реформационных представлений и институтов, в других — Контрреформации и норм обновленного католицизма. Заметный отпечаток на культурные процессы этого этапа накладывает почти повсеместное укрепление абсолютистских режимов. И все же преемственные связи с культурой первой половины XVI в. и более чем двухвековым опытом итальянского Возрождения продолжают сохраняться, хотя в самой ренессансной культуре начинают отчетливо проступать черты кризисных явлений.

Третий этап — первая половина XVII в. — ознаменовался наступлением и расцветом новой культурной эпохи, часто именуемой эпохой барокко, хотя это стилистическое направление не было единственным. Наряду с ним в ряде стран, особенно во Франции и Голландии, развивается классицизм, а в творчестве многих мастеров литературы и искусства утверждаются реалистические принципы. Получают распространение порой причудливые сплетения различных стилистических направлений.

Возрождение как исторический тип культуры. Культура Возрождения достигла своего ярчайшего расцвета в пору Высокого Возрождения (конец.XV — первая треть XVI в.) в Италии; она активно утверждалась как особый культурный феномен и в ряде других стран Европы, обретая общеевропейское значение, Ренессансная культура, уже в предшествующий период обогатившая образование и гуманитарные дисциплины новой проблематикой и новыми методами познания, а архитектуру и изобразительное искусство новой стилистикой, в XVI в, оказывала влияние и на другие сферы творчества — натурфилософию, естествознание, театральное искусство, музыку. В этом процессе, как и в продолжавшемся усвоении античного наследия, велика была роль книгопечатания. Наиболее известные типографии — Мануциев в Венеции, Кобергера в Германии, Плантена в Нидерландах, Этьенов во Франции — опирались в своей издательской деятельности на сотрудничество с гуманистами, которые выверяли сочинения древних авторов, переводили их на национальные языки, комментировали тексты. Известный современной науке корпус произведений греческих и латинских авторов сти в значительной своей части был открыт и освоен в эпоху Возрождения.

В ренессансной культуре, широко обращавшейся к античному философскому и художественному наследию, сложился своеобразный культ древности, которая противопоставлялась " варварскому" средневековью. Считалось, что вместе со средневековой " порчей" классиче-сой латыни пришла в упадок вся культура. Восстановление преемственной связи с античным наследием, языческим и христианским, во многом утраченной в средние века, и в XVI в. продолжало оставаться одной из главных задач и вместе с тем типологических черт культуры Возрождения. Античности подражали, но с ее достижениями и соревновались, решая новые проблемы, стоявшие в эту эпоху перед человеком и обществом. Усваивались и заново осмыслялись Ренессансом и традиции средневековой культуры, особенно светской — городской и рыцарской, что находило выражение в обращении к их сюжетам, жанрам, стилистике, получавших, однако, в творчестве мастеров Возрождения нетрадиционное, оригинальное преломление. На всех этапах развития ренессансной культуры ее отличало стремление к новаторству и высокий уровень мастерства. При всем своеобразии Ренессанса нельзя недооценивать и его преемственных связей со средневековьем. Прежде всего — с христианской традицией, что проявлялось в различных областях культуры.

Главной отличительной чертой Возрождения как исторического тира культуры стало гуманистическое мировоззрение. Оставаясь в русле христианства, оно по многим позициям отходило не только от схоластики, но и от церковной ортодоксии. Новое мировоззрение строилось на принципах антропоцентризма, подчеркивало центральное положение человека в системе мироздания. Гуманизм героизировал личность вплоть до безмерного преувеличения ее возможностей, он основывался на идеях гармонии человека и природы, самоценности земного бытия, обосновывал способность людей быть разумными устроителями своей жизни. Светская, внетеологическая трактовка мирских проблем стала характерной для многих областей ренессансного знания, в частности моральной философии, включавшей по традиции экономику, политику и этику.

Новаторская художественная стилистика Возрождения развивалась в XV и в начале XVI в. на основе принципа " подражания природе" и идеала прекрасного, гармоничного человека. Не случайно в изобразительном искусстве особенно широкое развитие получил жанр портрета, воплотивший гуманистические представления о человеке, о неповторимом своеобразии личности. Особое место в ренессансной живописи занял пейзаж, подчеркивавший неразрывную связь человека с природой.

С другой стороны, уже со второй четверти XVI в., особенно в искусстве, связанном с придворно-аристократическими кругами, заметна склонность к формализации художественных открытий великих мастеров Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Мике-ланд ж ел о, Тициана. Начинает утверждаться принцип не " подражания природе", а " преображения" ее силой фантазии и виртуозности художника; на смену культу естественной и ясиой красоты приходит культ изощренности и грации, характерный для нового стилистического течения — маньеризма.

Преимущественно в светском русле протекает в раннее новое время и развитие ренессансной литературы и театра. Здесь был особенно велик индивидуальный вклад гениев эпохи — Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского, Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса, Лопе де Вега.

Одним из ценных завоеваний культуры Возрождения стали программа и методы гуманистического образования, находившие применение в частных и городских школах, на университетских кафедрах, при дворах правителей и вельмож. Гуманистическую педагогику, особенно методы изучения древних языков, охотно заимствовали многие церковные школы, как католичесие, так и протестантские, внося, однако, свои коррективы в идейную направленность образования.

На основе ренессансной культуры сформировался новый слой интеллигенции, мощно заявившей о себе в Европе уже в конце XV — первые десятилетия XVI в. Его составляли прежде всего гуманисты» чьи профессиональные занятия были связаны с обновленным комплексом гуманитарных дисциплин, но также писатели, художники, архитекторы, деятели науки. Ренессансная интеллигенция создавала новые формы самоорганизации — различного рода кружки, сообщества, академии, мастерские художников, в которых царила атмосфера творических поисков и свободных дискуссий. Это во многом отличало ее от таких традиционных групп интеллигенции, как теологи, юристы, университетские преподаватели метафизики и диалектики с характерными для них устоявшимися формами общения.

В раннее новое время в общем культурном процессе наряду с динамично развивавшейся ренессансной культурой существовали и достаточно традиционные направления. Это прежде всего схоластика, которая оставалась официальной наукой, господствовавшей в католических университетах. Некоторому обновлению она подверглась во второй половине XVI в. после Тридентского собора. Видные деятели Реформации, поначалу резко критиковавшие средневеко-иую схоластику, по мере догматизации новых протестантских вероучений также обратились в университетах к схоластическим формам образования. Устойчивость традиций была характерна и для народной культуры, как сельской, так и городской: различные разновидности фольклора, массовые праздничные действа и смеховые формы карнавалов, бытовые ритуалы и обычаи мало изменялись с течением столетий.

Основные принципы мировоззрения западноевропейского общества в раннее новое время продолжали определяться, как и в средние века, христианским вероучением, ко в условия конфессионального многообразия послереформационной эпохи даже официальные доктрины различных церквей приобретали разные оттенки.

Эпоха раннего барокко. Новый своеобразный сплав многовековых средневековых традиций» наследия эпохи Возрождения и собственных творческих открытий дала эпоха барокко. Барокко господствовало во многих областях европейской культуры на протяжении всего XVII в., а в ряде стран и позже. Становление этого стиля началось в Италии в последние десятилетия XVI в. В начале следующего столетия барокко быстро распространилось и на другие страны Европы.

Стиль барокко ярче всего проявился в архитектуре, декоративной живописи и скульптуре, в литературе и музыке, в ряде других видов творчества. Барокко всегда тяготело к ансамблям, к взаимосвязи различных видов искусства. Главными его центрами были Италия и Фландрия. В других странах Европы барокко развивалось то по образцу Италии, то со своими особыми национальными и индивидуальными оттенками.

Стиль барокко многолик, но его основные черты обладают не меньшей характерностью, чем черты Ренессанса, Барокко присуще стремление к пышности, великолепию» торжественной праздничности ансамблей, к возвеличению светского, особенно придворного, уклада жизни. Вместе с тем этот стиль полон подчеркнутой духовной экзальтации, пафоса, сочетания рациональности в мистического порыва. Барокко отражает новое мировоззрение, новую, иную, чем в эпоху Возрождения, картину вселенной и места человека в природе и обществе. По сравнению с ренессанс-ными представлениями человек утрачивает свое центральное положение в мире, испытывает воздействие могучих сил, несоразмерных с его собственными возможностями. Не гармоническая ясность, а диссонансы, контрасты мира, дисгармония человеческого существования стоят в центре внимания мастеров барокко. Реальному миру противопоставляется иллюзорный мир идеала. На смену гармонически ясным и статичным образам Ренессанса приходит всепроникающая динамика» обостренное чувство трагизма бытия, повышенная декоративность. Барочные представления и художественные формы оказывают сильное воздействие и на две другие мощные линии творчества первой половины XVII в. — утверждающийся классицизм и неотъемлемые от исканий крупнейших мастеров эпохи реалистические тенденции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.