Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 3. Понятие государства. Типы и формы государства






Сущность государства – это наиболее сложное понятие в юридической науке, которое раскрывается через выполняемые функции государства, его роль и социальное назначение. Сущность государства всегда указывает, чьим интересам служит данная политическая организация власти.

Принято различать классовое и общечеловеческое (общесоциальное) в сущности государства.

Классовый подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Такое государство осуществляет политику на основе эксплуатации, подавления, насилия, диктатуры, может прибегать к массовым репрессиям. Человек рассматривается как средство достижения интересов господствующей элиты. Классовое государство закрепляет на законодательном уровне имущественное (экономическое) и юридическое (в правах и обязанностях) неравенство. Такое государство неизбежно создает острую социальную напряженность, поскольку служит узкоклассовым интересам и при этом грубо игнорирует интересы бесправного большинства.

Общечеловеческий (общесоциальный) подход к пониманию сущности государства определяет государство как организацию политической власти общества, создающую условия для компромисса интересов различных классов, слоев и социальных групп. В этом случае государство выражает консолидированные интересы различных социальных групп и слоев населения в целях снятия социальной напряженности и достижения равновесия в обществе. Такое государство закрепляет юридическое равенство для всех граждан, создает равные «стартовые» возможности для развития человека и реализации его творческого потенциала. Человек рассматривается государством как цель всей его деятельности и как высшее благо. Государство развивает автономность личности и делает ее свободной. Такое государство выполняет служебную роль по отношению к обществу, используя наиболее демократические, гуманные методы руководства и управления.

Названные подходы к пониманию сущности государства выступают односторонними, поэтому в целях всестороннего рассмотрения государства одновременно должны учитываться классовое и общечеловеческое. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Государство – это суверенная политико-территориальная организация власти (социальный институт), обусловленная факторами общественной жизни, выполняющая задачи управления обществом через слой профессионально подготовленных людей (аппарат государства), тяготеющая к обеспечению задач классовой диктатуры, либо к выражению консолидированной воли людей, к обеспечению согласия и равновесия между различными социальными слоями и группами населения.

Признаки государства:

1. Территория – это пространство (сухопутное, водное, воздушное) находящееся в пределах государственных границ на которое распространяется власть (юрисдикция) конкретного государства;

2. Население, проживающее на территории государства объединенное институтом гражданства (подданства);

3. Аппарат управления, состоящий из органов законодательной, исполнительной и судебной властей и должностных лиц;

4. Материальные атрибуты – это тюрьмы и иные учреждения принудительного характера;

5. Суверенитет, указывающий на верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и ее независимость во внешнеполитической сфере (внешний суверенитет);

6. Символы – это герб, гимн, флаг;

7. Налоги – это обязательные денежные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц необходимые для содержания государственного аппарата и выполнения его функций;

8. Право – это система общеобязательных правил поведения установленных или санкционированных государством, выраженных в правовых актах, предназначенных регламентировать наиболее важные стороны общественной жизни.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Социальная власть – это отношения гос­подства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участ­вуют все субъекты политической системы.

Признаки государственной власти:

1. Публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2. Универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3. Верховенство – подчинение других видов со­циальной власти, кроме власти своего народа;

4. Легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5. Законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6. Легальность – юридическое оформление и устроение (конституирование) на основе норм права;

7. Легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т.д.).

Легальность и легитимность государственной власти – это ее основные характеристики.Легитимность и легальностьвласти – не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти со стороны народа, что является ее общественной (нравственной) оценкой.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

1. Рациональный, когда власть узаконена установленными демокра­тическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2. Идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3. Традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться;

4. Харизматический (персональный), когда власть основывается на вере народа в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные типы легитимности власти являются идеализированными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях развития каждого государства эти типы смешиваются при доминировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

Типология государства – это учение о подразделении государств на типы по определенному заданному критерию. В современной юридической литературе оформились два основных подхода к типологии государства. Это формационный и цивилизационный подход.

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). В его основе содержится учение об общественно-экономических формациях, которые и определяют типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Первые три типа – это эксплуататорские (формационные) государства. Их сущность состоит в господстве, подавлении, эксплуатации одного класса другим. Социалистическое государство – это антиэксплуататорское (неформационное) государство, являющееся исторически последним типом государства, который постепенно отомрет, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Цивилизационный подход (Тойнби, Ростоу). В его основе находятся такие факторы цивилизации как культура, религия, национальная самобытность. Таким образом, акцент делается не на материальные, а на культурные факторы развития общества.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные (древнеегипетская, шумерская, агейская и др.); особенные (индийская, китайская, православная и др.); современные цивилизации.

По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации:

1. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет). Они существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различий между светской и религиозной властью не проводилось;

2. Государства вторичных цивилизаций, в том числе Европейские государства. Они выступали в обществе как элемент подчиненный культурно-религиозной системе, но вместе с тем существовало отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

Наряду с приведенными основаниями типологии государства юридическая наука различает и другие. Например.

Собственно юридический подход (Г. В. Назаренко). В основе данной типологии находятся особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. В соответствии с этим подходом принято выделять:

1. Сословное государство, которое законодательно закрепляет и защищает неравное положение различных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия;

2. Современное представительное государство, которое формально закрепляет равноправие граждан, но фактически не способно гарантировать и обеспечить равенства для всех членов общества;

3. Цивилизованное государство. Представляет собой развитое, современное, культурное государство, которое не только закрепляет равноправие, но и обеспечивает его. Осуществляет с помощью системы социальных гарантий поддержку социально незащищенных слоев населения (безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д.).

По степени развитости государств (В. А. Четвернин) принято выделять:

1. Развитые государства – это государства с развитыми политико-правовыми характеристиками (правовые, демократические, социальные государства и т.д.);

2. Неразвитые государства – это государства с неразвитыми политико-правовыми характеристиками (этатистские, полицейские и т.д.).

Форма государства – это совокупность его признаков, показывающая порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма государства – сложная категория, предполагающая аналитическое определение ее составляющих. Обычно выделяют три автономных элемента: форму правления, форму государственно-территориального устройства и государственный (политический) режим.

Форма правления – это организация государственной власти, их структура, порядок их формирования, распределение компетенции, а также взаимодействие между собой.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, которую в государстве, в различных соотношениях, представляет глава государства, законодательная власть, а также правительство – центральное звено исполнительных, управленческих органов (при наличии третьей власти – судебной, органов правосудия, а также муниципального самоуправления). При характеристике формы государства должен быть получен ответ на вопрос, кто и как «правит» в государстве, т.е. осуществляет высшую власть.

Различают две основные формы правления – монархическую и республиканскую (гр. monarhia – единовластие).

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (князя, императора, герцога, короля, царя, шаха) и в большинстве случаев являющиеся пожизненной и передаваемой по наследству. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и конституционную (ограниченную) монархии.

Абсолютная (неограниченная) монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. (Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и др.). Монарх в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление. Основным признаком монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима.

Конституционная (ограниченная) монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая (двойственная) монархия (сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века, Иордания до реформ 90-х г.г. XX в., Марокко) – это такая форма правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Дуалистическая монархия возникает как выражение компромисса между монархом и народом.

В дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. назначает и смещает министров по своему усмотрению и несут пред ним ответственность). При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избрания народом представителей, который выражает интересы буржуазии и других слоев населения.

Парламентарная монархия (Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Великобритания) характеризуется тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Даже если монарх назначает министров, то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума доверия. В Великобритании нет никакой Конституции как единого правового акта, но действуют иные законы, ограничивающие власть королевы, почему и говорят, что «королева Англии царствует, но не правит». При такой форме правления монарх является главой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивая стабильность общества, выполняет представительские функции.

Республика (лат. respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом. В республиках государственная власть не обожествляется, в них господствует идея формального равенства всех граждан и их объединения в государстве, обеспечивающем компромиссы между различными интересами и порядок. Республика представлена следующими разновидностями:

Президентская республика (США, Филиппины, Мексика и т.д.) – это такая форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственным образом участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция и т.д.) – это такая форма правления, при которой парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью.

Полупрезидентская (смешанная) республика (Россия, Франция и т.д.) характеризуется смешением черт президентской и парламентской республик.

Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями. По форме административно-территориального устройства все государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства (Великобритания, Япония, Испания и др.) это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных администраций выбираются жителями соответствующей территории (Великобритания, Япония, Испания, Италия и др.). В централизованных государствах местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники.

Федеративное государство (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бразилия и др.) – сложное государство, представляющее собой неразрывный союз обособленных политико-территориальных образований (субъектов), наделенных определенным объемом государственной власти.

По способу образования субъектов различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации. В зависимости от правового положения субъектов все федерации подразделяются на: симметричные и асимметричные.

Конфедерация- –это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для достижения определенных целей политического, экономического или оборонного характера. Конфедерации, как правило, носят временный характер. Конфедеративный характер носили, например, союз северо-американских штатов (1781-1787гг.), преобразованный затем в федерацию, Швейцарский союз (1815-1848) и др.

Российская Федерация – это конституционно-организованная федерация, сформированная по территориальному и национально территориальному принципам. Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – свой устав законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Форма государственного (политического) режима – совокупность методов, способов, средств осуществления политической власти.

Основные виды государственного (политического) режима: демократический и антидемократический.

Демократический режим представляет собой режим осуществления государственной власти, система методов, способов и средств которого реально обеспечивает основные права и свободы человека.

Антидемократический режим представляет собой режим осуществления государственной власти, система методов, способов и средств которого реально не обеспечивает основные права и свободы человека. Разновидностями антидемократических режимов являются: тоталитарный (государственная власть характеризуется полным контролем над обществом и личностью) и авторитарный (государственная власть полностью сосредотачивается у одного лица либо группы лиц при отсутствии контроля со стороны населения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.