Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало трудовой деятельности






В 1906 году Тынышпаев стал работать инженером на реконструкции Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу, принял активное участие в возведении моста из металлоконструкций вместо старого деревянного через рекуАмударью.

3 апреля 1907 избран в Государственную думу II созыва от коренного населения Семиреченской области. Прибыл в Санкт-Петербург 26 апреля 1907. Входил в Мусульманскую фракцию и Сибирскую группу. Член Аграрной комиссии. Выступал за примирение общегосударственных и казахских национальных интересов. 1 июня 1907 года председатель Совета министров России Пётр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом царя Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот). Тынышпаев вернулся из Санкт-Петербурга в Туркестанский край.

В 1907 году он участвовал в изыскательной экспедиции А. Голембиевского по изучению трассы будущей Туркестано-Сибирской магистрали на юге, от станции Арысь до реки Или.

С 1907 по 1910 год работал инженером особых поручений на строительстве железной дороги Ашхабад — Ташкент.

С 1911 года Мухамеджан Тынышпаев работал начальником отдела, а затем главным инженером железнодорожного строительства участка Урсатьевская — Андижан.

В 1914 году он перешёл работать на строительство южной части Семиреченской дороги (начало Турксиба), где был начальником небольшого участка железнодорожной линии, а затем главным инженером линии от Арыси до Аулие-Аты (ныне Тараз).

В 1916 году участвовал в восстании казахского населения в Степном крае; был арестован

После февральской революции 1917 года в апреле по решению Временного правительства для решения на местах вопросов управления Туркестанским краем в Ташкенте был создан Туркестанский комитет, куда был включен и Мухамеджан Тынышпаев, как бывший член 2-й Государственной Думы России. В июле 1917 года Тынышпаев, как делегат от Семиреченской области, участвовал в I Всекиргизском съезде в Оренбурге и выдвинут в число делегатов на Всероссийское учредительное собрание. В конце 1917 года был избран в него в Семиреченском избирательном округе по списку № 2 (блок социалистов)[5]. В ноябре 1917 года он был избран в Коканде премьер-министром Туркестанской автономии, но в связи с расхождением взглядов с избранным министром иностранных дел Мустафой Чокаем он покинул свой пост и уехал в Ташкент, уступив тому своё место. Чокай, как премьер Туркестанской автономии, участвовал в декабре 1917 года во II Общекиргизском съезде вОренбурге, где была провозглашена Алашская (Казахская) автономия, и вошёл в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов.

В январе 1927 года по настоятельному предложению Турара Рыскулова он был включен в Комитет содействия строительству Турксиба, созданный в декабре 1926 года. Тынышпаев принимал активное участие в подготовке «агентов эксплуатации дороги», по его инициативе были созданы курсы, на которых обучались 60 молодых казахов. Занимался разработкой проекта (известен как Чокпарский вариант) прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году настоял на Балхашском варианте трассы в противовес Лепсинскому, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги. Работал над исправлением ошибки инженера-проектировщика строительства станции Алма-Ата-I[1].

В сентябре 1929 года начальник строительства Турксиба В. С. Шатов издал указ об образовании в составе производственного отдела Турксиба особой службы — части пути, начальником которой был назначен Мухамеджан Тынышпаев. В апреле 1930 года он вновь женился на Амине Шейх-Али — племяннице своего старого друга Дауда Шейх-Али. Амина Шейх-Али сопровождала свою родственницу Магипарваз Шейх-Али (жену генерал-майора Махмуда Шейх-Али, в девичестве Алкину) в поездке из Уфы в Алма-Ату, которая в конце декабря 1929 г. была предупреждена сотрудником ОГПУ о готовящемся аресте и была вынуждена уехать из Уфы. 3 августа 1930 года Мухамеджан Тынышпаев был арестован по доносу, но после долгого следствия преступных улик не было обнаружено. При следующем аресте Тынышпаеву было предъявлено обвинение за события 1917 года, когда он короткое время был премьер-министром Туркестанской автономии, и 20 апреля 1932 года тройка при ПП ОГПУ определила ему 5 лет ссылки в Воронеже. Под надзором он работал в техотделе Управления постройки новой железной дороги Москва — Донецк. После возвращения из ссылки в 1936 году он поехал на строительство железной дороги Кандагач —Гурьев, где он сильно простудился, заболел, после чего вернулся в Ташкент[1]. Опасаясь нового ареста, Тынышпаев отправил жену Амину с пятилетним сыном Давлетом к её родственникам в Уфу, где по настоянию Тынышпаева она дала сыну свою фамилию — Шейх-Али.

21 ноября 1937 года он был вновь арестован, как бывший член «Алаш Орды» и как «враг народа» расстрелян. 29 сентября 1959 года Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР, а в феврале 1970 года — Прокуратурой СССР и Военным прокурором Туркестанского Военного округа[1].

Память

В Центральном музее железнодорожного транспорта Казахстана первому казаху инженеру-железнодорожнику Мухамеджану Тынышпаеву посвящён отдельный раздел, где собраны многочисленные документы, фотографии, ряд публикаций в прессе, имеется лента документального фильма, снятого сыном Мухамеджана Тынышпаева — Искандером в годы его обучения во ВГИКе.

В Алматы в честь Мухамеджана Тынышпаева была переименована улица в Турксибском районе. На доме, где он проживал, установлена мемориальная доска.

Имя Тынышпаева было присвоено Казахской академии транспорта и коммуникаций, в которой 13 сентября 2000 года был установлен его бюст.

В городе Сарканде установлен памятник М. Тынышпаеву (2007).

В городе Астане в районе железнодорожного вокзала также есть улица, носящая им

Алексей       Асафов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.