Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.






Правотворчество – это особый вид официальной организационно-правовой деятельности органов государства, должностных лиц, по полномочию государства объединения граждан, а также всего населения страны в порядке референдума, связанный с принятием, изменением, отменой нормативных правовых актов в целях совершенствования законодательства, результатом которого является формулирование законов и подзаконных правовых актов.

Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Виды принципов правотворчества:

1. Научность, т.к. в процессе подготовки нормативных правовых актов важно всесторонне научно исследовать социально-экономическую, политическую и иную си­туацию, объективные потребности развития общества, значимость рассматриваемой проблемы и эффективность предлагаемых мер ее решения и т.п.

2. Профессионализм, поскольку заниматься данным видом деятельности должны компетентные лица – это специально подготовленные юристы, а консультативную помощь им должны оказывать экономисты, историки, социологии, политологи другие специалисты.

3. Законность, которая означает, что данная деятельность должна осуществляться в рам­ках и на основе конституции, иных законов и подзаконных правовых актов государства.

4. Демократизм, который характеризует степень участия граждан в про­цессе управления государством и уровень развития институтов общества по реализации власти.

5. Гласность, которая означает открытость, «прозрачность» правотворчес­кого процесса для широкой общественности, нормальную циркуля­цию информации о происходящих нормотворческих изменениях.

6. Оперативность, которая предполагает своевременность издания нормативных правовых актов, в которых «нуждаются» реальные общественные отношения.

Правотворчество - богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.