Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступность в сфере экономики.






 

 

Начало разработки представления о преступности в сфере экономической деятельности, в рыночной экономике было положено в 40-е гг. XX века американским криминологом Эдвином Сатерлендом, который ввел в научный оборот понятие «беловоротничковой преступности», как преступности, представляющей совокупность преступлений, совершаемых высокопоставленными в сфере бизнеса лицами в процессе профессиональной деятельности в интересах юридических лиц и своих собственных.

В отечественной криминологической литературе до настоящего времени нет однозначного подхода к определению экономической преступности. Наш анализ экономической преступности основан на мнении тех специалистов[76], которые считают, чток категории экономических можно отнести лишь такие преступления, которые совершаются только в ключевом сегменте экономики (системы хозяйствования), связанном с извлечением прибыли. Большую долю в структуре данной преступности составляют преступления, предусмотренные статьями Главы 22 УК РФ. Колесников В.В. выделяет следующие важные признаки экономической преступности:

1. Осуществление в сфере предпринимательства, в сфере бизнеса под прикрытием законной экономической деятельности.

2. Осуществление непосредственно в процессе экономической (предпринимательской) деятельности, в ее границах и пределах компетенции.

3. Осуществление субъектами предпринимательства (бизнеса).

4. Использование криминальных методов присвоения экономических благ в процессе осуществления законной экономической деятельности, паразитирование на хозяйственно-правовых условиях, воспроизводимых официальной (разрешенной) рыночной экономической средой.

5. Высокий социальный статус страты предпринимателей и высокий кредит доверия к ней со стороны общества, которые проституируются бизнесменами - делинквентами, служат им прикрытием для осуществления своей преступной деятельности.

6. Анонимность, отсутствие персонификации жертв, отсутствие прямого контакта с жертвой.

7. Специфичность и множественность объектов посягательства, специфичность субъектов экономической преступности.

8. Массовость и типичность преступлений, скрытность преступлений.

9. Наличие феномена безразличного, индифферентного отношения общества к экономической преступности и др.[77].

Удельный вес экономических преступлений в зарегистрированной преступности невысок. Во многом это обусловлено высочайшим уровнем латентности.

Динамика экономических преступлений в начале тысячелетия показывает тенденцию прироста. Так, если в 2000 году было зарегистрировано 376400 преступлений, то в 2009 году - 428792[78]. Наибольший объем в структуре данной преступности до 2003 года составлял обман потребителей, например, в 2000 году – 84947, в 2003 году несколько ниже - 69148[79].

С 2005 года прямой ущерб от экономических преступлений в РФ вырос уже более чем в четыре раза (с 3, 1 млн. долларов до 12, 8) и более чем в пять раз по сравнению со средним показателем по всему миру - 2, 4 млн. долларов США. К оррупция и взяточничество стали представлять серьезную угрозу для развивающегося бизнеса[80].

В 2010 году выявлено 275 тысяч экономических преступлений, ущерб от которых составил более 176 млрд. рублей. Согласно статистике, более 22 тысяч экономических преступлений были совершены организованными группами. По словам руководителя следственного комитета МВД РФ, наиболее криминогенной остается финансово-кредитная сфера, в которой совершается наибольшее число преступлений, направленных на легализацию доходов[81].

Криминальные посягательства, совершенные в этой сфере, отличаются большим разнообразием, особой изощренностью, высоко интеллектуальным характером, быстрой адаптацией преступников к новым формам и методам предпринимательской деятельности, применяемым банковским документам, новым электронным платежным средствам, средствам связи и оргтехники, новым банковским, валютным и таможенным технологиям совершения этих преступлений. Многие из противозаконных операций невозможно реализовать без участия заинтересованных сотрудников банковской или иной кредитной организации.

Состояние преступности в кредитно-банковской сфере определяется тремя составами преступлений, которые вкупе составляют около 90% от всей регистрируемой массы преступлений:

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг(2000г. -14289, 2009г. – 45251, 2011 - 26948);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём (2000г. – 1784, 2009г. – 8791, 2011 - 704);

- незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (2000г. – 2095; 2009г. – 1265, 2011 - 710)[82].

Внешнеэкономическая сфера характеризуется тем, что преступления в данной сфере подрывают экономическую безопасность государства, дезорганизуют федеральные и региональные органы власти и управления. Специфика этой сферы состоит в том, что во внешнеэкономические отношения вовлечены такие важные отрасли экономики, как промышленность, транспорт, оптовая и розничная торговля, кредитные учреждения и страховые компании, бюджетная сфера и т.д. Эти преступления часто носят многоэпизодный и межрегиональный характер, совершаются организованными преступными формированиями, имеющими коррупционные связи и использующими современные новейшие технологии.

До настоящего времени продолжается неконтролируемый ввоз из-за рубежа и реализация на территории нашей страны потребительских товаров в большинстве низкого качества, а иногда и представляющих опасность для здоровья людей. Эта сфера характеризуется также не поступлением в бюджет страны значительных денежных сумм таможенных платежей и различных видов налогов при осуществлении противоправных внешнеторговых сделок. Государство несет большой ущерб и от незаконного вывоза капитала за рубеж, а также от несвоевременного перевода из-за границы денег, полученных от торговых операций.

Самые высокие показатели относятся к таким преступлениям, как контрабанда (2000г. – 4371, 2009г. – 4706, 2011г. - 2796[83]). В последнее время широкое распространение получил контрабандный экспорт морепродуктов, леса.

По словам А. С. Куликова, если два десятилетия назад предметом контрабанды были в основном потребительские товары, ввозимые в Россию, то в настоящее время преобладают операции по незаконному вывозу из России сырья, лесоматериалов, углеводородов, энергоносителей, цветных, редкоземельных металлов, пушнины, биоресурсов, табачной продукции, культурных ценностей, незаконных мигрантов для последующей их продажи в рабство. В страну наряду с ширпотребом ввозятся готовая лекарственная продукция и сырье для фармацевтики. Контрабанда ведет не только к потере государством дохода, ее опасность повышается тем, что предметы контрабанды напрямую влияют на жизнь и социально-эпидемиологическое благополучие населения[84]. Между тем Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420 деяние декриминализировано.

Представляют интерес уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (2000г. – 1363, 2004 – 536); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (2000г. – 232, 2004г. – 48)[85].

В сфере внешнеэкономической деятельности широко распространено оказание консалтинговых и маркетинговых услуг российским организациям и предприятиям. Стоимость такого рода услуг может достигать нескольких миллионов долларов США. В подавляющем большинстве случаев реально никаких услуг не оказывается, а имеет место элементарное сокрытие прибыли от налогообложения с последующим использованием ее в личных целях хозяев предприятий[86].

Приватизационная сфера. В ходе " ваучерной" приватизации, связанной с оборотом приватизационных чеков совершалось много преступлений, в том числе связанных с завладением ими при помощи злоупотребления доверием и обмана граждан со стороны фиктивных коммерческих структур. Динамика преступлений в этой сфере показывает тенденцию прироста. Так, число зарегистрированных преступлений в сфере приватизации в период с 1997-2001 год возросло более чем в два раза (с 1758 до 3710). К 2008 году это число вновь увеличилось, и было зарегистрировано 11170 преступлений[87].

В последние годы возникла и успешно развивается криминальная схема передела бизнеса путем захвата с использованием процедуры банкротства. В настоящее время существуют группы, специализирующиеся на этом виде криминального бизнеса. Они обладают широкими коррупционными связями как с властными структурами, в том числе и с судами, так и с общеуголовными криминальными группировками. Круг интересов профессиональных " рейдеров" с каждым годом расширяется и видоизменяется. Если ранее в поле их деятельности попадали в основном крупные предприятия, имеющие в активе комплекс зданий, то в настоящее время основными мишенями являются земля и госпредприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, а также федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные государственные учреждения, казенные предприятия, подлежащие акционированию. Сегодня интерес рейдеров сфокусирован на предприятиях военно-промышленного комплекса, поставщиках стратегической продукции, объектах базовой инфраструктуры, земельных, природных ресурсах [88].

Самые высокие показатели в этой сфере имели такие преступления, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, общее число которых в 2007 году составило – 799; в 2009г. – 548 преступлений, в 2011 - 526[89].

Потребительский рынок. По объёму выявляемых преступлений идет после финансово-кредитной (до 2003 года). Так, например, в 1997 году практически каждое третье преступление экономической направленности было связано с потребительским рынком. По данным государственной статистики с 1997 по 2001 годы отмечается прирост с 31303 до 102362[90].

В данной сфере, по мнению специалистов, можно выделить три группы преступлений:

1) преступления против прав потребителей, количество которых за счет обмана потребителей до 2003 года было самым большим (2000г. – 166456, 2002г. – 150325);

2) преступления против порядка законной конкуренции на рынке (2000г. – 601, 2002г. -343);

3) преступления против установленного порядка производства, перевозки, хранения, реализации товаров (работ, услуг) (2000г. – 11212, 2002г. – 9096)[91].

Самые высокие показатели после декриминализации преступлений, связанных с обманом потребителя, стали иметь такие преступления, как: незаконное предпринимательство (2000г. – 8538, 2004г. – 1367, 2011г. - 486); незаконное использование товарного знака (2000г. – 444, 2004г. – 328); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (2000г. – 714, 2004г. – 8638, 2011г. - 24)[92].

Налоговая сфера характеризуется совокупностью преступлений, посягающих на налоговую систему государства. В структуру налоговой преступности входит всего 4 состава преступлений. В 2009 году общее число зарегистрированных налоговых преступлений составило 22316, в 2011г. - 8682[93].

Несмотря на нашу позицию, относительно узкого понимания экономической преступности, мы считаем необходимым рассмотреть преступления, совершаемые государственными служащими, чья деятельность связана с выполнением организационно-управленческих функций в сфере экономики. Кроме того, несмотря на запрет известно, что многие государственные чиновники участвуют в предпринимательской деятельности.

Значительное количество данных преступлений совершается в области лицензирования, особенно в тех сферах экономики, которые являются высокодоходными, например, добыча природных ресурсов. В условиях достаточно большой зависимости от административных решений предприниматели ищут пути развития для своего бизнеса через налаживание связей, в том числе заключение нелегальных, теневых сделок, с государственными чиновниками. Такие противозаконные договорные отношения с чиновниками приводят к образованию " теневых монополий", созданию различного рода препятствий на пути конкурентов, что наносит вред интересам потребителей и свободному развитию экономических отношений. Наиболее часто выявляются такие преступления, как коммерческий подкуп, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий.

Для совокупности деяний в сфере экономической деятельности характерна гиперлатентность, под которой в данном случае понимается превышение объема незарегистрированной ее части над зарегистрированной на несколько порядков (т.е. в 100 раз и более). По экспертным оценкам специалистов, если в дореформенный период выявляемость тяжких экономических преступлений составляла 5-10% от их реального объема, то к середине 90-х гг. XX века эта доля сократилась до 1-3%[94].

Гиперлатентность помимо прочего указывает на то, что по зарегистрированной части общественно опасных деяний, как правило, нельзя судить о закономерностях развития феномена в целом.

Уровни латентности отдельных видов деяний по некоторым данным составляли: незаконное предпринимательство - 620; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - 1680; уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды -1380; обман потребителя -70. Взвешенная среднеарифметическая величина уровня латентности всей совокупности названных деяний составляет 126[95].

Многие преступления в сфере экономической деятельности совершаются организованными группами и преступными сообществами. Эксперты отмечают, что в 2005 г. так или иначе под контролем криминальных структур находилось 40-60% предприятий и 60-80% банков. На начало 2008 г., по данным МВД России, в стране действовало свыше 400 крупных преступных формирований, оказывавших значительное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в российских регионах. В России есть регионы, в которых до 80% населения прямо или косвенно вовлечены в криминальные структуры, господствующие над легальной экономикой. Как, например, в Дальневосточном федеральном округе, где организованная преступность практически полностью контролирует такие важные отрасли экономики, как рыбная, лесная, золотодобывающая, криминал сохраняет возможность контролировать крупные секторы экономики, топливно-энергетический комплекс, значимые бюджетные активы и экспортные операции[96].

Анализ экономико-криминологической литературы показывает, что личность экономического преступника изучена недостаточно. Этому есть множество причин. По данным отчета PriceWaterHouse Coopers, как правило, преступления в сфере экономики совершают лица мужского пола в возрасте от 31 до 40 лет с высшим образованием. 41% преступников занимают руководящие посты в компаниях. В странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет 38%, в других странах мира – 20%.

Мотивацией экономических преступлений чаще всего является корысть ( 73%), соблазн (38%), непонимание неправомерности совершаемого действия (33%)[97].

В экономической преступности высока доля участия женщин. Так, с 1997 по 2003 г. доля преступлений, совершаемых женщинами в сфере экономической деятельности, возросла с 13, 3 до 31, 2 %. Для женщин более характерно криминальное поведение в сферах нарушения установленного порядка осуществления предпринимательской и банковской деятельности, на рынке ценных бумаг, однако нетипично совершение преступлений, связанных с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции. Например, доля лиц женского пола среди виновных в незаконной банковской деятельности - 40 %; среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконное получение кредита - 21, 6 %; за лжепредпринимательство - 20, 6 %; за уклонение от уплаты налогов с организаций - 25, 9 % и т. д.

Средний возраст экономических преступников 30 и старше, хотя специалисты говорят о небольшом " омоложении". Так, в сравнении с 1990 годом, например, средний возраст взяткополучателя составлял 36 лет[98].

Вместе с тем по большинству элементов структуры личности, в частности социально-демографического статуса и социальной роли личности, экономические преступники, практически, не отличаются от законопослушных россиян. Многие из них люди семейные, хорошие работники, имеют высшее образование (иногда не одно). В возрастном отношении - это люди с устоявшейся психикой и мировоззрением. Коррупционеры достаточно хорошо материально обеспечены. Граница наиболее ярко выраженных отличий проходит по нравственно-психологическим особенностям. Так, по - мнению авторов книги «Личность преступника»[99] результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что законопослушные граждане намного опережают коррупционеров по социально-позитивному отношению ко всем базовым ценностям, общему самоощущению, оценке смысла своей жизни. Личность коррупционера характеризуется негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников.

В структуре коррупционеров авторы книги выделяют: представителей исполнительной власти, работников министерств, комитетов и их подразделений на территории субъектов Российской Федерации - 41, 1%; сотрудников правоохранительных органов - 26, 5%; работников контролирующих органов - 8, 9%; работников налоговой и таможенной служб - 3, 2%; депутатов - 0, 8%; иные категории - 19, 6%. При этом следует учитывать, что уголовно-процессуальный статус депутатов, судей, прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа.

Результаты уголовной статистики свидетельствуют о том, что среди лиц, осуждённых за взяточничество, 13% были ранее судимы. Из всей совокупности осуждённых за взяточничество 54% осуждены за квалифицированные виды дачи, получение взятки и посредничество во взяточничестве. Специальный рецидив характерен в основном так называемым " мнимым посредникам" (56% от числа повторно осуждённых за взяточничество).

Что касается всей совокупность экономических преступников, то в её структуре представлены такие социальные группы, как служащие – 26%, работники кредитно-финансовой и банковской системы – 52%; собственники - совладельцы – 47, 2%, частные предприниматели - 31, 2%, иностранные граждане и лица без гражданства - 13%[100].

Экономические преступники обладают высоким социальным статусом и среди них, практически, нет лиц, не имеющих постоянного источника дохода (исключение, например, контрабандисты, фальшивомонетчики).

С точки зрения В.В. Колесникова, интегральная характеристика личности бизнесмена - делинквента включает ряд присущих этой категории преступников общих свойств (черт):

1. Гипертрофированная целевая жизненная установка на обогащение и обладание властью любой ценой, невзирая на способы;

2. Готовность идти на значительный риск;

3. Повышенные жизненные (материальные) стандарты;

4. Как правило, хорошее знание законодательства в сфере регулирования экономических отношений, паразитирование на правилах рыночной экономики и подчинение своим преступным устремлениям достижений экономического либерализма (элементов свободы рыночного хозяйствования). Одновременное использование как законных форм организации предпринимательства, видов и методов осуществления экономической деятельности, а также “брешей” и противоречий в законодательной базе, так и незаконных методов извлечения прибыли;

5. Сочетание эгоцентризма и экстравертности;

6. Наличие в гипертрофированной форме специфических имманентных личных качеств - энергичности, “нахрапистости”, значительного самомнения, самоуверенности (при отсутствии либо наличии в незначительной степени сомнений в достижении поставленных целей), твердого стремления к обладанию властью, цинизма в отношении к другим людям (партнерам, клиентам), склонности к блефу (готовности блефовать) и др.;

7. Наличие атрибутов внешней респектабельности и добропорядочности, создающих благоприятное впечатление и формально подразумевающих законопослушность, а также предполагающих высокий социальный статус субъекта (делинквента), его принадлежность к элитному социальному слою общества;

8. Отсутствие явных внешних признаков отличия бизнесменов - делинквентов от законопослушных предпринимателей, сокрытие своих преступных намерений и деяний за ширмой законной экономической деятельности, что облегчает использование инструментария мошенничества (обман, злоупотребление доверием...) в присвоении чужих экономических благ (движимого и недвижимого имущества, денежных средств, ценных бумаг и т. д.) и др.[101].

Мотивационная стратегия преступного поведения бизнесмена - делинквента, по мнению специалистов, более сложна и выражается не только в корысти, но и в том, что криминальный предприниматель за счет осуществления преступных деяний в сфере экономической деятельности и незаконных присвоений экономических благ стремится достичь, во-первых, высоких личных экономических позиций, во-вторых, высоких личных статусных позиций в обществе, в его элитарном социальном слое (в определенной высокой социальной страте, группе) либо закрепить уже достигнутые здесь позиции.

Одну из типологий на основе мотивации преступного поведения экономических преступников предлагают авторы книги " Личность преступника": корыстолюбивый, престижный, игровой тип [102].

Формирование рыночных отношений в России сопровождается целым рядом негативных явлений в экономической сфере, в частности, падением производства, сокращением промышленного потенциала, который должен обеспечить технический прогресс. Все эти явления служат предпосылками к обогащению на почве спекулятивных махинаций в сфере торговли, криминализации бизнеса и в значительной степени криминализации всего общества. Построение рыночных отношений в России пошло по пути так называемого свободного рынка. Восприятие западного экономического опыта без учёта реальной расстановки политических сил, национальной психологии, традиций и психологии российского чиновничества помогло зарождению бюрократического номенклатурного капитализма, внедрению представителей преступности в экономику, политику и властные структуры.

Нестабильность политического режима, активно проявляющаяся до начала тысячелетия. Общая политическая нестабильность, наблюдаемая в нашей стране до недавнего времени, нередко выступала провоцирующим фактором циклического усиления экономического кризиса и создавала непрерывную угрозу утраты государством статуса гаранта экономической стабильности. Политическая нестабильность предопределяет низкий уровень уважения власти, в том числе всей системы уголовной юстиции. До последнего времени в России фактически отсутствовала преемственность экономических программ и обязательств Правительства РФ, что не позволило своевременно обеспечить необходимого приспособления населения к новым стандартам экономической жизни. Политическая нестабильность неизбежно ведет к ослаблению государственного контроля над экономической деятельностью субъектов. Если обратиться к области незаконных возможностей осуществления экономической деятельности и получения дохода, то увидим, что она существенно расширилась. Произошло это, главным образом, из-за почти полной бесконтрольности со стороны государства за функционированием экономики. Вследствие этого появились такие явления, как неурегулированность вопросов собственности; недостаточность контроля за законностью происхождения капиталов; разбалансированность финансово-кредитной системы; высокая степень монополизации при относительной свободе ценообразования; инфляция; неразвитость системы налогообложения, операций с ценными бумагами и т.д.[103].

Нестабильность политической обстановки неизбежно влечет за собой неуверенность субъектов хозяйствования в безопасности и перспектив развития их деятельности. Поэтому многие представители экономической деятельности не вкладывают деньги в долгосрочные проекты, стараются реализовывать только те, которые в краткие сроки приносят достаточно высокий доход. Полученную прибыль стремятся не оставлять внутри государства, а направляют за границу. Этим во многом объясняется активный отток денег за рубеж.

Недостатки в сфере приватизации. Это нашло свое отражение в фактически бесконтрольном распоряжении средствами производства; раздаче всякого рода налоговых, таможенных и иных льгот и привилегий, дающих незаконные преимущества на рынке отдельным экономическим структурам и организациям; содействие процессам монополизации в приватизации экономически эффективных гигантов индустрии и даже целых высокоприбыльных отраслей (например, нефте - газодобыча и переработка).

Важное место занимают две первые стадии приватизации. " Ваучерная", связанная с оборотом приватизационных чеков, в частности, с завладением ими при помощи злоупотребления доверием, обмана, вымогательства, угроз гражданам со стороны фиктивных коммерческих структур, которые чаще всего были криминальными. " Денежная", сопровождавшаяся продажей предприятий и иных объектов государственной и муниципальной собственности, в ходе которой также наблюдалось массовое совершение правонарушений. Типичными стали нарушения правил аукционов и конкурсов, занижение балансовой стоимости приватизируемых объектов, сговор участников торгов, участие в них подставных лиц, дача и получение взяток и т.д. Сложившаяся ситуация позволила прийти в производственную сферу недобросовестным предпринимателям и представителям криминала. Основной целью " новых" хозяйственников стало не реформирование отечественной экономики и ее развитие, как заявляли отечественные реформаторы, а скорейшее получение наживы. Кроме того, для многих и ныне действующих экономических субъектов это послужило хорошей стартовой площадкой для создания монополии в экономике и преследования корпоративных интересов.

Коррупция представляет мощное препятствие на пути декриминализации экономических отношений и цивилизованного проведения экономических реформ выступает коррупция. По данным исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, наиболее высок уровень коррупции в судах общей юрисдикции и арбитражных, - что связано с рассмотрением большого количества дел экономического характера, в которых представлены интересы бизнеса. Коррупция на высших уровнях государственного управления проявляется в таких опасных формах как купля - продажа министерских должностей (их «цена» составляет от 2 до 6 млн. долларов). По данным фонда «ИНДЕМ» (Информатика за демократию), за период с 2001 по 2005гг. емкость коррупционного рынка в России возросла с 33, 5 до 316 млрд. долларов. Емкость деловой коррупции по отношению к доходам федерального бюджета составила, соответственно, 0, 66 и 2, 66. Средний размер взятки, получаемой чиновниками от представителей бизнеса, возрос с 10, 2 тысяч до 135, 8 тысяч долларов[104].

Спекулятивный характер экономики, сформировавший такую модель российской экономики, которая по своей природе не может успешно решать ни внутренние задачи (гарантировать экономическую безопасность нации, выход из кризиса и экономический рост, принципиальное улучшение жизненного уровня населения и др.), ни задачи внешнего порядка (обеспечить реальную интеграцию в мировую экономику, конкурентоспособность российских товаров на международных рынках и т.д.). Эта модель воспроизводит свойственный ей высокий уровень криминализации экономических отношений, стимулирует преимущественно лишь спекулятивный интерес в бизнесе и подавляет развитие реального сектора экономики, углубляет социальные противоречия. В итоге государство в сфере экономики действует в целом неэффективно, поскольку не обеспечивает таких важнейших общественных благ, как законность, правопорядок, юстиция, безопасность и т.п. Более того, государство утратило монополию на предоставление таких благ. Его место заняли негосударственные, а часто и криминальные структуры, которые по своим понятиям и нормам обеспечивают безопасность бизнеса, в качестве третейских посредников разрешают хозяйственные споры, " наказывают" виновных и др. Создание государственной политикой (вольно или невольно) условия для успешной деятельности предпринимателей - перекупщиков, спекулянтов и просто мошенников, привело в то же время к установлению таких преград на пути производственного предпринимательства, которые делают его если не невозможным, то крайне затруднительным.

Нестабильность уголовной политики в борьбе с преступностью в сфере экономики, породившая в течение, например, 1986-1998гг. несколько новых приоритетов уголовно-правовой защиты в сфере экономики и новых экономических преступников.

Основное внимание в борьбе с экономической преступностью в России правоохранительные органы уделяют выявлению и раскрытию традиционных преступлений, некоторые из которых совершались еще в начале реформирования советской экономики. Самые же опасные виды экономических преступлений вне поля досягаемости правоохранительных структур.

По мнению многих специалистов изменения, внесенные в УК РФ Федеральными законами № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года, №420 от 7 декабря 2011 года значительно ослабили контроль над экономической преступностью в стране. Достаточно сказать, что в 2003 году произошел отказ от института конфискации имущества, о замене уголовного наказания, связанного с лишением свободы, штрафами (незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем и др.). Анализ статей УК РФ по экономическим преступлениям показывает, что максимальные сроки лишения свободы, если все же наказание связано с лишением свободы, по многим статьям составляют не более пяти лет. Такие преступления в соответствии с УК РФ относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести, что позволяет судьям применять к преступникам условное осуждение. Нетрудно усмотреть в этом лоббирование интересов определённых крупных предпринимательских кругов. В данном случае можно говорить о попрании публичного интереса в угоду интересу частному, частно - корпоративному[105].

Факт довольно значительного участия женщин при совершении таких преступлений, как незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство (каждый пятый преступник этой категории - лицо женского пола), объясняется тем, что в условиях современной экономики именно женщины в первую очередь вытесняются с рынка труда. Ограничение возможности трудоустройства, а также снижение уровня благосостояния, неблагоприятные условия жизни увеличивают число женщин, стремящихся к самостоятельной активной деятельности и выбирающих новые модели экономического поведения. Однако существует много преград, препятствующих женскому предпринимательству: рэкет; высокий уровень криминализации бизнеса; нецивилизованная конкуренция; отсутствие ряда психологических качеств, необходимых для занятия предпринимательством (твердость, масштабность, способность рисковать; " мужской шовинизм"). Все это заставляет женщин " играть" по правилам, установленным в данной сфере общественных отношений.

Отсутствие политической воли в форме подлинной заинтересованности значительной части представителей государственного аппарата в эффективной борьбе с экономической преступностью, неадекватность системы государственного реагирования структуре и характеру преступлений.Экономическая преступность в современной России представляет собой масштабное явление, сопровождающее хозяйственное развитие страны с начала 90-х годов. Активная криминализация характерна, прежде всего, для сферы предпринимательства. Выявление и расследование таких преступлений требует высочайшего уровня квалификации, профессионального мастерства, значительных затрат и усилий. При этом существует большой недостаток в таких кадрах в правоохранительных органах. Привлечение к расследованию сложнейших экономических уголовных дел квалифицированных экспертов со стороны практически не проводится в связи с хроническим недостатком денежных средств. В результате латентность преступлений в сфере экономической деятельности достигает 95 %[106].

Несмотря на принимаемые меры, следует сказать о низкой результативности государственного контроля над экономической преступностью. Обусловлено это тем, что противодействие экономической преступности часто основано на анализе поверхностных, а не глубинных причин этой преступности. В частности отсутствие четко выраженного социального заказа на обеспечение эффективного противодействия преступной деятельности в сфере экономики. Это влечет вялотекущий процесс борьбы с ней. Следствием является недостаточность финансирования, материального и технического обеспечения правоохранительных структур; дефицит высококвалифицированных кадров (специалистов, способных расследовать сложнейшие преступления в сфере предпринимательства); значительный разрыв между законодательством и экономической реальностью и т.д.

Еще одним подтверждением неадекватности решений государственных структур состоянию экономической преступности, по нашему мнению, является сокращение и очередное реформирование МВД РФ.

Деформация правосознания и низкий уровень непосредственного участия населения в борьбе с преступлениями в сфере экономики. Это положение частично обусловлено разрушением ранее действовавшей системы непосредственного участия населения в борьбе с преступностью без одновременного формирования новой. Среди населения все больше проявляется своеобразное привыкание к преступности, как социальному явлению, отмечается " примирение" с ее существованием, если это не затрагивает и не ущемляет личные интересы, или наоборот, способствует их удовлетворению. Преступность рассматривается даже как определенный вид деятельности, приносящий доходы, удовлетворяющий определенные потребности.

Отсутствие государственной системы криминологического мониторинга экономики - непрерывного наблюдения, оценки и прогноза явлений, возникающих в экономике;

Отсутствие высокоэффективного механизма поиска за рубежом (прежде всего в оффшорных зонах) и возврата в Россию незаконно приобретённого (или) вывезенного имущества.

В отличие от многих других видов преступной деятельности предупреждение экономической преступности на ранних ее этапах порождает многочисленные проблемы, что влияет на его низкий положительный результат. Речь идет о закрытости экономической деятельности от социального контроля, о достаточно пассивной позиции в работе по выявлению экономических нарушений контролирующими органами.

В целом большинство криминальных проблем, по мнению специалистов, в экономике напрямую либо косвенно связано с порочностью сформированного национального хозяйственного механизма и слабостью государства. Для кардинального решения проблемы декриминализации российской экономики, подчинения ее принципам и нормам права, преобразования в цивилизованную необходимы не отдельные меры по улучшению положения в этой сфере, а принципиальное изменение экономической политики государства и замена основ хозяйственного механизма. Но для этого, повторим еще раз, необходима политическая воля.

Специалисты предлагают несколько направлений в предупреждении экономической преступности.

Жесткий социально - правовой контроль над экономической деятельностью юридических и физических лиц. Это направление реализуется путем издания федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства. Важную роль играют ведомственные правовые акты. Особое место в системе предупреждения экономических преступлений занимает государственный контроль за проведением разных форм приватизации государственной собственности, за предоставлением налоговых льгот отдельным организациям, за своевременным проведением аудиторских проверок экономической деятельности коммерческих предприятий, за производством, ввозом и продажей алкогольных напитков.

Социально-правовой контроль может быть обеспечен и зависит от эффективной деятельности таких государственных институтов, как Счётная палата, Министерство финансов, Центральный банк РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и др.

Изменение характера политики государства в сфере экономики от спекулятивно - торгового в сторону аграрно - промышленного. Это направление реализуется в настоящее время посредством заключения международных договоров об экономическом сотрудничестве, включения России в мировую экономику, реализации национального проекта «Агропромышленный комплекс», разработки программ инновационных технологий и их реализации. Например, таких программ как " Модернизация транспортной системы России", " Социальное развитие села", " Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" и т.д.

Важную роль в этом направлении принадлежит расширению доли малого и среднего бизнеса за счет сокращения поля деятельности монополий, предоставления им дополнительных льгот. В этом направлении большое значение имеет реализация Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» №981-1 от 22 марта 1991 года с последующими изменениями.

Борьба с коррупцией. В реализации этого направления важно противодействовать злоупотреблениям со стороны органов, участвующих в обеспечении контроля и надзора в различных сферах экономики. В этой связи большое значение имеет принятие Федерального закона от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)[107].

31 июля 2008 года принят Национальный план противодействия коррупции, на основании которого 25 декабря 2008 года принял ФЗ -273 «О противодействии коррупции».

Постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц. Разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с экономическими преступлениями.

Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в противодействии экономической преступности. В частности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, выполняющего функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации противодействия экономическим и коррупционным преступлениям. Основными задачами Управления являются:

- Обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;

- Осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;

- Документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

В противодействии экономической преступности велика роль органов, осуществляющих расследование уголовных дел по преступлениям в сфере экономической деятельности, в частности Следственного департамента МВД.

С 15 января 2011 года начал деятельность Следственный комитет России (СК РФ), созданный в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года №403 «О Следственном комитете Российской Федерации». В новом документе запрещено вмешательство в расследование со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ. В соответствии с законом руководители следственных органов и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве. Федеральный закон предоставляет сотрудникам СК право беспрепятственно входить куда им необходимо, например, на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления. То же разрешение распространяется и на другие предприятия и организации. Сотрудник СК может требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Следователь по закону имеет полное право беспрепятственно входить в помещения и на земельные участки, которые принадлежат и отдельным гражданам, когда к тому есть законные основания. В подследственность СК России входят преступления, совершенные гражданами с особым правовым статусом. Это судьи, следователи, адвокаты, депутаты. Кроме того, СК России будет заниматься преступлениями, которые совершают должностные лица. Новацией с 1 января 2011 года станет передача в подследственность СК и уголовных дел о налоговых преступлениях. До этого налоговые дела расследовали в министерстве внутренних дел.

Улучшение взаимодействия правоохранительных органов в противодействии экономической преступности. Это направление реализуется посредством проведения совместных мероприятий по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических преступлений. Важную роль в повышении взаимодействия правоохранительных органов играют координационные совещания под руководством Генеральной прокуратуры РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.