Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой






Значение тяговой силы, необходимой для движения, ограничено вследствие действия силы сцепления колес с дорогой.

Под силой сцепления понимают силу, противодействующую скольжению колеса относительно поверхности дороги. Она равна силе трения, возникающей в месте контакта колеса с дорогой.

Сила сцепления определяется выражением:

 

(2.7)

 

где Rz – нормальная реакция дороги;

φ – коэффициент сцепления.

 

Равномерное качение колеса без скольжения и буксования возможно только при выполнении условия Р тР сц. Если тяговая сила больше силы сцепления (Р т > Р сц), то автомобиль движется с пробуксовкой ведущих колес.


 

Коэффициент сцепления во многом определяет значение силы сцепления. В зависимости от направления скольжения колеса относительно поверхности дороги различают коэффициенты продольного (φ х) и поперечного (φ у) сцепления. Эти коэффициенты зависят от одних и тех же факторов, и можно считать, что они практически равны (φ х = φ у).

На коэффициент продольного сцепления (φ х) оказывают влияние многие конструктивные и эксплуатационные факторы. Он определяется экспериментально. Ниже приведены средние значения φ х для различных дорог и состояний их поверхности:

  Сухое Мокрое
Асфальтобетонное шоссе 0, 7–0, 8 0, 35–0, 45
Дорога с щебенчатым покрытием 0, 6–0, 7 0, 3–0, 4
Грунтовая дорога 0, 5–0, 6 0, 2–0, 4
Снег 0, 2 0, 3
Лед 0, 1 0, 2

 

На сухих дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления имеет наибольшее значение, так как в этом случае он обусловливается не только трением скольжения, но и межмолекулярным взаимодействием материалов колеса и дороги (механическим зацеплением).

На мокрых дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления существенно уменьшается (в 1, 5–2 раза) по сравнению с сухими дорогами, так как между колесом и дорогой образуется пленка из частиц грунта и воды.

На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит от внутреннего трения в грунте и сопротивления грунта срезу.

 

Контрольные вопросы

1. По каким показателям оценивают тягово-скоростные свойства автомобиля?

2. Каким образом передается мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля?

3. Чем вызваны потери мощности в трансмиссии и как они учитываются?

4. Что характеризует передаточное число трансмиссии и как определяется?

5. Радиусы колес автомобиля, характеристика и расчет.

6. Что представляет собой тяговая сила и от каких факторов она зависит?

7. Что представляет собой тяговая характеристика и какие факторы влияют на характер ее изменения?

8. Как оценивается сила сцепления и как влияет на отсутствие буксования?


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.