Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины индивидуального преступного поведения.






 

 

Совершение преступления свидетельствует о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако криминологов, изучающих причины преступности, интересует не только указанный акт сам по себе, но в большей степени предшествующие ему обстоятельства, приведшие к возникновению мотивов преступления, постановки целей, выбору средств, принятию решений и т.д. Эти обстоятельства в процессе их формирования не образуют состава преступления как завершённого акта, но их можно рассматривать как основные составляющие механизма преступного поведения.

Под этим термином следует понимать определенную последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков. В нем участвуют психические компоненты и состояния личности (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.).

Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления; планирование преступных действий; их реализацию. Преступления, совершенные в состоянии аффекта, обычно не содержат стадии планирования. В неосторожных преступлениях нередко отсутствует стадия мотивации.

Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника. Он не может существовать в отрыве от личности, потому, что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, являются процессами, происходящими в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий. Исходя из этого, можно сказать, что под причинами преступного поведения следует понимать определенные процессы и явления (психофизиологические и психологические), проходившие в сознании человека и породившие его антиобщественные взгляды и настроения.

Вместе с тем механизм преступного поведения тесно связан с окружающей внешней средой. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влияний, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. А исполнение преступления затрагивает эту среду самым непосредственным образом. Следовательно, в данном случае речь идет об условиях преступного поведения, под которыми следует понимать обстоятельства, находящиеся:

- В среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;

- В ситуациях, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации.

Механизм предумышленного преступления как наиболее полный включает три основных звена: 1) мотивацию преступного поведения; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.

Мотивация - ключевой элемент (звено) в механизме преступного поведения. Некоторые авторы, например, В.Д. Филимонов, считает, что мотивация " это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса" [35].

Мотивация формируется под воздействием внешних и внутренних побудительных стимулов, которые вызывают необходимость совершения того или иного поступка. Стимулами могут быть такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль, с точки зрения В.Н. Кудрявцева, в формировании мотивов преступного поведения играют потребности. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чём-либо. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальные потребности. При этом надо заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности:

1. Потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть (пища, одежда, безопасность, продолжение рода, жилище и т.п.);

2. Потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части, удовлетворение которых полезно и приятно, но отказ в их удовлетворении, как правило, может быть перенесен без трагических последствий (социальное общение, знания и др.);

3. Гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает;

4. Извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.)[36].

Формирование материальных потребностей тесно связано с условиями жизни людей и социально-экономической природой общественного строя. Как только рамки легальных возможностей для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и потребностей нормальной интенсификации сужаются, мы наблюдаем высокий уровень преступности. При этом резко увеличивается доля краж, грабежей, мошенничества и других «общедоступных» для большинства людей преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными) и извращенными потребностями. Стремление к сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению таможенного, налогового законодательства, к убийствам по найму. Пьянство, употребление наркотиков порождает не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.

Человеческая потребность, для того, чтобы породить мотив поведения, в том числе и преступного, должна актуализироваться, т.е. превратиться из скрытой, пассивной формы в активную. Стремление немедленно или быстро удовлетворить эту потребность возникает, как правило, под воздействием каких-либо внешних обстоятельств.

Потребности в социальном общении (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) нередко ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.). Потребность в самоутверждении становится более острой при её ущемлении.

В структуре механизма большую роль играет эмоциональное состояние личности: влечения, чувства и эмоции, под которыми следует понимать трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера[37].

Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний, например, страха, злобы, негодования, тщеславия, честолюбия, любви, мести, трусости, гнева и т.д. Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует нередко сразу же после появления образа желаемого объекта. Неслучайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах.

Потребности субъекта определяют его интересы, а впоследствии и мотивы деятельности.Поэтому интересы близки к потребностям и отличаются от них только тем, что включают осознание, как самой потребности, так и того пути, на котором их можно удовлетворить. Например, потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье.

Важную роль в формировании мотива преступления играет система ценностных ориентаций, на которую при определении линии своего поведения опирается человек. В ней одни ценности располагаются выше других, им отдаётся предпочтение. Это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления[38].

В качестве составных элементов ценностных ориентаций выступают нравственное и правовое сознание личности. У преступников они ослаблены и деформированы. Поэтому для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятие правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость. У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Планирование преступления осуществляется тогда, когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив (мотивы) преступления. На этом этапе оформляется замысел субъекта, и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность.

Планирование преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. Нужно знать обстановку, в которой лицо предполагает действовать; определить цель действий и их объект; применяемые средства и способы достижения цели; время и место действия; затраты (ресурсы); пути реализации достигнутых результатов. При этом субъект должен представлять себе возможности, которыми он располагает, прогнозировать ожидаемые трудности и вероятностные последствия своих действий, т.е. создать модель будущего поведения.

Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем виде оно включает три элемента: определение цели, выбор объекта посягательства и выбор средств достижения цели.

Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Принято выделять основную (при убийстве - лишение жизни); промежуточную (подобрать соучастников, выяснить образ жизни жертвы); конечную цели (получить квартиру). Достижение основной и конечной цели обычно, но не всегда, является одновременно и удовлетворением мотива преступления.

После и наряду с определением цели осуществляется выбор объекта посягательства (потерпевший или материальный предмет, на который направлены действия преступника). Характер объекта зависит главным образом (но не исключительно) от мотива преступления и основной цели преступника. Эта зависимость не является жесткой. При выборе объекта преступником учитывается: полезность (выгодность) для достижения поставленной цели; доступность объекта для данного лица; безопасность посягательства на этот объект.

С учётом указанных обстоятельств, профилактическая работа должна строиться так, чтобы затруднить доступ к возможным объектам преступных посягательств, повысить степень их защиты.

Завершающим элементом планирования является определение способов совершения преступления (средств достижения цели). К основным средствам достижения цели можно отнести:

- Действия вопреки существующим в обществе социальным институтам (различные виды насилия, хищения чужого имущества);

- Действия в обход социальных институтов (обман, разные формы уклонений от обязанностей и ответственности);

- Использование социальных институтов в своих целях (должностные преступления, коррупция)[39].

Выбор преступником определенного средства достижения цели (способа совершения преступления) зависит от следующих обстоятельств: эффективности данного средства достижения цели; относительной безопасности для преступника; умения (навыков) преступника; привычных стереотипов поведения.

Задача правоохранительных органов - повысить неопределённость и риск для правонарушителя, сделать ситуацию для него как можно менее предсказуемой.

Совершение преступления - последнее звено механизма преступного поведения. Тем не менее, и на этом этапе есть возможность пресечения преступления. Преступление нередко можно прервать, прекратить его совершение, задержать преступника и тем самым спасти жертву или сохранить имущество. Пресечение эффективно при продолжающемся и длящемся преступлении.

В этой связи необходимо указать несколько обстоятельств.

Во-первых, непосредственно перед совершением и в ходе совершения преступления преступник контролирует совпадение места, времени, обстоятельств совершения преступления, свои действия и действия соучастников, если таковые есть, обстоятельства внешней среды и т.д. Не соответствие или изменение вышеуказанных положений может не позволить преступнику достичь преступной цели или изменить направленность преступных действий.

Во-вторых, криминологическое значение имеет изучение особенностей межличностного взаимодействия преступника перед и во время совершения преступления. Межличностное взаимодействие характеризуется несколькими разновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект:

1. Взаимодействие преступника с соучастниками (групповая о организованная преступность). При такой форме возможности исполнителя существенно повышаются, осуществление намеченного плана становится более надёжным, а опасность для жертвы многократно возрастает;

2. Использование человека «в тёмную», т.е. без посвящения его в преступные планы (привлечение посторонних случайных лиц для перевозки наркотиков, совершения незаконных банковских операций и т.д.);

3. Взаимодействие преступника со своим ближайшим окружением. В зависимости от установок, системы ценностей, субкультуры этих людей такая деятельность одобряется, порицается или воспринимается нейтрально. Это важно для проведения профилактической работы и разоблачения преступника.

4. Помощь преступнику со стороны окружения. Она выражается в укрывательстве преступника, сокрытии похищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и в суде и т.д.

5. Взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления, например, с жертвой[40].

Действия преступника и результат преступления часто зависят не только от личностных особенностей, наклонностей и стремлений преступника, но и от поведения жертвы, которая своими неосторожными, антиобщественными и аморальными поступками может создать провоцирующую, благоприятную для преступника обстановку, облегчающую наступление преступного результата.

Знания о жертвах, их анализ и обобщение наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся преступным посягательствам.

Жертвы преступлений являются предметом криминологической виктимологии. В виктимологии используются понятия виктимность и виктимизация. Виктимность означает, во-первых, предрасположенность отдельных людей стать жертвой преступления. Во-вторых - неспособность общества и государства защитить своих граждан. Виктимизация означает наращивание опасности для людей стать жертвой преступления.

Как и будущий преступник, будущая жертва оценивает сложившуюся конкретную жизненную ситуацию и часто поступает в зависимости от результатов оценки, а также в силу своих взглядов и наклонностей, психологических и иных возможностей, она взаимодействует не только с будущим преступником, но и с другими элементами ситуации.

Действуя как активный элемент ситуации, жертва своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда и нежелательны для преступника. Жертва может быть и совершенно невиновной в возникновении криминогенной ситуации или виновной также, как преступник и даже больше. В связи с этим Уголовный кодекс РФ содержит несколько указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающих наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого (ст. ст. 61, 107, 113 УК РФ).

Исходя из поведения жертвы, можно выделить следующие ситуации предшествующие преступлению:

- Толчкового характера с негативным поведением жертвы, в которых действия жертвы носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления;

- Толчкового характера с позитивным поведением жертвы, в которых действия жертвы являются правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника;

- Когда поведение жертвы создает объективную возможность совершения преступления, хотя и не имеет толчкового характера (неосторожное или не критичное поведение жертвы);

- Когда действия жертвы направлены на причинение вреда самой себе, без непосредственного вмешательства другого лица (замкнутые);

- Когда поведение жертвы нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда.

Индивидуальная виктимность может зависеть, во-первых, от психологических и поведенческих особенностей личности. Психологическая предрасположенность стать жертвой преступления предполагает наличие таких качеств, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. Во-вторых, ролевой специфики и групповой принадлежности. Это относится к поведению лиц, которые становятся жертвами преступлений в силу своей профессиональной деятельности (профессиональная виктимность). Это и те, кто принадлежит к разным национальным, религиозным и иным социальным группам и может стать жертвой во время межнациональных, межрелигиозных (межконфессиональных) и других конфликтов.

Неспособность общества и государства защитить своих граждан - массовая виктимность или виктимность населения проявляется во многих количественных показателях преступности (коэффициент, погибшие в результате преступлений) и психологическом состоянии общества.

Виктимологическая профилактика - одно из важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия ориентированы не на преступника, а на жертву. Она может проводиться, как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и в отношении конкретных людей. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих виктимное поведение жертвы; установление лиц, составляющих группу криминального риска и проведение в отношении них предупредительных мер.

По мнению А.И.Алексеева мероприятия виктимологической профилактики могут быть сведены к двум основным группам. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, в которых существует или может возникнуть возможность причинения вреда: распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д. Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности: беседы, обучение приёмам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.

В механизме преступного поведения важную роль выполняет конкретная жизненная ситуация, под которой понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.

Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная жизненная ситуация разнообразны. Это может быть:

- Сравнительно длительное состояние (тяжёлая обстановка в семье);

- Кратковременное событие (конфликт с хулиганом на улице);

- Различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе (правовой нигилизм).

Ситуация может охватывать большие территории или ограничиваться квартирой. Продолжительность ситуации также различна: от нескольких секунд (дорожно-транспортное происшествие) до нескольких лет (конфликты на почве ревности).

В составе конкретной жизненной ситуации некоторые авторы выделяют предкриминальную ситуацию, под которой понимается совокупность внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествовавших преступлению и взаимодействующих с личными качествами субъекта, совершившего преступление. Предкриминальные ситуации разделяют на криминогенные - содержащие объективные предпосылки преступления; не криминогенные; нейтральные; препятствующие совершению преступления.

Среди предкриминальных ситуаций криминогенного характера выделяют ситуации:

- Создаваемые специально самими преступниками с целью облегчить совершение преступления;

- Создаваемые преступником, но не специально для совершения преступления, но детерминирующие его;

- Возникшие в результате действий других лиц;

- Возникшие в результате стечения случайных обстоятельств;

- Вызванные стихийными явлениями.

Важно отметить, что человек часто поступает в соответствии не с ситуацией в её объективном смысле, а в соответствии со своим представлением о ней. Поэтому ситуация часто служит для него поводом к совершению преступления, хотя на самом деле она не содержала никаких провоцирующих моментов.

Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера, взглядов, ценностных ориентаций. При этом некоторые авторы считают, что в подобных ситуациях человек волен поступать и поступает избирательно, руководствуясь нравственно-психологическими свойствами своего характера[41].

Этот факт говорит о том, что в механизме индивидуального поведения окончательную роль играют личностные свойства и качества. Поэтому, чем выше уровень нравственно-психологической деформации личности, тем меньше требуется давления конкретной ситуации.

Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль. Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступного поведения. Это встречается тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным путём (проблемная ситуация). Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная, приводящая чаще всего к насильственным преступлениям (ссора в семье, хулиганство, убийство из мести или на почве ревности и т.д.)[42]. Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей. Например, человек, испытывающий трудности в удовлетворении нормальных материальных потребностей, может выбрать различные пути для решения этой проблемы. При этом ситуация может быть как благоприятной для него, так и не благоприятной. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными (экономическое положение в стране или в отрасли хозяйства) и субъективными обстоятельствами (недостаток образования, безынициативность, сложное семейное положение и др.). Законных возможностей может вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещённые законом. Такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или вовсе недоступными. В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этом случае роль ситуации проявляется в ситуационных, предумышленных преступлениях, например, когда ссора уже происходит и мотив (месть, ревность) имеется, но не хватает последней капли для достижения цели (произнесенное неудачное слово, случайное оскорбление, косой взгляд). Эта последняя капля может расцениваться субъектом как повод для дальнейших действий[43]. В-четвёртых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.

Таким образом, в механизме противоправного поведения значительное место принадлежит конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем в этом взаимодействии первое место отводится личности, поскольку чаще всего она имеет возможность выбора законного пути решения своих проблем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.